Файл: Пятигорский медикофармацевтический институт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 2964

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Факторы, влияющие на всасывание и действие инсулина

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

10. Выписать 50 г мази «Бом-Бенге» («Bom-Benge»). Назначать для втирания в область суставов.

Содержание занятия

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

4 ЛЕКЦИЯ № 4Фармакодинамика. Эффекты ЛС при повторном и совместном применении. Виды фармакотерапии. Побочное действие ЛС.Повторное применение ЛВ. Эффекты, наблюдаемые при повторном приеме ЛВ:Возможные эффекты лекарственных средств: ожидаемая фармакологическая реакция; гиперчувствительность; идиосинкразия; толерантность; тахифилаксия.«МИШЕНИ» ДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ: Рецепторы Ионные каналы Ферменты Транспортные системы Гены ВИДЫ ДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ: Резорбтивное: прямое (первичное, вторичное); рефлекторное. Местное: прямое (первичное, вторичное); рефлекторное. Основное действие Побочное действие Токсическое действие Обратимое действие Необратимое действие Избирательное действие Неизбирательное действие Центральное действие Периферическое действие ВИДЫ РЕЦЕПТОРОВI. Ионотропные рецепторы – рецепторы, сопряженные с ионными каналами: Н-холинорецепторы, ГАМКА-рецепторы, глутаматные рецепторы, глициновые, 5-НТ3-рецепторы.Эффект реализуется через изменение активности ионных каналов (Na+, K+, Cl-, Ca2+ и т.д.). II. Метаботропные рецепторы.1. Рецепторы, взаимодействующие с G-белками (80% всех рецепторов): адренорецепторы, М-холинорецепторы, опиоидные, 5-НТ2,4,5, дофаминовые, гистаминовые.Эффект реализуется через активацию G-белками аденилатциклазы, инозитолфосфатазной системы, ионных каналов.2. Рецепторы, сопряженные с ферментами: рецепторы ферменты (инсулиновые рецепторы, некоторых факторов роста, цитокинов и т.д.).Эффект реализуется, чаще всего, через активацию тирозинкиназы, которая фосфорилирует внутриклеточные белки и изменяет их активность. 3. Рецепторы, регулирующие транскрипцию ДНК (стероидные рецепторы, рецепторы витаминов А и D, рецепторы тиреоидных гормонов).Эффект реализуется через изменение синтеза функционально активных белков.Виды внутренней активности биологически активных веществ (как правило, обладающие аффинитетом к рецепторам): Агонисты: полные и частичные; конкурентные и неконкурентные; Антагонисты (или блокаторы): конкурентные; неконкурентные; Агонисты-антагонисты.ЭФФЕКТЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПОВТОРНОМ ПРИМЕНЕНИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВI. Кумуляция: материальная; функциональная.II. Сенсибилизация.III. Привыкание (толерантность): прямое привыкание; перекрестное привыкание; тахифилаксия; митридатизм.IV. Лекарственная зависимость: опьянение (эйфория); психическая зависимость; физическая зависимость; абстинентный синдром.КОМБИНИРОВАННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЛВ.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.Синергизм: суммирование (аддитивное действие); потенцирование.Антагонизм: прямой функциональный антагонизм; косвенный функциональный антагонизм; физический; химический (антидотизм).ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ1. Фармацевтическое взаимодействие.2. Фармакологическое взаимодействие: фармакокинетическое; фармакодинамическое.Токсическое действие лекарственных средств: Гонадотоксичность; Эмбриотоксическое действие; Тератогенное действие; Фетотоксическое действие; Мутагенное действие; Канцерогенность; Дисбактериоз; Органотропное токсическое действие (гепатотоксичность, нефротоксичность, нейротоксичность и т.д.); Аллергические реакции; Иммунотоксичность.