ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2942
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. При инфекциях мочевыводящих путей не применяют:
а) нитроксолин;
б) нитрофурал;
в) гентамицин;
г) кальцекс.
3. Ингибируют ДНК-гиразу препараты:
-
оксолиниевая кислота; -
нитроксолин; -
офлоксацин; -
хиноксидин.
-
К производным 8-оксохинолина относится препарат:
а) фуразидин;
б) авелокс;
в) нитроксолин;
г) гидроксиметилхиноксалиндиоксид (диоксидин).
Ответ:
Задание № 8
1. Нитрофурал обладает свойствами:
-
плохо растворим в воде; -
применяется только наружно; -
не вызывает раздражения тканей; -
активен в отношении микобактерий.
2. Торговое название нитроксолина:
а) 5-НОК;
б) налидиксовая кислота;
в) таривид;
г) абактал.
3. К побочным эффектам фторхинолонов относятся:
-
диспепсические расстройства; -
нарушения хрящевой ткани (разрывы сухожилий); -
сонливость, бессонница, головокружение; -
аллергические реакции (сыпь, зуд).
Ответ:
Итоговая контрольная работа (рецептура и характеристика препаратов):
| |
Учебно-материальное обеспечение занятия:
-
Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы); -
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры); -
Справочная литература; -
Индивидуальные задания (тесты для компьютерного тестирования, ситуационные задачи для самостоятельной работы, варианты заданий для письменной итоговой контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008, С. 566 – 579.
2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 16 изд., 2010, С. 790 – 814.
б) дополнительная:
1. Харкевич Д.А. Фармакология. М., ГЭОТАР-Медиа, 2008.
2. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии с основами фармакотерапии. Под редакцией М.Д. Гаевого и В.И. Петрова. Ростов-на-Дону, «МарТ», 2010.
3. Государственный реестр лекарственных средств, 2000.
4. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). М., 2008.
Электронные ресурсы
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 47
Тема: «Сульфаниламиды. антипротозойные лекарственные средства»
Актуальность темы:
Большое количество противомикробных средств существенно расширяет возможности лечения разнообразных инфекций. Открытие сульфаниламидов является одним из крупнейших достижений медицины. Несмотря на внедрение в медицину антибиотиков, ряд сульфаниламидных препаратов находят достаточно широкое применение в медицинской практике. Сульфаниламидные препараты имеют различные фармакокинетические параметры, поэтому будущий провизор должен знать особенности клинического применения конкретного препарата. Широкое распространение ряда протозойных инфекций обуславливает также особую значимость темы «Антипротозойные лекарственные средства». Студент должен не только освоить перечень лекарственных средств, которые могут использоваться при терапии той или иной протозойной инфекции, но и знать препараты замены, часто встречающиеся синонимы, характерные побочные эффекты и основные противопоказания. Знание механизмов действия препаратов, определение рациональной комбинации, принципов дозирования обуславливают успех терапии этих заболеваний. Провизор должен уметь ориентироваться в номенклатуре сульфаниламидных, антипротозойных средств и знать механизмы действия препаратов, принципы рационального применения.
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости препаратов из одной группы, а также умение оценивать взаимодействие средств и обосновывать их рациональное применение для обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии, умение правильно выписывать рецепты на препараты, применяемые при различных инфекционных и протозойных заболеваниях.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина:
ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8,
ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию сульфаниламидных, антипротозойных средств;
- механизмы, типы, спектры действия сульфаниламидных, антипротозойных средств;
- рациональное применение сульфаниламидных, антипротозойных средств с учетом времени приема пищи;
- сравнительную характеристику сульфаниламидных, антипротозойных средств по скорости и интенсивности действия отдельных лекарственных препаратов;
- побочные эффекты, показания и противопоказания к применению сульфаниламидных, антипротозойных средств.
Уметь:
- обосновывать рациональное применение сульфаниламидных, антипротозойных средств с учетом фармакокинетических и фармакодинамических особенностей ЛС;
- проводить необходимую коррекцию фармакотерапии сульфаниламидными, антипротозойными средствами, (регулирование режима дозирования с учетом степени и продолжительности эффектов ЛС, приема пищи);
- квалифицированно решать вопрос о замене одного лекарственного средства другим, давать рекомендации врачу по вопросу комбинирования ЛС и сообщать о новых поступлениях лекарственных препаратов в аптеку;
- выписывать рецепты на основные лекарственные формы изучаемых противомикробных препаратов.
