Файл: Пятигорский медикофармацевтический институт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 3012

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Факторы, влияющие на всасывание и действие инсулина

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

10. Выписать 50 г мази «Бом-Бенге» («Bom-Benge»). Назначать для втирания в область суставов.

Содержание занятия

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

4 ЛЕКЦИЯ № 4Фармакодинамика. Эффекты ЛС при повторном и совместном применении. Виды фармакотерапии. Побочное действие ЛС.Повторное применение ЛВ. Эффекты, наблюдаемые при повторном приеме ЛВ:Возможные эффекты лекарственных средств: ожидаемая фармакологическая реакция; гиперчувствительность; идиосинкразия; толерантность; тахифилаксия.«МИШЕНИ» ДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ: Рецепторы Ионные каналы Ферменты Транспортные системы Гены ВИДЫ ДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ: Резорбтивное: прямое (первичное, вторичное); рефлекторное. Местное: прямое (первичное, вторичное); рефлекторное. Основное действие Побочное действие Токсическое действие Обратимое действие Необратимое действие Избирательное действие Неизбирательное действие Центральное действие Периферическое действие ВИДЫ РЕЦЕПТОРОВI. Ионотропные рецепторы – рецепторы, сопряженные с ионными каналами: Н-холинорецепторы, ГАМКА-рецепторы, глутаматные рецепторы, глициновые, 5-НТ3-рецепторы.Эффект реализуется через изменение активности ионных каналов (Na+, K+, Cl-, Ca2+ и т.д.). II. Метаботропные рецепторы.1. Рецепторы, взаимодействующие с G-белками (80% всех рецепторов): адренорецепторы, М-холинорецепторы, опиоидные, 5-НТ2,4,5, дофаминовые, гистаминовые.Эффект реализуется через активацию G-белками аденилатциклазы, инозитолфосфатазной системы, ионных каналов.2. Рецепторы, сопряженные с ферментами: рецепторы ферменты (инсулиновые рецепторы, некоторых факторов роста, цитокинов и т.д.).Эффект реализуется, чаще всего, через активацию тирозинкиназы, которая фосфорилирует внутриклеточные белки и изменяет их активность. 3. Рецепторы, регулирующие транскрипцию ДНК (стероидные рецепторы, рецепторы витаминов А и D, рецепторы тиреоидных гормонов).Эффект реализуется через изменение синтеза функционально активных белков.Виды внутренней активности биологически активных веществ (как правило, обладающие аффинитетом к рецепторам): Агонисты: полные и частичные; конкурентные и неконкурентные; Антагонисты (или блокаторы): конкурентные; неконкурентные; Агонисты-антагонисты.ЭФФЕКТЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПОВТОРНОМ ПРИМЕНЕНИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВI. Кумуляция: материальная; функциональная.II. Сенсибилизация.III. Привыкание (толерантность): прямое привыкание; перекрестное привыкание; тахифилаксия; митридатизм.IV. Лекарственная зависимость: опьянение (эйфория); психическая зависимость; физическая зависимость; абстинентный синдром.КОМБИНИРОВАННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЛВ.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.Синергизм: суммирование (аддитивное действие); потенцирование.Антагонизм: прямой функциональный антагонизм; косвенный функциональный антагонизм; физический; химический (антидотизм).ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ1. Фармацевтическое взаимодействие.2. Фармакологическое взаимодействие: фармакокинетическое; фармакодинамическое.Токсическое действие лекарственных средств: Гонадотоксичность; Эмбриотоксическое действие; Тератогенное действие; Фетотоксическое действие; Мутагенное действие; Канцерогенность; Дисбактериоз; Органотропное токсическое действие (гепатотоксичность, нефротоксичность, нейротоксичность и т.д.); Аллергические реакции; Иммунотоксичность.