ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2941
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ответ:
Вопрос: Приведете примеры наркотических анальгетиков, которые используются при следующих патологиях:
-
инфаркт миокарда -
ожоги -
невралгии -
спастические боли -
обезболивание родов и у новорожденных -
онкологические заболевания
Ответ:
Итоговая контрольная работа (рецептура и фармакологическая характеристика препаратов):
-
Морфин -
Омнопон (кодеин + морфин + носкапин + папаверин + тебаин) -
Тримеперидин (промедол) -
Фентанил -
Налоксон -
Бупренорфин (бутранал, транстек) -
Метамизол натрия (анальгин) -
Парацетамол -
Ацетилсалициловая кислота (аспирин) -
Ибупрофен (нурофен) -
Индометацин -
Диклофенак (вольтарен, ортофен) -
Нимесулид (найз, нимесил) -
Мелоксикам (мовасин, мовалис) -
Целекоксиб (целебрекс) -
Преднизолон -
Триамцинолон (кеналог).
Учебно-материальное обеспечение занятия:
1. Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы);
2. Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры);
3. Справочная литература;
4. Индивидуальные задания (тесты, ситуационные задачи, варианты заданий для письменной контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
1. Фармакология: учебник / под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 832 с.
2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства/ М.Д. Машковский. - М., 2010. – 1216 с.
3. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для студентов вузов/Д.А. Харкевич. - М., 2008. – 742 с.
б) дополнительная:
1. Венгеровский, А. И. Лекции для врачей и провизоров: учеб. пособие/ А.И. Венгеровский. – 3-е изд. перераб. и доп. - М.:ИФ «Физико-математическая литература», 2007. – С. 291 - 329.
2. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии: учебник для вузов/ под ред. проф. М.Д. Гаевого и проф. В.И. Петрова. – 3-е изд, испр. и доп. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ» «Феникс», 2010. – С. 84 – 85 547 – 563 734 - 736.
Электронные базы данных:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 30
Тема: «Гормональные лекарственные средства полипептидной и аминокислотной структуры. Антигормональные лекарственные средства»
Актуальность темы:
Гормоны - биологически активные вещества, которые выделяются железами внутренней или смешанной секреции непосредственно в кровь или в тканевую жидкость и с током крови разносятся по всему организму. Главные функции гормонов: гуморальная регуляция обмена веществ и других процессов жизнедеятельности в основном путем их воздействия на активность ферментов, обмен витаминов, на рост тканей и всего организма в целом, на активность генов, на формирование пола и размножение, на приспособленность к среде обитания, на поддержание постоянства внутренней среды организма. Поэтому нарушения со стороны эндокринной системы приводят к развитию патологического процесса, на который можно влиять путем введения гормональных (при гипофункции) или антигормональных препаратов (при гиперфункции). Значительное место занимает фармакотерапия гормональными и антигормональными средствами в лечении онкологических заболеваний.
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение обосновывать рациональное применение гормональных ЛС полипептидной и аминокислотной структуры, а также антигормональных ЛС.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию гормональных ЛС;
- основные показания к назначению;
- характерные побочные эффекты;
- правила назначения гормональных ЛС.
Уметь:
- оформлять рецепты на латинском языке на различные лекарственные формы; |
- уметь проводить сравнительный фармакологический анализ гормональных препаратов; |
- уметь проводить коррекцию рецепта; |
- уметь дать рекомендации врачу и больному по коррекции режима дозирования на основании фармакокинетических и фармакодинамических особенностей назначенного препарата; |
- уметь обосновывать применение комбинации лекарственных препаратов и разъяснять больным особенности приема препаратов при их совместном применении; |
- уметь ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств, информировать врача о каждой новой возможности адекватной замены. |
Владеть:
- навыками подбора аналогичного препарата;
- методами получения информации о результатах совместного применения ЛС;
- способностью подобрать лекарственное средство и путь введения в зависимости от конкретной ситуации.
План изучения темы:
-
Лекция по теме: «Гормональные лекарственные средства полипептидной и аминокислотной структуры. Антигормональные лекарственные средства». -
Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; письменная домашняя работа); -
Лабораторное занятие по теме.