ТИПЫ АЛЛЕРГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ Немедленный тип аллергической реакции (анафилаксия) (IgE – антитела связываются с гаптенами, дегрануляция тучных клеток и выделение гистамина). Цитолитический тип реакции (IgG и IgM – антитела взаимодействуют с гаптеном и вызывают лизис эритроцитов и других элементов крови). Иммунокомплексный тип реакций (IgE взаимодействует с гаптеном и повреждают эндотелий сосудов и развивается сывороточная болезнь – крапивница, артрит, лихорадка, зуд, лимфоаденопатия). Замедленный тип аллергической реакции (вовлечены клеточные механизмы иммунитета – развивается контактный дерматит). ВИДЫ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ТЕРАПИИ1. Фармакопрофилактика.2. Фармакотерапия (лекарственная терапия): этиотропная (каузальная) терапия; патогенетическая терапия; заместительная терапия; симптоматическая терапия; генотерапия.ХРОНОФАРМАКОЛОГИЯХронофармакокинетика - ритмическое изменение фармакокинетики препаратов.Хроностезия - ритмическое изменение чувствительности и реактивности организма к лекарственному веществу в течение суток.Хронергия – совокупное влияние хронокинетики и хроностезии на величину фармакологического эффекта.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЕБАНИЙ БИОЛОГИЧЕСКИХ РИТМОВ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОБОЧНЫХ ЭФФЕКТОВ ЛС:1. Связанные с фарм. свойствами: нейротоксичность, нефротоксичность, гепатотоксичность, панкреотоксичность, ульцерогенность, дисбактериоз, кардиотоксичность, гематотоксичность, ототоксичность, поражение дыхательной системы, поражение кожи, поражение эндокринной системы.2. Аллергические реакции (АР). Типы и виды АР. 3. Изменение иммунобиологических свойств организма.4. Синдром отмены.5. Нежелательное действие ЛС на плод: мутагенное, эмбриотоксическое, тератогенное, фетотоксическое.6. Атипичные реакции на лекарственные вещества при наследственных энзимопатиях. Идиосинкразия.7. Канцерогенное действие ЛС. 2 5 ЛЕКЦИЯ № 5Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию.НЕЙРОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛС. Влияющие на периферическую нервную систему II. Влияющие на ЦНС. Средства, влияющие на периферическую нервную систему 1. Влияющие на афферентную иннервацию. 2. Влияющие на эфферентную иннервациюI. Влияющие на периферическую нервную систему1. Влияющие на афферентную иннервацию (АИ)А) Средства, угнетающие афферентную иннервацию;Б) Средства, стимулирующие окончания афферентных нервов. Средства, влияющие на АИ А) Угнетающие АИ: обволакивающие; смягчающие; вяжущие; адсорбирующие; анестезирующие. Б) Стимулирующие АИ: раздражающие средства; средства преимущественно рефлекторного механизма действия.А) Угнетающие АИ. ОБВОЛАКИВАЮЩИЕ И СМЯГЧАЮЩИЕ СРЕДСТВА.Слизь из крахмала (картофеля, риса, кукурузы, пшеницы). Слизь из семян льна. Растительные масла (оливковое, кукурузное, персиковое). Жироподобные вещества (ланолин, вазелин).Антациды (сукралфат, гевискон, альмагель, фосфалюгель).МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Образуют с водой коллоидные растворы (гели). Защищают чувствительные нервные окончания (болевые). Препятствуют действию на них раздражающих веществ.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Воспалительные процессы в ЖКТ. Профилактика раздражающего действия некоторых ЛС.Вяжущие средства: а) Органические - танин, отвар коры дуба, настои и отвары - зверобоя, шалфея, ромашки, кровохлебки, черники, черемухи;б) Неорганические анузол, цинка окись, квасцы (алюминиево-калиевые, жженые), серебра нитрат, протаргол.МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Денатурируют белки слизи или раневого экссудата. Образуют плёнку. Защищают чувствительные нервные окончания от раздражающих веществ. Уменьшают чувство боли. Местно сужают сосуды. Снижают проницаемость сосудов. Уменьшают экссудацию. Уменьшают воспаление.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Воспалительные процессы кожи слизистых ЖКТ:ожоги, язвы, трещины, пролежни.АДСОРБИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА: уголь активированный, смектит диоктаэдрический, тальк, полифепан.МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Защищают чувствительные нервные окончания кожи и слизистых оболочек от раздражения, адсорбируют на своей поверхности химические, токсические вещества, газы.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ: отравления, диспепсия, метеоризм, диарея.ПЛЁНКООБРАЗУЮЩИЕ СРЕДСТВА: а) медицинские клеи: клеол, БФ-6; б) препараты смол: фурапласт; в) препараты на основе коллагена - «облекол»: плёнка коллагеновая.МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. При нанесении на поврежденные участки кожи образуют эластичную плёнку, защищающую раневую поверхность.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Воспалительные процессы кожи, ссадины, трещины, порезы, небольшие послеоперационные раны, пролежни, ожоги, дерматиты.Б) Средства, стимулирующие АИ. Раздражающие средства. Средства преимущественно рефлекторного механизма действия. Раздражающие средства: горчичники, скипидар, плоды перца стручкового (пластырь перцовый, настойка перца стручкового, никофлекс), ментол (ментоловое масло, меновазин, валидол, эфкамон), раствор аммиака (нашатырный спирт). Препараты на основе пчелиного и змеиного яда (апизартрон, випросал). Финалгон. Они содержат БАВ. Горчичники → гликозид синигрин фермент мирозин; образуется аллилизотиоцианат. Скипидар → α-пинен; Перец горький → гликозид капсаицин.Масло мяты перечной → ментол (спирт терпенового ряда).МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. - Вызывают деполяризацию чувствительных нервных окончаний. Оказывают местное раздражающее действие. Улучшают кровообращение. Улучшают трофику тканей. Уменьшают чувство боли. Бронхит. Пневмония. Травмы мышц. Эндартериит.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. НЕВРАЛГИЯ, АРТРИТ, РАДИКУЛИТ, ИОЗИТ, ЛЮМБАГО.2. СРЕДСТВА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО РЕФЛЕКТОРНОГО МЕХАНИЗМА ДЕЙСТВИЯ. Горечи (одуванчик и др.). Жёлчегонные (аллохол и др.). Слабительные (сенаде и др.). Отхаркивающие (термопсис и др.). Рвотные (меди сульфат).МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Раздражают чувствительные рецепторы слизистых дыхательных путей и ЖКТ, что рефлекторно приводит к стимуляции нервных центров и соответствующих органов. 2 6 ЛЕКЦИЯ № 6Классификация вегетотропных лекарственных средств. М-холиномиметики. М, Н-холиномиметики, Н-холиномиметики. Центральные нейротропные средства (ЛС, действующие на ЦНС). 2. Средства, действующие на периферическую НС.а) ЛС, влияющие на афферентную иннервацию; б) ЛС, влияющие на эфферентную иннервацию (синаптотропные средства) ЛС, влияющие на холинергические синапсы. ЛС, влияющие на адренергические синапсы. Средства, влияющие на холинергические синапсы. Холиномиметики. 2. Холинолитики (холиноблокаторы). Холиномиметики (агонисты) воспроизводят эффекты активации ПНС. Холинолитики (антагонисты) блокируют эффекты активации ПНС. Почему средства называются синаптотропные? Потому что их биофазой (мишенью) является синапс (место локализации действия).СИНАПС – место передачи нервного импульса с нерва на нерв или с нерва на исполни- тельный орган с помощью химического посредника – медиатора.СТРОЕНИЕ СИНАПСА: пресинаптическая мембрана аксона; постсинаптическая мембрана (нервная клетка или клетка рабочего органа); между ними синаптическая щель 20 - 40 нм.Основные медиаторы: эфферентной нервной системы – ацетилхолин (Ац/Х); норадреналин (Н/А).Функционально химическая передача нервного импульса в синапсе осуществляется в несколько этапов: (на примере холинергического синапса); синтез Ац/х в цитоплазме аксона из ацетил-КоА и холина при участии фермента холинацетилтрансферазы; депонирование медиатора в везикулах (синаптических пузырьках). В каждом пузырьке депонируется от 1000 до 50.000 молекул Ац/х, связанного с АТФ и нейропептидами. Ац/х выделяется при деполяризации в синапс квантами.