ТИПЫ АЛЛЕРГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ Немедленный тип аллергической реакции (анафилаксия) (IgE – антитела связываются с гаптенами, дегрануляция тучных клеток и выделение гистамина). Цитолитический тип реакции (IgG и IgM – антитела взаимодействуют с гаптеном и вызывают лизис эритроцитов и других элементов крови). Иммунокомплексный тип реакций (IgE взаимодействует с гаптеном и повреждают эндотелий сосудов и развивается сывороточная болезнь – крапивница, артрит, лихорадка, зуд, лимфоаденопатия). Замедленный тип аллергической реакции (вовлечены клеточные механизмы иммунитета – развивается контактный дерматит). ВИДЫ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ТЕРАПИИ1. Фармакопрофилактика.2. Фармакотерапия (лекарственная терапия): этиотропная (каузальная) терапия; патогенетическая терапия; заместительная терапия; симптоматическая терапия; генотерапия.ХРОНОФАРМАКОЛОГИЯХронофармакокинетика - ритмическое изменение фармакокинетики препаратов.Хроностезия - ритмическое изменение чувствительности и реактивности организма к лекарственному веществу в течение суток.Хронергия – совокупное влияние хронокинетики и хроностезии на величину фармакологического эффекта.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЕБАНИЙ БИОЛОГИЧЕСКИХ РИТМОВ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОБОЧНЫХ ЭФФЕКТОВ ЛС:1. Связанные с фарм. свойствами: нейротоксичность, нефротоксичность, гепатотоксичность, панкреотоксичность, ульцерогенность, дисбактериоз, кардиотоксичность, гематотоксичность, ототоксичность, поражение дыхательной системы, поражение кожи, поражение эндокринной системы.2. Аллергические реакции (АР). Типы и виды АР. 3. Изменение иммунобиологических свойств организма.4. Синдром отмены.5. Нежелательное действие ЛС на плод: мутагенное, эмбриотоксическое, тератогенное, фетотоксическое.6. Атипичные реакции на лекарственные вещества при наследственных энзимопатиях. Идиосинкразия.7. Канцерогенное действие ЛС. 2 5 ЛЕКЦИЯ № 5Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию.НЕЙРОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛС. Влияющие на периферическую нервную систему II. Влияющие на ЦНС. Средства, влияющие на периферическую нервную систему 1. Влияющие на афферентную иннервацию. 2. Влияющие на эфферентную иннервациюI. Влияющие на периферическую нервную систему1. Влияющие на афферентную иннервацию (АИ)А) Средства, угнетающие афферентную иннервацию;Б) Средства, стимулирующие окончания афферентных нервов. Средства, влияющие на АИ А) Угнетающие АИ: обволакивающие; смягчающие; вяжущие; адсорбирующие; анестезирующие. Б) Стимулирующие АИ: раздражающие средства; средства преимущественно рефлекторного механизма действия.А) Угнетающие АИ. ОБВОЛАКИВАЮЩИЕ И СМЯГЧАЮЩИЕ СРЕДСТВА.Слизь из крахмала (картофеля, риса, кукурузы, пшеницы). Слизь из семян льна. Растительные масла (оливковое, кукурузное, персиковое). Жироподобные вещества (ланолин, вазелин).Антациды (сукралфат, гевискон, альмагель, фосфалюгель).МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Образуют с водой коллоидные растворы (гели). Защищают чувствительные нервные окончания (болевые). Препятствуют действию на них раздражающих веществ.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Воспалительные процессы в ЖКТ. Профилактика раздражающего действия некоторых ЛС.Вяжущие средства: а) Органические - танин, отвар коры дуба, настои и отвары - зверобоя, шалфея, ромашки, кровохлебки, черники, черемухи;б) Неорганические анузол, цинка окись, квасцы (алюминиево-калиевые, жженые), серебра нитрат, протаргол.МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Денатурируют белки слизи или раневого экссудата. Образуют плёнку. Защищают чувствительные нервные окончания от раздражающих веществ. Уменьшают чувство боли. Местно сужают сосуды. Снижают проницаемость сосудов. Уменьшают экссудацию. Уменьшают воспаление.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Воспалительные процессы кожи слизистых ЖКТ:ожоги, язвы, трещины, пролежни.АДСОРБИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА: уголь активированный, смектит диоктаэдрический, тальк, полифепан.МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Защищают чувствительные нервные окончания кожи и слизистых оболочек от раздражения, адсорбируют на своей поверхности химические, токсические вещества, газы.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ: отравления, диспепсия, метеоризм, диарея.ПЛЁНКООБРАЗУЮЩИЕ СРЕДСТВА: а) медицинские клеи: клеол, БФ-6; б) препараты смол: фурапласт; в) препараты на основе коллагена - «облекол»: плёнка коллагеновая.МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. При нанесении на поврежденные участки кожи образуют эластичную плёнку, защищающую раневую поверхность.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Воспалительные процессы кожи, ссадины, трещины, порезы, небольшие послеоперационные раны, пролежни, ожоги, дерматиты.Б) Средства, стимулирующие АИ. Раздражающие средства. Средства преимущественно рефлекторного механизма действия. Раздражающие средства: горчичники, скипидар, плоды перца стручкового (пластырь перцовый, настойка перца стручкового, никофлекс), ментол (ментоловое масло, меновазин, валидол, эфкамон), раствор аммиака (нашатырный спирт). Препараты на основе пчелиного и змеиного яда (апизартрон, випросал). Финалгон. Они содержат БАВ. Горчичники → гликозид синигрин фермент мирозин; образуется аллилизотиоцианат. Скипидар → α-пинен; Перец горький → гликозид капсаицин.Масло мяты перечной → ментол (спирт терпенового ряда).МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. - Вызывают деполяризацию чувствительных нервных окончаний. Оказывают местное раздражающее действие. Улучшают кровообращение. Улучшают трофику тканей. Уменьшают чувство боли. Бронхит. Пневмония. Травмы мышц. Эндартериит.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. НЕВРАЛГИЯ, АРТРИТ, РАДИКУЛИТ, ИОЗИТ, ЛЮМБАГО.2. СРЕДСТВА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО РЕФЛЕКТОРНОГО МЕХАНИЗМА ДЕЙСТВИЯ. Горечи (одуванчик и др.). Жёлчегонные (аллохол и др.). Слабительные (сенаде и др.). Отхаркивающие (термопсис и др.). Рвотные (меди сульфат).МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Раздражают чувствительные рецепторы слизистых дыхательных путей и ЖКТ, что рефлекторно приводит к стимуляции нервных центров и соответствующих органов. 2 6 ЛЕКЦИЯ № 6Классификация вегетотропных лекарственных средств. М-холиномиметики. М, Н-холиномиметики, Н-холиномиметики. Центральные нейротропные средства (ЛС, действующие на ЦНС). 2. Средства, действующие на периферическую НС.а) ЛС, влияющие на афферентную иннервацию; б) ЛС, влияющие на эфферентную иннервацию (синаптотропные средства) ЛС, влияющие на холинергические синапсы. ЛС, влияющие на адренергические синапсы. Средства, влияющие на холинергические синапсы. Холиномиметики. 2. Холинолитики (холиноблокаторы). Холиномиметики (агонисты) воспроизводят эффекты активации ПНС. Холинолитики (антагонисты) блокируют эффекты активации ПНС. Почему средства называются синаптотропные? Потому что их биофазой (мишенью) является синапс (место локализации действия).СИНАПС – место передачи нервного импульса с нерва на нерв или с нерва на исполни- тельный орган с помощью химического посредника – медиатора.СТРОЕНИЕ СИНАПСА: пресинаптическая мембрана аксона; постсинаптическая мембрана (нервная клетка или клетка рабочего органа); между ними синаптическая щель 20 - 40 нм.Основные медиаторы: эфферентной нервной системы – ацетилхолин (Ац/Х); норадреналин (Н/А).Функционально химическая передача нервного импульса в синапсе осуществляется в несколько этапов: (на примере холинергического синапса); синтез Ац/х в цитоплазме аксона из ацетил-КоА и холина при участии фермента холинацетилтрансферазы; депонирование медиатора в везикулах (синаптических пузырьках). В каждом пузырьке депонируется от 1000 до 50.000 молекул Ац/х, связанного с АТФ и нейропептидами. Ац/х выделяется при деполяризации в синапс квантами.