ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2842
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Клонидин (клофелин) | Вальсартан (диован) | Гидрохлоротиазид (гипотиазид) |
Метилдофа (допегит) | Папаверина гидрохлорид | Спиронолактон (верошпирон) |
Моксонидин (физиотенз) | Доксазозин (кардура) | Индапамид (арифон) |
Эналаприл (эднит) Моэксиприл (моэкс) Каптоприл (капотен) | Пропранолол (анаприлин) Ирбесартан (апровель) Периндоприл (престариум) | Леспенефрил (леспефрил) Фуросемид (лазикс) Торасемид (диувер) |
Учебно-материальное обеспечение занятия:
1. Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы);
2. Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры);
3. Справочная литература;
4. Индивидуальные задания (тесты, ситуационные задачи, варианты заданий для письменной контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
1. Фармакология: учебник / под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 832 с.
2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства/ М.Д. Машковский. - М., 2010. – 1216 с.
3. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для студентов вузов/Д.А. Харкевич. - М., 2008. – 742 с.
б) дополнительная:
1. Венгеровский, А. И. Лекции для врачей и провизоров: учеб. пособие/ А.И. Венгеровский. – 3-е изд. перераб. и доп. - М.: ИФ «Физико-мате-матическая литература», 2007.
2. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии: учебник для вузов/ под ред. проф. М.Д. Гаевого и проф. В.И. Петрова. – 3-е изд., испр. и доп. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ» «Феникс», 2010.
Электронные базы данных:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 27
Тема: «Антисклеротические лекарственные средства. Лекарственные средства, влияющие на мозговое кровообращение»
Актуальность темы:
Атеросклероз – широко распространенное хроническое заболевание артериальных сосудов крупного и среднего калибра. Атеросклероз является причиной развития ИБС, нарушений мозгового кровообращения, эндартериита приводящих в большинстве случаев к инвалидности и летальности.
Ранний диагноз, своевременное назначение профилактических средств и средств для комплексного лечения атеросклероза позволяют предупредить прогрессирующее развитие этого заболевания и его последующее осложнение.
Цель занятия:
Выработать у студентов умение ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств, проводить анализ выписанных врачом рецептов, оценивать действие препаратов и их рациональное использование при атеросклерозе и нарушениях мозгового кровообращения (МК).
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию антисклеротических средств и средств, влияющих на мозговое кровообращение;
- принципы противосклеротического действия ЛС и препаратов, используемых при нарушении мозгового кровообращения;
- сравнительную характеристику препаратов;
- показания и противопоказания к применению;
- побочные эффекты изучаемых ЛС.
Уметь:
- проводить контроль написания и коррекцию рецепта на ЛС, применяемые при атеросклерозе и нарушениях МК;
- определить оптимальность выписанной лекарственной формы при соответствующей стадии болезни;
- объяснить несовместимость выписанного лекарственного препарата с препаратами других фармакологических групп;
- осуществить адекватную замену препарата в случае его отсутствия в аптеке.
Владеть:
- умением классифицировать гиполипидемические средства и средства, применяемые при нарушениях мозгового кровообращения;
- знаниями по рациональному применению ЛС изучаемых групп с учетом особенностей препаратов и индивидуальных особенностей пациента;
- умением выписывать и корректировать рецепты на препараты, влияющие на мозговое кровообращение и применяемые при атеросклерозе;
- методами получения информации по антисклеротическим препаратам и средствам, влияющим на мозговое кровообращение.
План изучения темы:
1. Прослушать и законспектировать лекцию по теме « Антисклеротические лекарственные средства. Лекарственные средства, влияющие на мозговое кровообращение».
2. Внеаудиторная самоподготовка: теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; выполнение письменной домашней работы.
3. Лабораторное занятие по теме.
План лабораторного занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя |
| | ||
2. Выяснение и анализ исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин
| | ||
3. Анализ входного контроля знаний |
| | ||
4. Разбор теоретических вопросов темы |
| | ||
| 5. Самостоятельная работа. Индивидуальное выполнение ситуационных задач и их проверка. Проверка домашнего задания и конспекта лекций |
| ||
6. Итоговая контрольная работа (рецептура и характеристика препаратов) |
| | ||
7. Подведение итогов занятия. Домашнее задание к следующему занятию | 5 мин | |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин) и экспресс - опрос всех студентов по основным вопросам темы (15 мин).
3. Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин).
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы с использованием наглядных пособий (60 мин).
5. Письменное решение ситуационных задач в тетрадях. Оценка выполненной работы. Проверка выполнения домашнего задания, конспекта лекций (15 мин).
6. Выполнение студентами письменной итоговой контрольной работы (написание рецептов и фармакологической характеристики ЛС). Проверка контрольной работы (20 мин).
7. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов, проверке внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Выставление оценок. Домашнее задание к следующему занятию (5 мин).
Компьютерное тестирование
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
1. Какую физиологическую роль играет холестерин в организме? (построение фосфолипидных мембран клеток, участие в синтезе стероидных гормонов, желчных кислот, витамина D, источник энергии)
2. Как классифицируются липопротеиды? (хиломикроны, ЛПВП, ЛППП, ЛПНП, ЛПОНП)
3. Какие липопротеиды являются атерогенными? (ЛППП, ЛПНП, ЛПОНП)
4. Какова роль ЛПВП, хиломикронов? (являются антиатерогенными)
5. Как называется группа препаратов, ингибирующих фермент 3-гидрокси-3-метил-глутарил КоА-редуктазу? (статины)
6. Назовите препараты из группы статинов с наибольшей биодоступностью (флувастатин и аторвостатин (98%)
7. Что лежит в основе структуры безафибрата, гемфиброзила, фенофибрата? (фиброевая кислота)
8. Какой гиполипидемический препарат дает такие побочные эффекты: покраснение и зуд кожи, шум в ушах, головную боль? (никотиновая кислота)
9. Какие препараты ускоряют катаболизм и экскрецию холестерина? (линетол, липостабил, омега-3)
10. Каким общим эффектом обладают аспирин, дипиридамол, трентал, тиклопидин, клопидогрел? (антиагрегантный)
11. Развитию каких заболеваний способствует атеросклероз? (ГБ, ИБС, инсульты и др.)
12. Какие средства обладают ангиопротективным и антиоксидантным действием? (флавоноиды, убихиноны, витамины Е и С, пробукол, дибунол, мексидол и др.)
13. Какие артерии снабжают кровью головной мозг? (две позвоночные и две внутренние сонные)
14. Какой механизм антигипоксического действия преобладает у ноотропила, танакана, глицина? (метаболический)
15. Чем обусловлено улучшение мозгового кровообращения при использовании кавинтона? (накоплением цАМФ и расширением сосудов мозга)
16. Какой эффект является основным при применении пирацетама, винпоцетина, аминалона, пикамилона при лечении нарушений мозгового кровообращения? (антигипоксический)
17. К какой фармакологической группе по химическому строению относятся пентоксифиллин и эуфиллин? (производные пурина)
18. Какое осложнение дает быстрое введение эуфиллина и других миотропных спазмолитиков при нарушении мозгового кровообращения на фоне атеросклероза мозговых сосудов? (синдром «мозгового обкрадывания»)
19. Каков механизм сосудорасширяющего действия циннаризина? (блокирует кальциевые каналы).
20. Какой состав фезама? (пирацетам, циннаризин). Его синим? (омарон).
Основные вопросы темы:
1. Понятие об атеросклерозе. Роль и значение холестерина в организме.
2. Классификация липопротеинов, типы гиперлипопротеинемий в плазме крови.
I. Антисклеротические лекарственные средства
1. Гиполипидемические средства:
А. Лекарственные средства, понижающие содержание в крови преимущественно холестерина:
а) ингибиторы синтеза холестерина в печени – статины: ловастатин (мевакор), симвастатин (зокор), правастатин (липостат), аторвастатин (липримар), флувастатин (лескол), розувастатин (крестор);
б) средства, повышающие выведение из организма желчных кислот и холестерина: анионообменные смолы (секвестранты желчных кислот): колестирамин (квестран), колестипол (холестид); препараты непредельных жирных кислот - линетол, липостабил. омега-3 (омакор, рыбий жир).
Б. Средства, понижающие содержание в крови преимущественно триглицеридов (фибраты):