ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2963
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Литература:
а) основная:
1. Лекционный материал.
2. Фармакология / Под ред. Р.Н. Аляутдина. – М., 2008. – 832 с.
3. М.Д. Машковский. Лекарственные средства (16-е изд-е). М., Медицина, 2010 – 2014 г.
б) дополнительная:
1. Гаевый М.Д. и др. Фармакология: Учебник для вузов. М.- 2008. – 560 с.
2. Анестезиология и реаниматология: учебник / под ред. А О. Долиной. М., 2006.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
-http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 37
Тема: «Лекарственные средства, влияющие на свертываемость крови»
Актуальность темы:
Важное место расстройств гемостаза в общей патологии человека определяется не только высокой частотой, разнообразием и потенциально очень высокой опасностью геморрагических и тромбогеморрагических заболеваний и синдромов, но еще и тем, что эти процессы являются существенным звеном патогенеза чрезвычайно большого числа других болезней - инфекционно-септических, иммунных, сердечно-сосудистых, неопластических, значительной части акушерской патологии, болезней новорожденных и др. Они сопутствуют травмам, осложняют хирургические вмешательства, лекарственную и трансфузионную терапию, лимитируют использование аппаратов экстракорпорального кровообращения и гемодиализа, занимают ведущее место в патогенезе большинства видов шока и терминальных состояний. Приведенный далеко не полный перечень заболеваний и патологических процессов демонстрирует общемедицинское значение проблем патологии гемостаза, в связи, с чем умение ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств, влияющих на свертывающую систему крови, и знать их фармакологическую ценность необходимо не только врачам всех клинических специальностей, но и провизорам.
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение обосновывать рациональное применение антикоагулянтов, антиагрегантов и фибринолитических средств, оценивать взаимодействие препаратов данных фармакологических групп при их совместном применении.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить: - перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23. Знать: | ||||||||||||
- классификацию лекарственных средств, влияющих на свертываемость крови; | ||||||||||||
- показания к назначению лекарственных средств, снижающих свертываемость крови; | ||||||||||||
- показания к назначению лекарственных средств, снижающих свертываемость крови; | ||||||||||||
- побочные эффекты лекарственных средств, снижающих свертываемость крови; методы их профилактики и устранения. | ||||||||||||
Уметь: | ||||||||||||
- проводить коррекцию рецепта, выписанного на препарат, снижающим свертывание крови; | ||||||||||||
- дать рекомендации по коррекции режима дозирования на основании фармакокинетических и фармакодинамических особенностей назначенного препарата; | ||||||||||||
- уметь обосновывать применение комбинации лекарственных препаратов и разъяснять больным особенности приема препаратов при их совместном применении; | ||||||||||||
- уметь ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств, снижающих свертывание крови, информировать врача о каждой новой возможности адекватной замены. Владеть: - навыками сбора и анализа информации по ЛС по теме занятия; - выявлять фармакокинетические и фармакодинамические преимущества лекарственного препарата относительного препаратов других фармакологических групп, применяемых по аналогичным показаниям. План изучения темы: 1. Прослушивание и конспектирование лекции по теме «Средства, снижающие свертываемость крови». 2. Внеаудиторная самостоятельная работа: 2.1. Теоретическая подготовка по теме занятия с использованием материала лекции «Средства, снижающие свертываемость крови», учебника, справочной литературы, электронных ресурсов. 2.2. Письменное выполнение в тетради задания для внеаудиторной работы (фармакологическое описание предлагаемых лекарственных средств) по схеме. 3. Лабораторное занятие: 3.1. Устный опрос. 3.2. Аудиторная самостоятельная работа: а) тестирование; б) письменная контрольная работа по лекарственным средствам. План занятия: (продолжительность занятия – 2 акад. часа)
|
Содержание занятия:
1. Во вступительном слове преподаватель знакомит студентов с актуальностью темы; указывает цель и задачи занятия, знакомит с планом занятия, проверяет готовность студентов к занятию.
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит тестирование и экспресс-опрос.
3. Устный разбор темы занятия в виде собеседования, обсуждение неясных для студентов вопросов с использованием таблиц, доски.
4. Выполнение студентами письменной контрольной работы по ЛС (студент должен выписать рецепт на предлагаемое ЛС, указать его фармакологическую группу, механизм действия, показания и противопоказания к применению, возможные нежелательные побочные действия). Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (домашнего задания) студентов проводится в момент написания контрольной работы.
