ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2929
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План изучения темы:
1. Прослушать и законспектировать лекции по темам: «Противотуберкулезные, противовирусные средства. Антигельминтные, противогрибковые средства».
2. Внеаудиторная самоподготовка:
2.1. Теоретическая подготовка по теме занятия с использованием материала лекции «Противотуберкулезные, противовирусные средства. Антигельминтные, противогрибковые средства», учебника, справочной литературы, электронных ресурсов.
2.2. Письменное выполнение в тетради задания для внеаудиторной работы (фармакологическое описание предлагаемых лекарственных средств по схеме).
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 2 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя |
|
2. Выяснение исходного уровня знаний: - экспресс-опрос |
|
3. Разбор теоретических вопросов темы 4. Решение индивидуальных заданий (решение ситуационных задач) | 30 мин
|
5. Проверка домашнего задания и конспекта лекций (рецептура, характеристика препаратов). Итоговая контрольная работа по ЛС | 5 мин |
6. Проверка и анализ письменной контрольной работы | 15 мин |
7. Итоговое обсуждение, выставление оценок | 5 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию.
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит экспресс-опрос всех студентов по узловым вопросам темы.
3. Анализ результатов исходного уровня знаний.
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме собеседования с использованием наглядных пособий.
5. Письменное решение ситуационных задач в тетради для аудиторных контрольных работ.
6. Выполнение студентами письменной контрольной работы по ЛС (студент должен выписать рецепт на предлагаемое ЛС, указать его фармакологическую группу, механизм действия, показания и противопоказания к применению, возможные нежелательные побочные действия). Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (домашнего задания) студентов и лекционного материала проводится в момент написания контрольной работы.
7. Проверка и анализ письменной контрольной работы.
8. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, и указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены в домашнем задании и в ответах у доски и озвучивает тему следующего занятия. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов.
Вопросы для контроля исходного уровня знаний
Экспресс-опрос:
1. Назовите производные гидразида изоникотиновой кислоты? (изониазид, фтивазид, метазид, салюзид)
2. Перечислите характерные побочные эффекты для производных ГИНК? (нейропатии и гепатотоксичность)
3. Назовите производные ПАСК? (ПАСК-натрий, БеПАСК)
4. Назовите производные тиоамида изоникотиновой кислоты? (этионамид, протионамид)
5. Назовите производные адамантана? (амантадин (мидантан), римантадин (ремантадин))
6. Что такое интерфероногены? (индукторы интерферона)
7. Перечислите интерфероногенные препараты? (полудан, тилорон, кагоцел)
8. Спектр действия изониазида, стрептомицина? (бактерицидный)
9. Синтез РНК в микобактериях туберкулеза нарушает…(рифампицин)
10. Назовите побочные эффекты изониазида? (аллергичские реакции, диспепсические расстройства, поражение печени, периферические невриты, нарушение деятельности ЦНС)
11. Нейротоксичность изониазида под влиянием пиридоксина…(ослабляется)
12. Перечислите препараты интерферонов…(реаферон, интерферон человеческий лейкоцитарный сухой, реаферон, гриппферон, интрон-А, виферон )
13. Перечислите препараты, влияющие на вирус натуральной оспы..(метисазон)
14. При герпетическом кератите применяют…(идоксуридин, ацикловир)
15. При ВИЧ-инфекции применяют…(зидовудин, саквинавир)
16. Синтез нуклеиновых кислот угнетают (ацикловир, зидовудин, идоксуридин).
Основные вопросы темы:
1. Противотуберкулезные средства.
А) Противотуберкулезные средства – антибиотики:
1. Аминогликозиды: стрептомицина сульфат, канамицин, амикацин.
2. Антибиотики разных химических групп: рифампицин, биомицин (флоримицина сульфат), циклосерин, капреомицина сульфат.
Б) Синтетические противотуберкулезные средства:
1) Классификация по химическому строению:
1. Производные гидразида изоникотиновой кислоты (ГИНК): изониазид, фтивазид.
2. Производные парааминосалициловой кислоты: ПАСК (натрия парааминосалицилат), кальция бензамидосалицилат (бепаск).
3. Производные тиоамида изоникотиновой кислоты: протионамид.
4. Производные разных химических групп: этамбутол, пиразинамид.
2) Классификация по клиническому применению (активности):
- Препараты I ряда (основные антибактериальные): изониазид и его производные, рифампицин, стрептомицин, ПАСК, этамбутол.
- Препараты II ряда (резервные): циклосерин, флоримицина сульфат, канамицин, протионамид, пиразинамид.
Основные принципы лечения туберкулеза.
2. Противовирусные ЛС. Классификация.
- Препараты иммуноглобулинов. Гамма-глобулин, G-Cандоглобулин.