Нервный импульс. Вызывает деполяризацию пресинаптической мембраны. Открывает потенциалозависимые Са+2 – каналы. Увеличивает концентрацию. Са+2 в цитоплазме холинергического нерва. Происходит слияние мембраны везикул с пресинаптической мембраной. Происходит экзоцитоз (выброс Ац/х).А что же в синапсе? Часть Ац/х взаимодействует с М- и Н-холинорецепторами. 2. Часть Ац/х метаболизируется ацетилхолинэстеразой до холина и уксусной кислоты. 3. 50% холина захватывается пресинаптической мембраной (нейрональный захват). 4. Уксусная кислота окисляется в цикле трикарбоновых кислот (Кребса); восстановление исходного состояния рецептора; медиаторные циторецепторы прямо регулируют проницаемость ионных каналов; посредством G-белков открывают ионные каналы; изменяют активность мембрано-связанных ферментов (аденилатциклазы и фосфолипаз); ферменты катализируют синтез вторичных клеточных мессенджеров (цАМФ, инозитолтрифосфата, диацилглицерола).Нервное волокно, синтезирующее и высвобождающее ацетилхолин – называется холинергическим. Синапс, в котором высвобождается ацетилхолин, называется холинергическим. Рецептор, на который действует ацетилхолин, называется холинергическим.Холинорецепторы делятся на М- и Н-холинорецепторы.Эфферентные соматические нервы: выходят из ствола головного мозга (черепно-мозговые); из передних рогов спинного мозга (спинно - мозговые); идут непрерывно до скелетных мышц; выделяют медиатор Ац/х; Ац/х возбуждает Н-холинорецепторы скелетных мышц.ЭФФЕРЕНТНЫЕ ВЕГЕТАТИВНЫЕ НЕРВЫ: иннервируют внутренние органы: прерываются в ганглии; состоят из преганглионарного и постганглионарного нервного волокна; делятся на парасимпатические (ПНС) и симпатические (СНС).Особенности ПН: длинное преганглионарное волокно; короткое постганглионарное волокно; ганглии находятся в рабочем органе или вблизи него.ПС нервы выходят из: а) среднего мозга; б) продолговатого мозга; в) нижних сегментов поясничного отдела; г) крестцового отдела; в ганглии и синапсе ПНС выделяется Ац/х.ЛОКАЛИЗАЦИЯ ХОЛИНОРЕЦЕПТОРОВ. М-холинорецепторы (М1, М2, М3, М4, М5) - чувствительны к мускарину; в ЦНС: лимбическая система, гипоталамус, ретикулярная формация; в рабочих органах у окончаний постганглионарных волокон ПНС; в потовых железах (постганглионарные симпатические холинергические волокна).2. Н-холинорецепторы (чувствительны к никотину): а) Нн – холинорецепторы: в ганглиях ПНС; в ганглиях СНС; мозговой слой надпочечников; каротидный клубочек; в ЦНС; б) Нм – холинорецепторы: в скелетных мышцах; освобождение медиатора; в синаптическую щель (Na+, Са2+ - зависимое из 300-2000 синаптических пузырьков); взаимодействие медиатора с рецепторами постсинаптичес-кой мембраны.Содержание Ац/х в синапсе снижается при: параличах; миастении; атонии кишечника; глаукоме; парезе мочевого пузыря; деменции.Стимуляция холинергической передачи может быть достигнута: 1. Прямой стимуляцией постсинаптических холинорецепторов агонистами. 2. Подавлением гидролиза Ац/х в синаптической щели. 3. Увеличением выделения Ац/х из пресинаптической мембраны.КЛАССИФИКАЦИЯ И НОМЕНКЛАТУРАХОЛИНОМИМЕТИКОВ1. М- холиномиметики: Пилокарпина гидрохлорид (пилокар). Комбинированные препараты: Фотил (пилокарпин + тимолол).2. Н- холиномиметики: Никотин; Цитизин (табекс); Никоретте; Никотинел.3. ЛС, повышающие выделение Ац/х: Цисаприд (координакс, перистил).4. М-, Н- холиномиметики: А) прямого действия: Ацетилхолин-хлорид; Б) непрямого действия: (антихолинэстеразные).ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕПАРАТОВ: ПИЛОКАРПИН: алкалоид пилокарпуса перистолистного; сужает зрачок; снижает ВГД; применяется при глаукоме; вызывает спазм аккомодации. Глаукома – заболевание глаза, проявляется ↑ ВГД. Для лечения применяют:ЛС, увеличивающие отток внутриглазной жидкости (водянистой влаги). ЛС, уменьшающие продукцию внутриглазной жидкости.1   ...   116   117   118   119   120   121   122   123   ...   144

