ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2838
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Активность препаратов инсулина определяется биологическим путем и выражается в единицах действия. Применяется инсулин только парентерально (подкожно, внутримышечно и внутривенно), поскольку, являясь пептидом, разрушается в ЖКТ. Подвергаясь протеолизу в системном кровотоке, инсулин имеет невысокую продолжительность действия, в связи с чем, были созданы препараты инсулина пролонгированного действия. Их получают методом преципитации инсулина с протамином (иногда в присутствии ионов Zn, для стабилизации пространственной структуры молекул инсулина). В результате получается либо аморфный солид, либо относительно малорастворимые кристаллы. При введении под кожу такие формы обеспечивают эффект депо, медленно высвобождая инсулин в системный кровоток. С физико-химической точки зрения пролонгированные формы инсулина являются суспензиями, что служит препятствием к их внутривенному введению. Одним из недостатков пролонгированных форм инсулина является длительный латентный период, поэтому иногда их комбинируют с не-пролонгированными препаратами инсулина. Такая комбинация обеспечивает быстрое развитие эффекта и его достаточную продолжительность.
6. Данные препараты внутрь не применяются, так как расщепляются ферментами, внутривенное введение не приемлемо).
Итоговая контрольная работа (рецептура и фармакологическая характеристика препаратов):
№ | ЛС, форма выпуска | Рецепт | Механизм действия | Показания к назначению | Побочные эффекты | Противопо-казания |
1 | | | | | | |
Список ЛС:
-
Окситоцин -
Кальцитонин (миакальцик) -
Мелатонин (мелаксен) -
Гонадотропин хорионический -
Инсулин растворимый человеческий генно-инженерный (хумулин, актрапид НМ, протафан) -
Глибенкламид (манинил) -
Гликлазид (диабетон) -
Метформин (глюкофаж, глиформин, сиофор) -
Пиоглитазон (актос) -
Акарбоза (глюкобай) -
Адиурекрин.
Учебно-материальное обеспечение занятия:
-
Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы); -
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры); -
Справочная литература; -
Индивидуальные задания (тесты, ситуационные задачи, варианты заданий для письменной контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
-
Фармакология: учебник/ под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. – 4 – е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – С. 559-593. -
Харкевич, Д. А. Фармакология: учебник/ Д.А. Харкевич. – 10-е изд., испр., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 435 – 463.
б) дополнительная:
-
Электронная база данных «Консультант студента».
Учебники:
1.1. Фармакология: руководство к лабораторным занятиям: учебное пособие/ Р.Н. Аляутдин [и др.]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – С. 274 – 282.
1.2. Фармакология: руководство к лабораторным занятиям/ Д.А. Харкевич [и др.]. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 488 с.
-
Машковский, М.Д. Лекарственные средства/ М.Д. Машковский. – 16-е изд., перераб., испр. и доп. – М.: Издатель Умеренков, 2010. – 1216с. -
Государственный реестр лекарственных средств. – М., 2011.
Электронные базы данных:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
-http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 31
Тема: «Гормональные лекарственные средства стероидной структуры. Анаболики. Контрацептивы. Лекарственные средства, регулирующие функцию матки»
Актуальность темы:
Гормоны - биологически активные вещества, которые выделяются железами внутренней или смешанной секреции непосредственно в кровь или в тканевую жидкость и с током крови разносятся по всему организму. Главные функции гормонов: гуморальная регуляция обмена веществ и других процессов жизнедеятельности в основном путем их воздействия на активность ферментов, обмен витаминов, на рост тканей и всего организма в целом, на активность генов, на формирование пола и размножение, на приспособленность к среде обитания, на поддержание постоянства внутренней среды организма. Поэтому нарушения со стороны эндокринной системы приводят к развитию патологического процесса, на который можно влиять путем введения гормональных (при гипофункции) или антигормональных препаратов (при гиперфункции). Значительное место занимает фармакотерапия гормональными и антигормональными средствами в лечении онкологических заболеваний.
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение обосновывать рациональное применение гормональных ЛС полипептидной и аминокислотной структуры, а также антигормональных ЛС.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию гормональных ЛС;
- основные показания к назначению;
- характерные побочные эффекты;
- правила назначения гормональных ЛС.
Уметь:
- оформлять рецепты на латинском языке на различные лекарственные формы; |
- уметь проводить сравнительный фармакологический анализ гормональных препаратов; |
- уметь проводить коррекцию рецепта; |
- уметь дать рекомендации врачу и больному по коррекции режима дозирования на основании фармакокинетических и фармакодинамических особенностей назначенного препарата; |
- уметь обосновывать применение комбинации лекарственных препаратов и разъяснять больным особенности приема препаратов при их совместном применении; |
- уметь ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств, информировать врача о каждой новой возможности адекватной замены. |
Владеть:
- навыками подбора аналогичного препарата;
- методами получения информации о результатах совместного применения ЛС;
- способностью подобрать лекарственное средство и путь введения в зависимости от конкретной ситуации.
План изучения темы:
-
Лекция по теме: «Гормональные лекарственные средства стероидной структуры. Анаболики. Контрацептивы. Лекарственные средства, регулирующие функции матки». -
Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; письменная домашняя работа); -
Лабораторное занятие по теме.
План лабораторного занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
| 5 мин |
- компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин 15 мин |
| 5 мин |
| 60 мин |
Проверка домашнего задания и конспекта лекций | 15 мин |
| 20 мин |
| 5 мин |
Содержание занятия:
-
Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин). -
Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин) и экспресс - опрос всех студентов по основным вопросам темы (15 мин). -
Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин). -
Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы с использованием наглядных пособий (60 мин). -
Письменное решение ситуационных задач в тетрадях. Оценка выполненной работы. Проверка выполнения домашнего задания, конспекта лекций (15 мин). -
Выполнение студентами письменной итоговой контрольной работы (написание рецептов и фармакологической характеристики ЛС). Проверка контрольной работы (20 мин). -
Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов, проверке внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Выставление оценок. Домашнее задание к следующему занятию (5 мин).
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
-
Какие типы гормонов вырабатываются в корковом слое надпочечников? -
Продукция глюкокортикоидов и андрогенов контролируется?……………………., а продукция альдостерона?.................. -
Самым активным андрогеном является? -
Какой гормон вырабатывается в желтом теле? -
Какие побочные эффекты могут возникнуть при приеме контрацептивов, содержащих большие дозы эстрогенов? -
С какой целью женщинам с климактерическим синдромом назначают эстрагенные препараты? -
Перечислите фармакологические эффекты глюкокортикоидов? -
Какие основные показания к назначению глюкокортикоидов? -
Перечислить симптомы ятрогенного синдрома Иценко-Кушинга? -
Перечислите эффекты, характерные для минералокортикоидов? -
Как называются ЛС, повышающие сократимость миометрия? -
Как называются ЛС, снижающие сократимость миометрия? -
Бета2-адреномиметики? -
При каком заболевании минералокортикоиды принимаются как препараты заместительной терапии? -
Перечислите органы – мишени андрогенов? -
Назовите фармакологическую группу лекарственных средств, применяемую при хронической коронарной недостаточности, инфаркте миокарда, язвенной болезни желудка, переломе костей, прогрессирующей мышечной дистрофии и заболеваниях, сопровождающихся потерей белка? -
Что такое мини-пили? -
В чем состоит отличие трехфазных контрацептивов от двухфазных?