Файл: Пятигорский медикофармацевтический институт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 2916

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Факторы, влияющие на всасывание и действие инсулина

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

10. Выписать 50 г мази «Бом-Бенге» («Bom-Benge»). Назначать для втирания в область суставов.

Содержание занятия

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

4 ЛЕКЦИЯ № 4Фармакодинамика. Эффекты ЛС при повторном и совместном применении. Виды фармакотерапии. Побочное действие ЛС.Повторное применение ЛВ. Эффекты, наблюдаемые при повторном приеме ЛВ:Возможные эффекты лекарственных средств: ожидаемая фармакологическая реакция; гиперчувствительность; идиосинкразия; толерантность; тахифилаксия.«МИШЕНИ» ДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ: Рецепторы Ионные каналы Ферменты Транспортные системы Гены ВИДЫ ДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ: Резорбтивное: прямое (первичное, вторичное); рефлекторное. Местное: прямое (первичное, вторичное); рефлекторное. Основное действие Побочное действие Токсическое действие Обратимое действие Необратимое действие Избирательное действие Неизбирательное действие Центральное действие Периферическое действие ВИДЫ РЕЦЕПТОРОВI. Ионотропные рецепторы – рецепторы, сопряженные с ионными каналами: Н-холинорецепторы, ГАМКА-рецепторы, глутаматные рецепторы, глициновые, 5-НТ3-рецепторы.Эффект реализуется через изменение активности ионных каналов (Na+, K+, Cl-, Ca2+ и т.д.). II. Метаботропные рецепторы.1. Рецепторы, взаимодействующие с G-белками (80% всех рецепторов): адренорецепторы, М-холинорецепторы, опиоидные, 5-НТ2,4,5, дофаминовые, гистаминовые.Эффект реализуется через активацию G-белками аденилатциклазы, инозитолфосфатазной системы, ионных каналов.2. Рецепторы, сопряженные с ферментами: рецепторы ферменты (инсулиновые рецепторы, некоторых факторов роста, цитокинов и т.д.).Эффект реализуется, чаще всего, через активацию тирозинкиназы, которая фосфорилирует внутриклеточные белки и изменяет их активность. 3. Рецепторы, регулирующие транскрипцию ДНК (стероидные рецепторы, рецепторы витаминов А и D, рецепторы тиреоидных гормонов).Эффект реализуется через изменение синтеза функционально активных белков.Виды внутренней активности биологически активных веществ (как правило, обладающие аффинитетом к рецепторам): Агонисты: полные и частичные; конкурентные и неконкурентные; Антагонисты (или блокаторы): конкурентные; неконкурентные; Агонисты-антагонисты.ЭФФЕКТЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПОВТОРНОМ ПРИМЕНЕНИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВI. Кумуляция: материальная; функциональная.II. Сенсибилизация.III. Привыкание (толерантность): прямое привыкание; перекрестное привыкание; тахифилаксия; митридатизм.IV. Лекарственная зависимость: опьянение (эйфория); психическая зависимость; физическая зависимость; абстинентный синдром.КОМБИНИРОВАННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЛВ.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.Синергизм: суммирование (аддитивное действие); потенцирование.Антагонизм: прямой функциональный антагонизм; косвенный функциональный антагонизм; физический; химический (антидотизм).ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ1. Фармацевтическое взаимодействие.2. Фармакологическое взаимодействие: фармакокинетическое; фармакодинамическое.Токсическое действие лекарственных средств: Гонадотоксичность; Эмбриотоксическое действие; Тератогенное действие; Фетотоксическое действие; Мутагенное действие; Канцерогенность; Дисбактериоз; Органотропное токсическое действие (гепатотоксичность, нефротоксичность, нейротоксичность и т.д.); Аллергические реакции; Иммунотоксичность.