ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2852
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Электронные ресурсы:
www.pharma.studmedlib.ru
www.science direct.ru
www.window.edu.ru
www.medbusiness.ru/5.php
Занятие № 38
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ:
«Лекарственные средства, влияющие на систему крови»
Цель занятия:
Провести контроль знаний и умение ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств, влияющих на систему крови; проводить анализ выписанных врачом рецептов, оценивать взаимодействие препаратов при их совместном применении и обосновывать их рациональное применение.
Для успешного освоения тематики «Лекарственные средства, влияющие на систему крови и кроветворение» студент должен
Освоить: - перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23. Знать: |
- классификацию ЛС; - механизм реализации фармакологического эффекта ЛС; - показания к назначению ЛС; - особенности применения препаратов железа; - побочные эффекты ЛС; - противопоказания к назначению. |
Уметь:
- проводить коррекцию рецепта;
- анализировать фармакотерапевтическое действие препарата с учетом этиопатогенеза заболевания у конкретного больного;
- проводить сравнительный фармакологический анализ препаратов внутри группы;
- дать по режиму дозирования ЛС, влияющих на эритропоэз на основании их фармакокинетических и фармакодинамических особенностей;
- обосновывать применение комбинации препаратов и разъяснить особенности приема препаратов при их совместном применении;
- ориентироваться в номенклатуре лек. средств, информировать врача о каждой новой возможности адекватной замены;
- оценить взаимодействие препаратов при совместном применении на путях введения, метаболизма и выведения из организма.
Владеть:
- навыками сбора и анализа информации по ЛС по теме занятия;
- выявлять фармакокинетические и фармакодинамические преимущества лекарственного препарата относительного препаратов других фармакологических групп, применяемых по аналогичным показаниям.
План подготовки к итоговому занятию:
-
Повторение материала по темам «Лекарственные средства, влияющие на систему крови» с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; письменная домашняя работа). -
Повторение фармакологической характеристики ЛС, описанных в тетради при подготовке к занятиям 1-3.
План занятия:
(продолжительность занятия – 2 акад. часа)
| 5 мин |
|
|
| 10 мин |
4. Письменная контрольная работа по ЛС | 15 мин |
5. Собеседование по основным вопросам занятия | 35 мин |
6. Итоговое обсуждение, выставление оценок | 5 мин |
Содержание занятия:
-
Организационная часть (фиксирование даты проведения занятия и отсутствующих студентов в кафедральном журнале). Во вступительном слове преподаватель указывает цель и задачи занятия, знакомит с планом занятия (5 мин). -
Для выяснения уровня знаний преподаватель проводит тестирование (10 мин). -
Анализ результатов исходного уровня знаний, в т.ч. тестирования (10 мин). -
Выполнение студентами письменной контрольной работы по ЛС. Студент должен выписать рецепт на предлагаемые ЛС, указать их фармакологическую группу, механизм действия, показания и противопоказания к применению, возможные нежелательные побочные действия) – (15 мин). -
Индивидуальный устный опрос студента с анализом его письменной контрольной работы (35 мин). -
Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили темы раздела, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при проверке контрольной работы и в устных ответах. Проставление оценок в кафедральный журнал (5 мин).
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
«Лекарственные средства, влияющие на эритропоэз и лейкопоэз»
-
Особенности всасывания, распределения и выведения железа в организме. -
Классификация лекарственных средств, действующих на эритропоэз (см. Лекции). -
Средства, применяемые при гипохромных анемиях (препараты, содержащие железо). Фармакологическая характеристика препаратов. -
Первичная профилактика железодефицитной анемии. Этапы лечения железосодержащими ЛС. -
Основные принципы лечения препаратами железа для приема внутрь. Причины неэффективности терапии. Побочные эффекты. -
Препараты железа для парентерального применения. Особенности назначения, осложнения парентерального введения. Перегрузка железом в специфических тканях и риск развития болезни. Препарат для удаления избытка железа. -
Человеческий рекомбинантный эритропоэтин (эпотин альфа): механизм, действия, показания к назначению, длительность применения, возможные осложнения. -
Препараты, содержащие кобальт. Фармакологическая характеристика. -
Средства, применяемые для профилактики и лечения гиперхромных анемий: препараты фолиевой кислоты (фолиевая кислота и кальция фолиат), препараты цианокобаламина: цианокобаламин, оксикобаламин, кобамамид, витогепат. Фармакологическая характеристика препаратов. Причины неэффективности терапии витамином В12. -
Средства, угнетающие эритропоэз. Механизм действия, показания к назначению, особенности применения. -
Препараты, влияющие на лейкопоэз. Определение. Классификация. -
Общая характеристика ЛС, стимулирующих лейкопоэз.