Владеть:
- навыками сбора и анализа информации ЛС по теме занятия;
- умением классифицировать ЛС изучаемых групп;
- знаниями по рациональному применению ЛС данных подгрупп;
- умением написания и коррекции рецептов;
- умение замены одного препарата на другой при его отсутствии.
План изучения темы:
1. Лекции по темам: «Противомикробные средства группы хинолона, нитрофурана. нитроксолина. Сульфаниламиды. Антипротозойные средства».
2. Внеаудиторная самоподготовка
2.1. Теоретическая подготовка по теме занятия с использованием материала лекции «Противомикробные средства группы хинолона, нитрофурана. нитроксолина. Сульфаниламиды. Антипротозойные средства», учебника, справочной литературы, электронных ресурсов.
2.2. Письменное выполнение в тетради задания для внеаудиторной работы (фармакологическое описание предлагаемых лекарственных средств по схеме).
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 2 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя |
|
2. Выяснение исходного уровня знаний: - экспресс-опрос |
|
3. Разбор теоретических вопросов темы 4. Решение индивидуальных заданий (решение ситуационных задач) | 30 мин
|
5. Проверка домашнего задания и конспекта лекций (рецептура, характеристика препаратов) Итоговая контрольная работа по ЛС | 5 мин |
6. Проверка и анализ письменной контрольной работы | 15 мин |
7. Итоговое обсуждение, выставление оценок | 5 мин |
Содержание занятия:
-
Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию. -
Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит экспресс-опрос всех студентов по узловым вопросам темы.
Анализ результатов исходного уровня знаний.
-
Разбор теоретических вопросов темы в форме собеседования с использованием наглядных пособий. -
Письменное решение ситуационных задач в тетради для аудиторных контрольных работ. -
Выполнение студентами письменной контрольной работы по ЛС (студент должен выписать рецепт на предлагаемое ЛС, указать его фармакологическую группу, механизм действия, показания и противопоказания к применению, возможные нежелательные побочные действия). Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (домашнего задания) студентов и лекционного материала проводится в момент написания контрольной работы. -
Проверка и анализ письменной контрольной работы. -
Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, и указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены в домашнем задании и в ответах у доски и озвучивает тему следующего занятия. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов.
Вопросы для контроля исходного уровня знаний
Экспресс-опрос:
-
Год синтеза первого сульфаниламида? -
Какое практическое использование первого сульфаниламида? -
Год открытия антибактериальных свойств сульфаниламида? -
Основной механизм антибактериального действия сульфаниламидов? -
Основной путь метаболизма сульфаниламидов? -
Назовите сульфаниламид сверхдлительного действия -
Чем можно объяснить длительность циркуляции сульфалена в крови? -
В чем причина неэффективности сульфалена при кишечных инфекциях? -
Состав комбинированного ЛП «Бактрима» -
Укажите механизм действия триметоприма? -
Укажите механизм противовоспалительного эффекта сульфаниламидов? -
Каков механизм жаропонижающего действия сульфаниламидов? -
Почему нежелательно совместное применение сульфаниламидов с анальгином, бутадионом, левомицетином? -
К какому классу инфекций относятся малярия, амебиаз, лямблиоз, токсоплазмоз, лейшманиоз, трихомониаз, микоплазмоз, хламидиоз, балантидиаз? -
Что понимают под термином «гематошизотропные ЛС»? -
Что понимают под термином «гистошизотропные ЛС»? -
Что понимают под термином «гамонтотропные ЛС»? -
Какую группу противомалярийных средств используют для лечения малярии в остром периоде? -
Укажите источник получения хинина? -
Какие побочные эффекты характерны для хинина? -
Перечислите фармакологические эффекты хингамина? -
Какие лекарственные средства применяют при трихомониазе? -
Укажите лекарственные формы выпуска метронидазола?