ТИПЫ АЛЛЕРГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ Немедленный тип аллергической реакции (анафилаксия) (IgE – антитела связываются с гаптенами, дегрануляция тучных клеток и выделение гистамина). Цитолитический тип реакции (IgG и IgM – антитела взаимодействуют с гаптеном и вызывают лизис эритроцитов и других элементов крови). Иммунокомплексный тип реакций (IgE взаимодействует с гаптеном и повреждают эндотелий сосудов и развивается сывороточная болезнь – крапивница, артрит, лихорадка, зуд, лимфоаденопатия). Замедленный тип аллергической реакции (вовлечены клеточные механизмы иммунитета – развивается контактный дерматит). ВИДЫ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ТЕРАПИИ1. Фармакопрофилактика.2. Фармакотерапия (лекарственная терапия): этиотропная (каузальная) терапия; патогенетическая терапия; заместительная терапия; симптоматическая терапия; генотерапия.ХРОНОФАРМАКОЛОГИЯХронофармакокинетика - ритмическое изменение фармакокинетики препаратов.Хроностезия - ритмическое изменение чувствительности и реактивности организма к лекарственному веществу в течение суток.Хронергия – совокупное влияние хронокинетики и хроностезии на величину фармакологического эффекта.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЕБАНИЙ БИОЛОГИЧЕСКИХ РИТМОВ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОБОЧНЫХ ЭФФЕКТОВ ЛС:1. Связанные с фарм. свойствами: нейротоксичность, нефротоксичность, гепатотоксичность, панкреотоксичность, ульцерогенность, дисбактериоз, кардиотоксичность, гематотоксичность, ототоксичность, поражение дыхательной системы, поражение кожи, поражение эндокринной системы.2. Аллергические реакции (АР). Типы и виды АР. 3. Изменение иммунобиологических свойств организма.4. Синдром отмены.5. Нежелательное действие ЛС на плод: мутагенное, эмбриотоксическое, тератогенное, фетотоксическое.6. Атипичные реакции на лекарственные вещества при наследственных энзимопатиях. Идиосинкразия.7. Канцерогенное действие ЛС. 2 5 ЛЕКЦИЯ № 5Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию.НЕЙРОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛС. Влияющие на периферическую нервную систему II. Влияющие на ЦНС. Средства, влияющие на периферическую нервную систему 1. Влияющие на афферентную иннервацию. 2. Влияющие на эфферентную иннервациюI. Влияющие на периферическую нервную систему1. Влияющие на афферентную иннервацию (АИ)А) Средства, угнетающие афферентную иннервацию;Б) Средства, стимулирующие окончания афферентных нервов. Средства, влияющие на АИ А) Угнетающие АИ: обволакивающие; смягчающие; вяжущие; адсорбирующие; анестезирующие. Б) Стимулирующие АИ: раздражающие средства; средства преимущественно рефлекторного механизма действия.А) Угнетающие АИ. ОБВОЛАКИВАЮЩИЕ И СМЯГЧАЮЩИЕ СРЕДСТВА.Слизь из крахмала (картофеля, риса, кукурузы, пшеницы). Слизь из семян льна. Растительные масла (оливковое, кукурузное, персиковое). Жироподобные вещества (ланолин, вазелин).Антациды (сукралфат, гевискон, альмагель, фосфалюгель).МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Образуют с водой коллоидные растворы (гели). Защищают чувствительные нервные окончания (болевые). Препятствуют действию на них раздражающих веществ.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Воспалительные процессы в ЖКТ. Профилактика раздражающего действия некоторых ЛС.Вяжущие средства: а) Органические - танин, отвар коры дуба, настои и отвары - зверобоя, шалфея, ромашки, кровохлебки, черники, черемухи;б) Неорганические анузол, цинка окись, квасцы (алюминиево-калиевые, жженые), серебра нитрат, протаргол.МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Денатурируют белки слизи или раневого экссудата. Образуют плёнку. Защищают чувствительные нервные окончания от раздражающих веществ. Уменьшают чувство боли. Местно сужают сосуды. Снижают проницаемость сосудов. Уменьшают экссудацию. Уменьшают воспаление.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Воспалительные процессы кожи слизистых ЖКТ:ожоги, язвы, трещины, пролежни.АДСОРБИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА: уголь активированный, смектит диоктаэдрический, тальк, полифепан.МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Защищают чувствительные нервные окончания кожи и слизистых оболочек от раздражения, адсорбируют на своей поверхности химические, токсические вещества, газы.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ: отравления, диспепсия, метеоризм, диарея.ПЛЁНКООБРАЗУЮЩИЕ СРЕДСТВА: а) медицинские клеи: клеол, БФ-6; б) препараты смол: фурапласт; в) препараты на основе коллагена - «облекол»: плёнка коллагеновая.МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. При нанесении на поврежденные участки кожи образуют эластичную плёнку, защищающую раневую поверхность.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Воспалительные процессы кожи, ссадины, трещины, порезы, небольшие послеоперационные раны, пролежни, ожоги, дерматиты.Б) Средства, стимулирующие АИ. Раздражающие средства. Средства преимущественно рефлекторного механизма действия. Раздражающие средства: горчичники, скипидар, плоды перца стручкового (пластырь перцовый, настойка перца стручкового, никофлекс), ментол (ментоловое масло, меновазин, валидол, эфкамон), раствор аммиака (нашатырный спирт). Препараты на основе пчелиного и змеиного яда (апизартрон, випросал). Финалгон. Они содержат БАВ. Горчичники → гликозид синигрин фермент мирозин; образуется аллилизотиоцианат. Скипидар → α-пинен; Перец горький → гликозид капсаицин.Масло мяты перечной → ментол (спирт терпенового ряда).МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. - Вызывают деполяризацию чувствительных нервных окончаний. Оказывают местное раздражающее действие. Улучшают кровообращение. Улучшают трофику тканей. Уменьшают чувство боли. Бронхит. Пневмония. Травмы мышц. Эндартериит.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. НЕВРАЛГИЯ, АРТРИТ, РАДИКУЛИТ, ИОЗИТ, ЛЮМБАГО.2. СРЕДСТВА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО РЕФЛЕКТОРНОГО МЕХАНИЗМА ДЕЙСТВИЯ. Горечи (одуванчик и др.). Жёлчегонные (аллохол и др.). Слабительные (сенаде и др.). Отхаркивающие (термопсис и др.). Рвотные (меди сульфат).МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Раздражают чувствительные рецепторы слизистых дыхательных путей и ЖКТ, что рефлекторно приводит к стимуляции нервных центров и соответствующих органов. 2 6 ЛЕКЦИЯ № 6Классификация вегетотропных лекарственных средств. М-холиномиметики. М, Н-холиномиметики, Н-холиномиметики. Центральные нейротропные средства (ЛС, действующие на ЦНС). 2. Средства, действующие на периферическую НС.а) ЛС, влияющие на афферентную иннервацию; б) ЛС, влияющие на эфферентную иннервацию (синаптотропные средства) ЛС, влияющие на холинергические синапсы. ЛС, влияющие на адренергические синапсы. Средства, влияющие на холинергические синапсы. Холиномиметики. 2. Холинолитики (холиноблокаторы). Холиномиметики (агонисты) воспроизводят эффекты активации ПНС. Холинолитики (антагонисты) блокируют эффекты активации ПНС. Почему средства называются синаптотропные? Потому что их биофазой (мишенью) является синапс (место локализации действия).СИНАПС – место передачи нервного импульса с нерва на нерв или с нерва на исполни- тельный орган с помощью химического посредника – медиатора.СТРОЕНИЕ СИНАПСА: пресинаптическая мембрана аксона; постсинаптическая мембрана (нервная клетка или клетка рабочего органа); между ними синаптическая щель 20 - 40 нм.Основные медиаторы: эфферентной нервной системы – ацетилхолин (Ац/Х); норадреналин (Н/А).Функционально химическая передача нервного импульса в синапсе осуществляется в несколько этапов: (на примере холинергического синапса); синтез Ац/х в цитоплазме аксона из ацетил-КоА и холина при участии фермента холинацетилтрансферазы; депонирование медиатора в везикулах (синаптических пузырьках). В каждом пузырьке депонируется от 1000 до 50.000 молекул Ац/х, связанного с АТФ и нейропептидами. Ац/х выделяется при деполяризации в синапс квантами.