Файл: Стратегия развития города Пскова до 2030 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1826

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Стратегический анализ социально-экономического развития г. Псков

Анализ социально-экономического развития города Пскова

Демография и миграция

Образование

Здравоохранение

Физическая культура и спорт

Культура

Рынок труда

Социальная политика

Общественное участие в управлении

Пространство

Дорожная сеть, транспорт

Энергетическая инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальная инфраструктура

Благоустройство, общественные пространства

Природные ресурсы, окружающая среда

Оценка пространственной организации.

План устойчивого развития

Экономика и управление

Промышленность

Малое предпринимательство.

Торговля и услуги

Строительство

Туризм

Инновационная деятельность

IT инфраструктура

Научный потенциал, научно-образовательный комплекс

Банковские услуги

Инвестиции

Финансовое положение города

Система управления развитием города

Межмуниципальные и международные связи

Анализ внешней среды

Основные тенденции развития Российской Федерации

Основные тенденции развития Псковской области

Анализ проблем и возможностей развития города Пскова

SWOT-анализ: человеческий капитал

SWOT-анализ: пространство

SWOT-анализ: экономика и управление

Описание возможностей для роста и развития города.

Основные вызовы и риски

«Дерево» рисков

«Дерево» вызовов

Характеристика сценариев развития

Стабилизационный сценарий

Сценарий комплексного развития

Сценарий векторного развития

Сценарные условия развития муниципального образования «Город Псков»

Выбор и обоснование целевого сценария социально-экономического развития Сценарное моделирование темпов экономического роста города Пскова на период до 2030 года осуществлено с учетом результатов анализа Стратегии Псковской области на период до 2035 года и включает 3 сценария: стабилизационный, комплексного развития и векторный.При построении сценарных прогнозов применена гипотеза об отсутствии циклических колебаний в уровне занятости и фонде рабочего времени, а также внешнеэкономических колебаний (изменений цены на нефть). Фоновые условия развития Псковской области представляются равными сценарным условиям Консервативного сценария Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.Прогнозные значения показателей демографического развития города определены в соответствии с методологией расчета перспективной численности населения в рамках демографического прогноза РФ до 2035 г. выполненного Росстатом (с учетом обновленного прогноза до 2036 г.). Высокий вариант демографического прогноза РФ за период 2021 – 2030 гг. предполагает общий прирост населения на 119%, в том числе лиц в возрасте 18-30 лет – 102%, а миграционный прирост – 108%. Значения высокоговарианта прогноза были использованы, поскольку СЗФО РФ относится к категории регионов с наименее выраженными (относительно других федеральных округов) депопуляционными трендами. В ходе прогнозирования учтены параметры Схемы территориального планирования Псковской области54 в соответствии с которой прогнозный рост численности населения согласно высокому варианту по г. Пскову составит 109%, (2030 г. относительно 2020 г.), а численность населения в трудоспособном возрасте в 2030 г. составит 52% (рисунок 62). Высокий вариант был использован в целях минимизации риска утраты той части уже существующих элементов социальной инфраструктуры, которые могут быть не востребованы при развитии ситуации по низкому или среднему варианту прогноза. При выполнении расчетов были также учтены Положения генерального плана г. Пскова и основные показатели прогноза социально- экономического развития города Пскова на 2020 г. и на период до 2022 г., в соответствии с которыми не предусматривается рост численности постоянного населения (

Траектории развития города Псков

Цель 1.2. ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКОГО И ОТКРЫТОГО РЫНКА ТРУДА

Цель 1.3. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Цель 2.2. АКТИВИЗАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Цель 2.3. АКТИВИЗАЦИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА

Приоритет III. Трансформация пространственного развития города Пскова.

Цель 3.1. ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙЙ

Цель 3.2. МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЛИЩНОЙ

Цель 3.3 РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОБИЛЬНОСТИ И ТРАНСПОРТНОЙ

Механизмы реализации стратегии города Пскова

Мониторинг и контроль за реализацией Стратегии, ее актуализация.

Информационно-аналитическое обеспечение реализации Стратегии

Инвестиционная политика

Развитие и укрепление приграничного и трансграничного сотрудничества.

Реализация Плана устойчивого развития города Пскова до 2030 года

Управление реализацией Стратегии

Организационная структура управления реализацией Стратегии

Внедрение проектного управления.

3. Внедрение информационно-коммуникационных технологий

Приложения


Сравнение «качества» образования в формате рейтингов вузов Пскова и вузов соседних областных центров не всегда говорит в пользу ПсковГУ. Псковский государственный университет находится на 171 месте рейтинга, тогда как Новгородский государственный университет 108. Рейтинг и средний бал приема ведущих ВУЗов Пскова и соседних областных центров представлены в Таблице 21.




10 Число образовательных организаций высшего образования и научных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры

11 Высшие учебные заведения Псковской области: Псковский государственный университет, Великолукская государственная сельскохозяйственная академия, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта

Таблица21Числостудентов,рейтингисреднийбалприемаведущихВУЗовПсковаисоседнихобластныхцентров12




Студентов

Ранг

Средний балл ЕГЭ

ПСКОВ

Псковский государственный университет

7427

171

61

Псковский филиал РАНХиГС

727

999

53

В.НОВГОРОД

Новгородский государственный университет

9508

108

64

Филиал СПбГЭУ в Великом Новгороде

1401

808

57

Филиал РГГУ в Великом Новгороде

816

903

60

ТВЕРЬ

Тверской государственный университет

9791

176

63

Тверской государственный медицинский университет

3646

113

79

Тверской государственный технический университет

8965

208

56

Тверская государственная сельскохозяйственная академия

3050

523

48

СМОЛЕНСК

Смоленский государственный медицинский университет

3873

262

76

Смоленский государственный университет

5743

298

63

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

2187

324

54

ВОЛОГДА

Вологодский государственный университет

7180

474

58

Вологодский институт бизнеса

1225

1254

51


В национальном рейтинге университетов ПсковГУ находится в конце второй сотни, ниже университетов Новгорода и Твери (см Таблицу 22).
Таблица22Национальныйрейтингуниверситетов.2019

