ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2834
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (15 мин).
3. Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин).
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы, с использованием наглядных пособий (95 мин).
5. Проверка конспекта лекции. (10 мин).
6. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов и проверке домашнего задания. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов (5 мин).
Проверка исходного уровня знаний:
Компьютерное тестирование
Основные вопросы темы:
-
Понятие «общая фармакология». Определение фармакокинетики и фармакодинамики. -
Пути введения ЛС в организм:-
Энтеральные (пероральный, сублингвальный, трансбуккальный, ректальный, интрагастральный, доуденальный). -
Парентеральные (подкожный, внутримышечный, внутривенный, внутриартериальный, внутрисердечный, внутрикостный, субарахноидальный, эпидуральный, ингаляционный, трансдермальный, интраназальный, ионофоретический и др.).
-
Характеристика каждого пути введения: выбор пути введения, преимущества и недостатки, факторы, влияющие на скорость и полноту всасывания ЛС.
3. Всасывание ЛС: пассивная диффузия, облегченная диффузия, фильтрация, активный транспорт и пиноцитоз. Определение и характеристика каждого вида транспорта. Факторы, влияющие на эффективность всасывания.
4. Распределение ЛС в организме. Характеристика гистогематических барьеров: капиллярная стенка, гематоэнцефалический, гематоофтальмический и плацентарный барьеры.
5. Депонирование ЛС в организме (экстрацеллюлярное, костное, клеточное и жировое депо). Примеры.
6. Факторы, влияющие на распределение и депонирование ЛС.
7. Понятие об объеме распределения.
8. Понятие о биодоступности и биоэквивалентности.
9. Биотрансформация лекарственных веществ и её биологическое значение:
- микросомальный и немикросомальный метаболизм;
- реакции метаболизма: несинтетические (окисление, восстановление, гидролиз) и синтетические (конъюгация) (метилирование, ацетилирование, образование глюкуронидов и др.). Примеры.
- индукция и ингибиция микросомальных ферментов печени лекарственными веществами. Примеры.
10. Пути выведения лекарственных веществ из организма:
- влияние физико-химических свойств лекарственных веществ и их метаболитов на выведение;
- принципы выведения веществ почками;
- особенности выведения гидрофильных и липофильных ЛС;
- понятие об элиминации;
- понятие об энтерогепатической циркуляции;
- другие пути выведения ЛС.
Примеры.
11. Фармакокинетические показатели, характеризующие скорость процессов всасывания, транспорта, распределения, выведения ЛС:
- константа скорости всасывания (абсорбции);
- максимальная концентрация лекарственного вещества в крови;
- время достижения максимальной концентрации ЛС в крови;
- равновесная концентрация лекарственного вещества;
- кажущийся объем распределения;
- период полуэлиминации (полужизни);
- константа скорости элиминации;
- общий, почеченый, печеночный клиренс.
12. Изменение фармакокинетических показателей ЛС при заболеваниях печени и почек.
-
Определение фармакодинамики. -
Механизмы действия ЛС. Основные «мишени» для ЛВ. Обоснование каждой «мишени» для действия ЛС. Примеры «ЛС - мишень»
-
Рецепторы (мембранные, внутриклеточные) (примеры); -
Нерецепторные молекулы-мишени цитоплазматической мембраны:
-
цитоплазматические ионные каналы (примеры); -
неспецифические белки и липиды цитоплазматической мембраны (примеры);
-
Иммуноглобулиновые молекулы-мишени (примеры); -
Ферменты-мишени (примеры); -
Транспортные системы (примеры); -
Неорганические соединения (например, соляная кислота и металлы); -
Молекулы-мишени чужеродных организмов (микроорганизмов, паразитов).
15. Понятие об аффинитете и внутренней активности; об агонистах, агонистах-антагонистах и антагонистах специфических рецепторов.
16. Виды действия ЛВ на организм: местное, резорбтивное, рефлекторное, главное (основное) и побочное, прямое и косвенное, избирательное, центральное и периферическое, обратимое и необратимое (дать определение и привести примеры).
17. Типы действия: возбуждение, торможение (примеры).
18. Факторы, влияющие на действие ЛВ: химическая структура, физико-химические свойства, пространственное соответствие (комплементарность).
19. Дозология. Понятие «доза». Зависимость действия ЛВ от дозы. Дозирование ЛВ в зависимости от возраста больных и состояния организма. Виды доз: минимальная (пороговая), средняя (разовая и суточная), высшая (разовая и суточная), курсовая, ударная, поддерживающая, токсическая, летальная. Понятия: «терапевтическая широта», «терапевтический индекс», безопасность.
20. Индивидуальные особенности организма и его состояния для действия ЛС: пол; возраст (педиатрическая и гериатрическая фармакология); фармакогенетика (энзимопатии, идиосинкразия), состояние организма (сопутствующая патология, беременность, кормление грудью), значение суточных ритмов (хронофармакология).