Нервный импульс. Вызывает деполяризацию пресинаптической мембраны. Открывает потенциалозависимые Са+2 – каналы. Увеличивает концентрацию. Са+2 в цитоплазме холинергического нерва. Происходит слияние мембраны везикул с пресинаптической мембраной. Происходит экзоцитоз (выброс Ац/х).А что же в синапсе? Часть Ац/х взаимодействует с М- и Н-холинорецепторами. 2. Часть Ац/х метаболизируется ацетилхолинэстеразой до холина и уксусной кислоты. 3. 50% холина захватывается пресинаптической мембраной (нейрональный захват). 4. Уксусная кислота окисляется в цикле трикарбоновых кислот (Кребса); восстановление исходного состояния рецептора; медиаторные циторецепторы прямо регулируют проницаемость ионных каналов; посредством G-белков открывают ионные каналы; изменяют активность мембрано-связанных ферментов (аденилатциклазы и фосфолипаз); ферменты катализируют синтез вторичных клеточных мессенджеров (цАМФ, инозитолтрифосфата, диацилглицерола).Нервное волокно, синтезирующее и высвобождающее ацетилхолин – называется холинергическим. Синапс, в котором высвобождается ацетилхолин, называется холинергическим. Рецептор, на который действует ацетилхолин, называется холинергическим.Холинорецепторы делятся на М- и Н-холинорецепторы.Эфферентные соматические нервы: выходят из ствола головного мозга (черепно-мозговые); из передних рогов спинного мозга (спинно - мозговые); идут непрерывно до скелетных мышц; выделяют медиатор Ац/х; Ац/х возбуждает Н-холинорецепторы скелетных мышц.ЭФФЕРЕНТНЫЕ ВЕГЕТАТИВНЫЕ НЕРВЫ: иннервируют внутренние органы: прерываются в ганглии; состоят из преганглионарного и постганглионарного нервного волокна; делятся на парасимпатические (ПНС) и симпатические (СНС).Особенности ПН: длинное преганглионарное волокно; короткое постганглионарное волокно; ганглии находятся в рабочем органе или вблизи него.ПС нервы выходят из: а) среднего мозга; б) продолговатого мозга; в) нижних сегментов поясничного отдела; г) крестцового отдела; в ганглии и синапсе ПНС выделяется Ац/х.ЛОКАЛИЗАЦИЯ ХОЛИНОРЕЦЕПТОРОВ. М-холинорецепторы (М1, М2, М3, М4, М5) - чувствительны к мускарину; в ЦНС: лимбическая система, гипоталамус, ретикулярная формация; в рабочих органах у окончаний постганглионарных волокон ПНС; в потовых железах (постганглионарные симпатические холинергические волокна).2. Н-холинорецепторы (чувствительны к никотину): а) Нн – холинорецепторы: в ганглиях ПНС; в ганглиях СНС; мозговой слой надпочечников; каротидный клубочек; в ЦНС; б) Нм – холинорецепторы: в скелетных мышцах; освобождение медиатора; в синаптическую щель (Na+, Са2+ - зависимое из 300-2000 синаптических пузырьков); взаимодействие медиатора с рецепторами постсинаптичес-кой мембраны.Содержание Ац/х в синапсе снижается при: параличах; миастении; атонии кишечника; глаукоме; парезе мочевого пузыря; деменции.Стимуляция холинергической передачи может быть достигнута: 1. Прямой стимуляцией постсинаптических холинорецепторов агонистами. 2. Подавлением гидролиза Ац/х в синаптической щели. 3. Увеличением выделения Ац/х из пресинаптической мембраны.КЛАССИФИКАЦИЯ И НОМЕНКЛАТУРАХОЛИНОМИМЕТИКОВ1. М- холиномиметики: Пилокарпина гидрохлорид (пилокар). Комбинированные препараты: Фотил (пилокарпин + тимолол).2. Н- холиномиметики: Никотин; Цитизин (табекс); Никоретте; Никотинел.3. ЛС, повышающие выделение Ац/х: Цисаприд (координакс, перистил).4. М-, Н- холиномиметики: А) прямого действия: Ацетилхолин-хлорид; Б) непрямого действия: (антихолинэстеразные).ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕПАРАТОВ: ПИЛОКАРПИН: алкалоид пилокарпуса перистолистного; сужает зрачок; снижает ВГД; применяется при глаукоме; вызывает спазм аккомодации. Глаукома – заболевание глаза, проявляется ↑ ВГД. Для лечения применяют:ЛС, увеличивающие отток внутриглазной жидкости (водянистой влаги). ЛС, уменьшающие продукцию внутриглазной жидкости.1   ...   116   117   118   119   120   121   122   123   ...   144

