ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2833
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание № 3
Выберите нежелательные (побочные) реакции, возникающие при применении сульфаниламидных препаратов: сульфалена, бисептола, сульфагуанидина.
Нежелательные реакции Сульфаниламидные препараты
1. Аллергические реакции (кожный зуд, сыпь)______________________
__________________________________.
2. Гематологические реакции (лейкопения, агранулоцитоз)___________
__________________________________.
3. Раздражение слизистых оболочек _______________________________
__________________________________.
4. Нефротоксичность, кристаллурия _______________________________
__________________________________.
5. Фотосенсибилизация (повышенная чувствительность кожи к ультрафиолетовым лучам)______________.
Ответ:
Нежелательные реакции Сульфаниламидные препараты
-
Аллергические реакции сульфален, бисептол,
(кожный зуд, сыпь) сульфагуанидин.
-
Гематологические реакции бисептол, сульфален.
(лейкопения, агранулоцитоз)
3. Раздражение слизистых оболочек сульфагуанидин.
4. Нефротоксичность, кристаллурия бисептол.
5. Фотосенсибилизация все.
(повышенная чувствительность кожи
к ультрафиолетовым лучам)
Задание № 4
Сравните фармакологические характеристики противомалярийных средств: хлорохин (хингамин, делагил), гидроксихлорохин (плаквенил), пириметамин (хлоридин), хинин.
Группа | Лекарст- венный препарат | Механизм действия | Побочные эффекты | Форма выпуска |
Гистошизо- тропные средства | | | | |
Гематошизотропные средства | | | | |
Гамонто тропные средства | | | | |
Средства для химиопрофи- лактики | | | | |
Ответ:
Группа | Лекарст- венный препарат | Механизм действия | Побочные эффекты | Форма выпуска |
Гистошизо- тропные средства | Пириметамин (хлоридин) | Угнетает дигидрофолатредуктазу | Головная боль, головокружение, боли в области сердца, диспепсические расстройства (расстройства пищеварения), анемия (снижение содержания гемоглобина в крови), лейкопения (снижение уровня лейкоцитов в крови). | Таб. |
Гематошизотропные средства | Хлорохин (хингамин, делагил) Гидроксихлорохин (плаквенил) Хинин | Нарушение синтеза нуклеиновых кислот | головокружение, головная боль, нарушения сна, психозы, судорожные припадки. При длительном применении возможны помутнение роговицы, поражения сетчатки, нарушение зрения, жкт нарушения, кроветворения, СС нарушения, аллергия, фотосенсиб, изменеие волос | Таб. Пор., таб Пор., таб., р-р. |
Гамонто тропные средства | Хлоридин | | | |
Средства для химиопрофи- лактики | Хлоридин Хингамин | | | |
Задание № 5
Распределите противоамебные средства в зависимости от локализации их фармакологического действия: метронидазол, хлорохин.
Форма амебиаза | Локализация амебы | Лекарственный препарат | Формы выпуска | Путь введения |
Кишечная | Просвет кишечника | | | |
Стенка кишечника | | | | |
Внекишечная (тканевой амебиаз) | печень | | | |
Ответ:
Форма амебиаза | Локализация амебы | Лекарственный препарат | Формы выпуска | Путь введения |
Кишечная | Просвет кишечника | Метронидазол | Пор., таб. таб., | внутрь внутрь |
Стенка кишечника | Метронидазол | Пор., амп. таб | в/м, п/к внутрь | |
Внекишечная (тканевой амебиаз) | Печень | Хингамин (хлорохин, резохин, делагил) | Пор., таб., амп | внутрь, в/м, в/в |
Задание № 6
Укажите возможные нежелательные побочные эффекты, возникающие при применении противопротозойных препаратов: хлорохин (хингамин, делагил), метронидазол (клион, флагил, трихопол), гидроксихлорохин (плаквенил), тинидазол:
1) диспептические расстройства;
2) кандидоз;
3) кардиотоксичность (боли в сердце, дистрофические изменения);
4) изменение вкуса (неприятный вкус, металлический привкус);
5) нарушение зрения (аккомодация остроты зрения, воспаление);
6) шум в ушах, тугоухость;
7) нервно-мышечные изменения (тремор, мышечная слабость, нарушение координации, невралгии);
8) аллергические реакции;
9) алопеция (выпадение волос).
