Файл: Пятигорский медикофармацевтический институт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 3006

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Факторы, влияющие на всасывание и действие инсулина

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

10. Выписать 50 г мази «Бом-Бенге» («Bom-Benge»). Назначать для втирания в область суставов.

Содержание занятия

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

4 ЛЕКЦИЯ № 4Фармакодинамика. Эффекты ЛС при повторном и совместном применении. Виды фармакотерапии. Побочное действие ЛС.Повторное применение ЛВ. Эффекты, наблюдаемые при повторном приеме ЛВ:Возможные эффекты лекарственных средств: ожидаемая фармакологическая реакция; гиперчувствительность; идиосинкразия; толерантность; тахифилаксия.«МИШЕНИ» ДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ: Рецепторы Ионные каналы Ферменты Транспортные системы Гены ВИДЫ ДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ: Резорбтивное: прямое (первичное, вторичное); рефлекторное. Местное: прямое (первичное, вторичное); рефлекторное. Основное действие Побочное действие Токсическое действие Обратимое действие Необратимое действие Избирательное действие Неизбирательное действие Центральное действие Периферическое действие ВИДЫ РЕЦЕПТОРОВI. Ионотропные рецепторы – рецепторы, сопряженные с ионными каналами: Н-холинорецепторы, ГАМКА-рецепторы, глутаматные рецепторы, глициновые, 5-НТ3-рецепторы.Эффект реализуется через изменение активности ионных каналов (Na+, K+, Cl-, Ca2+ и т.д.). II. Метаботропные рецепторы.1. Рецепторы, взаимодействующие с G-белками (80% всех рецепторов): адренорецепторы, М-холинорецепторы, опиоидные, 5-НТ2,4,5, дофаминовые, гистаминовые.Эффект реализуется через активацию G-белками аденилатциклазы, инозитолфосфатазной системы, ионных каналов.2. Рецепторы, сопряженные с ферментами: рецепторы ферменты (инсулиновые рецепторы, некоторых факторов роста, цитокинов и т.д.).Эффект реализуется, чаще всего, через активацию тирозинкиназы, которая фосфорилирует внутриклеточные белки и изменяет их активность. 3. Рецепторы, регулирующие транскрипцию ДНК (стероидные рецепторы, рецепторы витаминов А и D, рецепторы тиреоидных гормонов).Эффект реализуется через изменение синтеза функционально активных белков.Виды внутренней активности биологически активных веществ (как правило, обладающие аффинитетом к рецепторам): Агонисты: полные и частичные; конкурентные и неконкурентные; Антагонисты (или блокаторы): конкурентные; неконкурентные; Агонисты-антагонисты.ЭФФЕКТЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПОВТОРНОМ ПРИМЕНЕНИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВI. Кумуляция: материальная; функциональная.II. Сенсибилизация.III. Привыкание (толерантность): прямое привыкание; перекрестное привыкание; тахифилаксия; митридатизм.IV. Лекарственная зависимость: опьянение (эйфория); психическая зависимость; физическая зависимость; абстинентный синдром.КОМБИНИРОВАННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЛВ.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.Синергизм: суммирование (аддитивное действие); потенцирование.Антагонизм: прямой функциональный антагонизм; косвенный функциональный антагонизм; физический; химический (антидотизм).ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ1. Фармацевтическое взаимодействие.2. Фармакологическое взаимодействие: фармакокинетическое; фармакодинамическое.Токсическое действие лекарственных средств: Гонадотоксичность; Эмбриотоксическое действие; Тератогенное действие; Фетотоксическое действие; Мутагенное действие; Канцерогенность; Дисбактериоз; Органотропное токсическое действие (гепатотоксичность, нефротоксичность, нейротоксичность и т.д.); Аллергические реакции; Иммунотоксичность.