Геморрагии.

Содержание занятия:


  1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия.

  2. Для выяснения итогового уровня знаний преподаватель проводит собеседование по теоретическим вопросам тем занятий №№ 1-16 всех студентов.

  3. Анализ результатов контроля итогового уровня знаний.

  4. Подведение итогов занятия. Заполнение балльно-рейтингового и кафедрального журналов.

КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

- Собеседование по теоретическим вопросам тем занятий №№ 1 – 16.

Литература:

а) основная:

1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 16 изд., 2010.

б) дополнительная:

1. Харкевич Д.А. Фармакология. М., ГЭОТАР-Медиа, 2008.

2. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии с основами фармакотерапии. Под редакцией М.Д. Гаевого и В.И. Петрова. Ростов-на-Дону, «МарТ», 2010.

3. Государственный реестр лекарственных средств, 2000.

4. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). М., 2008.
Электронные ресурсы:

- http://grls.rosminzdrav.ru/

- http://www.vidal.ru/

- http://www.med-edu.ru/

- http://medicstudent.okis.ru/

ПЯТИГОРСКИЙ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ –

филиал федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего образования

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра Фармакологии с курсом клинической фармакологии

Авторы:

Заведующий кафедрой, д.м.н ______________ А.В. Воронков

Доцент, к.ф.н. _______________ С.А. Кулешова

Доцент, к.ф.н. _______________ И.Н. Дьякова

Старший преподаватель, к.ф.н.______________ Н.Г. Лавинский


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

(рекомендации) для самостоятельной работы студентов

по дисциплине Б1.Б.27 «Фармакология»
специальность 33.05.01 «Фармация»

(уровень специалитета)

Пятигорск, 2018 г.

Занятие № 1

Тема: «Введение в фармакологию. Правила выписывания рецептов»

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

  1. Предмет, задачи и методология фармакологии.

  2. Источники получения лекарственных средств.

  3. Этапы создания новых лекарственных средств.

    1. Доклинические испытания.

    2. Клинические испытания.

    3. Фазы клинических испытаний.

    4. Исследование биоэквивалентности лекарственных препаратов.

    5. Регистрация лекарственного препарата.

    6. Постмаркетинговые испытания.

  4. История отечественной фармакологии.

  5. Названия и классификации лекарственных средств (МКБ-10, АТХ).

  6. Рецептура. Рецепт. Правила выписывания рецептов. Требования к написанию рецептов. Структура рецепта.

  7. Работа провизора по контролю написания и коррекции рецепта.


Занятие № 2

Тема: «Правила выписывания рецептов на твердые лекарственные формы»

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

  1. Повторить важнейшие рецептурные сокращения. Требования и правила, предъявляемые к написанию рецептов.

  2. Понятия о сокращенной и развернутой прописи рецептов.

  3. Дозированные и недозированные рецептурные прописи.

  4. Дать определение официнальным (в том числе имеющим специальные названия), магистральным прописям.

  5. Виды лекарственных форм ЛС.

  6. Твердые лекарственные формы: классификация, понятие, характеристика.

  7. Варианты рецептурных прописей на таблетки, порошки, гранулы, капсулы, драже и другие твердые ЛФ.

Задание для самостоятельной внеаудиторной работы:

  1. Выписать в тетради по 2 рецепта на каждую твердую лекарственную форму (ЛС выбрать по желанию).

  2. Подготовиться по вопросам к занятиям № 1,2.

  3. Подготовиться к компьютерному тестированию по вопросам темы и к рецептурной контрольной.

Занятие №3

Тема: «Рецептура жидких лекарственных форм»

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

  1. Жидкие лекарственные формы: классификация, понятие, характеристика.

  2. Способы обозначения концентрации для растворов.

  3. Правила выписывания рецептов на растворы (водные, спиртовые, масляные).

  4. Варианты выписывания рецептов на эмульсии.

  5. Знать латинское название анатомических частей растений: кора, корень, корневище, лист, трава, плод.