Нервный импульс. Вызывает деполяризацию пресинаптической мембраны. Открывает потенциалозависимые Са+2 – каналы. Увеличивает концентрацию. Са+2 в цитоплазме холинергического нерва. Происходит слияние мембраны везикул с пресинаптической мембраной. Происходит экзоцитоз (выброс Ац/х).А что же в синапсе? Часть Ац/х взаимодействует с М- и Н-холинорецепторами. 2. Часть Ац/х метаболизируется ацетилхолинэстеразой до холина и уксусной кислоты. 3. 50% холина захватывается пресинаптической мембраной (нейрональный захват). 4. Уксусная кислота окисляется в цикле трикарбоновых кислот (Кребса); восстановление исходного состояния рецептора; медиаторные циторецепторы прямо регулируют проницаемость ионных каналов; посредством G-белков открывают ионные каналы; изменяют активность мембрано-связанных ферментов (аденилатциклазы и фосфолипаз); ферменты катализируют синтез вторичных клеточных мессенджеров (цАМФ, инозитолтрифосфата, диацилглицерола).Нервное волокно, синтезирующее и высвобождающее ацетилхолин – называется холинергическим. Синапс, в котором высвобождается ацетилхолин, называется холинергическим. Рецептор, на который действует ацетилхолин, называется холинергическим.Холинорецепторы делятся на М- и Н-холинорецепторы.Эфферентные соматические нервы: выходят из ствола головного мозга (черепно-мозговые); из передних рогов спинного мозга (спинно - мозговые); идут непрерывно до скелетных мышц; выделяют медиатор Ац/х; Ац/х возбуждает Н-холинорецепторы скелетных мышц.ЭФФЕРЕНТНЫЕ ВЕГЕТАТИВНЫЕ НЕРВЫ: иннервируют внутренние органы: прерываются в ганглии; состоят из преганглионарного и постганглионарного нервного волокна; делятся на парасимпатические (ПНС) и симпатические (СНС).Особенности ПН: длинное преганглионарное волокно; короткое постганглионарное волокно; ганглии находятся в рабочем органе или вблизи него.ПС нервы выходят из: а) среднего мозга; б) продолговатого мозга; в) нижних сегментов поясничного отдела; г) крестцового отдела; в ганглии и синапсе ПНС выделяется Ац/х.ЛОКАЛИЗАЦИЯ ХОЛИНОРЕЦЕПТОРОВ. М-холинорецепторы (М1, М2, М3, М4, М5) - чувствительны к мускарину; в ЦНС: лимбическая система, гипоталамус, ретикулярная формация; в рабочих органах у окончаний постганглионарных волокон ПНС; в потовых железах (постганглионарные симпатические холинергические волокна).2. Н-холинорецепторы (чувствительны к никотину): а) Нн – холинорецепторы: в ганглиях ПНС; в ганглиях СНС; мозговой слой надпочечников; каротидный клубочек; в ЦНС; б) Нм – холинорецепторы: в скелетных мышцах; освобождение медиатора; в синаптическую щель (Na+, Са2+ - зависимое из 300-2000 синаптических пузырьков); взаимодействие медиатора с рецепторами постсинаптичес-кой мембраны.Содержание Ац/х в синапсе снижается при: параличах; миастении; атонии кишечника; глаукоме; парезе мочевого пузыря; деменции.Стимуляция холинергической передачи может быть достигнута: 1. Прямой стимуляцией постсинаптических холинорецепторов агонистами. 2. Подавлением гидролиза Ац/х в синаптической щели. 3. Увеличением выделения Ац/х из пресинаптической мембраны.КЛАССИФИКАЦИЯ И НОМЕНКЛАТУРАХОЛИНОМИМЕТИКОВ1. М- холиномиметики: Пилокарпина гидрохлорид (пилокар). Комбинированные препараты: Фотил (пилокарпин + тимолол).2. Н- холиномиметики: Никотин; Цитизин (табекс); Никоретте; Никотинел.3. ЛС, повышающие выделение Ац/х: Цисаприд (координакс, перистил).4. М-, Н- холиномиметики: А) прямого действия: Ацетилхолин-хлорид; Б) непрямого действия: (антихолинэстеразные).ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕПАРАТОВ: ПИЛОКАРПИН: алкалоид пилокарпуса перистолистного; сужает зрачок; снижает ВГД; применяется при глаукоме; вызывает спазм аккомодации. Глаукома – заболевание глаза, проявляется ↑ ВГД. Для лечения применяют:ЛС, увеличивающие отток внутриглазной жидкости (водянистой влаги). ЛС, уменьшающие продукцию внутриглазной жидкости.1   ...   116   117   118   119   120   121   122   123   ...   144