5. Проверка и анализ письменной контрольной работы.
6. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, и указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены в домашнем задании и в ответах у доски.
Вопросы для контроля исходного уровня знаний
Компьютерное тестирование
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
1. Время свертывания крови в норме у человека составляет … (3-6 мин)
2. Сколько факторов, содержащихся в плазме, принимают участие в свертывании крови? (13)
3. Сколько стадий установлено при свертывании крови? (4)
4. Что образуется на первой стадии свертывания крови? (тромбиназа (тромбопластин)
5. На второй стадии свертывания крови происходит… (превращение протромбина в тромбин)
6. Что образуется на третьей стадии свертывания крови? (фибрин)
7. Что происходит в дальнейшем с образовавшимся сгустком? (ретракция)
8. Как называется эндогенное соединение, впервые выделенное из печени? (гепарин)
9. Источник получения гепарина? (слизистая оболочка кишечника свиней, а также легкие крупного рогатого скота)
10. Перечислите антикоагулянты прямого действия… (гепарин, герудин, натрия цитрат)
11. Назвать непрямые антикоагулянты, производные 4-оксикумарина… (Неодикумарин, Варфарин)
12. Назвать непрямые антикоагулянты, производные фенилиндандиона … (Фенилин)
13. Механизм действия непрямых антикоагулянтов? (антагонизмом с витамином К)
14. Вещество в виде иона участвует в ряде химических реакций, происходящих в процессе свертывания крови, 4 фактор свертывания крови … (Са2+).
15. Назвать препараты, уменьшающие агрегацию тромбоцитов (ацетилсалициловая к-та, дипиридамол, Пентоксифиллин, Абциксимаб)
16. Назвать фибринолитические средства (фибринолизин, стрептокиназа, алтеплаза)
17. Назвать антиагрегант, ингибитор циклооксигеназы…(аспирин)
18. Назвать коронарорасширяющее средство, обладающее антиагрегантной активностью, угнетая фосфодиэстеразу…(дипиридамол)
19. Назвать фибринолитическое средство, являющееся физиологическим компонентом естественной противосвертывающей системы организма… (фибринолизин)
20. Назвать фибринолитический препарат непрямого действия, активирующий переход плазминогена в плазмин… (стрептокиназа)
21. Назвать препарат, оказывающее избирательное фибринолитическое действие на тромб и не обладающее антигенными свойствами…(алтеплаза)
22. Что такое гирудотерапия? (лечение пиявками)
23. С чем связывают антикоагулянтный эффект пиявок? (со способностью секретировать герудин – мощный естественный антикоагулянт)
24. Гемостаз – это…(остановка кровотечения при повреждении стенки сосуда посредством образования тромба)
25. В чем заключается биологическая роль фибринолизина? (в растворении нитей фибрина)
26. При недостатке витамина К в организме наблюдается…(кровоточивость)
27. В чем преимущество синтетических аналогов витамина К перед природным витамином К? (в большей активности, а для викасола также и водорастворимость)
28. Викасол является функциональным антагонистом...(антикоагулянтов непрямого действия)
29. Через какое время следует ожидать развитие гемостатического действия при применении викасола? (через 12-18 ч)
30. Назовите гемостатические средства для местного применения…(губка гемостатическая коллагеновая, пленка с линкомицином, тромбин, желпластан)
31. В каких случаях назначают кислоту аминокапроновую? (при кровотечениях, связанных с повышением фибринолиза крови)
32. Назвать гемостатик, оказывающий специфическое действие при кровоточивости, вызываемой гепарином… (протамина сульфат)
33. Назовите препараты, понижающие проницаемость сосудов…(адроксон, этамзилат, рутин, аскорбиновая кислота)
34. Назовите ингибитор фибринолиза синтетического происхождения…(кислота аминокапроновая)
35. Назовите ингибиторы фибринолиза животного происхождения…(контрикал, пантрипин, гордокс)
36. Укажите показания к назначению факторов свертывания крови VIII и IX… (гемофилия)
37. Перечислите гемостатики растительного происхождения… (настои листьев крапивы, травы пастушьей сумки и перца водяного; настойка лагохилуса, арники и др.)
38. Назовите тромбообразующее средство (децилат).
