ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2964
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЗАДАНИЕ 14
С целью исследования глазного дна пациенту в конъюнктивальный мешок введен препарат из группы М – холиноблокаторов. Врач предупредил пациента, что он в течение недели не сможет читать и писать. Какой препарат был введен больному? К какой группе ЛС он относится? Объясните механизм его действия на глаз. Предложите замену препарата.
Ответ: Для диагностики глазного дна применили мидриатический препарат атропин. Для того, чтобы ускорить возможность чтения, атропин можно заменить тропикамидом (мидриацилом), так как он является препаратом короткого действия. Нарушение зрения (паралич аккомодации) происходит из-за расслабления ресничной мышцы, натяжения хрусталика и изменения его кривизны. Кроме того, М-холинолитики расслабляют круговую мышцу радужной оболочки глаза, в результате она закрывает угол глаза, где находится дренажная система глаза (что может привести к увеличению ВГД).
ЗАДАНИЕ 15
Больному с гипертоническим кризом врач скорой помощи ввел антигипертензивное средство. Артериальное давление быстро снизилось. Больной встал с постели, но сразу побледнел, у него закружилась голова, и он потерял сознание. Пациента уложили в постель. Через 2 часа неблагоприятные симптомы исчезли. Какова причина возникшего осложнения? Предположите, препарат какой группы был введен больному.
Ответ: Потерю сознания у больного вызвало резкое снижение АД, что связано с введением быстродействующего ганглиоблокатора азаметония (пентамин).
ЗАДАНИЕ 16
Больному проведена длительная хирургическая операция под эндотрахеальным наркозом с введением миорелаксанта. Операция прошла успешно, однако, самостоятельное дыхание восстановилось лишь после введения неостигмина. Каким механизмом действия обладает введенный миорелаксант? Назовите другие препараты этой группы. С какой целью был введен неостигмин?
Ответ: Больному был введен антидеполяризующий миорелаксант (панкуроний, пипекуроний, векуроний), при передозировке которого применяются антихолинэстеразные средства (неостигмин, галантамин).
Итоговая контрольная работа (рецепты и характеристика препаратов):
-
Скополамин (аэрон) -
Платифиллин -
Бутилскополамина бромид (бускопан) -
Тропикамид (мидриацил) -
Пирензепин (гастроцепеин) -
Ипратропия бромид (атровент) -
Тиотропия бромид (спирива) -
Атропин -
Азаметония бромид (пентамин) -
Суксаметоний (дитиллин) -
Пипекурония бромид (ардуан) -
Панкурония бромид (павулон) -
Тровентол -
Ботокс (диспорт) -
Атракурий (тракриум).
Учебно-материальное обеспечение занятия:
-
Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы). -
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры). -
Справочная литература. -
Индивидуальные задания (тесты для компьютерного тестирования, ситуационные задачи для самостоятельной работы, варианты заданий для письменной итоговой контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
1. Фармакология / Под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - С. 164-183.
2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства/ М.Д. Машковский. - М., 2010. -
С. 214-227.
б) дополнительная:
1. Харкевич, Д.А. Фармакология./ Д.А. Харкевич. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.
2. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии с основами фармакотерапии. Под редакцией М.Д. Гаевого и В.И. Петрова. - Ростов-на-Дону: «МарТ», 2010.
3. Государственный реестр лекарственных средств. – М., 2008.
4. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). - М., 2008.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 14
Тема: «Адреномиметики. Симпатомиметики»
Актуальность темы:
Адренергические средства широко применяются в медицинской практике, особенно в кардиологии, так как стимулирующее влияние симпатической иннервации наиболее отчетливо проявляется на функции сердечно-сосудистой системы. Они назначаются при коллапсе, шоках, хронической гипотонии, брадикардии. Селективные β2-адреномиметики наиболее часто применяются для купирования приступа бронхиальной астмы, а также в акушерстве в качестве токолитиков. Некоторые адреномиметические средства стимулируют ЦНС, оказывают антидепрессивный и антигипертензивный эффекты.
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости препаратов из одной группы, а также умение оценивать взаимодействие средств и обосновывать их рациональное применение для обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- принципы классификации адренергических средств;
- механизмы действия и основные фармакологические эффекты адренергических ЛС;
- особенности рационального применения (режим лечения, дозы, учет
несовместимостей) адренергических ЛС при конкретных заболеваниях.
Уметь:
- оценивать возможности применения адренергических препаратов при конкретной форме заболевания с учетом побочных эффектов;
- определять возможность взаимозаменяемости препаратов при их отсутствии в аптеке;
- выписывать и проводить коррекцию рецептов на препараты разных подгрупп адренергических средств.