Геморрагии.


ЗАДАНИЕ 14

С целью исследования глазного дна пациенту в конъюнктивальный мешок введен препарат из группы М – холиноблокаторов. Врач предупредил пациента, что он в течение недели не сможет читать и писать. Какой препарат был введен больному? К какой группе ЛС он относится? Объясните механизм его действия на глаз. Предложите замену препарата.
Ответ: Для диагностики глазного дна применили мидриатический препарат атропин. Для того, чтобы ускорить возможность чтения, атропин можно заменить тропикамидом (мидриацилом), так как он является препаратом короткого действия. Нарушение зрения (паралич аккомодации) происходит из-за расслабления ресничной мышцы, натяжения хрусталика и изменения его кривизны. Кроме того, М-холинолитики расслабляют круговую мышцу радужной оболочки глаза, в результате она закрывает угол глаза, где находится дренажная система глаза (что может привести к увеличению ВГД).

ЗАДАНИЕ 15

Больному с гипертоническим кризом врач скорой помощи ввел антигипертензивное средство. Артериальное давление быстро снизилось. Больной встал с постели, но сразу побледнел, у него закружилась голова, и он потерял сознание. Пациента уложили в постель. Через 2 часа неблагоприятные симптомы исчезли. Какова причина возникшего осложнения? Предположите, препарат какой группы был введен больному.
Ответ: Потерю сознания у больного вызвало резкое снижение АД, что связано с введением быстродействующего ганглиоблокатора азаметония (пентамин).

ЗАДАНИЕ 16

Больному проведена длительная хирургическая операция под эндотрахеальным наркозом с введением миорелаксанта. Операция прошла успешно, однако, самостоятельное дыхание восстановилось лишь после введения неостигмина. Каким механизмом действия обладает введенный миорелаксант? Назовите другие препараты этой группы. С какой целью был введен неостигмин?
Ответ: Больному был введен антидеполяризующий миорелаксант (панкуроний, пипекуроний, векуроний), при передозировке которого применяются антихолинэстеразные средства (неостигмин, галантамин).

Итоговая контрольная работа (рецепты и характеристика препаратов):

  1. Скополамин (аэрон)

  2. Платифиллин

  3. Бутилскополамина бромид (бускопан)

  4. Тропикамид (мидриацил)

  5. Пирензепин (гастроцепеин)

  6. Ипратропия бромид (атровент)

  7. Тиотропия бромид (спирива)

  8. Атропин

  9. Азаметония бромид (пентамин)

  10. Суксаметоний (дитиллин)

  11. Пипекурония бромид (ардуан)

  12. Панкурония бромид (павулон)

  13. Тровентол

  14. Ботокс (диспорт)

  15. Атракурий (тракриум).



Учебно-материальное обеспечение занятия:

  1. Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы).

  2. Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры).

  3. Справочная литература.

  4. Индивидуальные задания (тесты для компьютерного тестирования, ситуационные задачи для самостоятельной работы, варианты заданий для письменной итоговой контрольной работы по лекарственным средствам).