Основные вопросы темы:
1. Классификация ЛС, понижающих свертываемость крови.
2. Антиагреганты. Классификация. Механизмы реализации действия антиагрегантов. Особенность применения ацетилсалициловой кислоты как антиагреганта: доза, выраженность побочных эффектов. Кардиологические формы ацетилсалициловой кислоты. Антиагреганты, блокаторы рецепторов на тромбоцитах и повышающие содержание аденозина и цАМФ в тромбоцитах.
3. Антикоагулянты. Классификация. Антикоагулянты прямого и непрямого действия. Механизм действия, фармакологические эффекты. Показания к назначению. Фармакокинетические и фармакодинамические отличия низкомолекулярных гепаринов от нефракционированного гепарина. Понятие о гирудотерапии. Особенности применения пиявок медицинских. Препараты гирудина. ЛС, применяемые при передозировке антикоагулянтов непрямого действия.
4. Активаторы фибринолиза (фибринолитики, тромболитики). Классификация. Механизм действия. Фармакологические эффекты, показания к назначению. Противопоказания.
5. Факторы, влияющие на эффективность применения тромболитиков: давность образования тромба, его размер и локализация, способ и длительность введения препарата, состояние фибринолитической системы крови.
6. Консерванты крови: цитрат натрия. Механизм действия. Применение в медицинской практике.
7. Гемостатики: определение, классификация, общая фармакологическая характеристика группы.
8. Антагонисты гепарина: протамина сульфат. Механизм действия. Особенность назначения. Пути введения. Побочные эффекты и противопоказания.
9. Ингибиторы фибринолиза: синтетического происхождения: кислота аминокапроновая, амбен. Животного происхождения: контрикал, пантрипин, гордокс.
Механизм действия. Пути введения. Показания и противопоказания к назначению, возможные осложнения. Источники получения препаратов животного происхождения.
10. Гемостатики для местного применения (прямые коагулянты): губка гемостатическая коллагеновая, тромбин, желпластан. Фармакологическая характеристика препаратов.
11. Гемостатики для системного применения: животного происхождения (прямые коагулянты): фибриноген, тромбин, факторы VIII и IX.
12. Препараты витамина К (непрямые коагулянты);
13. Гемостатики растительного происхождения: настои листьев крапивы, травы пастушьей сумки и перца водяного и др; синтетического происхождения: менадиона натрия бисульфат (викасол).
14. Препараты тромбина. Особенности применения в медицине, формы выпуска.
15. Показания к назначению факторов свертывания крови VIII и IX. Контроль эффективности применения.
16. Препараты, понижающие проницаемость сосудов: этамзилат, рутин, аскорбиновая кислота. Цель применения при заболеваниях, сопровождающихся повышенной кровоточивостью.
17. ЛС, повышающие агрегацию тромбоцитов: адроксон, соли кальция (кальция хлорид, кальция глюконат, кальция лактат).
18. Тромбообразующие средства: децилат. Особенности применения препарата. Возможные осложнения и противопоказания.
Самостоятельная работа:
Проводится путем письменного решения индивидуального задания (ситуационной задачи) с последующим устным обсуждением.
ЗАДАЧА 1
Студенту на экзамене по фармакологии был задан ряд вопросов:
Вопрос: В каких случаях назначают антикоагулянты?
Студент: ……..
Вопрос: В чем достоинство препаратов низкомолекулярного гепарина перед «обычным» гепарином?
Студент: …………….
Вопрос: Какие побочные эффекты характерны для «обычного гепарина»?
Студент: ………………………………….
Вопрос: Можно ли препараты гепарина применять одновременно с ацетилсалициловой кислотой?
Студент: ……………..
Вопрос: Какие меры необходимо предпринять при передозировке гепарином?
Студент: ………………………..
Вопрос: Можно ли применять протамина сульфат при передозировке антикоагулянтами непрямого действия?
Студент: ……………….
ЗАДАЧА 2
В аптеку поступил рецепт:
Rp: Sol. Natrii citratis 500,0
D.S. Для консервирования крови.
У фармацевта-технолога возникли затруднения при приготовлении препарата. Он обратился к Вам, провизору, со словами:
Фармацевт: Какой концентрации готовить раствор?
Провизор: ...................
Фармацевт: Для приготовления раствора использовать воду или физиологический раствор?