ТИПЫ АЛЛЕРГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ Немедленный тип аллергической реакции (анафилаксия) (IgE – антитела связываются с гаптенами, дегрануляция тучных клеток и выделение гистамина). Цитолитический тип реакции (IgG и IgM – антитела взаимодействуют с гаптеном и вызывают лизис эритроцитов и других элементов крови). Иммунокомплексный тип реакций (IgE взаимодействует с гаптеном и повреждают эндотелий сосудов и развивается сывороточная болезнь – крапивница, артрит, лихорадка, зуд, лимфоаденопатия). Замедленный тип аллергической реакции (вовлечены клеточные механизмы иммунитета – развивается контактный дерматит). ВИДЫ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ТЕРАПИИ1. Фармакопрофилактика.2. Фармакотерапия (лекарственная терапия): этиотропная (каузальная) терапия; патогенетическая терапия; заместительная терапия; симптоматическая терапия; генотерапия.ХРОНОФАРМАКОЛОГИЯХронофармакокинетика - ритмическое изменение фармакокинетики препаратов.Хроностезия - ритмическое изменение чувствительности и реактивности организма к лекарственному веществу в течение суток.Хронергия – совокупное влияние хронокинетики и хроностезии на величину фармакологического эффекта.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЕБАНИЙ БИОЛОГИЧЕСКИХ РИТМОВ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОБОЧНЫХ ЭФФЕКТОВ ЛС:1. Связанные с фарм. свойствами: нейротоксичность, нефротоксичность, гепатотоксичность, панкреотоксичность, ульцерогенность, дисбактериоз, кардиотоксичность, гематотоксичность, ототоксичность, поражение дыхательной системы, поражение кожи, поражение эндокринной системы.2. Аллергические реакции (АР). Типы и виды АР. 3. Изменение иммунобиологических свойств организма.4. Синдром отмены.5. Нежелательное действие ЛС на плод: мутагенное, эмбриотоксическое, тератогенное, фетотоксическое.6. Атипичные реакции на лекарственные вещества при наследственных энзимопатиях. Идиосинкразия.7. Канцерогенное действие ЛС. 2 5 ЛЕКЦИЯ № 5Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию.НЕЙРОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛС. Влияющие на периферическую нервную систему II. Влияющие на ЦНС. Средства, влияющие на периферическую нервную систему 1. Влияющие на афферентную иннервацию. 2. Влияющие на эфферентную иннервациюI. Влияющие на периферическую нервную систему1. Влияющие на афферентную иннервацию (АИ)А) Средства, угнетающие афферентную иннервацию;Б) Средства, стимулирующие окончания афферентных нервов. Средства, влияющие на АИ А) Угнетающие АИ: обволакивающие; смягчающие; вяжущие; адсорбирующие; анестезирующие. Б) Стимулирующие АИ: раздражающие средства; средства преимущественно рефлекторного механизма действия.А) Угнетающие АИ. ОБВОЛАКИВАЮЩИЕ И СМЯГЧАЮЩИЕ СРЕДСТВА.Слизь из крахмала (картофеля, риса, кукурузы, пшеницы). Слизь из семян льна. Растительные масла (оливковое, кукурузное, персиковое). Жироподобные вещества (ланолин, вазелин).Антациды (сукралфат, гевискон, альмагель, фосфалюгель).МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Образуют с водой коллоидные растворы (гели). Защищают чувствительные нервные окончания (болевые). Препятствуют действию на них раздражающих веществ.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Воспалительные процессы в ЖКТ. Профилактика раздражающего действия некоторых ЛС.Вяжущие средства: а) Органические - танин, отвар коры дуба, настои и отвары - зверобоя, шалфея, ромашки, кровохлебки, черники, черемухи;б) Неорганические анузол, цинка окись, квасцы (алюминиево-калиевые, жженые), серебра нитрат, протаргол.МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Денатурируют белки слизи или раневого экссудата. Образуют плёнку. Защищают чувствительные нервные окончания от раздражающих веществ. Уменьшают чувство боли. Местно сужают сосуды. Снижают проницаемость сосудов. Уменьшают экссудацию. Уменьшают воспаление.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Воспалительные процессы кожи слизистых ЖКТ:ожоги, язвы, трещины, пролежни.АДСОРБИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА: уголь активированный, смектит диоктаэдрический, тальк, полифепан.МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Защищают чувствительные нервные окончания кожи и слизистых оболочек от раздражения, адсорбируют на своей поверхности химические, токсические вещества, газы.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ: отравления, диспепсия, метеоризм, диарея.ПЛЁНКООБРАЗУЮЩИЕ СРЕДСТВА: а) медицинские клеи: клеол, БФ-6; б) препараты смол: фурапласт; в) препараты на основе коллагена - «облекол»: плёнка коллагеновая.МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. При нанесении на поврежденные участки кожи образуют эластичную плёнку, защищающую раневую поверхность.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Воспалительные процессы кожи, ссадины, трещины, порезы, небольшие послеоперационные раны, пролежни, ожоги, дерматиты.Б) Средства, стимулирующие АИ. Раздражающие средства. Средства преимущественно рефлекторного механизма действия. Раздражающие средства: горчичники, скипидар, плоды перца стручкового (пластырь перцовый, настойка перца стручкового, никофлекс), ментол (ментоловое масло, меновазин, валидол, эфкамон), раствор аммиака (нашатырный спирт). Препараты на основе пчелиного и змеиного яда (апизартрон, випросал). Финалгон. Они содержат БАВ. Горчичники → гликозид синигрин фермент мирозин; образуется аллилизотиоцианат. Скипидар → α-пинен; Перец горький → гликозид капсаицин.Масло мяты перечной → ментол (спирт терпенового ряда).МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. - Вызывают деполяризацию чувствительных нервных окончаний. Оказывают местное раздражающее действие. Улучшают кровообращение. Улучшают трофику тканей. Уменьшают чувство боли. Бронхит. Пневмония. Травмы мышц. Эндартериит.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. НЕВРАЛГИЯ, АРТРИТ, РАДИКУЛИТ, ИОЗИТ, ЛЮМБАГО.2. СРЕДСТВА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО РЕФЛЕКТОРНОГО МЕХАНИЗМА ДЕЙСТВИЯ. Горечи (одуванчик и др.). Жёлчегонные (аллохол и др.). Слабительные (сенаде и др.). Отхаркивающие (термопсис и др.). Рвотные (меди сульфат).МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Раздражают чувствительные рецепторы слизистых дыхательных путей и ЖКТ, что рефлекторно приводит к стимуляции нервных центров и соответствующих органов. 2 6 ЛЕКЦИЯ № 6Классификация вегетотропных лекарственных средств. М-холиномиметики. М, Н-холиномиметики, Н-холиномиметики. Центральные нейротропные средства (ЛС, действующие на ЦНС). 2. Средства, действующие на периферическую НС.а) ЛС, влияющие на афферентную иннервацию; б) ЛС, влияющие на эфферентную иннервацию (синаптотропные средства) ЛС, влияющие на холинергические синапсы. ЛС, влияющие на адренергические синапсы. Средства, влияющие на холинергические синапсы. Холиномиметики. 2. Холинолитики (холиноблокаторы). Холиномиметики (агонисты) воспроизводят эффекты активации ПНС. Холинолитики (антагонисты) блокируют эффекты активации ПНС. Почему средства называются синаптотропные? Потому что их биофазой (мишенью) является синапс (место локализации действия).СИНАПС – место передачи нервного импульса с нерва на нерв или с нерва на исполни- тельный орган с помощью химического посредника – медиатора.СТРОЕНИЕ СИНАПСА: пресинаптическая мембрана аксона; постсинаптическая мембрана (нервная клетка или клетка рабочего органа); между ними синаптическая щель 20 - 40 нм.Основные медиаторы: эфферентной нервной системы – ацетилхолин (Ац/Х); норадреналин (Н/А).Функционально химическая передача нервного импульса в синапсе осуществляется в несколько этапов: (на примере холинергического синапса); синтез Ац/х в цитоплазме аксона из ацетил-КоА и холина при участии фермента холинацетилтрансферазы; депонирование медиатора в везикулах (синаптических пузырьках). В каждом пузырьке депонируется от 1000 до 50.000 молекул Ац/х, связанного с АТФ и нейропептидами. Ац/х выделяется при деполяризации в синапс квантами.