Владеть:
- умением классифицировать адренергические ЛС по подгруппам;
- знаниями по рациональному применению препаратов данных подгрупп ЛС;
- умением выписывать и корректировать рецепты на лекарственные препараты из группы адреномиметических ЛС;
- навыками определения синонимов ЛС, навыками замены отсутствующего препарата на другой с аналогичной фармакологической активностью;
- способностью подобрать лекарственное средство и путь его введения в зависимости от конкретной ситуации;
- способностью прогнозировать быстроту и длительность наступления фармакологического эффекта;
- методами получения информации о действии ЛС;
- методами получения информации о результатах совместного применения ЛС;
- навыками использования прочитанной информации для решения профессиональных задач.
План изучения темы:
1. Прослушать и законспектировать лекцию по теме: «Адреномиметики. Симпатомиметики».
2. Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с использованием лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; выполнение письменной домашней работы).
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин), экспресс - опрос (15 мин) студентов по основным вопросам темы.
3. Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин).
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы, с использованием наглядных пособий (70 мин).
5. Письменное решение ситуационных задач в тетрадях. Оценка выполненной работы. Проверка выполнения домашнего задания, конспекта лекций (15 мин).
6. Выполнение студентами письменной итоговой контрольной работы (написание рецептов и фармакологическая характеристика ЛС) (10 мин).
7. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов и проверке домашнего задания. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Домашнее задание к следующему занятию (5 мин).
Контроль исходного уровня знаний:
Компьютерное тестирование
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
1. Какие нервы называются адренергическими? (высвобождающие норадре-налин)
2. На какие рецепторы делятся адренорецепторы? (α- и β-)
3. Где в синапсе локализуются α- и β-адренорецепторы? (на пре- и постсинап-тической мембране)
4. Какие адренорецепторы находятся в сердце? (β1)
5. Какие адренорецепторы находятся в гладкой мускулатуре бронхов? (β2)
6. Какие адренорецепторы в сосудах кожи? (α)
7. Какие ферменты инактивируют норадреналин? (МАО, КОМТ)
8. Как адреналин влияет на величину зрачка? (расширяет)
9. Как эфедрин влияет на просвет бронхов? (увеличивает)
10. Как адреналин влияет на частоту и силу сердечных сокращений? (увеличивает)
11. Как адреналин влияет на содержание сахара в крови? (увеличивает)
12. Какой механизм действия эфедрина? (увеличивает высвобождение нора-дреналина в синапс)
13. Основное показание к назначению нафазолина? (ринит)
14. Синоним нафазолина? (нафтизин)
15. Основной эффект норадреналина? (гипертензивный)
16. Как эфедрин влияет на ЦНС? (возбуждает)
17. Концентрация нафтизина для детей старше 1 года? (0,05%)
18. Какие рецепторы возбуждает изопреналин? (β1-, β2- адренорецепторы)
19. Основной эффект добутамина? (кардиотонический)
20. Основное показание к назначению сальбутамола? (бронхоспазм)
21. Какими препаратами можно заменить сальбутамол при бронхоспазме? (фенотерол, кленбутерол)
22. Синонимы орципреналина? (алупент, астмопент)
23. Как называются средства из группы адреномиметиков, прекращающие или предупреждающие роды? (токолитики)
24. Какие токолитики вы знаете? (ритодрин, гинипрал). Какие рецепторы в матке они возбуждают? (β2-адренорецепторы)
25. Какие средства входят в состав беродуала? (фенотерол и ипратропия бромид)
26. Синонимы фенотерола? (беротек, партусистен)
27. Какой механизм действия у ниаламида? (ингибирование МАО)
28. Основной эффект ниаламида? (антидепрессивный)
29. Что является предшественником норадреналина в организме? (дофамин)
30. Основные показания к применению дофамина? (острая сердечно-сосудис-тая недостаточность)
31. Назовите агонист дофамина (бромокриптин)
32. Основное показание к применению парлодела? (галакторея).
Актуальность темы:
Адренергические средства широко применяются в медицинской практике, особенно в кардиологии, так как стимулирующее влияние симпатической иннервации наиболее отчетливо проявляется на функции сердечно-сосудистой системы. Они назначаются при коллапсе, шоках, хронической гипотонии, брадикардии. Селективные β2-адреномиметики наиболее часто применяются для купирования приступа бронхиальной астмы, а также в акушерстве в качестве токолитиков. Некоторые адреномиметические средства стимулируют ЦНС, оказывают антидепрессивный и антигипертензивный эффекты.
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости препаратов из одной группы, а также умение оценивать взаимодействие средств и обосновывать их рациональное применение для обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- принципы классификации адренергических средств;
- механизмы действия и основные фармакологические эффекты адренергических ЛС;
- особенности рационального применения (режим лечения, дозы, учет
несовместимостей) адренергических ЛС при конкретных заболеваниях.
