ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2962
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учебно-материальное обеспечение занятия:
-
Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы). -
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры). -
Справочная литература. -
Индивидуальные задания (тесты, ситуационные задачи, варианты заданий для письменной контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
1. Фармакология: учебник / под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 832 с.
2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства/ М.Д. Машковский. - М., 2010. – 1216 с.
3. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для студентов вузов/Д.А. Харкевич. - М., 2008. – 742 с.
б) дополнительная:
1. Венгеровский, А. И. Лекции для врачей и провизоров: учеб. пособие/ А.И. Венгеровский. – 3-е изд. перераб. и доп. - М.: ИФ «Физико-математическая литература», 2007. – С. 291 - 329.
2. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии: учебник для вузов/ под ред. проф. М.Д. Гаевого и проф. В.И. Петрова. – 3-е изд, испр. и доп. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ» «Феникс», 2010. – С. 84 – 85 547 – 563 734 - 736.
Электронные базы данных:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 33
Тема: «Лекарственные средства, влияющие на органы дыхания»
Актуальность темы:
Значительная распространенность заболеваний легких и бронхов определяет необходимость проведение первичной профилактики и рациональной терапии как острых, так и хронических бронхолегочных заболеваний. При этом необходимо иметь ввиду, что качество лечения зависит от эффективного и безопасного применения ЛC, арсенал которых за последние годы значительно расширился. Это вызывает затруднения у провизоров в выборе препарата, терапевтической тактики, определение рациональных сочетаний ЛС и доз. В связи с этим студентам - провизорам необходимо уметь ориентироваться в огромном арсенале ЛС, влияющих на дыхания. Знания и умения, полученные в процессе занятия по теме «Лекарственные средства, влияющие на дыхания», будет необходимы для успешной сдачи экзамена по курсу фармакологии.
Цель занятия:
Сформировать у студентов умения классифицировать лекарственные средства, влияющие на функции органов дыхания, давать им полную фармакологическую характеристику и обосновывать их рациональное применение, а также умение выписывать рецепты по изучаемой теме и проводить их коррекцию.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию лекарственных средств, влияющих на органы дыхания;
- механизмы действия лекарственных средств, влияющих на органы дыхания;
- показания к назначению лекарственных средств, влияющих на органы дыхания;
- сравнительную характеристику препаратов с учетом их фармакокинетики ЛС.
Уметь:
- выбрать наиболее эффективный препарат при заболевании органов дыхания в зависимости от его фармакологических свойств;
- провести коррекцию врачебного рецепта на препараты, влияющие на органы дыхания;
- осуществить равноценную замену препарата в случае отсутствия его в аптеке;
- с учетом фармакокинетических и фармакодинамических свойств препарата объяснить правила его приема.
Владеть:
- умением классифицировать анальгетические и противовоспалительные сред-
ства;
- знаниями по рациональному применению ЛС изучаемых групп с учетом особенностей препаратов и индивидуальных особенностей пациента;
- методами получения информации по анальгетическим и противовоспалительным средствам.
План изучения темы:
1. Лекция по теме «Лекарственные средства, влияющие на органы дыхания».
2. Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов письменная домашняя работа).
3. Лабораторное занятие по теме.
План лабораторного занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя |
|
2. Выяснение и анализ исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин
|
3. Анализ входного контроля знаний |
|
4. Разбор теоретических вопросов темы |
|
5. Самостоятельная работа. Индивидуальное выполнение ситуационных задач и их проверка. Проверка домашнего задания и конспекта лекций |
|
6. Итоговая контрольная работа (рецептура и характеристика препаратов) |
|
7. Подведение итогов занятия. Домашнее задание к следующему занятию | 5 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин) и экспресс - опрос всех студентов по основным вопросам темы (15 мин).
3. Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин).
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы с использованием наглядных пособий (60 мин).
5. Письменное решение ситуационных задач в тетрадях. Оценка выполненной работы. Проверка выполнения домашнего задания, конспекта лекций (15 мин).
6. Выполнение студентами письменной итоговой контрольной работы (написание рецептов и фармакологической характеристики ЛС). Проверка контрольной работы (20 мин).
7. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов, проверке внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Выставление оценок. Домашнее задание к следующему занятию (5 мин).
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
1. Как классифицируют кашель в зависимости от отделения мокроты? (сухой, мокрый)
2. Механизм противокашлевого действия препаратов центрального типа действия? (блокируют кашлевой центр продолговатого мозга)
3. Какой недостаток имеет кодеин как противокашлевое средство? (обладает наркотическим действием)
4. Какие противокашлевые средства не обладают наркотическим действием? (либексин, глауцина г/х)
5. Перечислите основные показания к применению отхаркивающих средств? (бронхиты, пневмония, бронхообствуктивный синдром)
6. Что представляет с химической точки зрения таблетки мукалтина? (полисахариды, полученные из листьев алтея лекарственного)
7. Укажите отхаркивающие средства прямого типа действия, воздействующие непосредственно на бронхиальные железы? (калия и натрия йодид)
8. Укажите отхаркивающие средства рефлекторного типа? (корень ипекакуаны и трава термопсиса, корни истода, алтея, солодки, корень с корневищами девясила, трава чабреца, плод аниса, масло эвкалиптовое, почки сосны)
9. Укажите отхаркивающие средства, которые являются местными регидрантами и секретолитиками? (натрия гидрокарбонат, аммония хлорид, натрия бензоат)
10. Что такое муколитики? (ЛС, изменяющие реологические свойства мокроты)
11. Укажите муколитики, действующие на пептидные связи молекулы белка? (протеолитические ферменты), (трипсин кристаллический, химотрепсин, рибонуклеаза и др.)
12. Укажите муколитики, действующие на дисульфидные связи мукополисахаридов? (ацетилцистеин (АЦЦ))
13. Укажите ЛС, нормализующие внутриклеточное образование бронхиального секрета? (бромгексин, амброксол)
14. Укажите ЛС, применяемые при легочной недостаточности? (наркотические анальгетики, ганглиоблокаторы, миотропные спазмолитики, α-адреноблокаторы, диуретики, пеногасители, глюкокортикоиды, сердечные гликозиды).
Основные вопросы темы:
1. Классификация средств, влияющих на органы дыхания. Общая фармакологическая характеристика каждой группы.
2. Противокашлевые средства центрального действия (кодеин, морфин, глауцин). Механизм действия, цель назначения, показания к применению, побочные эффекты. Комбинированные противокашлевые препараты, содержащие кодеин. Противокашлевые средства периферического действия: преноксдиазин (либексин). Механизм действия, цель назначения, показания к применению, побочные эффекты.
3. Отхаркивающие средства. Определение, классификация. Отхаркивающие ЛС прямого действия (калия йодид). Механизм действия, цель назначения, показания к применению, побочные эффекты. Отхаркивающие средства рефлекторного действия (настой травы термопсиса и др.). Механизм действия, цель назначения, показания к применению, побочные эффекты. Лекарственное растительное сырье, содержащие сапонины (корень истода, алтея, солодки, корень с корневищами девясила) и эфирные масла (трава чабреца, плод аниса, масло эвкалиптовое, почки сосны) и растительные лекарственные средства как противокашливые и отхаркивающие средства.
4. Неферментные муколитики (ацетилцистеин, бромгексин, амброксол). Механизм действия, цель назначения, показания к применению, побочные эффекты.
5. Лекарственные средства, применяемые при бронхоспазмах:
- Расширяющие бронхи: β - адреномиметики, М-холиноблокаторы, миотропные спазмолитики. Сравнительная характеристика сальбутамола и сальметерола. Показания к применению, побочные эффекты.
- ЛС, обладающие противовоспалительным и противоаллергическим действием: глюкокортикоиды, противоаллергические средства, блокаторы лейкотриеновых рецепторов. Глюкокортикойды для ингаляционного применения (беклометазон, флутиказон). Механизм действия, цель назначения при бронхиальной астме. Блокаторы лейкотриеновых рецепторов (зафирлукаст). Механизм действия, показания к применению, побочные эффекты.
6. Лекарственные средства, применяемые при легочной недостаточности: наркотические анальгетики, ганглиоблокаторы, миотропные спазмолитики, адреноблокаторы, диуретики, пеногасители, глюкокортикоиды, сердечные гликозиды.