6. Правила выписывания рецептов на жидкие лекарственные формы (эмульсии, суспензии, настои, отвары, настойки, микстуры, сиропы, слизи, экстракты, соки, масла).

Домашнее задание:

Выписать в тетради по 2 рецепта на каждую лекарственную форму (см. пункты 3,6).

Занятие № 4

Тема: «Рецептура мягких лекарственных форм»

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

  1. Мягкие лекарственные формы: классификация, понятие, характеристика.

  2. Понятие о простых и сложных мазях. Виды прописей.

  3. Суппозитории. Вещества, входящие в состав суппозиториев.

  4. Правила выписывания рецептов на другие мягкие лекарственные формы (пасты, суппозитории (шарики, овули, пессарии, бужи), линименты, пластыри, кремы, гели).

Домашнее задание:

Выписать в тетради по 2 рецепта на каждую лекарственную форму (см. пункты 2,4).

Занятие № 5

Тема: «Контрольная работа по теме

«Правила выписывания рецептов»

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Предмет, задачи и методология фармакологии.



2. Источники получения лекарственных средств.

3. Этапы создания новых лекарственных средств.

3.1. Доклинические испытания.

3.2. Клинические испытания.

3.3. Фазы клинических испытаний.

3.4. Исследование биоэквивалентности лекарственных препаратов.

3.5. Регистрация лекарственного препарата.

3.6. Постмаркетинговые испытания.

4. История отечественной фармакологии.

5. Названия лекарственных средств.

6. Классификация лекарственных средств.

7. Рецептура. Рецепт. Правила выписывания рецептов. Требования к написанию рецептов. Структура рецепта.

8. Понятия о сокращенной и развернутой прописи рецептов.

Дозированные и недозированные рецептурные прописи.

  1. Дать определение официнальным (в том числе имеющим специальные названия), магистральным прописям.

  2. Работа провизора по контролю написания и коррекции рецепта.

  3. Твердые лекарственные формы: классификация, понятие, характеристика.

  4. Варианты рецептурных прописей на таблетки, порошки, гранулы, капсулы, драже.

  5. Жидкие лекарственные формы: классификация, понятие, характеристика.

  6. Способы обозначения концентрации для растворов.

  7. Правила выписывания рецептов на растворы (водные, спиртовые, масляные).

  8. Варианты выписывания рецептов на эмульсии.

  9. Знать латинское название анатомических частей растений: кора, корень, корневище, лист, трава, плод.

  10. Правила выписывания рецептов на жидкие лекарственные формы (эмульсии, суспензии, настои, отвары, настойки, микстуры, сиропы, слизи, экстракты, соки, масла).

  1. Мягкие лекарственные формы: классификация, понятие, характеристика.

  2. Понятие о простых и сложных мазях. Виды прописей.

  3. Суппозитории. Вещества, входящие в состав суппозиториев.

  4. Правила выписывания рецептов на другие мягкие лекарственные формы (пасты, суп-позитории, шарики, овули, пессарии, бужи, линименты, пластыри, кремы, гели).

Домашнее задание:

Подготовиться к письменной контрольной работе

(см. задание к занятиям № 1-4) по написанию рецептов на все лекарственные формы.

Занятие № 6

Тема:«Фармакокинетика. Пути введения лекарственных средств.

Всасывание. Распределение. Депонирование»

  1. Понятие об общей фармакологии. Определение фармакокинетики и фармакодинамики.

  2. Пути введения ЛС в организм:

    1. Энтеральные (пероральный, сублингвальный. трансбуккальный, ректальный).

    2. Парентеральное (подкожно, внутримышечно, внутривенно, внутриартериально, внутрисердечно, внутрикостно, субарахноидально, эпидурально, ингаляционно, трансдермально, интраназально, ионофоретически).


Характеристика каждого пути введения: выбор пути введения, преимущества и недостатки, факторы, влияющие на скорость и полноту всасывания.

  1. Всасывание ЛС: пассивная диффузия, облегченная диффузия, фильтрация, активный транспорт и пиноцитоз. Определение и характеристика каждого вида транспорта. Факторы, влияющие на эффективность всасывания.

