ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2940
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Б. Имодиум
В. Мотилиум
Г. Ранитидин
Д. Пирензепин
8. Гастропротектор, основная сфера применения, которого профилактика ульцерогенного действия НПВС:
А. Омепразол
Б. Сукралфат
В. Мукофальк
Г. Мизопростол
Д. Алюминия гидрооксид
9. Апоморфин:
А. Угнетает Д2-рецепторы дофамина триггерной зоны
Б. Стимулирует Д2-рецепторы дофамина триггерной зоны
В. Используется для лечения токсикоза беременных
Г. Вызывает запор
Д. Стимулирует М-холинорецепторы
10. Рвотное средство:
А. Меди сульфат
Б. Метоклопрамид
В. Торекан
Г. Трописетрон
Д. Домперидон
ВАРИАНТ 6
1. Отметить характерное для препаратов висмута:
А. Нейтрализуют НС1
Б. Подавляют секрецию НС1
В. Снижают синтез простагландинов
Г. Активны в отношении хеликобактерий (Helicobacter pilori)
Д. Оказывают цитопротекторный эффект
2. Отметить противорвотные средства:
А. Метоклопрамид
Б. Апоморфина гидрохлорид
В. Трописетрон
Г. Меди сульфат
Д. Трава термопсиса
3. Отметить характерное для мизопростола:
А. Его синоним - Вентер
Б. Его синоним - Сайтотек
В. Является синтетическим аналогом простагландина Е1
Г. Нейтрализует соляную кислоту
Д. Оказывает цитопротекторное действие
4. Отметить состав антацидных средств:
А. Альмагель а) алюминий, магний
Б. Сукралфат б) кальций, магний
В. Кальмагин в) алюминий
Г. Де-нол г) висмут
Д. Фосфалюгель д) висмут, алюминий
5. Метоклопрамид:
А. блокирует Д2-рецепторы дофамина в ЦНС
Б. используется для лечения алкоголизма
В. используется при диарее
Г. Используется при запоре
Д. Используется при острых отравлениях
6. Противорвотное средство:
А. Меди сульфат
Б. Апоморфина гидрохлорид
В. Гранисетрон
Г. Трава термопсиса
Д. Лоперамид
7. Ондансетрон:
А. Блокирует Н1-рецепторы гистамина
Б. Его синоним – навобан
В. Стимулирует Д2- дофаминовые рецепторы ЦНС
Г. Оказывает рвотное действие
Д. Блокирует 5-НТ3- серотониновые рецепторы ЦНС
8. Выберите гастропротекторы:
А. Даларгин
Б. Мизопростол
В. Алмагель
Г. Фамотидин
Д. Кальция карбонат
9. При гастроэзофагеальной рефлюксной болезни применяют:
А. Антацидные средства
Б. Противорвотные средства
В. Антихолинэстеразные средства
Г. М-холиномиметики
Д. Слабительные средства
10. Побочные явления алюминийсодержащих антацидов:
А. Диарея
Б. Деменция
В. Запор
Г. Спазмы кишечника
Д. Рвота.
ОТВЕТЫ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ
ОТВЕТЫ К СИТУАЦИОННЫМ ЗАДАЧАМ
(в методических указаниях для студентов)
Итоговая контрольная работа (рецептура и характеристика препаратов):
|
|
Литература:
а) основная:
1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008, С. 533-545; 554-555.
2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 16 изд., 2010, С. 191-197; 302-308, 322-330, 337-338, 650-651.
б) дополнительная:
1. Харкевич Д.А. Фармакология. М., ГЭОТАР-Медиа, 2008.
2. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии с основами фармакотерапии. Под редакцией М.Д. Гаевого и В.И. Петрова. Ростов-на-Дону, «МарТ», 2010.
3. Государственный реестр лекарственных средств, 2000.
4. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). М., 2008.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 40
Тема: «Ферментные и антиферментные средства. Гепатотропные лекарственные средства»
Актуальность темы:
Наряду с другими заболеваниями последние годы отмечается рост печеночной и панкреатической патологии, а также болезней желчных путей. Высокоцивилизованный образ жизни, сочетающийся с гиподинамией, вредными социальными явлениями, такими как алкоголизм и наркомания, способствует росту числа гепатитов и циррозов печени, поджелудочной железы. Несоблюдение режима питания приводит также к холециститам, панкреатитам и к нарушению функций кишечника. Снижение моторики кишечника часто встречается у лиц пожилого возраста. В связи с данными проблемами растет число лекарственных средств, применяемых при холециститах, гепатитах, циррозах, панкреатитах. Задача будущего провизора приобрести умения и навыки в плане ориентации в номенклатуре данных средств
, понимании их механизмов действия и побочных эффектов, умении обосновать замену препарата.
