ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2987
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
адреналин стимулирует β2-адренорецепторы.
3. Фенилэфрин вызывает тахикардию, потому что фенилэфрин стимулирует β1-адренорецепторы.
4. Фенотерол расширяет бронхи, потому что фенотерол стимулирует преимущественно β1-адренорецепторы.
Ответ: Верны утверждения и есть связь между ними – 1, 2.
ЗАДАНИЕ 15
Локализация основных подтипов адренорецепторов и эффекты, связанные с применением адреномиметиков
Ответ:
ЗАДАНИЕ 16
Больной С. с диагнозом острый аллергический ринит применял ксилометазолин по 3-5 капель 3-5 раз в сутки. Через несколько дней от начала применения опять появился насморк и болезненность слизистой. Объясните причину этих явлений.
К какой группе относится препарат? Дайте указания по рациональному применению этих средств.
Ответ: Ксилометазолин относится к α-адреномиметикам, сужает сосуды слизистой носа. Применяется для уменьшения выделений при различных формах ринита.
Длительное применение приводит к уменьшению сосудосуживающего эффекта (явление тахифилаксии). Сухость и болезненность отмечается из-за нарушения трофики слизистой носа.
Для профилактики осложнений α-адреномиметики (деконгестанты) следует применять по 2-3 капли 2-3 раза в сутки с равными промежутками времени, не более 5 дней.
Учебно-материальное обеспечение занятия:
Литература:
а) основная:
1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007, С. 95-114.
2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 2010, С. 198-213.
б) дополнительная:
1. Харкевич Д.А. Фармакология. М., ГЭОТАР-Медиа, 2008.
2. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии с основами фармакотерапии. Под редакцией М.Д. Гаевого и В.И. Петрова. Ростов-на-Дону, «МарТ», 2010.
3. Государственный реестр лекарственных средств, 2000.
4. Энциклопедия лекарств. (Регистр лекарственных средств России). М., 2008.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 15
Тема: «Адреноблокаторы. Симпатолитики»
Актуальность темы:
В медицинской практике нашли широкое применение адреноблокирующие средства. Их назначают для лечения гипертонической болезни, ИБС, нарушений мозгового и периферического кровообращения, для коррекции дистоний и неврозов, а также в офтальмологии, хирургии, акушерско-гинекологической практике. В связи с появлением новых препаратов врач и провизор должны быть более широко осведомлены о современных лекарственных средствах, быть способными оценивать преимущества и недостатки того или иного из них, выбирать оптимальное средство для конкретного больного. Провизор должен уметь при необходимости заменить один препарат другим, достаточно эффективным, с меньшими нежелательными побочными явлениями и осложнениями, сопроводить отпуск ЛП рекомендациями по рациональному применению ЛС.
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости препаратов из одной группы, а также умение оценивать взаимодействие средств и обосновывать их рациональное применение для обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии.
Для успешного освоения темы занятия студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- принципы классификации антиадренергических средств;
- механизмы действия и основные фармакологические эффекты антиадренергических ЛС;
- особенности рационального применения (режим лечения, дозы, учет
несовместимостей) адренолитиков и симпатолитиков при конкретных заболеваниях.
Уметь:
- оценивать возможности применения антиадренергических препаратов при конкретной форме заболевания с учетом побочных эффектов;
- определять возможность взаимозаменяемости препаратов при их отсутствии в аптеке;
- выписывать и проводить коррекцию рецептов на препараты разных подгрупп антиадренергических средств.
Владеть:
- умением классифицировать антиадренергические ЛС по подгруппам;
- знаниями по рациональному применению препаратов данных подгрупп ЛС;
- умением выписывать и корректировать рецепты на лекарственные препараты из группы антиадренергических ЛС;
- навыками определения синонимов ЛС, навыками замены отсутствующего препарата на другой с аналогичной фармакологической активностью;
- способностью подобрать лекарственное средство и путь его введения в зависимости от конкретной ситуации;
- способностью прогнозировать быстроту и длительность наступления фармакологического эффекта;
- методами получения информации о действии ЛС;
- методами получения информации о результатах совместного применения ЛС;
- навыками использования прочитанной информации для решения про-фессиональных задач.
План изучения темы:
1. Прослушать и законспектировать лекцию по теме: «Адреноблокаторы. Симпатолитики».
2. Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с использованием лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; выполнение письменной домашней работы).
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин), экспресс - опрос (15 мин) студентов по основным вопросам темы.
3. Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин).
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы, с использованием наглядных пособий (70 мин).
5. Письменное решение ситуационных задач в тетрадях. Оценка выполненной работы. Проверка выполнения домашнего задания, конспекта лекций (15 мин).
6. Выполнение студентами письменной итоговой контрольной работы (написание рецептов и фармакологическая характеристика ЛС) (10 мин).
7. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов и проверке домашнего задания. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Домашнее задание к следующему занятию (5 мин).
Контроль исходного уровня знаний:
Компьютерное тестирование
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
1. Какие рецепторы находятся в симпатических синапсах? (α-, β-адрено-рецепторы)
2. Какие адренорецепторы находятся в миокарде? (β1), в проводящей системе сердца? (β1)
3. Какие адренорецепторы находятся в мелких сосудах: кожи, слизистой,
брыжейки? (α)
4. К какой группе средств относятся ницерголин? пропранолол? атенолол? резерпин? (антиадренергические)
5. Какой механизм действия у атенолола? (прямой β1-адреноблокирующий)
6. Какой механизм действия у резерпина? (симпатолитический, истощает запас норадреналина)
7. Как влияет анаприлин на тонус гладких мышц бронхов? (повышает)
8. Как празозин влияет на артериальное давление? (понижает)
9. Как метопролол влияет на частоту и силу сердечных сокращений? (снижает)
10. Основные показания к назначению лабеталола? (гипертензия)
11. Когда в соответствии с приемом пищи применяют препараты, содержащие
резерпин? (после еды)
Основные вопросы темы:
1. Строение адренергического синапса. Синтез, депонирование и выделение медиатора. Классификация адренорецепторов. Локализация адренорецепторов и типичные эффекты, возникающие в органах при их возбуждении и блокаде.
3. Фенилэфрин вызывает тахикардию, потому что фенилэфрин стимулирует β1-адренорецепторы.
4. Фенотерол расширяет бронхи, потому что фенотерол стимулирует преимущественно β1-адренорецепторы.
Ответ: Верны утверждения и есть связь между ними – 1, 2.
ЗАДАНИЕ 15
Локализация основных подтипов адренорецепторов и эффекты, связанные с применением адреномиметиков
Подтипы адрено- рецепторов | Локализация рецепторов | Группа препаратов (перечислить) | Эффект при возбуждении (указать) |
α1 | 1. Радиальная мышца радужной оболочки 2. Кровеносные сосуды | α1-адреномиметики | 1. 1. 2. АД ( ) |
α2 | 1. Кровеносные сосуды | α2-адреномиметики | 1. 2. АД ( ) |
β1 | 1. Сердце 2. Юкстагломерулярные клетки почек | β1-адреномиметики | 1. 2. 3. 1. |
β2 | 1. Бронхи 2. Миометрий 3. Кровеносные сосуды | β2-адреномиметики | 1. 1. 1. |
Ответ:
Подтипы адрено- рецепторов | Локализация рецепторов | Группа препаратов (перечислить) | Эффект при возбуждении (указать) |
α1 | 1. Радиальная мышца радужной оболочки 2. Кровеносные сосуды | α1-адреномиметики: Фенилэфрин (мезатон) | 1. Сокращается 1. Сужаются 2. АД (↑) |
α2 | 1. Кровеносные сосуды | α2-адреномиметики: Нафазолин | 1. Сужаются 2. АД (↑) |
β1 | 1. Сердце 2. Юкстагломерулярные клетки почек | β1-адреномиметики: Добутамин | 1. ↑ ССС 2. ↑ ЧСС 3. ↑ А-В проводи-мости 1. ↑ Выброс ренина в кровь |
β2 | 1. Бронхи 2. Миометрий 3. Кровеносные сосуды | β2-адреномиметики: сальбутамол тербуталин фенотерол | 1. Расширяются 1. Расслабляется 1. Расширяются |
ЗАДАНИЕ 16
Больной С. с диагнозом острый аллергический ринит применял ксилометазолин по 3-5 капель 3-5 раз в сутки. Через несколько дней от начала применения опять появился насморк и болезненность слизистой. Объясните причину этих явлений.
К какой группе относится препарат? Дайте указания по рациональному применению этих средств.
Ответ: Ксилометазолин относится к α-адреномиметикам, сужает сосуды слизистой носа. Применяется для уменьшения выделений при различных формах ринита.
Длительное применение приводит к уменьшению сосудосуживающего эффекта (явление тахифилаксии). Сухость и болезненность отмечается из-за нарушения трофики слизистой носа.
Для профилактики осложнений α-адреномиметики (деконгестанты) следует применять по 2-3 капли 2-3 раза в сутки с равными промежутками времени, не более 5 дней.
Учебно-материальное обеспечение занятия:
-
Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы). -
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры). -
Справочная литература. -
Индивидуальные задания (тесты для компьютерного тестирования, ситуационные задачи для самостоятельной работы, варианты заданий для письменной итоговой контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007, С. 95-114.
2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 2010, С. 198-213.
б) дополнительная:
1. Харкевич Д.А. Фармакология. М., ГЭОТАР-Медиа, 2008.
2. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии с основами фармакотерапии. Под редакцией М.Д. Гаевого и В.И. Петрова. Ростов-на-Дону, «МарТ», 2010.
3. Государственный реестр лекарственных средств, 2000.