Нервный импульс. Вызывает деполяризацию пресинаптической мембраны. Открывает потенциалозависимые Са+2 – каналы. Увеличивает концентрацию. Са+2 в цитоплазме холинергического нерва. Происходит слияние мембраны везикул с пресинаптической мембраной. Происходит экзоцитоз (выброс Ац/х).А что же в синапсе? Часть Ац/х взаимодействует с М- и Н-холинорецепторами. 2. Часть Ац/х метаболизируется ацетилхолинэстеразой до холина и уксусной кислоты. 3. 50% холина захватывается пресинаптической мембраной (нейрональный захват). 4. Уксусная кислота окисляется в цикле трикарбоновых кислот (Кребса); восстановление исходного состояния рецептора; медиаторные циторецепторы прямо регулируют проницаемость ионных каналов; посредством G-белков открывают ионные каналы; изменяют активность мембрано-связанных ферментов (аденилатциклазы и фосфолипаз); ферменты катализируют синтез вторичных клеточных мессенджеров (цАМФ, инозитолтрифосфата, диацилглицерола).Нервное волокно, синтезирующее и высвобождающее ацетилхолин – называется холинергическим. Синапс, в котором высвобождается ацетилхолин, называется холинергическим. Рецептор, на который действует ацетилхолин, называется холинергическим.Холинорецепторы делятся на М- и Н-холинорецепторы.Эфферентные соматические нервы: выходят из ствола головного мозга (черепно-мозговые); из передних рогов спинного мозга (спинно - мозговые); идут непрерывно до скелетных мышц; выделяют медиатор Ац/х; Ац/х возбуждает Н-холинорецепторы скелетных мышц.ЭФФЕРЕНТНЫЕ ВЕГЕТАТИВНЫЕ НЕРВЫ: иннервируют внутренние органы: прерываются в ганглии; состоят из преганглионарного и постганглионарного нервного волокна; делятся на парасимпатические (ПНС) и симпатические (СНС).Особенности ПН: длинное преганглионарное волокно; короткое постганглионарное волокно; ганглии находятся в рабочем органе или вблизи него.ПС нервы выходят из: а) среднего мозга; б) продолговатого мозга; в) нижних сегментов поясничного отдела; г) крестцового отдела; в ганглии и синапсе ПНС выделяется Ац/х.ЛОКАЛИЗАЦИЯ ХОЛИНОРЕЦЕПТОРОВ. М-холинорецепторы (М1, М2, М3, М4, М5) - чувствительны к мускарину; в ЦНС: лимбическая система, гипоталамус, ретикулярная формация; в рабочих органах у окончаний постганглионарных волокон ПНС; в потовых железах (постганглионарные симпатические холинергические волокна).2. Н-холинорецепторы (чувствительны к никотину): а) Нн – холинорецепторы: в ганглиях ПНС; в ганглиях СНС; мозговой слой надпочечников; каротидный клубочек; в ЦНС; б) Нм – холинорецепторы: в скелетных мышцах; освобождение медиатора; в синаптическую щель (Na+, Са2+ - зависимое из 300-2000 синаптических пузырьков); взаимодействие медиатора с рецепторами постсинаптичес-кой мембраны.Содержание Ац/х в синапсе снижается при: параличах; миастении; атонии кишечника; глаукоме; парезе мочевого пузыря; деменции.Стимуляция холинергической передачи может быть достигнута: 1. Прямой стимуляцией постсинаптических холинорецепторов агонистами. 2. Подавлением гидролиза Ац/х в синаптической щели. 3. Увеличением выделения Ац/х из пресинаптической мембраны.КЛАССИФИКАЦИЯ И НОМЕНКЛАТУРАХОЛИНОМИМЕТИКОВ1. М- холиномиметики: Пилокарпина гидрохлорид (пилокар). Комбинированные препараты: Фотил (пилокарпин + тимолол).2. Н- холиномиметики: Никотин; Цитизин (табекс); Никоретте; Никотинел.3. ЛС, повышающие выделение Ац/х: Цисаприд (координакс, перистил).4. М-, Н- холиномиметики: А) прямого действия: Ацетилхолин-хлорид; Б) непрямого действия: (антихолинэстеразные).ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕПАРАТОВ: ПИЛОКАРПИН: алкалоид пилокарпуса перистолистного; сужает зрачок; снижает ВГД; применяется при глаукоме; вызывает спазм аккомодации. Глаукома – заболевание глаза, проявляется ↑ ВГД. Для лечения применяют:ЛС, увеличивающие отток внутриглазной жидкости (водянистой влаги). ЛС, уменьшающие продукцию внутриглазной жидкости.1   ...   116   117   118   119   120   121   122   123   ...   144