Геморрагии.

кологическими свойствами обладает этот препарат?

Провизор:

Слушатель: Вы говорили, что в ряду эффектов транквилизаторов главным является анксиолитическое действие. Повторите, пожалуйста, еще раз, что означает этот термин?

Провизор:

Слушатель: Из ранее изложенного нам доклада на тему: «Антипсихотические лекарственные средства» лектором было отмечено, что такими свойствами обладают и нейролептики. В чем же главное отличие транквилизаторов от нейролептиков?

Провизор:

Слушатель: Это касается всех бензодиазепиновых транквилизаторов? Есть ли среди них средства с мягким антипсихотическим эффектом? Назовите их, пожалуйста.

Провизор:

Слушатель: Повторите, пожалуйста, форму выпуска феназепама.

Провизор:

Отметьте ответы провизора.

ЗАДАНИЕ 10

На студенческом конкурсе, предшествующем Олимпиаде среди медико-биологических дисциплин (секция фармакологии) её участникам были заданы вопросы:

В о п р о с: В чем отличие транквилизаторов от нейролептиков?

О т в е т:

В о п р о с: Какие фармакологические свойства являются общими для нейролептиков и для транквилизаторов?

О т в е т:

В о п р о с: Какой лекарственный препарат из нейролептиков применяют для нейролептанальгезии?

О т в е т:

В о п р о с: Что такое нейролептанальгезия?

О т в е т:

В о п р о с: Как называется комбинированный препарат, содержащий дроперидол и фентанил?

О т в е т:

В о п р о с: Чем обусловлен гипотензивный эффект аминазина?

О т в е т:

В о п р о с: Какие адренорецепторы блокируют аминазин: α или β?

О т в е т:

В о п р о с: Чем обусловлено антипсихотическое действие аминазина?

О т в е т:

В о п р о с: Что такое каталептогенное действие?

О т в е т:

Вы в составе жюри. Определите правильность ответов.
ЗАДАНИЕ 11

На студенческом конкурсе, предшествующем Олимпиаде среди медико-биологических дисциплин (секция фармакологии) её участникам были заданы вопросы:

В о п р о с: Какой механизм анксиолитического действия феназепама, диазепама, хлордиазепоксида и их аналогов этой группы лекарственных средств?

О т в е т:

В о п р о с: Какой механизм развития анксиолитического и седативного эффекта при взаимодействии препаратов с бензодиазепиновыми рецепторами в ЦНС? Чем он обусловлен?

О т в е т:


В о п р о с: Какова в этом случае роль ГАМК?

О т в е т:

В о п р о с: Можно ли применять бензодиазепиновые транквилизаторы при глаукоме? Объясните.