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости препаратов из одной группы, а также умение оценить взаимодействие средств и обосновать их рациональное применение для обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии, умение правильно выписывать рецепты на препараты, применяемые при заболеваниях органов системы пищеварения.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию лекарственных средств, применяемых при заболеваниях органов системы пищеварения;
- номенклатуру основных групп лекарственных средств, регулирующих пищеварение (МНН и синонимы);
- механизмы действия, эффекты лекарственных средств, применяемых при нарушении функций органов системы пищеварения;
- принципы действия средств, усиливающих образование желчи и веществ, способствующих ее выведению;
- принципы действия средств, влияющих на экскреторную функцию поджелудочной железы;
- рациональное применение средств, регулирующих пищеварение (с учетом времени приема пищи);
- сравнительную характеристику по скорости и интенсивности действия;
- побочное действие, показания и противопоказания к применению средств, регулирующих функции системы пищеварения.
Уметь:
- обосновывать рациональное применение средств, регулирующих пищеварение;
- проводить необходимую коррекцию рационального применения средств, используемых в гастроэнтерологии (регулирование режима дозировки с учетом степени и продолжительности эффектов ЛС, приема пищи);
- контролировать взаимодействия между препаратами в назначенном больному комплексе;
- квалифицированно решать вопрос о замене одного лекарственного средства другим;
- выписывать рецепты на основные лекарственные формы средств, регулирующих пищеварение.
Владеть:
- навыками сбора и анализа информации ЛС по теме занятия;
- умением классифицировать ЛС изучаемых групп;
- знаниями по рациональному применению ЛС данных подгрупп;
- умением написания и коррекции рецептов;
- умением замены одного препарата на другой при его отсутствии.
План изучения темы:
-
Лекция по теме «Лекарственные средства, влияющие на аппетит. Рвотные и противорвотные ЛС. Средства, влияющие на кислотность желудка. Гастропротекторы. Гепатотропные лекарственные средства. Ферментные и антиферментные средства». -
Внеаудиторная самоподготовка
2.1. Теоретическая подготовка по теме занятия с использованием материала лекции «Лекарственные средства, влияющие на аппетит. Рвотные и противорвотные ЛС. Средства, влияющие на кислотность желудка. Гастропротекторы. Гепатотропные лекарственные средства. Ферментные и антиферментные средства», учебника, справочной литературы, электронных ресурсов.
2.2. Письменное выполнение в тетради задания для внеаудиторной работы (фармакологическое описание предлагаемых лекарственных средств по схеме).
-
Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 2 акад. часа)
| 5 мин |
- компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин 10 мин |
| 30 мин 10 мин |
Итоговая контрольная работа по ЛС | 5 мин |
6. Проверка и анализ письменной контрольной работы | 15 мин |
7. Итоговое обсуждение, выставление оценок | 5 мин |
Содержание занятия:
-
Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию. -
Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование и экспресс-опрос всех студентов по узловым вопросам темы. -
Анализ результатов исходного уровня знаний. -
Разбор теоретических вопросов темы в форме собеседования с использованием наглядных пособий. -
Письменное решение ситуационных задач в тетради для аудиторных контрольных работ. -
Выполнение студентами письменной контрольной работы по ЛС (студент должен выписать рецепт на предлагаемое ЛС, указать его фармакологическую группу, механизм действия, показания и противопоказания к применению, возможные нежелательные побочные действия). Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (домашнего задания) студентов и лекционного материала проводится в момент написания контрольной работы. -
Проверка и анализ письменной контрольной работы. -
Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, и указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены в домашнем задании и в ответах у доски и озвучивает тему следующего занятия. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов.
Вопросы для контроля исходного уровня знаний
Компьютерное тестирование
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
-
Латинское название печени? -
Основные функции печени? -
Название клеток печени? -
Как называют резервуар желчи? -
Ацетилхолин выделение желчи? -
Назовите главные компоненты желчи? -
Как влияют на выделение желчи секретин, холецистокинин, гастрин? -
Как влияет желчь на тонус и перистальтику кишечника? -
Как называется воспалительный процесс в печени? -
Воспаление желчных протоков печени называется……………………. -
Воспаление желчного пузыря называется……………………………… -
Заболевание, сопровождающееся образованием камней в желчном пузыре и желчевыводящих протоках, называется………………………… -
Средства, увеличивающие образование желчи, называются .................. -
Средства, увеличивающие выведение желчи, называются ……………. -
Как называется препарат, содержащий желчь, активированный уголь, сухие экстракты чеснока и крапивы? -
Назовите синтетические желчегонные средства? (цикловалон) -
Желчегонный препарат из бессмертника песчаного? (фламин) -
Растительные желчегонные средства назначают до или после еды? -
Путь введения MgSO4 в качестве желчегонного средства? -
Как называются ЛС, оказывающие защитное действие на патологически измененную печень? -
К какой группе ЛС относятся: легалон, ЛИВ-52, эссенциале, силибор, адеметионин? -
Синонимы легалона? -
Показания к назначению холелитолитиков? -
Назовите основной препарат холелитолитиков? (урсодезоксихолевая кислота, урсофалк) -
Латинское название поджелудочной железы? -
Показания к назначению панкреатина? -
Чем заменить панкреатин? -
Назовите антиферментные препараты? -
Показания к назначению апротинина? -
Какие побочные эффекты наиболее часто встречаются при применении апротинина?