Уметь:
- оценивать возможности применения адренергических препаратов при конкретной форме заболевания с учетом побочных эффектов;
- определять возможность взаимозаменяемости препаратов при их отсутствии в аптеке;
- выписывать и проводить коррекцию рецептов на препараты разных подгрупп адренергических средств.
Владеть:
- умением классифицировать адренергические ЛС по подгруппам;
- знаниями по рациональному применению препаратов данных подгрупп ЛС;
- умением выписывать и корректировать рецепты на лекарственные препараты из группы адреномиметических ЛС;
- навыками определения синонимов ЛС, навыками замены отсутствующего препарата на другой с аналогичной фармакологической активностью;
- способностью подобрать лекарственное средство и путь его введения в зависимости от конкретной ситуации;
- способностью прогнозировать быстроту и длительность наступления фармакологического эффекта;
- методами получения информации о действии ЛС;
- методами получения информации о результатах совместного применения ЛС;
- навыками использования прочитанной информации для решения профессиональных задач.
План изучения темы:
1. Прослушать и законспектировать лекцию по теме: «Адреномиметики. Симпатомиметики».
2. Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с использованием лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; выполнение письменной домашней работы).
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
| 5 мин |
- компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин 15 мин |
| 5 мин 70 мин |
| 15мин |
| 10 мин 5 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин), экспресс - опрос (15 мин) студентов по основным вопросам темы.
3. Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин).
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы, с использованием наглядных пособий (70 мин).
5. Письменное решение ситуационных задач в тетрадях. Оценка выполненной работы. Проверка выполнения домашнего задания, конспекта лекций (15 мин).
6. Выполнение студентами письменной итоговой контрольной работы (написание рецептов и фармакологическая характеристика ЛС) (10 мин).
7. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов и проверке домашнего задания. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Домашнее задание к следующему занятию (5 мин).
Контроль исходного уровня знаний:
Компьютерное тестирование
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
1. Какие нервы называются адренергическими? (высвобождающие норадре-налин)
2. На какие рецепторы делятся адренорецепторы? (α- и β-)
3. Где в синапсе локализуются α- и β-адренорецепторы? (на пре- и постсинап-тической мембране)
4. Какие адренорецепторы находятся в сердце? (β1)
5. Какие адренорецепторы находятся в гладкой мускулатуре бронхов? (β2)
6. Какие адренорецепторы в сосудах кожи? (α)
7. Какие ферменты инактивируют норадреналин? (МАО, КОМТ)
8. Как адреналин влияет на величину зрачка? (расширяет)
9. Как эфедрин влияет на просвет бронхов? (увеличивает)
10. Как адреналин влияет на частоту и силу сердечных сокращений? (увеличивает)
11. Как адреналин влияет на содержание сахара в крови? (увеличивает)
12. Какой механизм действия эфедрина? (увеличивает высвобождение нора-дреналина в синапс)
13. Основное показание к назначению нафазолина? (ринит)
14. Синоним нафазолина? (нафтизин)
15. Основной эффект норадреналина? (гипертензивный)
16. Как эфедрин влияет на ЦНС? (возбуждает)
17. Концентрация нафтизина для детей старше 1 года? (0,05%)
18. Какие рецепторы возбуждает изопреналин? (β1-, β2- адренорецепторы)
19. Основной эффект добутамина? (кардиотонический)
20. Основное показание к назначению сальбутамола? (бронхоспазм)
21. Какими препаратами можно заменить сальбутамол при бронхоспазме? (фенотерол, кленбутерол)
22. Синонимы орципреналина? (алупент, астмопент)
23. Как называются средства из группы адреномиметиков, прекращающие или предупреждающие роды? (токолитики)
24. Какие токолитики вы знаете? (ритодрин, гинипрал). Какие рецепторы в матке они возбуждают? (β2-адренорецепторы)
25. Какие средства входят в состав беродуала? (фенотерол и ипратропия бромид)
26. Синонимы фенотерола? (беротек, партусистен)
27. Какой механизм действия у ниаламида? (ингибирование МАО)
28. Основной эффект ниаламида? (антидепрессивный)
29. Что является предшественником норадреналина в организме? (дофамин)
30. Основные показания к применению дофамина? (острая сердечно-сосудис-тая недостаточность)
31. Назовите агонист дофамина (бромокриптин)
32. Основное показание к применению парлодела? (галакторея).
Основные вопросы темы:
1. Анатомия и физиология симпатического отдела вегетативной нервной системы.
2. Строение адренергического синапса. Синтез, депонирование и выделение медиатора. Типы адренорецепторов, локализация, эффекты их возбуждения
и блокады.
3. Классификация адренергических средств:
а) α-, β-адреномиметики:
- прямые – эпинефрин (адреналин α1,2; β1,2), норэпинефрин (норадреналин α1,2; β1);
- непрямые (симпатомиметики) – эфедрин (эфедрина гидрохлорид).