Литература:

а) основная:

1. Фармакология / Под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - С. 164-183.

2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства/ М.Д. Машковский. - М., 2010. -

С. 214-227.

б) дополнительная:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология./ Д.А. Харкевич. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

2. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии с основами фармакотерапии. Под редакцией М.Д. Гаевого и В.И. Петрова. - Ростов-на-Дону: «МарТ», 2010.

3. Государственный реестр лекарственных средств. – М., 2008.

4. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). - М., 2008.

Электронные ресурсы:

- http://grls.rosminzdrav.ru/

- http://www.vidal.ru/

- http://www.med-edu.ru/

- http://medicstudent.okis.ru/

Занятие № 14


Тема: «Адреномиметики. Симпатомиметики»

Актуальность темы:

Адренергические средства широко применяются в медицинской практике, особенно в кардиологии, так как стимулирующее влияние симпатической иннервации наиболее отчетливо проявляется на функции сердечно-сосудистой системы. Они назначаются при коллапсе, шоках, хронической гипотонии, брадикардии. Селективные β2-адреномиметики наиболее часто применяются для купирования приступа бронхиальной астмы, а также в акушерстве в качестве токолитиков. Некоторые адреномиметические средства стимулируют ЦНС, оказывают антидепрессивный и антигипертензивный эффекты.

Цель занятия:

Сформировать у студентов умение классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости препаратов из одной группы, а также умение оценивать взаимодействие средств и обосновывать их рациональное применение для обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии.

Для успешного освоения темы студент должен

Освоить:

- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.

Знать:

- принципы классификации адренергических средств;

- механизмы действия и основные фармакологические эффекты адренергических ЛС;

- особенности рационального применения (режим лечения, дозы, учет

несовместимостей) адренергических ЛС при конкретных заболеваниях.

Уметь:

- оценивать возможности применения адренергических препаратов при конкретной форме заболевания с учетом побочных эффектов;

- определять возможность взаимозаменяемости препаратов при их отсутствии в аптеке;

- выписывать и проводить коррекцию рецептов на препараты разных подгрупп адренергических средств.

Владеть:

- умением классифицировать адренергические ЛС по подгруппам;

- знаниями по рациональному применению препаратов данных подгрупп ЛС;

- умением выписывать и корректировать рецепты на лекарственные препараты из группы адреномиметических ЛС;

- навыками определения синонимов ЛС, навыками замены отсутствующего препарата на другой с аналогичной фармакологической активностью;

- способностью подобрать лекарственное средство и путь его введения в зависимости от конкретной ситуации;

- способностью прогнозировать быстроту и длительность наступления фармакологического эффекта;

- методами получения информации о действии ЛС;

- методами получения информации о результатах совместного применения ЛС;

- навыками использования прочитанной информации для решения профессиональных задач.

План изучения темы:

1. Прослушать и законспектировать лекцию по теме: «Адреномиметики. Симпатомиметики».

2. Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с использованием лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; выполнение письменной домашней работы).

3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:

(продолжительность занятия – 3 акад. часа)

    1. Вступительное слово преподавателя

5 мин

    1. Контроль исходного уровня знаний:

- компьютерное тестирование

- экспресс-опрос


10 мин 15 мин

    1. Результаты контроля исходного уровня знаний

    2. Разбор теоретических вопросов темы

5 мин

70 мин

    1. Решение индивидуальных заданий (решение ситуационных задач). Проверка домашнего задания. Проверка конспекта лекции

15мин

    1. Итоговая контрольная работа (рецептура, характеристика препаратов)

    2. Подведение итогов занятия


10 мин

5 мин


Содержание занятия:

1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).

2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин), экспресс - опрос (15 мин) студентов по основным вопросам темы.

3. Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин).

4. Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы, с использованием наглядных пособий (70 мин).

5. Письменное решение ситуационных задач в тетрадях. Оценка выполненной работы. Проверка выполнения домашнего задания, конспекта лекций (15 мин).