О т в е т:

В о п р о с: Назовите, какой препарат является специфическим антагани стом бензодиазепиновых транквилизаторов?

О т в е т:

В о п р о с: В каких случаях его используют?

О т в е т:

В о п р о с: Назовите, какой транквилизатор обладает центральным и периферическим М-холиноблокирующим действием, а также противогистаминным, анестезирующим, противосудорожным эффектами, способностью подавлять кашлевой рефлекс?

О т в е т:

В о п р о с: Какое значение в медицине имеет усиление транквилизаторами и в большей степени нейролептиками эффектов наркозных, анальгезирующих и других средств, угнетающих ЦНС?

О т в е т:
Вы в составе жюри. Оцените правильность ответов.
ЗАДАНИЕ 12

На студенческом конкурсе, предшествующем Олимпиаде среди медико-биологических дисциплин (секция фармакологии) её участникам были заданы вопросы:

Вопрос: Каким общим побочным действием обладают: аминазин, левоме-промазин, трифтазин, фторфеназин, галоперидол?

Ответ:

Вопрос: Какой из нейролептиков обладает каталептогенным действием: аминазин или галоперидол?

Ответ:

Вопрос: Что такое каталептогенное действие?

Ответ:

Вопрос: Какими фармакологическими свойствами обладает аминазин кро­ме антипсихотического и транквилизирующего?

Ответ:

Вопрос: Чем обусловлено понижение уровня артериального давления при приме аминазина, насколько выражен этот эффект?

Ответ:

Вопрос: Чем обусловлено противоаллергическое действие аминазина?

Ответ:

Вопрос: Чем обусловлено седативное действие аминазина?

Ответ:

Вопрос: Чем обусловлено гипотермическое действие аминазина?

Ответ:

Вопрос: В связи с чем происходит теплоотдача?

Ответ:

Вопрос: Какой лекарственный препарат в большей степени обладает анти­психотическим эффектом, фторфеназин или галоперидол?

Ответ:
Вы в составе жюри. Оцените правильность ответов.
ЗАДАНИЕ 13

На студенческом конкурсе, предшествующем Олимпиаде среди медико-биологических дисциплин (секция фармакологии) её участникам были заданы вопросы:

Вопрос: Препараты какой группы в ряду «типичных» нейролептиков обла­дают наибольшей антипсихотической активностью?



Ответ:

Вопрос: Назовите препараты этой группы.

Ответ:

Вопрос: Какие бензодиазепиновые транквилизаторы обладают антипсихо­тическим действием?

Ответ:

Вопрос: Что означает термин «дневной» транквилизатор?

Ответ:

Вопрос: Какое лекарственное средство применяют для нейролептанальге-зии: анксиолитическое или антипсихотическое? Назовите препарат.

Ответ:

Вопрос: Что такое нейролептанальгезия?

Ответ:

Вопрос: Что означает термин «атипичные» нейролептики? Какое их глав­ное фармакологическое отличие от «типичных»?

Ответ:
Вы в составе жюри. Оцените правильность ответов.
ЗАДАНИЕ 14

На студенческом конкурсе, предшествующем Олимпиаде среди медико-биологических дисциплин (секция фармакологии) её участникам были заданы вопросы:

В о п р о с: В чем главное отличие нейролептиков от транквилизаторов?

Ответ:

Вопрос: Какие основные показания к назначению имеют нейролептики и транквилизаторы соответственно?

Ответ:

Вопрос: Какой из препаратов обладает каталептогенным действием, сибазон или аминазин?

Ответ:

Вопрос: Что такое каталепсия?

Ответ:

Вопрос: Что такое таламонал и для чего его применяют?

Ответ:

Вопрос: Что такое нейролепанальгезия?

Ответ:

Вопрос: Что входит в состав таламонала?

Ответ:

Вопрос: Чем обусловлено антипсихотическое действие аминазина?

