ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2956
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Итоговая контрольная работа (рецептура и фармакологическая характеристика препаратов):
№ | ЛС, форма выпуска | Рецепт | Механизм действия | Показания к назначению | Побочные эффекты | Противопоказания |
| | | | | | |
Список JIC:
1. Преноксдиазин (либексин)
2. Кодеин
3. Коделак (кодеин + натрия гидрокарбонат + солодки корни + термопсиса ланцетного трава)
4. Терпинкод Н (кодеин + терпингидрат)
5 .Бронхолитин (глауцин + эфедрин + базилика обыкновенного масло)
6. Сироп солодки
7. Плюща листьев экстракт (геделикс, проспан )
8. Бронхипрет (плюща листьев экстракт + тимьяна обыкновенного травы экстракт)
9. Ацетилцистеин (флуимуцил, АЦЦ)
10. Бромгексин (солвин)
11. Аскорил (бромгексин+гвайфенезин+сальбутамол)
12. Амброксол (лазолван, амбробене, флавамед)
13. Зафирлукаст (аколат)
14. Пертуссин (тимьяна ползучего травы экстракт + калия бромид)
15. Бекламетазон дипропионат (бекотид, альдецин)
16. Будесонид (пульмикорт)
17. Кромоглициевая кислота (интал).
Учебно-материальное обеспечение занятия:
1. Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы).
2. Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры).
3. Справочная литература.
4. Индивидуальные задания (тесты, ситуационные задачи, варианты заданий для письменной контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
1 .Фармакология: учебник / под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 832 с.
2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства/ М.Д. Машковский. - М., 2010. – 1216 с.
3. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для студентов вузов/Д.А. Харкевич. - М., 2008. – 742 с.
б) дополнительная:
1. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии: учебник для вузов/ под ред. проф. М.Д. Гаевого и проф. В.И. Петрова. - 3-е изд, испр. и доп. - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ» «Феникс»,2010. - С. 334 - 338.
2. Электронная база данных «Консультант студента». Учебники:
Фармакология: руководство к лабораторным занятиям: учебное пособие/ Р.Н. Аляутдин [и др.]. - М.: Гэотар, 2009. - С. 183 -191.
Фармакология: руководство к лабораторным занятиям/ Д.А. Харкевич [и др.]. - М.: Гоэтар-медиа, 2010.-488 с.
3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства/ М.Д. Машковский. - 16-е изд., перераб., испр. и доп. - М.: Издатель Умеренков, 2010. – 1216 с.
Электронные базы данных
- http://grls.rosminzdrav.ru/
-http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 34
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗДЕЛУ:
Тема: «Лекарственные средства, влияющие на обменные процессы.
Лекарственные средства, угнетающие воспаление и регулирующие иммунные процессы. Зачет»
Актуальность темы:
Воспаление является универсальной реакцией организма на воздействие разнообразных экзогенных и эндогенных повреждающих факторов, к которым относятся возбудители бактериальных, вирусных и паразитарных инфекций, а также аллергены, физические и химические стимулы. Они вызывают как местные, так и общие (генерализованные) реакции. Воспалительные реакции, возникающие при многих формах патологии инфекционной и неинфекционной природы, могут быть чрезмерно выраженными, что приводит к нарушению функции органов и тканей. Отсюда ясно, что, помимо этиотропной терапии (если она возможна), рациональное подавление процесса воспаления имеет большое практическое значение. В настоящее время противовоспалительные средства являются обязательным компонентом фармакотерапии многих заболеваний и патологических состояний.
Цель занятия:
Сформировать умение у студентов классифицировать ЛС, влияющие на обменные процессы, ЛС, угнетающие воспаление и регулирующие иммунные процессы, оценивать и обосновывать рациональное применение препаратов данных фармакологических групп.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- принципы действия ЛС, влияющих на обменные процессы и ЛС, угнетающие воспаление и регулирующие иммунные процессы.
- показания к назначению ЛС, влияющих на обменные процессы и ЛС, угнетающие воспаление и регулирующие иммунные процессы.
- побочные ЛС, влияющих на обменные процессы и ЛС, угнетающие воспаление и регулирующие иммунные процессы.
- сравнительную характеристику отдельных препаратов;
- классификацию ЛС, влияющих на обменные процессы и ЛС, угнетающие воспаление и регулирующие иммунные процессы.
- основные фармакодинамические свойства ЛС, влияющих на обменные процессы и ЛС, угнетающие воспаление и регулирующие иммунные процессы.
- показания и побочные эффекты, которые могут возникнуть при применении ЛС, влияющих на обменные процессы и ЛС, угнетающие воспаление и регулирующие иммунные процессы.
- клинику острых отравлений ЛС, влияющих на обменные процессы и ЛС, угнетающие воспаление и регулирующие иммунные процессы меры помощи.
Уметь:
- осуществить замену препарата в случае отсутствия его в аптеке;
- выявить несовместимости лекарственных веществ препарата с другими лекарственными средствами.
Владеть:
- умением классифицировать анальгетические и противовоспалительные средства, гормональные, антигормональные, антиаллергические ЛС;
- знаниями по рациональному применению ЛС изучаемых групп с учетом особенностей препаратов и индивидуальных особенностей пациента;
- методами получения информации по анальгетическим и противо-воспалительным средствам, гормональные, антигормональные, антиаллергические ЛС.
План изучения темы:
1. Внеаудиторная самоподготовка: теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; выполнение письменной домашней работы.
2. Лабораторное занятие по теме.
План лабораторного занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя |
|
2. Выяснение и анализ исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин
|
3. Анализ входного контроля знаний |
|
4. Разбор теоретических вопросов темы |
|
5. Самостоятельная работа. Индивидуальное выполнение ситуационных задач и их проверка |
|
6. Итоговая контрольная работа (рецептура и характеристика препаратов) |
|
7. Подведение итогов занятия. Домашнее задание к следующему занятию | 5 мин |
Содержание занятия:
1.Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2.Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин) и экспресс - опрос всех студентов по основным вопросам темы (15 мин).
3.Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин).
4.Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы с использованием наглядных пособий (60 мин).
5.Письменное решение ситуационных задач в тетрадях. Оценка выполненной работы. Проверка выполнения домашнего задания, конспекта лекций (15 мин).
6.Выполнение студентами письменной итоговой контрольной работы (написание рецептов и фармакологической характеристики ЛС). Проверка контрольной работы (20 мин).
7.Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов, проверке внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Выставление оценок. Домашнее задание к следующему занятию (5 мин).
Компьютерное тестирование
Основные вопросы темы:
1. Анальгетики, определение, классификация. Понятие о ноцицептивной и антиноцицептивной системах. Фармакодинамические отличия неопиоидных и опиоидных анальгетиков.
2. Наркотические анальгетики: определение, характерные особенности, классификация по характеру связывания с опиатными рецепторами. Понятие о частичных агонистах и агонистах - антагонистах опиоидных рецепторов. Фармакологическая характеристика наркотических анальгетиков. Морфин. Центральные и периферические эффекты морфина. Показания и противопоказания к применению. Морфинизм. Омнопон. Получение. Свойства. Показания к применению. Острое отравление опиоидами, меры помощи. Антагонисты опиоидных рецепторов (налоксон, налтрексон). Механизм действия. Показания к назначению. Побочные эффекты и противопоказания к назначению.
3. Синтетические заменители морфина: промедол, фентанил. Сравнительная активность препаратов. Показания к применению. Пентазоцин, бупренорфин, буторфанол. Особенности действия в сравнении с морфином. Показания к применению.