4. Энциклопедия лекарств. (Регистр лекарственных средств России). М., 2008.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 15
Тема: «Адреноблокаторы. Симпатолитики»
Актуальность темы:
В медицинской практике нашли широкое применение адреноблокирующие средства. Их назначают для лечения гипертонической болезни, ИБС, нарушений мозгового и периферического кровообращения, для коррекции дистоний и неврозов, а также в офтальмологии, хирургии, акушерско-гинекологической практике. В связи с появлением новых препаратов врач и провизор должны быть более широко осведомлены о современных лекарственных средствах, быть способными оценивать преимущества и недостатки того или иного из них, выбирать оптимальное средство для конкретного больного. Провизор должен уметь при необходимости заменить один препарат другим, достаточно эффективным, с меньшими нежелательными побочными явлениями и осложнениями, сопроводить отпуск ЛП рекомендациями по рациональному применению ЛС.
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости препаратов из одной группы, а также умение оценивать взаимодействие средств и обосновывать их рациональное применение для обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии.
Для успешного освоения темы занятия студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- принципы классификации антиадренергических средств;
- механизмы действия и основные фармакологические эффекты антиадренергических ЛС;
- особенности рационального применения (режим лечения, дозы, учет
несовместимостей) адренолитиков и симпатолитиков при конкретных заболеваниях.
Уметь:
- оценивать возможности применения антиадренергических препаратов при конкретной форме заболевания с учетом побочных эффектов;
- определять возможность взаимозаменяемости препаратов при их отсутствии в аптеке;
- выписывать и проводить коррекцию рецептов на препараты разных подгрупп антиадренергических средств.
Владеть:
- умением классифицировать антиадренергические ЛС по подгруппам;
- знаниями по рациональному применению препаратов данных подгрупп ЛС;
- умением выписывать и корректировать рецепты на лекарственные препараты из группы антиадренергических ЛС;
- навыками определения синонимов ЛС, навыками замены отсутствующего препарата на другой с аналогичной фармакологической активностью;
- способностью подобрать лекарственное средство и путь его введения в зависимости от конкретной ситуации;
- способностью прогнозировать быстроту и длительность наступления фармакологического эффекта;
- методами получения информации о действии ЛС;
- методами получения информации о результатах совместного применения ЛС;
- навыками использования прочитанной информации для решения про-фессиональных задач.
План изучения темы:
1. Прослушать и законспектировать лекцию по теме: «Адреноблокаторы. Симпатолитики».
2. Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с использованием лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; выполнение письменной домашней работы).
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя |
|
2. Контроль исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин 15 мин |
3. Результаты контроля исходного уровня знаний 4. Разбор теоретических вопросов темы | 5 мин
|
5. Решение индивидуальных заданий (решение ситуационных задач). Проверка домашнего задания. Проверка конспекта лекции. | 15мин |
6. Итоговая контрольная работа (рецептура, характеристика препаратов) 7. Подведение итогов занятия. | 10 мин 5 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин), экспресс - опрос (15 мин) студентов по основным вопросам темы.
3. Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин).
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы, с использованием наглядных пособий (70 мин).
5. Письменное решение ситуационных задач в тетрадях. Оценка выполненной работы. Проверка выполнения домашнего задания, конспекта лекций (15 мин).
6. Выполнение студентами письменной итоговой контрольной работы (написание рецептов и фармакологическая характеристика ЛС) (10 мин).
7. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов и проверке домашнего задания. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Домашнее задание к следующему занятию (5 мин).
Контроль исходного уровня знаний:
Компьютерное тестирование
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
1. Какие рецепторы находятся в симпатических синапсах? (α-, β-адрено-рецепторы)
2. Какие адренорецепторы находятся в миокарде? (β1), в проводящей системе сердца? (β1)
3. Какие адренорецепторы находятся в мелких сосудах: кожи, слизистой,
брыжейки? (α)
4. К какой группе средств относятся ницерголин? пропранолол? атенолол? резерпин? (антиадренергические)
5. Какой механизм действия у атенолола? (прямой β1-адреноблокирующий)
6. Какой механизм действия у резерпина? (симпатолитический, истощает запас норадреналина)
7. Как влияет анаприлин на тонус гладких мышц бронхов? (повышает)
8. Как празозин влияет на артериальное давление? (понижает)
9. Как метопролол влияет на частоту и силу сердечных сокращений? (снижает)
10. Основные показания к назначению лабеталола? (гипертензия)
11. Когда в соответствии с приемом пищи применяют препараты, содержащие
резерпин? (после еды)
-
Что входит в состав адельфана? (резерпин + дигидралазин).
Основные вопросы темы:
1. Строение адренергического синапса. Синтез, депонирование и выделение медиатора. Классификация адренорецепторов. Локализация адренорецепторов и типичные эффекты, возникающие в органах при их возбуждении и блокаде.