Самостоятельная работа:
Проводится путем письменного решения индивидуального задания (ситуационной задачи) с последующим устным обсуждением.
Задача № 1
Больной 59 лет длительное время, в период цветения растений, страдал ринитом, в последние два года весной наблюдались приступы удушья, сопровождающиеся свистящим дыханием. Диагностирована бронхиальная астма.
Вопросы:
1. Какое средство можно назначить больному, чтобы избежать в дальнейшем обострение заболевания в весенний период?
2. Укажите лекарственную форму ЛС и путь его введения.
3. Укажите кратность назначения (в сутки) и длительность терапии.
4. Каков механизм его действия?
5. Какие осложнения могут возникнуть при его назначении?
6. Выпишите рецепт на данный препарат.
Задача № 2
Врач выписал больному препарат:
Rp.: Aerosoli Salbutamoli № 3
D.S.: Применять 4-6 раз в сутки.
При отпуске препарата между больным и провизором состоялся диалог:
Больной: А какие есть еще формы выпуска препарата?
Провизор:
Больной: При каких заболеваниях может еще применяться препарат?
Провизор:
Больной: Этот препарат может снимать любые бронхоспазмы или нет? Провизор:
Больной: Можно ли комбинировать сальбутамол с другими лекарственными препаратами?
Провизор:
Больной: Чем отличается сальбутамол от сальметерола?
Провизор:
Больной: Какие побочные эффекты могут быть при применении сальбутамола?
Провизор:
Больной: При каких заболеваниях противопоказан сальбутамол?
Провизор:
Больной: Как правильно принимать препарат?
Провизор:
Больной: Какая доза сальбутамола может выделяться при одном нажатии на клапан баллончика?
Провизор:
Больной: Если не наступило улучшение, сколько доз можно ингалировать еще?
Провизор:
Провизор:
Больной: А если препарат будет неэффективен, что я должен предпринять?
Для оптимизации лекарственного обеспечения больных на этапах амбулаторной и стационарной помощи при составлении заявки возникла необходимость распределить препараты по группам, используя торговые названия:
ПРОТИВОКАШЛЕВЫЕ ЛС | ОТХАРКИВАЮЩИЕ ЛС | МУКОЛИТИКИ | ||||
Центрального действия | Периферического действия | Комбинированные препараты | Прямого действия | Рефлекторного действия | Неферментные | Фер- мент- ные |
-
амброксол -
аскорил -
ацетилцистеин -
бекламетазон -
бромгексин -
бронхипред -
бронхолитин -
будесонид -
зафирлукаст -
кодеин -
коделак -
кромоглициевая кислота -
пертуссин -
плюща листьев экстракт -
преноксдиазин (либексин) -
рибонуклеаза -
сироп солодки -
терпинкод
Задача № 4
Провизор получил Задача от заведующего аптекой сгруппировать препараты в соответствии с их применением при соответствующих заболеваниях и расположить в таком порядке их в материальной комнате:
Препарат Показания к назначению
1. | беродуал | а) | Экстренная терапия остановки сердца |
2. | гексопреналин | б) | Коллапс |
3. | добутамин | в) | Добавка к растворам местных анестетиков для сужения сосудов |
4. | дофамин | г) | Ринит |
5. | изопреналин | д) | Конъюнктивит |
6. | кленбутерол | е) | Анафилактический шок |
7. | ксилометазолин | ж) | Бронхиальная астма |
8. | метилдофа | з) | Открытоугольная форма глаукомы |
9. | нафазолин | и) | Кардиогенных шок |
10. | норэпинефрин | к) | Геморрагический шок |
11. | оксиметазолин | л) | Острая почечная недостаточность |
12. | орциприналин | м) | Острая гипотония |
13. | сальбутамол | н) | Расширение зрачка с диагностической целью |
14. | сальметерол | | |
15. | тетризолин | о) | Бронхоскопия |
16. | фенилэфрин | п) | Атриовентрикулярная блокада |
17. | фенотерол | р) | Анурез |
18. | формотерол | с) | Носовые кровотечения |
19. | эпинефрин | т) | Отравление снотворными и наркотиками |
20. | эфедрин | у) | Нарколепсия |