б) α-адреномиметики:
- периферические:
- α1-адреномиметики – фенилэфрин (мезатон, ирифрин);
- α2-адреномиметики – нафазолин (нафтизин, санорин), ксилометазолин (галазолин, ксимелин, отривин), оксиметазолин (назол), тетризолин (тизин, визин);
- центральные α2-адреномиметики: клонидин (клофелин), метилдофа (альдомет, допегит), гуанфацин (эстулик).
в) β-адреномиметики:
- β1-,β2-адреномиметики – изопреналина гидрохлорид (изадрин, изопротеренол), орципреналина сульфат (алупент);
- β1-адреномиметики – добутамин (добутрекс);
- β2-адреномиметики – короткого действия – сальбутамол (сальбупарт, вентолин), фенотерол (беротек), тербуталин (бриканил), гексопреналин (гинипрал), ритодрин (премпар);
- пролонгированного действия – салметерол (серевент), кленбутерол (контраспазмин, спиропент), формотерол (форадил, оксис-турбухалер).
г) комбинированные препараты:
- адрианол (фенилэфрин+трамазолин);
- беродуал (беротек + атровент), дитэк (фенотерол + кромолин-натрий), комбипэк (сальбутамол + теофиллин), симбикорт (формотерол + будесонид), серетид (серевент + флутиказон); бронхолитин (эфедрин + глауцин).
Функциональные изменения в органах при применении препаратов перечисленных подгрупп. Основные показания к применению: шоки, коллапс, бронхиальная астма, преждевременные роды (токолитики – ритодрин, гинипрал, сальбупарт). Побочные эффекты, противопоказания.
-
Ингибиторы МАО: необратимого действия – ниаламид; обратимого действия – пирлиндол (пиразидол), тетриндол. Показания: депрессивные состояния, стенокардия. Несовместимость с резерпином (возбуждение ЦНС), барбитуратами, местными анестетиками, анальгетиками и пищевыми продуктами, содержащими тирамин (сыр, кофе, сливки, пиво) (потенцирование действия). -
Дофаминергические средства: допамин (дофамин, допмин). Показания: острая сердечно-сосудистая недостаточность. Специфические агонисты Д2-дофаминовых рецепторов – бромокриптин (парлодел), каберголин (достинекс). Применение: в акушерской и гинекологической практике, для лечения акромегалии и болезни Иценко-Кушинга. -
Классификация, номенклатура и характеристика препаратов: механизмы действия, эффекты, показания к применению, противопоказания, побочные эффекты, осложнения, особенности применения, формы выпуска, рецептура.
Итоговая контрольная работа (рецептура и характеристика препаратов):
1. Нафазолин
2. Ксилометазолин
3. Оксиметазолин
4. Фенотерол
5. Беродуал
6. Сальбутамол
7. Фенилэфрин
8. Изопреналин
9. Мезатон
10. Метилдофа
11. Гексопреналин
12. Эпинефрин
13. Норэпинефрин
14. Эфедрин
15. Добутамин
16. Дофамин
17. Ритодрин
18 Формотерол
19. Сальметерол
20. Кленбутерол.
Самостоятельная работа:
Проводится путем письменного решения индивидуального задания (ситуационной задачи) с последующим устным обсуждением.
Ситуационные задачи
ЗАДАНИЕ 1
Нарисуйте схему симпатического отдела эфферентной нервной системы. Укажите локализацию действия адреномиметиков и симпатомиметиков.
Ответ: ЦНС СНС Орган
├ O (
адреномиметики
симпатомиметики
| ЗАДАНИЕ 2 Влияние адреномиметиков (А) и (Б) на АД и тонус бронхов |
АД Бронхи | | |
| препарат А | препарат Б |
Назовите препараты А и Б. К каким группам средств они относятся? Какие механизмы лежат в основе повышения АД при введении данных препаратов? Объясните, почему в отличие от препарата Б препарат А понижает тонус бронхов?
Ответ: Препарат А – адреналин.
Препарат Б – норадреналин.
Норадреналин является α1, α2, β1 – адреномиметиком и не действует на тонус бронхов, в гладкой мускулатуре которых β2-адренорецепторы.
Адреналин - α1, α2, β1, β2 – адреномиметик, возбуждает β2-рецепторы бронхов, что приводит к снижению их тонуса. Оба препарата возбуждают α-адренорецепторы сосудов, сужают мелкие сосуды, что и приводит к повышению АД.
ЗАДАНИЕ 3
Для устранения приступа бронхиальной астмы пациенту введен препарат. Бронхоспазм купирован, но появились тахикардия, боли в области сердца, тремор. Какой адреномиметик был назначен больному? Какие препараты предпочтительнее использовать, чтобы уменьшить риск развития подобных осложнений и почему?