  2. Распределение ЛС в организме. Характеристика гистогематических барьеров: капиллярная стенка, гематоэнцефалический, гематоофтальмический и плацентарный барьеры.

  3. Депонирование ЛС в организме (экстрацеллюлярное, костное, клеточное и жировое депо). Примеры.

  4. Факторы, влияющие на распределение и депонирование ЛС.

  5. Понятие об объеме распределения.

  6. Понятие о биодоступности и биоэквивалентности.

Домашнее задание

В тетради дать определение следующим терминам:

Фармакокинетика, фармакодинамика, пассивная диффузия, фильтрация, активный транспорт, облегченная диффузия, пиноцитоз, сублингвально, трансбуккально, перорально, биодоступность, ртектально, интрастерально, субарахноидально, интраназально, трансдермально, гистогематические барьеры, биоэквивалентность.
Занятие № 7

Тема:«Фармакокинетика. метаболизм. выведение»

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

  1. Биотрансформация лекарственных веществ и её биологическое значение:

- микросомальный и немикросомальный метаболизм;

- реакции метаболизма: несинтетические (окисление, восстановление, гидролиз) и синтетические (конъюгация) (метилирование, ацетилирование, образование глюкуронидов и др.).

Примеры.

- индукция и ингибиция микросомальных ферментов печени лекарственными веществами.

Примеры.

  1. Пути выведения лекарственных веществ из организма:

- влияние физико-химических свойств лекарственных веществ и их метаболитов на выведение;

- принципы выведения веществ почками;

- особенности выведения гидрофильных и липофильных ЛС;

- понятие об элиминации;

- понятие об энтерогепатической циркуляции;

- другие пути выведения ЛС.

Примеры.

  1. Фармакокинетические показатели, характеризующие скорость процессов всасывания, транспорта, распределения, выведения ЛС:

- константа скорости всасывания (абсорбции);


- максимальная концентрация лекарственного вещества в крови;

- равновесная концентрация лекарственного вещества;

- кажущийся объем распределения;

- период полуэлиминации (полужизни);

- константа скорости элиминации;

- общий, почечный, печеночный клиренс;

- биодоступность.

  1. Изменение фармакокинетических показателей ЛС при заболеваниях печени и почек.

  2. В тетради дать определение следующим терминам:

- Биотранспормация (метаболизм)

- Микросомальные ферменты

- Немикросомальные ферменты

- Пролекарства

- Индукторы микросомальных ферментов печени

- Ингибиторы микросомальных ферментов печени

- Энтерогепатическая (кишечно-печеночная) циркуляция ЛС

- Элиминация ЛС

- Кажущийся объем распределения

- Константа скорости элиминации

- Период полуэлиминации ЛС

- Общий клиренс

- Почечный клиренс

- Печеночный клиренс.

Занятие № 8

Тема: «Фармакодинамика. Механизмы и виды действия. Дозология. Факторы, влияющие на эффекты ЛС»

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

  1. Определение фармакодинамики.

  2. Основные «мишени» для ЛВ. Обоснование каждой «мишени».

  • Рецепторы (мембранные, внутриклеточные) (примеры);

  • Нерецепторные молекулы-мишени цитоплазматической мембраны:

  • цитоплазматические ионные каналы (примеры);

  • неспецифические белки и липиды цитоплазматической мембраны (примеры);

  • Иммуноглобулиновые молекулы-мишени (примеры);

  • Ферменты-мишени (примеры);

  • Транспортные системы (примеры);

  • Неорганические соединения (например, соляная кислота и металлы) (примеры);

  • Молекулы-мишени чужеродных организмов (микроорганизмов, паразитов) (примеры).

4. Понятие об аффинитете и внутренней активности; об агонистах, агонистах-антагонистах и антагонистах специфических рецепторов (примеры).

5. Виды действия ЛВ на организм: местное, резорбтивное, рефлекторное, главное (основное) и побочное, прямое и косвенное, избирательное, центральное и периферическое, обратимое и необратимое (дать определение и привести примеры).

6. Типы действия: возбуждение, торможение (примеры).

7. Факторы, влияющие на действие ЛВ: химическая структура, физико-химические свойства, пространственое соответствие (комплементарность).