Ответ:
Хлорохин, гидроксихлорохин: 1,3,5,7,8, 9.
Метронидазол, тинидазол: 1, 4, 7,8.
Задание № 7
ОПРЕДЕЛИТЬ СРЕДСТВА А-Д, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ АМЕБИАЗЕ
(хингамин, метронидазол, тетрациклин, хиниофон)
| Средства | |||
А | Б | В | Г | |
Действующие в просвете кишечника | + | | + | |
Действующие в толще слизистой оболочки кишечника | | | + | |
Подавляющие бактериальную флору кишечника | | | | + |
Эффективные при внекишечном амебиазе | + | + | + | |
Ответ: А – тетрациклин, Б – хингамин, В – метронидазол, Г- хиниофон
Задание № 8
Проконсультируйте врача по содержанию материалов на тему «Сульфаниламидные ЛС»:
1. Перечислите основные показания к назначению сульфаниламидов резорбтивного действия.
2. Когда применяются сульфаниламиды, плохо всасывающиеся в желудочно-кишечном тракте и почему?
3. В чем преимущества комбинированных средств?
4. Какие группы препаратов показаны, когда надо создать высокую концентрацию сульфаниламидов в крови?
5. Каков механизм увеличения длительности действия сульфаниламидов (на примере группы длительного и сверхдлительного действия)?
6. Перечислите характерные побочные эффекты сульфаниламидов для резорбтивного действия. Как они меняются у медленных и быстрых ацетиляторов?
7. Дайте рекомендации по рациональному приему сульфаниламидных препаратов.
Ответ:
-
При острых и хронических заболеваниях. Особенно эффективны против гонококков, менингококков, пневмококков, бакт. дизентерии, гемолит. стрептококков. Также применяются при хламидиозах, актиномикозах, комбинированная терапия токсоплазм, малярии. Уступают по эффективности антибиотикам. -
практически не всасываются в желудочно-кишечном тракте и создают высокие концентрации в просвете кишечника, поэтому они применяются при лечении кишечных инфекций (бациллярной дизентерии, энтероколитов), а также для профилактики кишечной инфекции в послеоперационном периоде. Однако в настоящее время многие штаммы возбудителей кишечных инфекций приобрели устойчивость к сульфаниламидам. Для повышения эффективности лечения одновременно с сульфаниламидами, действующими в просвете кишечника, целесообразно назначать хорошо всасывающиеся препараты (этазол, сульфадимезин и др.), поскольку возбудители кишечных инфекций локализуются не только в просвете, но и в стенке кишечника. При приеме препаратов этой группы следует назначать витамины группы В, так как сульфаниламиды подавляют рост кишечной палочки, участвующей в синтезе витаминов группы В. -
К комбинированным препаратам, сочетающим в своей структуре фрагменты сульфаниламида и салициловой кислоты, относятся салазосульфапиридин, салазопиридазин, салазодиметоксин.В толстом кишечнике под влиянием микрофлоры происходит гидролиз этих соединений до 5-аминосалициловой кислоты и сульфаниламидного компонента. Все эти препараты обладают антибактериальным и противовоспалительным действием. Комбинирование с триметопримом (ко-тримоксазол)- усиление бактерицидного эффекта. -
Для резорбтивного действия, короткой (сульфаэтидол (этазол)) и средней продолжительности (сульфадиазин (сульфазин), сульфаметоксазол). -
Увеличение липофильности, уменьшение полярности структуры, связи с белками крови более интенсивное. -
При применении возможны нарушения кроветворения (анемия, лейкопения, тромбоцитопения), гепатотоксичность, аллергические реакции (кожные сыпи, лихорадка, агранулоцитоз), диспептические расстройства. При кислых значениях рН мочи — кристаллурия. У медленных ацетиляторов в тех же дозировках НЛР проявляютя быстрее и интесивнее. -
Соблюдение принципов химиотерапии (назначение ударной дозы, поддерживающие дозы через равные промежутки времени, комбинирование препаратов);
Лечение сопровождать обильным щелочным питьем (до 3-х л. в сутки).