- Производные адамантана: амантадин (мидантан), римантадин (ремантадин)
- Аналоги нуклеозидов: ацикловир (зовиракс, виролекс), осельтамивир (тамифлю), ганцикловир, фамцикловир, рибавирин (вибразол, рибамидил), идоксуридин (керецид), зидовудин (азидотимидин, ретровир), залцитабин.
- Производные фосфорномуравьиной кислоты: фоскарнет натрия (триаптен)
- Производные пептидов: саквинавир, индинавир
- Интерфероны. История открытия. Интерферон человеческий лейкоцитарный сухой, реаферон, гриппферон, интрон-А, виферон. Препараты индукторов интерферона (интерфероногены):полудан, тилорон (амиксин, лавомакс), кагоцел.
Самостоятельная работа:
Проводится путем письменного решения индивидуального задания
(ситуационной задачи) с последующим устным обсуждением.
Задание № 1
Распределите синтетические противотуберкулезные препараты в зависимости от химической классификации: изониазид, фтивазид, этамбутол, пиразинамид.
Химическая классификация | Пре-парат | Спектр действия | Меха- низм дейст- вия | Побочные реакции | Форма выпуска | |
Произ- водные | Гидразиды изоникоти- новой к-ты (ГИНК) | | | | | |
Изоникои- новой кислоты | | | | | | |
Пиразин- карбоноой кислоты | | | | | | |
Этилендиамина | | | | | |
Ответ:
Химическая классификация | Препарат | Спектр действия | Меха- низм дейст- вия | Побочные реакции | Форма выпуска |
Гидразиды изоникоти- новой к-ты (ГИНК) | Изониазид Фтивазид | Узкий (толькомикобактерии) | Угнетение синтеза клеточной стенки (миколевых кислот) | 1) нейротоксичность (головная боль, невриты, бессон., судороги, нарушение памяти, равновесия, психозы); 2) аллерг. реакции, анемия; 3) понос, рвота, лекарственный гепатит; 4) боли в сердце; 5) мыш. атрофия, парезы. | Р-р. д/инъекций, таб., Фтивазид – таб. |
Пиразин- карбоновой кислоты | Пиразинамид | Узкий | Точно неизвестен | 1) тошнота, рвота, диарея; 2) гепатотоксичность; 3) гиперурекимия; 4) дерматиты, эозинофилия, лихорадка; | Таб. |
Этилендиамина | Этамбутол | Узкий | Угнетение синтеза клеточной стенки (миколевых кислот) | 1) неврит глазодвигательного нерва, депрессия, головокружение; 2) аллергия, артриты; 3) потеря аппетита, тошнота, рвота | Таб. |
Задание № 2
Выберите нежелательные реакции, возникающие при применении рифампицина и изониазида:
1) гепатотоксичность,
2) ототоксичность,
3) нефротоксичность,
4) нейротоксические реакции,
5) гематотоксичность,
6) аллергические реакции,
7) специфические реакции:
а) атрофия зрительного нерва;
б) мышечные подергивания (судороги);
в) тромбоцитопеническая пурпура (разрушение тромбоцитов, кровоизлияние в кожу, кровотечения из слизистых оболочек носа, десен, ЖКТ).
Ответ:
ИЗОНИАЗИД: 1, 4, 5-слабо, 6, 7 а, б.
РИФАМПИЦИН: 1, 3-очень редко, 4-меньше изониазида, 5-грипподобный синдром, 6, 7 а, в.
Задание № 3
Укажите цель комбинирования противотуберкулезных препаратов:
1) расширение локализации спектра действия;
2) преодоление резистентности микобактерий к препаратам;
3) уменьшение выраженности нежелательных побочных эффектов;
4) уменьшение продолжительности курсового лечения до 6 мес.;
5) предупреждение возможных рецидивов;
6) получение стойкого лечебного эффекта;
7) снижение стоимости курсового лечения (фармакоэкономичность).
Комбинированные препараты | Торговые названия | Формы выпуска | Цель комбинирования |
Рифампицин + изониазид | Изо-Эремфат | Таб об. | Уменьшение развития устойчивости, 2, 6 |
Рифампицин + изониазид +пиридоксин | Протуб-2 Рифакомб Тубавит | Таб. | 2,3,6 |
Рифампицин + изониазид +пиразинамид | Протуб-3 Фтизамакс | Таб | 4,5,6 |
Этамбутол + изониазид + Рифампицин+пиразинамид | Комбитуб МайринП | Таб | 2,4,5,6 |
Задание № 4
ОПРЕДЕЛИТЬ ПРОТИВОВИРУСНЫЕ СРЕДСТВА А-В,
ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ГРИППЕ
(Осельтамивир, римантадин, рибавирин)
Свойства | А | Б | В |
Направленность действия | Угнетение репликации вируса | Угнетение репликации вируса | Угнетение репликации вируса |
Механизм действия | Угнетение вирусного белка М1 | Угнетение нейраминидазы | Угнетение иРНК |
Применение | Профилактика гриппа А | Профилактика и Лечение гриппа А и В | Профилактика и лечение гриппа А и В |