ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2873
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Письменная работа по теме:
- Указать фармакологическую группу препарата;
- Механизм действия;
- Показания к применению;
- Возможные побочные эффекты;
- Выписать пример рецепта.
ВАРИАНТ 1 | ВАРИАНТ 2 |
МЕТИЛУРАЦИЛ | МАЛЬТОФЕР |
АКТИФЕРРИН | ЦИАНОКОБАЛАМИН |
КИСЛОТА ФОЛИЕВАЯ | МОЛГРАМОСТИМ |
ВЕНОФЕР | МЕТОТРЕКСАТ |
ЦИКЛОФОСФАН | ЛЕЙКОГЕН |
ВАРИАНТ 3 | ВАРИАНТ 4 |
СОРБИФЕР | АКТИФЕРРИН |
ТАРДИФЕРОН | ЦИАНОКОБАЛАМИН |
ФЕРРОФОЛЬГАММА | МОЛГРАМОСТИМ |
МЕРКАПТОПУРИН | МАЛЬТОФЕР |
КИСЛОТА ФОЛИЕВАЯ | МЕТИЛУРАЦИЛ |
Итоговая контрольная работа (рецептура и характеристика препаратов):
1. АКТИФЕРРИН КОМПОЗИТУМ (ЖЕЛЕЗА СУЛЬФАТ +СЕРИН+
ФОЛИЕВАЯ КИСЛОТА)
2. ВЕНОФЕР (ЖЕЛЕЗА (III) ГИДРОКСИДА САХАРОЗНЫЙ КОМПЛЕКС)
3. МАЛЬТОФЕР (ЖЕЛЕЗА (III) ГИДРОКСИД ПОЛИМАЛЬТОЗАТ) 4. ТАРДИФЕРОН (ЖЕЛЕЗА СУЛЬФАТ) 5. ФЕРРО-ФОЛЬГАММА (ЖЕЛЕЗА СУЛЬФАТ+ФОЛИЕВАЯ КИСЛОТА+ ЦИАНОКОБАЛАМИН) 6. СОРБИФЕР ДУРУЛЕС (ЖЕЛЕЗА СУЛЬФАТ+АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА) 7. ЦИАНОКОБАЛАМИН 8. КИСЛОТА ФОЛИЕВАЯ |
9. МЕТИЛУРАЦИЛ
10. ЛЕЙКОГЕН
11. МОЛГРАМОСТИМ (ЛЕЙКОМАКС, НЕОСТИМ)
12. МЕРКАПТОПУРИН (ПУРИ-НЕТОЛ)
13. МЕТОТРЕКСАТ
14. ЦИКЛОФОСФАМИД (ЦИКЛОФОСФАН). |
Учебно-материальное обеспечение занятия:
1. Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы);
2. Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры);
3. Справочная литература;
4. Индивидуальные задания (тесты, ситуационные задачи, варианты заданий для письменной контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
1. Аляутдин Р.Н. Фармакология: учеб. ГЭОТАР-Медиа, 2008-2010.
б) дополнительная:
1. Аляутдин Р.Н. [и др.] Фармакология: руководство к лаб. занятиям: [Э.И.] "Консультант студента" М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
2. Харкевич Д.А. [и др.]. Фармакология: руководство к лаб. занятиям [Э.И.] "Консультант студента" М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010.
3. Государственный регистр лекарственных средств М.: РЛС, 2003-2011
4. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии: учеб. пособие под ред. Гаевого М.Д., Петрова В.И., Ростов н/Д.: МарТ, 2010.
5. Машковский М.Д. Лекарственные средства, М.: Новая волна, 2010-2014.
6. Прикладная фармакоэпидемиология: [Э.И.] под ред. Петрова В.И. "Консультант студента" М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
Электронные ресурсы:
www.pharma.studmedlib.ru
www.science direct.ru
www.window.edu.ru
www.medbusiness.ru/5.php
Занятие № 36
Тема: «Плазмозамещающие средства. Лекарственные средства для парентерального питания. Лекарственные средства для коррекции кислотно-основного состояния. Дезинтоксикационные средства»
Актуальность темы:
При острых кровопотерях, шоке различного происхождения, нарушениях микроциркуляции, интоксикациях и других процессах, связанных с изменением гемодинамики для замещения плазмы часто применяют плазмозамещающие растворы. Иногда их также называют кровезаменителями. Однако функцию крови эти препараты не выполняют, так как не содержат форменных элементов крови (если они специально не добавлены). Они также не являются источниками энергетических запасов (если к ним специально не добавлены энергетические вещества: глюкоза, аминокислоты и др.).