«Плазмозамещающие средства. Лекарственные средства для парентерального питания. Лекарственные средства для коррекции кислотно-основного состояния. Дезинтоксикационные средства»
1. Плазмозамещающие растворы: гемодинамические, газотранспортные, дезинтоксикационные и регуляторы вводно-солевого и кислотно-основного равновесия. Характеристика каждой подгруппы и отдельных представителей.
2. Средства для парентерального питания: аминокислотные смеси, белковые гидролизаты, спирты, жировые эмульсии, моносахариды. Фармакологическая характеристика отдельных представителей. Осложнения при применении.
3. Понятие о противошоковых жидкостях. Состав противошоковых жидкостей.
4. Дезинтоксикационная инфузионная терапия. Механизм действия дезинтоксикационных средств.
5. Препараты, используемые для коррекции кислотно-щелочного равновесия в организме.
6. Препараты, замещающие слезную жидкость и натрия хлорид.
7. Фармакологическая характеристика препаратов.
«Лекарственные средства, влияющие на гемостаз»
-
Классификация веществ, понижающих свертываемость крови. -
Антиагреганты. Классификация. Механизмы реализации действия антиагрегантов. Особенность применения ацетилсалициловой кислоты как антиагреганта: доза, выраженность побочных эффектов. Кардиологические формы ацетилсалициловой кислоты. Антиагреганты, блокаторы рецепторов на тромбоцитах и повышающие содержание аденозина и цАМФ в тромбоцитах. -
Антикоагулянты. Классификация. Антикоагулянты прямого и непрямого действия. Механизм действия, фармакологические эффекты. Показания к назначению. Фармакокинетические и фармакодинамические отличия низкомолекулярных гепаринов от нефракционированного гепарина. Понятие о гирудотерапии. Особенности применения пиявок медицинских. Препараты гирудина. ЛС, применяемые при передозировке антикоагулянтов непрямого действия. -
Активаторы фибринолиза (фибринолитики, тромболитики). Классификация. Механизм действия. Фармакологические эффекты, показания к назначению. Противопоказания. -
Факторы, влияющие на эффективность применения тромболитиков: давность образования тромба, его размер и локализация, способ и длительность введения препарата, состояние фибринолитической системы крови. -
Консерванты крови: цитрат натрия. Механизм действия. Применение в медицинской практике. -
Гемостатики: определение, классификация, общая фармакологическая характеристика группы. -
Антагонисты гепарина: протамина сульфат. Механизм действия. Особенность назначения. Пути введения. Побочные эффекты и противопоказания. -
Ингибиторы фибринолиза: синтетического происхождения: кислота аминокапроновая, амбен. Животного происхождения: контрикал, пантрипин, гордокс. -
Механизм действия. Пути введения. Показания и противопоказания к назначению, возможные осложнения. Источники получения препаратов животного происхождения. -
Гемостатики для местного применения (прямые коагулянты): губка гемостатическая коллагеновая, тромбин, желпластан. Фармакологическая характеристика препаратов. -
Гемостатики для системного применения: животного происхождения (прямые коагулянты): фибриноген, тромбин, факторы VIII и IX. -
Препараты витамина К (непрямые коагулянты). -
Гемостатики растительного происхождения: настои листьев крапивы, травы пастушьей сумки и перца водяного и др.; синтетического происхождения: менадиона натрия бисульфат (викасол). -
Препараты тромбина. Особенности применения в медицине, формы выпуска. -
Показания к назначению факторов свертывания крови VIII и IX. Контроль эффективности применения. -
Препараты, понижающие проницаемость сосудов: этамзилат, рутин, аскорбиновая кислота. Цель применения при заболеваниях, сопровождающихся повышенной кровоточивостью. -
ЛС, повышающие агрегацию тромбоцитов: адроксон, соли кальция (кальция хлорид, кальция глюконат, кальция лактат). -
Тромбообразующие средства: децилат. Особенности применения препарата. Возможные осложнения и противопоказания.