21. Повторное применение ЛВ. Эффекты, наблюдаемые при повторном приеме ЛВ (примеры):
21.1. кумуляция: материальная, функциональная;
-
привыкание (толерантность, тахифилаксия); -
лекарственная зависимость (психическая, физическая).
22. Комбинированное применение лекарственных веществ. Эффекты, наблюдаемые при совместном применении: синергизм, антагонизм. Виды синергизма и антагонизма. Синерго-антагонизм. Взаимодействие. Виды взаимодействия. Примеры. Взаимодействие ЛС с пищевыми продуктами и алкоголем. Полипрагмазия. Несовместимость. Антидотизм.
-
Виды фармакотерапии. Примеры. -
Классификация побочных эффектов лекарственных средств (привести примеры):
24.1. Токсические эффекты, обусловленные абсолютной или относительной передозировкой лекарств.
24.2. Побочные токсические эффекты (ПТЭ), связанные с фармакологическими свойствами лекарств: нейротоксичность, нефротоксичность, гепатотоксичность, панкреотоксичность, ульцерогенность, дисбактериоз, кардиотоксичность, гематотоксичность, ототоксичность, поражение дыхательной системы, поражение кожи, поражение эндокринной системы. Меры коррекции ПТЭ.
24.3. Аллергические реакции (АР). Типы и виды АР.
24.4. Изменение иммунобиологических свойств организма.
24.5. Синдром отмены.
24.6. Нежелательное действие ЛС на плод: мутагенное, эмбриотоксическое, тератогенное, фетотоксическое.
24.7. Атипичные реакции на лекарственные вещества при наследственных энзимопатиях. Идиосинкразия.
24.8. Канцерогенное действие ЛС.
Самостоятельная работа
Проводится путем письменного решения индивидуального задания (ситуационной задачи):
Вариант 1
Задание № 1
Заполните таблицу. На основании данных таблицы определите. Какие из препаратов могут применяться как средства:
А. Для купирования приступов стенокардии;
В. Для профилактики и лечения стенокардии.
Препараты | Путь введения (доза) | Время наступления эффекта | Продолжительность эффекта | Интервалы между введениями |
Нитроглицерин (сублингвальные таблетки) (А) | | | | |
Сустак (В) | | | | |
Нитросорбид (таблетки для перорального применения) (В) | | | | |
Тринитролонг (Полимерные пластинки) (А+В) | | | | |
Эринит (В) Таб. для перор. Прим. | | | | |
Задание № 2
Проконсультируйте больных об отрицательном действии указанных препаратов: бициллин – 5, стрептомицин, кислота ацетилсалициловая, метамизол натрия, хлорамфеникол, тетрациклин, парацетамол, амфотерицин. Заполните таблицу.
Отрицательное действие | Лекарственные средства, способные вызвать данное отрицательное действие |
Ульцерогенное | |
Дисбактериоз | |
Аллергическое | |
Гепатотоксическое | |
Нефротоксическое | |
Гематотоксическое | |
Вариант 2
Задание №1
Дайте сравнительную характеристику препаратов, указав путь введения, начало и продолжительность эффекта. Заполните таблицу.
Препарат | Путь введения | Начало эффекта | Продолжительность эффекта |
Строфантин К | Внутривенный | 2 мин, макс. эффект через 15-30 мин., полностью прекращается действие через 2-3 дня | |
Бициллин-5 | Внутримышечный | 15 мин | 4 недели |
Задание №2
Используя справочную литературу, составьте для врачей информацию о побочном отрицательном действии следующих ЛС: тетрациклин, циклофосфамид, ацетилсалициловая кислота, хлорамфеникол.
Ответ:
Вариант 3
Задание № 1
На основании фармакокинетических показателей препаратов, указанных в таблице, проведите сравнительный анализ полноты их всасывания, времени наступления и продолжительности эффекта, скорости выведения.
Фармакокинетический показатель | Дигитоксин | Дигоксин |
Всасывание из ЖКТ в кровь, % | 90 | 50 |
Связывание с белками плазмы крови, % | 90 | 30 |
Т1/2, ч | 165 | 44 |
Общий клиренс, л /ч / 70 кг | 0,17 | 12 |
Примечание. Дигитоксин выводится преимущественно печенью, дигоксин – почками.
Ответьте на вопросы:
-
Какой из препаратов лучше всасывается из ЖКТ в кровь? -
У какого препарата выше уровень свободных молекул в крови? -
От какого препарата быстрее развивается фармакологический эффект? -
У какого препарата фармакологический эффект длится дольше? -
Какой препарат быстрее выводится из организма? -
Для какого препарата следует проводить коррекцию дозирования, если он назначен больному, страдающему хроническим гепатитом?