По функциональным свойствам и назначению плазмозамещающие растворы делят на ряд групп: 1) гемодинамические; 2) дезинтоксикационные; 3) газотранспортные; 4) регуляторы вводно-солевого и кислотно-основного равновесия.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- основные группы плазмозамещающих средств;
- основные виды действия плазмозамещающих средств;
- сравнительную характеристику по скорости и интенсивности действия ЛС, применяемые для парентерального питания;
- эффекты лекарственных средств, применяемых при нарушении водно-солевого и кислотно-щелочного равновесия в организме;
- основные показания к назначению противошоковых жидкостей;
- побочные эффекты плазмозамещающих средств
;
- особенности применения лекарственных средств изучаемых фармакологических групп.
Уметь:
- проводить коррекцию рецепта на лекарственные средства, влияющие на плазмозамещающие средства, лекарственные средства для парентерального питания и лекарственные средства для коррекции кислотно-основного состояния;
- анализировать фармакотерапевтическое действие препарата с учетом этиопатогенеза заболевания у конкретного больного;
- дать рекомендации врачу и больному по коррекции режима дозирования лекарственных средств изучаемых фармакологических групп на основании фармакокинетических и фармакодинамических особенностей назначенного препарата;
- ориентироваться в номенклатуре плазмозамещающих средств, лекарственных средств для парентерального питания, лекарственных средств для коррекции кислотно-основного состояния и информировать врача о каждой новой возможности адекватной замены.
Владеть:
- навыками сбора и анализа информации по ЛС по теме занятия;
- выявлять фармакокинетические и фармакодинамические преимущества лекарственного препарата относительного препаратов других фармакологических групп, применяемых по аналогичным показаниям.
План изучения темы:
1. Лекция по теме «Плазмозамещающие средства. Лекарственные средства для парентерального питания. Лекарственные средства для коррекции кислотно-основного состояния. Дезинтоксикационные средства».
2. Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; письменная домашняя работа).
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 2 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя | 5 мин |
2. Выяснение исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин 10 мин |
3. Теоретический разбор материала | 35 мин |
4. Письменная контрольная работа по ЛС | 15 мин |
5. Проверка и анализ письменной контрольной работы | 10 мин |
6. Итоговое обсуждение, выставление оценок | 5 мин |
Содержание занятия:
1. Во вступительном слове преподаватель знакомит студентов с актуальностью темы; указывает цель и задачи занятия, знакомит с планом занятия, проверяет готовность студентов к занятию.
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит тестирование и экспресс-опрос.
3. Устный разбор темы занятия в виде собеседования, обсуждение неясных для студентов вопросов с использованием таблиц, доски.
4. Выполнение студентами письменной контрольной работы по ЛС (студент должен выписать рецепт на предлагаемое ЛС, указать его фармакологическую группу, механизм действия, показания и противопоказания к применению, возможные нежелательные побочные действия). Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (домашнего задания) студентов проводится в момент написания контрольной работы.
5. Проверка и анализ письменной контрольной работы.
6. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, и указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены в домашнем задании и в ответах у доски.
Вопросы для контроля исходного уровня знаний
Компьютерное тестирование
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
1. Состав плазмы крови в %...(90-92% воды; 8-10% сухого вещества)
2. Состав сухого вещества плазмы крови…(белки, органические вещества, минеральные соли)
3. Количество белка в плазме крови в %...(7-8%)
4. Количество минеральных веществ находится в плазме крови в %...(0,9 %)
5. Чем в основном определяется осмотическое давление крови? (количеством солей в растворе)
6. Чем определяется онкотическое давление плазмы? (белками)
7. Какие 3 основные группы белков содержатся в плазме крови? (альбумины, глобулины, фибриноген)
8. Снижение количества натрия в организме приводит к падению осмотического давления крови и внеклеточной жидкости, что сопровождается гидратацией клеток: у эритроцитов возникает? (гемолиз); в клетках головного мозга? (отек); АД? (снижается); частота сердечных сокращений? (увеличивается); pH крови смещается? (в кислую сторону)
9. Плазмозамещающие растворы должны быть изогидричны и соответствовать рН плазмы крови в пределах…(7,36 – 7,47)