Письменная работа по теме:
- Указать фармакологическую группу препарата;
- Механизм действия;
- Показания к применению;
- Возможные побочные эффекты;
- Выписать пример рецепта.
ВАРИАНТ 1 | ВАРИАНТ 2 |
1. Ацетилсалициловая кислота (аспирин кардио, тромбо-АСС) | 1. Венофер (железа (+++) гидроксида сахарозный комплекс) |
2. Реополиглюкин | 2. Раствор натрия хлорида |
| 3. Желатиноль |
4. Кальция хлорид | 4. Дипиридамол (курантил) |
5. Энтеродез | 5. Метилурацил |
ВАРИАНТ 3 | ВАРИАНТ 4 |
1. Мальтофер (железа (+++) гидроксид полимальтозат) | 1. Полиглюкин |
2. Венолипид | 2. Натрия лактата раствор сложный (калия хлорид + кальция хлорид + натрия хлорид + натрия лактат) |
3. Раствор глюкозы | 3. Тардиферон (железа сульфат) |
4. Варфарин | 4. Гепарин |
5. Аскорутин (рутин+ аскорбиновая кислота) | 5. Листья крапивы |
ВАРИАНТ 5 | ВАРИАНТ 6 |
1. Ферро-фольгамма | 1. Сорбифер дурулес |
2. Цианокобаламин | 2. Раствор Рингера (калия хлорид + кальция хлорид + натрия хлорид |
3. Валин | 3. Полиглюкин |
4. Тромбин | 4. Протамина сульфат |
5. Гепарин | 5. Аминокапроновая кислота |
ВАРИАНТ 7 | ВАРИАНТ 8 |
1. Кислота фолиевая | 1. Лейкоген |
| 2. Реамберин (меглюмина натрия сукцинат + калия хлорид + магния хлорид + натрия хлорид) |
3. Перфторан | 3. Пентоксифиллин |
4. Клопидогрел (плавикс, зилт) | 4. Неогемодез |
5. Натрия цитрат | 5. Апротинин (контрикал, трасилол) |
Литература:
а) основная:
1. Аляутдин Р.Н. Фармакология: учеб. ГЭОТАР-Медиа, 2008-2010.
б) дополнительная:
-
Аляутдин Р.Н. [и др.] Фармакология: руководство к лаб.занятиям: [Э.И.] "Консультант студента" М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -
Харкевич Д.А. [и др.] Фармакология: руководство к лаб. занятиям [Э.И.] "Консультант студента" М. :ГЭОТАР-Медиа, 2010. -
Государственный регистр лекарственных средств М.: РЛС, 2010-2013. -
Основы фармакотерапии и клинической фармакологии: учеб. пособие под ред. Гаевого М.Д., Петрова В.И., Ростов н/Д.: МарТ, 2010. -
Машковский М.Д. Лекарственные средства М.: Новая волна, 2010-2014. -
Прикладная фармакоэпидемиология: [Э.И.] под ред. Петрова В.И. "Консультант студента" М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
Электронные ресурсы:
www.pharma.studmedlib.ru
www.science direct.ru
www.window.edu.ru
www.medbusiness.ru/5.php
Занятие № 39
Тема: «Лекарственные средства, влияющие на аппетит. Рвотные и противорвотные ЛС. средства, влияющие на кислотность желудка. гастропротекторы»
Актуальность темы:
При нарушении секреторной и моторной функций пищеварительного тракта возникает необходимость с помощью лекарственных средств регулировать деятельность системы пищеварения. Большое разнообразие фармакологических групп лекарственных средств, применяемых при нарушении функций органов системы пищеварения, требует от провизора четкой ориентации в номенклатуре, понимания механизма действия, особенностей приема и возможного отрицательного влияния ЛС на организм больного. Это позволит своевременно информировать врачей лечебно-профилактических учреждений о новых лекарственных средствах в гастроэнтерологии, об их преимуществах и возможном отрицательном последствии. Используя эти знания, провизор сможет также квалифицированно решить вопрос о замене одного лекарственного средства другим.
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости препаратов из одной группы, а также умение оценить взаимодействие средств и обосновать их рациональное применение для обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии, умение правильно выписывать рецепты на препараты, применяемые при заболеваниях органов системы пищеварения.
Для успешного освоения темы студент должен