Ответ:

Вы в составе жюри. Оцените правильность ответов.
ЗАДАНИЕ 15

Вы работник аптеки и Вам необходимо оформить витрину вновь поступившими лекарственными препаратами: феназепам, мебикар, диазепам (сибазон), хлозепид (элениум), буспирон.

К какой фармакологической группе относятся перечисленные лекарственные средства? По какому признаку их можно разделить на две группы?

Какая между ними разница по влиянию на ЦНС?

Какое значение имеет флумазенил в терапии бензодиазепиновыми транквилизаторами?

Ответ:
ЗАДАНИЕ 16

На студенческой Олимпиаде среди медико-биологических дисциплин (секция фармакологии) её участникам были заданы вопросы:

Вопрос: Какое главное назначение в медицине имеют бензодиазепиновые транквилизаторы?

Ответ:

Вопрос: Чем обусловлено противосудорожное действие бензодиазепинов?


Ответ:

Вопрос: Могут ли бензодиазепиновые транквилизаторы применяться как противоэпилептические средства? Приведите примеры.

Ответ:

Вопрос: Как проявляется дозозависимый эффект бензодиазепиновых тран­квилизаторов?

Ответ:

Вопрос: Почему бензодазепиновые транквилизаторы не следует применять более 3-4-х недель?

Ответ:

Вопрос: Какие осложнения могут возникнуть со стороны ЦНС при посто­янном увеличении дозы бензодиазепиновых транквилизаторов, чем они могут быть обусловлены?

Ответ:

Вопрос: Какие можно дать рекомендации на период окончания лечения бензодиазепиновыми транквилизаторами? Могут ли возникнуть осложнения? Как они могут проявляться.

Ответ:

В о п р о с: В каких случаях назначают флумазенил при лечении неврозов и невротических расстройств бензодиазепиновыми транквилизато­рами?

Ответ:

Вы в составе жюри. Оцените правильность ответов.

Итоговая контрольная работа (рецепты и фармакологическая характеристика препаратов):

1. Хлорпромазина (аминазин)

2. Тиоридазин (сонапакс, тисон)

3. Алимемазина тартрат (тералиджен)

4. Галоперидол (сенорм)

5. Дроперидол

6. Сульпирид (эглонил)

7. Рисперидон (рисполепт)

8. Лития карбонат (седалит)

9. Гидроксизин (атаракс)

10. Афобазол

11. Корвалол

12. Валокордин

13. Настойка пустырника

14. Диазепам (сибазон, реланиум, седуксен)

15. Тофизопам (грандаксин)

16.Аминофенилмасляная кислота

(фенибут).

Учебно-материальное обеспечение занятия:

1. Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы).

2. Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры).

3. Справочная литература.

4. Индивидуальные задания (тесты для компьютерного тестирования, ситуационные задачи для самостоятельной работы, варианты заданий для письменной итоговой контрольной работы по лекарственным средствам).

Литература:

а) основная:

  1. Фармакология: учебник/ под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. – 4 – е изд., перераб. и доп. - М.: Гэотар - Медиа, 2010. – С. 285 - 300.

  2. Харкевич, Д. А. Фармакология: учебник/ Д.А. Харкевич. – 10 - е изд., испр., перераб. и доп. - М.: Гэотар – Медиа, 2008. – С. 228 – 236; 243 - 252.


б) дополнительная:

  1. Венгеровский, А. И. Лекции для врачей и провизоров: учеб. пособие/ А.И. Венгеровский. – 3-е изд. перераб. и доп. - М.:ИФ «Физико - математическая литература», 2007. – С. 286 – 290; 330 - 359.

  2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства/ М.Д. Машковский. – 16-е изд., перераб., испр. и доп. – М.: Издатель Умеренков, 2010. – 1216 с.

Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/

- http://www.vidal.ru/

- http://www.med-edu.ru/

- http://medicstudent.okis.ru/


Занятие № 20