6. Выполнение студентами письменной итоговой контрольной работы (написание рецептов и фармакологическая характеристика ЛС) (10 мин).

7. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов и проверке домашнего задания. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Домашнее задание к следующему занятию (5 мин).

Контроль исходного уровня знаний:

Компьютерное тестирование

Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):

1. Какие нервы называются адренергическими? (высвобождающие норадре-налин)

2. На какие рецепторы делятся адренорецепторы? (α- и β-)

3. Где в синапсе локализуются α- и β-адренорецепторы? (на пре- и постсинап-тической мембране)

4. Какие адренорецепторы находятся в сердце? (β1)

5. Какие адренорецепторы находятся в гладкой мускулатуре бронхов? (β2)

6. Какие адренорецепторы в сосудах кожи? (α)

7. Какие ферменты инактивируют норадреналин? (МАО, КОМТ)

8. Как адреналин влияет на величину зрачка? (расширяет)

9. Как эфедрин влияет на просвет бронхов? (увеличивает)

10. Как адреналин влияет на частоту и силу сердечных сокращений? (увеличивает)

11. Как адреналин влияет на содержание сахара в крови? (увеличивает)

12. Какой механизм действия эфедрина? (увеличивает высвобождение нора-дреналина в синапс)

13. Основное показание к назначению нафазолина? (ринит)

14. Синоним нафазолина? (нафтизин)

15. Основной эффект норадреналина? (гипертензивный)

16. Как эфедрин влияет на ЦНС? (возбуждает)

17. Концентрация нафтизина для детей старше 1 года? (0,05%)

18. Какие рецепторы возбуждает изопреналин? (β1-, β2- адренорецепторы)

19. Основной эффект добутамина? (кардиотонический)

20. Основное показание к назначению сальбутамола? (бронхоспазм)

21. Какими препаратами можно заменить сальбутамол при бронхоспазме? (фенотерол, кленбутерол)

22. Синонимы орципреналина? (алупент, астмопент)

23. Как называются средства из группы адреномиметиков, прекращающие или предупреждающие роды? (токолитики)

24. Какие токолитики вы знаете? (ритодрин, гинипрал). Какие рецепторы в матке они возбуждают? (β2-адренорецепторы)

25. Какие средства входят в состав беродуала? (фенотерол и ипратропия бромид)

26. Синонимы фенотерола? (беротек, партусистен)

27. Какой механизм действия у ниаламида? (ингибирование МАО)

28. Основной эффект ниаламида? (антидепрессивный)

29. Что является предшественником норадреналина в организме? (дофамин)

30. Основные показания к применению дофамина? (острая сердечно-сосудис-тая недостаточность)

31. Назовите агонист дофамина (бромокриптин)

32. Основное показание к применению парлодела? (галакторея).



Основные вопросы темы:
1. Анатомия и физиология симпатического отдела вегетативной нервной системы.

2. Строение адренергического синапса. Синтез, депонирование и выделение медиатора. Типы адренорецепторов, локализация, эффекты их возбуждения

и блокады.

3. Классификация адренергических средств:

а) α-, β-адреномиметики:

- прямые – эпинефрин (адреналин α1,2; β1,2), норэпинефрин (норадреналин α1,2; β1);

- непрямые (симпатомиметики) – эфедрин (эфедрина гидрохлорид).

б) α-адреномиметики:

- периферические:

- α1-адреномиметики – фенилэфрин (мезатон, ирифрин);

- α2-адреномиметики – нафазолин (нафтизин, санорин), ксилометазолин (галазолин, ксимелин, отривин), оксиметазолин (назол), тетризолин (тизин, визин);

- центральные α2-адреномиметики: клонидин (клофелин), метилдофа (альдомет, допегит), гуанфацин (эстулик).
в) β-адреномиметики:

- β1-,β2-адреномиметики – изопреналина гидрохлорид (изадрин, изопротеренол), орципреналина сульфат (алупент);

- β1-адреномиметики – добутамин (добутрекс);

