ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2877
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По рекомендации близких ему людей, ранее переболевших острым бронхитом с последующим аналогичным осложнением, он стал принимать препарат атровент по 1 таб. 2-3 раза в день. Дыхание стало облегчаться, но одновременно ухудшилось самочувствие, связанное с возникающей болью в области сердца. В этой связи больной обратился к врачу. Врач объяснил причину возникшего осложнения от приема атровента и предложил другой препарат.
Какое объяснение дал врач больному? Из какой фармакологической группы был предложен препарат вместо атровента?
Эталон ответа:
ЗАДАНИЕ 15
Вопрос: проведите коррекцию предложенных рецептов, отметьте их фармакологические свойства, и объясните, насколько возможно одновременное применение выписанных препаратов?
Rp: Sol. Chinidini sulfatis 0,5% 1 ml
D.t.d. № 10 in amp.
S.: внутримышечно по 1 мл 1 раз в день.
Rp: Tab. Verapamili 0,4 № 10
D. S.: по 1 таб. 2-3 раза в день.
Эталон ответа:
ЗАДАНИЕ 16
При острой боли в сердце больной принял таблетку валидола, запив её водой. Через 15 минут боль в сердце не уменьшилась. Объясните причину, дайте рекомендации по рациональному применению препарата.
Эталон ответа:
Итоговая контрольная работа (рецептура и фармакологическая характеристика препаратов):
Нитроглицерин (сустак) | Ивабрадин (кораксан) |
Изосорбида динитрат (нитросорбид) | Дипиридамол (курантил) |
Верапамил (изоптин) | Валидол |
Никорандил | Триметазидин (предуктал) |
Мельдоний (милдронат, кардионат) Небиволол (небилет) Корвалол Пентаэритритила тетранитрат (эринит) | Бисопролол (конкор) Амлодипин (норваск) Инозин (рибоксин) Изосорбида мононитрат (моночинкве) |
Учебно-материальное обеспечение занятия:
-
Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы); -
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры); -
Справочная литература; -
Индивидуальные задания (тесты для компьютерного тестирования, ситуационные задачи для самостоятельной работы, варианты заданий для письменной итоговой контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература
а) основная:
-
Фармакология: учебник/ под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. – 4 – е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2010. -
Харкевич, Д. А. Фармакология: учебник/ Д.А. Харкевич. – 10-е изд., испр., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. -
Машковский, М. Д. Лекарственные средства/ М. Д. Машковский. – М., 2010. – 1216 с.
б) дополнительная:
-
Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010. - с. 313 – 327. -
Клиническая фармакология с основами фармакотерапии. Под редакцией В.И. Петрова. М., Альянс Б. 2010, - С. -
Базисная и клиническая фармакология. Б.Г. Каткунг. Т.1 и 2, 1998 г., - С. -
Государственный реестр лекарственных средств, 2008 г., - С. -
Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России).
М., 2008 г., - С…
Электронные базы данных:
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
- http://grls.rosminzdrav.ru/
Занятие № 26
Тема: «Лекарственные средства, влияющие на артериальное давление. Диуретики»
Актуальность темы:
Одними из наиболее частых заболеваний сердечно-сосудистой системы являются гипертоническая болезнь и артериальная гипотензия. Они являются самостоятельной нозологической единицей и довольно часто сопровождают и осложняют течение других сердечно-сосудистых заболеваний, что нередко приводит к неблагоприятным последствиям. Одним из симптомов сердечно-сосудистой патологии являются отеки. Поэтому в комплексной терапии ССЗ применяются диуретики. Они снижают ОЦК, убирают отеки любого происхождения как общие, так и органные, облегчают состояние больных, а порой спасают их. Знание фармакологии антигипертензивных, гипертензивных и диуретических лекарственных средств позволяет провизору давать правильные рекомендации врачам по вопросам замены отсутствующих препаратов, рационального их сочетания как между собой, так и с лекарственными средствами других фармакологических групп, что позволяет успешно осуществлять фармакотерапию гипертонической болезни и гипотензивных состояний.
Цель занятия:
Выработать у студентов умение ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств, проводить анализ выписанных врачом рецептов, оценивать действие препаратов при их применении и их рациональное использование при артериальных гипертензиях, острых и хронических гипертензивных состояниях.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию антигипертензивных, гипертензивных и диуретических средств;
- принципы антигипертензивного, гипертензивного и диуретического действия изучаемых препаратов;
- сравнительную характеристику препаратов;
- показания к применению;
- побочные эффекты изучаемых ЛС.
Уметь:
- проводить коррекцию рецептов на ЛС;
- определить оптимальность выписанной лекарственной формы;
- объяснить несовместимость выписанного лекарственного препарата с препаратами других фармакологических групп комплексного лечения;
- осуществить адекватную замену препарата в случае его отсутствия в аптеке.
Владеть:
- умением классифицировать антигипертензивные, гипертензивные и диуретические средства;
- знаниями по рациональному применению ЛС изучаемых групп с учетом особенностей препаратов и индивидуальных особенностей пациента;
- умением выписывать и корректировать рецепты на препараты, влияющие на артериальное давление;
- методами получения информации по препаратам, влияющим на АД.
План изучения темы:
-
Прослушать и законспектировать лекцию по теме «Лекарственные средства, влияющие на артериальное давление. Диуретики». -
Внеаудиторная самоподготовка: теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; выполнение письменной домашней работы. -
Лабораторное занятие по теме.
План лабораторного занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
| 5 мин |
- компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин 15 мин |
| 5 мин |
| 60 мин |
| 15 мин |
| 20 мин |
| 5 мин |
Содержание занятия:
-
Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин). -
Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин) и экспресс - опрос всех студентов по основным вопросам темы (15 мин). -
Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин). -
Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы с использованием наглядных пособий (60 мин). -
Письменное решение ситуационных задач в тетрадях. Оценка выполненной работы. Проверка выполнения домашнего задания, конспекта лекций (15 мин). -
Выполнение студентами письменной итоговой контрольной работы (написание рецептов и фармакологической характеристики ЛС). Проверка контрольной работы (20 мин). -
Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов, проверке внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Выставление оценок. Домашнее задание к следующему занятию (5 мин).
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
-
Какие органы поддерживают уровень АД? -
При повышении тонуса артериол как изменится показатель АД? -
Как изменится АД при повышении тонуса симпатических нервов? -
Какая основная причина гипертонической болезни? -
Какие причины симптоматических гипертензий? -
На какой стадии ГБ рекомендуется назначать диуретики? -
Какой механизм антигипертензивного действия у клофелина? -
Какие препараты для лечения ГБ являются препаратами выбора? -
Какой побочный эффект у фуросемида? -
Какой диуретик является антагонистом гормона альдостерона, не выводит К+? -
Его синонимы? -
Какой диуретик является оптимальным для больных ХСН? -
Как изменяют АД дофамин, ангиотензинамид, мезатон? -
На какой стадии ГБ седативные препараты являются основными? -
Синоним метилдофа? -
Основной механизм действия допегита? -
Какой механизм действия у моксонидина? -
К какой подгруппе антигипертензивных средств относятся празозин, доксазозин, теразозин? -
Назвать препараты из группы симпатолитиков? -
К какой группе веществ по химической структуре относится дофамин? -
Какие рецепторы стимулирует дофамин? -
Основное показание к применению дофамина? -
Антигипертензивный препарат, ингибитор фермента карбоксипептидазы? -
Механизм действия эналаприла, периндоприла, фозиноприла? -
Какие рецепторы блокируют вальсартан, ирбесартан? -
Какие антигипертензивные средства используются наиболее часто при гипертоническом кризе?