Длительный прием (свыше 7 суток) сопровождать назначёнием витаминов;
-
определять степень ацетилирования данного препарата у конкретного больного; -
проведение гематологических исследований; -
перед назначением сульфаниламидов проводить диагностическую подъязычную пробу; -
учитывать, что лекарственные препараты, в молекулу которых входит ПАБК, могут оказывать антисульфаниламидное действие; -
прокаин (новокаин) и бензокаин (анестезин), гидролизуются с образованием ПАБК.
Итоговая контрольная работа (рецептура и характеристика препаратов):
Сульфацил-натрий (альбуцид)
Сульгин
Фталазол
Ко-тримоксазол (сульфаметоксазол+триметоприм)
Сульфатон (сульфамонометоксин+триметоприм)
Метронидазол (метрогил, клион, трихопол)
Сульфатиазол серебра (аргосульфан)
Тинидазол.
Учебно-материальное обеспечение занятия:
1. Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы);
2. Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры);
3. Справочная литература;
4. Индивидуальные задания (тесты для компьютерного тестирования, ситуационные задачи для самостоятельной работы, варианты заданий для письменной итоговой контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008, С. 503 – 508, 534 – 540, 515 – 521, 527 – 534.
2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 16 изд., 2010, С. 821 – 832, 896 – 904, 855 – 869, 871 – 896.
б) дополнительная:
1. Харкевич Д.А. Фармакология. М., ГЭОТАР-Медиа, 2008.
2. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии с основами фармакотерапии. Под редакцией М.Д. Гаевого и В.И. Петрова. Ростов-на-Дону, «МарТ», 2010.
3. Государственный реестр лекарственных средств, 2000.
4. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). М., 2008.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 48
Тема: «Противотуберкулезные, противовирусные средства»
Актуальность темы:
Большое количество противомикробных средств существенно расширяет возможности лечения разнообразных инфекций. Туберкулез и вирусные инфекции – одна из самых серьезных медицинских, экономических и социальных проблем человечества. Лечение этих заболеваний – сложная задача, что определяется особенностями возбудителя. Основное место в лечении отводится химиотерапевтическим средствам. Знание механизмов действия препаратов, определение рациональной комбинации, принципов дозирования обуславливают успех терапии этих заболеваний. Провизор должен уметь ориентироваться в номенклатуре противотуберкулезных, противовирусных
средств и знать механизмы действия препаратов, принципы рационального применения.
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости препаратов из одной группы, а также умение оценивать взаимодействие средств и обосновывать их рациональное применение для обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии; умение правильно выписывать рецепты на препараты, применяемые при различных инфекционных и вирусных заболеваниях.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию противотуберкулезных, противовирусных средств;
- механизмы, типы, спектры действия противотуберкулезных, противовирусных средств;
- рациональное применение противотуберкулезных, противовирусных средств с учетом времени приема пищи;
- сравнительную характеристику противотуберкулезных, противовирусных средств по скорости и интенсивности действия отдельных лекарственных препаратов;
- побочные эффекты, показания и противопоказания к применению противотуберкулезных, противовирусных средств.
Уметь:
- обосновывать рациональное применение противотуберкулезных, противовирусных средств с учетом фармакокинетических и фармакодинамических особенностей ЛС;
- проводить необходимую коррекцию фармакотерапии противотуберкулезными, противовирусными средствами, (регулирование режима дозирования с учетом степени и продолжительности эффектов ЛС, приема пищи);
- квалифицированно решать вопрос о замене одного лекарственного средства другим, давать рекомендации врачу по вопросу комбинирования ЛС и сообщать о новых поступлениях лекарственных препаратов в аптеку;
- выписывать рецепты на основные лекарственные формы изучаемых противомикробных препаратов.
Владеть:
- навыками сбора и анализа информации ЛС по теме занятия;
- умением классифицировать ЛС изучаемых групп;
- знаниями по рациональному применению ЛС данных подгрупп;
- умением написания и коррекции рецептов;
- умение замены одного препарата на другой при его отсутствии.