План лабораторного занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
| 5 мин |
- компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин 15 мин |
| 5 мин |
| 60 мин |
Проверка домашнего задания и конспекта лекций | 15 мин |
| 20 мин |
| 5 мин |
Содержание занятия:
-
Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин). -
Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин) и экспресс - опрос всех студентов по основным вопросам темы (15 мин). -
Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин). -
Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы с использованием наглядных пособий (60 мин). -
Письменное решение ситуационных задач в тетрадях. Оценка выполненной работы. Проверка выполнения домашнего задания, конспекта лекций (15 мин). -
Выполнение студентами письменной итоговой контрольной работы (написание рецептов и фармакологической характеристики ЛС). Проверка контрольной работы (20 мин). -
Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов, проверке внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Выставление оценок. Домашнее задание к следующему занятию (5 мин).
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
-
Наука, изучающая развитие, строение и функцию желез, вырабатывающих гормоны, а также механизм их синтеза, влияния на организм, называется? -
Какими путями происходит регулирование синтеза и секреции гормонов эндокринными железами? -
В чем заключается «механизм обратной связи гормональной секреции»? -
От каких факторов зависит выделение гормонов? -
С чего начинается начальный этап действия гормонов? -
Назовите главную железу внутренней секреции, вырабатывающую ряд пептидных гормонов, непосредственно регулирующих функцию периферических желез? -
Назовите основной природный источник йода? -
Какой вид фармакотерапии применяется при лечении всех форм гипотиреоза? -
Укажите источник получения препарата тиреоидин? -
Назовите комбинированные препараты, применяемые при гипотиреозе? -
Назовите основной синтетический препарат, - гормон щитовидной железы? -
Назовите основные гормоны, которые регулируют метаболизм кальция? -
Из каких типов клеток состоят островки Лангерганса и что они вырабатывают? -
Назовите самый мощный стимулятор секреции инсулина? -
Назовите инсулинзависимые ткани? -
Как влияет инсулин на углеводный обмен? -
Как по химическому составу делят пероральные сахаропонижающие препараты? -
Каков механизм действия производных сульфонилмочевины? -
Назовите препараты группы бигуаниды? -
Механизм сахаропонижающего действия бигуанидов? -
Какой препарат назначают больным сахарным диабетом при резистентности к пероральным сахароснижающим средствам? -
Что понимают под абсолютной инсулиновой недостаточностью? -
Что понимают под относительной инсулиновой недостаточностью? -
Что понимают под термином «гликомодуляция»?
Основные вопросы темы:
-
Гормональные препараты: определение, классификация, общая фармакологическая характеристика. -
Препараты гормонов гипофиза и гипоталамуса. Механизм действия. Особенность назначения. Пути введения. Форма выпуска. Побочные эффекты и противопоказания. -
Препараты гормонов эпифиза: мелатонин (мелаксен). Механизм действия. Особенность назначения как снотворного ЛС. Пути введения. Побочные эффекты и противопоказания. -
Препараты гормона паращитовидных желез: кальцитрин и миокальцик. Источники получения. Механизм действия. Особенность назначения. Пути введения. Форма выпуска. Побочные эффекты и противопоказания. -
Препараты гормонов щитовидной железы природного и синтетического происхождения. Их сравнительная характеристика. Фармакологические эффекты препаратов. Показания к назначению. Выбор дозы. Форма выпуска. Побочные эффекты и противопоказания. -
Антитиреоидные средства: сравнительная фармакологическая характеристика. -
Классификация антидиабетических ЛС. Понятие о сахарном диабете I и II типа. Препараты инсулина. Классификация по видовому признаку, степени очистки и фармакокинетическим параметрам. Фармакологические эффекты инсулина, механизм действия. Особенности назначения. Осложнения инсулинотерапии, меры помощи и профилактики. Фармакокинетические и фармакодинамические достоинства прандиальных и постабсорбционных инсулинов (на примере инсулина аспарта и инсулина гларгина).
8. Классификация пероральных сахароснижающих средств по химической структуре,основные представители каждой подгруппы и механизм реализации гипогликемического действия. Показания к применению. Достоинства производных сульфонилмочевины (ПСМ) II - III поколений по сравнению с ПСМ I поколения. Фармакологическая характеристика основных пероральных гипогликемических ЛС: глибенкламид (манинил, глюкобене), гликлазид (диабетон), натеглинид (старликс) метформин (глюкофаж, глюкофаг, глиформин, сиофор), пиоглитазон (актос), акарбоза (глюкобай), механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочное действие. Растительные гипогликемические ЛС побеги черники, сбор «Арфазетин».
Самостоятельная работа: