ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2849
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные вопросы темы:
1. Определение фармакодинамики.
2. Основные «мишени» для ЛВ. Обоснование каждой «мишени».
-
Рецепторы (мембранные, внутриклеточные) (примеры); -
Нерецепторные молекулы-мишени цитоплазматической мембраны:
-
цитоплазматические ионные каналы (примеры); -
неспецифические белки и липиды цитоплазматической мембраны (примеры);
-
Иммуноглобулиновые молекулы-мишени (примеры); -
Ферменты-мишени (примеры); -
Транспортные системы (примеры); -
Неорганические соединения (например, соляная кислота и металлы) (примеры); -
Молекулы-мишени чужеродных организмов (микроорганизмов, паразитов) (примеры).
3. Понятие об аффинитете и внутренней активности; об агонистах, агонистах-антагонистах и антагонистах специфических рецепторов (примеры).
4. Виды действия ЛВ на организм: местное, резорбтивное, рефлекторное, главное (основное) и побочное, прямое и косвенное, избирательное, центральное и периферическое, обратимое и необратимое (дать определение и привести примеры).
5. Типы действия: возбуждение, торможение (примеры).
6. Факторы, влияющие на действие ЛВ: химическая структура, физико-химические свойства, пространственное соответствие (комплементарность).
7. Дозология. Понятие «доза». Зависимость действия ЛВ от дозы. Дозирование ЛВ в зависимости от возраста больных и состояния организма. Виды доз: минимальная (пороговая), средняя (разовая и суточная), высшая (разовая и суточная), курсовая, ударная, поддерживающая, токсическая, летальная.
Понятия: «терапевтическая широта», «терапевтический индекс», безопасность.
8. Индивидуальные особенности организма и его состояния для действия ЛС: пол; возраст (педиатрическая и гериатрическая фармакология). Фармакогенетика (энзимопатии, идиосинкразия), состояние организма (патологические состояния, беременность, грудное вскармливание), значение суточных ритмов.
Самостоятельная работа
Задание 1
Используя справочную литературу, определите «мишени» для действия следующих препаратов:
Препарат | «Мишень» |
1. Пилокарпин | А. Транспортная система |
2. Каптоприл | Б. Рецептор |
3. Омепразол | В. Ионный канал |
4. Амлодипин | Г. Фермент |
Ответ:1-Б; 2-Г; 3-Г; 4-В.
Задание 2
Используя справочную литературу, соотнесите препараты и виды действия:
Препарат | Действие |
1. Лидокаин | А. Рефлекторное |
2. Анальгин | Б. Местное |
3. Перцовый пластырь | В. Резорбтивное |
4. Кофеин | Г. Центральное |
Ответ:1-Б; 2-В; 3-А,Б; 4-Г,В.
Задание 3
Используя справочную литературу, соотнесите препараты и виды действия:
Препарат (влияние на) | Действие |
1. Суксаметоний и диазепам (скелетные мышцы) | А. Прямое и непрямое |
2. Гепарин и аценокумарол (свертывание крови) | Б. Резорбтивное и рефлекторное |
3. Кордиамин и раствор аммиака (дыхание) | В. Центральное и рефлекторное |
Ответ:1-А; 2-А; 3- Б; В.
Задание 4
Предложите необходимые рекомендации по устранению ошибок в дозировании.
Возможная ошибка | Рекомендации по коррекции дозирования |
1. Доза превышает высшую разовую | Снижение дозы до ½ от высшей разовой |
2. Доза в рецепте не превышена, но у больного появились выраженные отрицательные эффекты | Снижение дозы на ½ или увеличение интервала между приемами. В крайнем случае, временно прекратить прием лекарственного препарата, сообщить врачу |
3.Доза значительно ниже средней терапевтической | Обратить внимание лечащего врача на возможность неэффективного применения лекарственного препарата |
Задание 5
Используя справочную литературу, определите разовые и высшие разовые дозы морфина, кодеина, метамизола натрия.
Ответ: морфин – р.д. 0,02; в.р.д. 0,05; кодеин – р.д. – 0,1; в.р.д. – 0,3; метамизол натрия – р.д. – 1,0; в.р.д. – 3,0.
Проверка домашнего задания, лекционного конспекта.
Подведение итогов занятия.
Учебно-материальное обеспечение занятия:
1. Наглядные пособия (таблицы);
2. Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры);
3. Справочная литература;
4. Индивидуальные задания (ситуационные задачи, тесты).
Литература:
а) основная:
1. Фармакология / Под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.С 53-66, 73-76.
2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский М., 2010.
б) дополнительная:
1. Харкевич, Д.А., Фармакология./ Д.А. Харкевич. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. - С. 54-65, 71-74.
2. Государственный реестр лекарственных средств. – М., 2008.
3. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). - М., 2008.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 9
Тема: «Фармакодинамика. Эффекты ЛС при повторном и совместном применении. Виды фармакотерапии. Побочное действие ЛС»
Актуальность темы:
В медицинской практике часто используют лекарственные вещества продолжительными курсами. При повторном применении фармакологических средств возможно развитие побочных эффектов, в том числе токсических. Для обеспечения безопасной терапии современному практикующему врачу и провизору необходимо знать способы предупреждения побочных действий лекарственных препаратов, а в случае их возникновения проводить необходимую коррекцию. Важной медицинской и социальной проблемой является профилактика и лечение лекарственной зависимости. При назначении препаратов беременным следует учитывать возможность оказания неблагоприятного влияния ЛС на плод.
Цель занятия: Сформировать у студентов представление об эффектах ЛС
при повторном и совместном применении; о фармакопрофилактике и фармакотерапии; о возможных вариантах проявления отрицательного, побочного и токсического действия.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- эффекты, возникающие при повторном и комбинированном применении ЛС;
- виды и механизмы взаимодействия ЛС в организме;
- несовместимости ЛС;
- виды лекарственной терапии;
- виды побочных, токсических эффектов в зависимости от влияния препаратов на органы и функциональные системы.
Уметь:
- анализировать взаимодействия ЛС (совместимость, несовместимость) в организме человека;
- анализировать фармакодинамические сведения, содержащиеся в аннотациях к ЛС;
- давать больным рекомендации по рациональному приему препаратов с учетом фармакокинетических и фармакодинамических особенностей ЛС;
- оценить варианты взаимодействия лекарств (совместимость, несовместимость) в целях предотвращения вероятного возникновения побочных и токсических эффектов.
Владеть:
- методами получения информации о действии ЛС;
- навыками использования прочитанной информации для решения профессиональных задач;
- способностью прогнозировать быстроту и длительность наступления фармакологического эффекта;
- навыками пользования справочной литературой по ЛС, навыками по составлению и передаче фармацевтической информации для врачей и населения.
План изучения темы:
-
Прослушивание и конспектирование лекции на тему: «Фармакодинамика. Эффекты ЛС при повторном и совместном применении. Виды фармакотерапии. Побочное действие лекарственных веществ»; -
Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; выполнение письменной домашней работы); -
Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя |
|
2. Контроль исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 15 мин 15 мин |
3. Результаты контроля исходного уровня знаний
| 5 мин 80 мин |
5. Решение индивидуальных заданий (решение ситуационных задач). Проверка домашнего задания. Проверка конспекта лекции. |
|
6. Подведение итогов занятия. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Домашнее задание к следующему занятию. | 5 мин |