- β2-адреномиметики – короткого действия – сальбутамол (сальбупарт, вентолин), фенотерол (беротек), тербуталин (бриканил), гексопреналин (гинипрал), ритодрин (премпар);

- пролонгированного действия – салметерол (серевент), кленбутерол (контраспазмин, спиропент), формотерол (форадил, оксис-турбухалер).
г) комбинированные препараты:

- адрианол (фенилэфрин+трамазолин);

- беродуал (беротек + атровент), дитэк (фенотерол + кромолин-натрий), комбипэк (сальбутамол + теофиллин), симбикорт (формотерол + будесонид), серетид (серевент + флутиказон); бронхолитин (эфедрин + глауцин).

Функциональные изменения в органах при применении препаратов перечисленных подгрупп. Основные показания к применению: шоки, коллапс, бронхиальная астма, преждевременные роды (токолитики – ритодрин, гинипрал, сальбупарт). Побочные эффекты, противопоказания.

  1. Ингибиторы МАО: необратимого действия – ниаламид; обратимого действия – пирлиндол (пиразидол), тетриндол. Показания: депрессивные состояния, стенокардия. Несовместимость с резерпином (возбуждение ЦНС), барбитуратами, местными анестетиками, анальгетиками и пищевыми продуктами, содержащими тирамин (сыр, кофе, сливки, пиво) (потенцирование действия).

  2. Дофаминергические средства: допамин (дофамин, допмин). Показания: острая сердечно-сосудистая недостаточность. Специфические агонисты Д2-дофаминовых рецепторов – бромокриптин (парлодел), каберголин (достинекс). Применение: в акушерской и гинекологической практике, для лечения акромегалии и болезни Иценко-Кушинга.

  3. Классификация, номенклатура и характеристика препаратов: механизмы действия, эффекты, показания к применению, противопоказания, побочные эффекты, осложнения, особенности применения, формы выпуска, рецептура.


Итоговая контрольная работа (рецептура и характеристика препаратов):


1. Нафазолин

2. Ксилометазолин

3. Оксиметазолин

4. Фенотерол

5. Беродуал

6. Сальбутамол

7. Фенилэфрин

8. Изопреналин

9. Мезатон

10. Метилдофа

11. Гексопреналин

12. Эпинефрин

13. Норэпинефрин

14. Эфедрин

15. Добутамин

16. Дофамин

17. Ритодрин

18 Формотерол

19. Сальметерол

20. Кленбутерол.

Самостоятельная работа:

Проводится путем письменного решения индивидуального задания (ситуационной задачи) с последующим устным обсуждением.

Ситуационные задачи

ЗАДАНИЕ 1

Нарисуйте схему симпатического отдела эфферентной нервной системы. Укажите локализацию действия адреномиметиков и симпатомиметиков.
Ответ: ЦНС СНС Орган

├ O (
адреномиметики

симпатомиметики





ЗАДАНИЕ 2

Влияние адреномиметиков (А) и (Б) на АД и тонус бронхов


АД

Бронхи






препарат А

препарат Б

Назовите препараты А и Б. К каким группам средств они относятся? Какие механизмы лежат в основе повышения АД при введении данных препаратов? Объясните, почему в отличие от препарата Б препарат А понижает тонус бронхов?

Ответ: Препарат А – адреналин.

Препарат Б – норадреналин.

Норадреналин является α1, α2, β1 – адреномиметиком и не действует на тонус бронхов, в гладкой мускулатуре которых β2-адренорецепторы.

Адреналин - α1, α2, β1, β2 – адреномиметик, возбуждает β2-рецепторы бронхов, что приводит к снижению их тонуса. Оба препарата возбуждают α-адренорецепторы сосудов, сужают мелкие сосуды, что и приводит к повышению АД.

ЗАДАНИЕ 3

Для устранения приступа бронхиальной астмы пациенту введен препарат. Бронхоспазм купирован, но появились тахикардия, боли в области сердца, тремор. Какой адреномиметик был назначен больному? Какие препараты предпочтительнее использовать, чтобы уменьшить риск развития подобных осложнений и почему?