Ранг

Название ВУЗов

баллов

1

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

1000

2

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

951

3

Московский физико-технический институт

930

<…>

<…>

<…>






12 Чем меньше ранг и выше средний балл ЕГЭ, тем выше «качество» образования в вузе. «Качество» в кавычках, т.к. оба показатели косвенные.

Ранг

Название ВУЗов

баллов

133-136

Тверской государственный университет

386

172-175

Новгородский государственный университет

367

187

Псковский государственный университет

362

241

Вологодский государственный университет

338

291-292

Смоленский государственный университет

319


На основании

представленных рейтингов можно сделать вывод, что качество высшего образования в Пскове ниже, чем в Твери и Новгороде, но выше, чем в Вологде. Качество образования вузов Пскова существенно ниже, чем в вузах Москвы и Санкт- Петербурга. Кроме того, представленные оценки «качества» образования показывают, что развитие высшего образования через систему филиалов «столичных» вузов испытывает серьезные проблемы, т.к. филиалы пока не обеспечивают качественного образования, находясь «второй тысяче» рэнкинга качества образования.

В 2019 году Псковский государственный университет фактически единственный,

«системообразующий» вуз Пскова. От развития ПсковГУ прямо зависит развитие (судьба) всей системы высшего образования города, следовательно, и самого Пскова. В ПсковГУ ведутся работы по масштабному проекту создания студенческого городка. Реализация проекта повысит привлекательность вуза для иногородних студентов, но и качество образования необходимо повышать.

Доля выпускников ПсковГУ, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в Псковской области, в общей численности выпускников, обучавшихся по основным образовательным программам высшего образования, в 2017 году – 76,9%, в 2018 году – 74,7%.

Оплата труда сотрудников ПсковГУ определяется положениями коллективного договора на 2018-2021 гг. между работниками и администрацией ФГБУ ВО «Псковский государственный университет». Согласно Приложению 2 к Положению об оплате труда определены следующие должностные оклады (выборочно):

старший преподаватель, имеющий ученую степень кандидата наук 19040 руб.;

доцент, имеющий ученую степень кандидата наук 25620 руб.;


профессор, имеющий ученую степень доктора наук 34020 руб.;

заведующий кафедрой, имеющий ученую степень доктора наук и звание профессора – 38180 руб.;

декан, имеющий ученую степень доктора наук и звание профессора – 40550 руб. (максимальный оклад).

Низкая оплата туда профессорско-преподавательского состава, которая влечет за собой низкое качество подготовки кадров, в том числе педагогических, является серьезной проблемой высшего Пскова.
Выводы.

В ходе анализа была рассмотрена система образования Пскова.

Дошкольныеобразовательныеучреждения.Число детей, посещающих муниципальные ДОУ, растет. ДОУ Пскова перегружены. По состоянию на 2019-2020 гг. Пскову не хватает почти 1800 мест в ДОУ. Особенно остро проблема нехватки мест в ДОУ в микрорайоне Завеличье. С учетом комплекса факторов потребность в новых ДОУ на период до 2030 года можно определить в 5000 мест или 15-20 ДОУ.

Общеобразовательные учреждения. Число учащихся в школах в период 2015-2019 гг. ежегодно увеличивалось на 750-1000 человек. Нехватка мест в школах значительна. Во вторую смену обучается более 5800 школьников (23% от общего числа). В Завеличье

проблема особенно остра, в 9 школах микрорайона 29% школьников учатся во вторую смену. С учетом комплекса факторов потребность в новых школах на период до 2030 года можно определить в 5500-6000 мест или 6-7 школ.

Учреждениядополнительногообразования.Количество и структура учреждений дополнительного образования Пскова не меняется. Нагрузка на объекты инфраструктуры растет. Инвестиции в обновление и развитие инфраструктуры дополнительного образования необходимы.

С учетом необходимости строительства новых и реконструкции старых школ, ДОУ, учреждений дополнительного образования
задача обеспечения финансирования образования представляется стратегически важной для Пскова.

Кадры. В общеобразовательных учреждениях города есть нехватка специалистов преподавательского состава, которая связана недостаточным притоком молодых специалистов. За последние два года число молодых специалистов, устраивающихся на работу в учреждения системы образования Пскова, сократилось почти в два раза. Дополнительной проблемой системы образования является недостаточный уровень профессиональной подготовки молодых специалистов. Необходимо повышать уровень подготовки молодых преподавателей.

Кроме того, для повышения квалификации преподавателей, необходимо расширять возможности по повышению квалификации работников системы образования Пскова и преподавательского состава учреждений дополнительного образования. В системе дополнительного образования необходимо активнее развивать новые востребованные направления.

Учреждения среднего специального образования. В настоящее время в Городе нет проблем с количеством мест для обучения в рамках получения среднего специального образования, но есть проблемы с качеством подготовки специалистов, которое не всегда устраивает работодателей. Представители бизнеса отмечают нехватку кадров по квалифицированным рабочим специальностям. От развития системы среднего специального образования в Пскове зависит обеспеченность предприятий города и области квалифицированными специалистами рабочих и технических