Геморрагии.

Тема: «Психостимуляторы. Аналептики. Антидепрессанты»
Актуальность темы:

Большое значение препаратов этой группы связано с широкой распространенностью и многообразием форм депрессивных состояний, все ускоряющимся ритмом жизни, усложняющимися условиями микро- и макросоциума. Депрессивные синдромы занимают одно из первых мест среди психических заболеваний. Депрессиями страдает 3-5% населения земного шара (200 млн. человек). Общее число больных, нуждающихся в антидепрессивной терапии, превышает эту цифру в 3-5 раз. Эта группа препаратов должна умело применяться, что требует знания не только принципов психофармакотерапии, но и фармакологии препаратов и общих основ психофармакологии в целом.
Цель занятия:

Выработать у студентов умение ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств, проводить анализ выписанных врачом рецептов, оценивать действие препаратов при их применении и их рациональное использование при различных нервно - психических расстройствах.

Для успешного освоения темы студент должен

Освоить:

- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.

Знать:

- принципы классификации психостимуляторов, аналептиков и антидепрессантов;

- механизмы действия психостимуляторов, аналептиков и антидепрессантов, основные фармакологические эффекты;

- особенности рационального применения психостимуляторов, аналептиков и антидепрессантов (режим лечения, дозы, учет несовместимостей) при конкретных заболеваниях.

Уметь:

- оценивать возможности применения психостимуляторов, аналептиков и антидепрессантов при конкретной форме заболевания с учетом побочных эффектов;

- определять возможность взаимозаменяемости препаратов при их отсутствии в аптеке;

- выписывать и проводить коррекцию рецептов на препараты разных подгрупп психостимуляторов, аналептиков и антидепрессантов.

Владеть:

- умением классифицировать психостимуляторы, аналептики и антидепрессанты по подгруппам;


- знаниями по рациональному применению препаратов данных подгрупп ЛС;

- умением выписывать и корректировать рецепты на лекарственные препараты из групп психостимуляторов, аналептиков и антидепрессантов;

- навыками определения синонимов ЛС, навыками замены отсутствующего препарата на другой с аналогичной фармакологической активностью;

- способностью подобрать лекарственное средство и путь его введения в зависимости от конкретной ситуации;

- способностью прогнозировать быстроту и длительность наступления фармакологического эффекта;

- методами получения информации о действии ЛС;

- методами получения информации о результатах совместного применения ЛС;

- навыками использования прочитанной информации для решения профессиональных задач.

План изучения темы:

  1. Лекция по теме: «Психостимуляторы. Аналептики. Антидепрессанты».

  2. Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с использованием лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; выполнение письменной домашней работы).

  3. Лабораторное занятие по теме.


План занятия:

(продолжительность занятия – 3 акад. часа)

  1. Вступительное слово преподавателя

5 мин

  1. Контроль исходного уровня знаний:

- компьютерное тестирование

- экспресс-опрос

10 мин 15 мин

  1. Результаты контроля исходного уровня знаний

  2. Разбор теоретических вопросов темы

5 мин

60 мин

  1. Решение индивидуальных заданий (решение ситуационных задач). Проверка домашнего задания. Проверка конспекта лекции.

15мин

  1. Итоговая контрольная работа (рецептура, характеристика препаратов), проверка результатов

  2. Подведение итогов занятия.

20 мин

5 мин

Содержание занятия:

1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).

2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин), экспресс - опрос (15 мин) студентов по основным вопросам темы.



3. Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин).

4. Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы, с использованием наглядных пособий (60 мин).

5. Письменное решение ситуационных задач в тетрадях. Оценка выполненной работы. Проверка выполнения домашнего задания, конспекта лекций (15 мин).

6. Выполнение студентами письменной итоговой контрольной работы (написание рецептов и фармакологическая характеристика ЛС) (10 мин).

7. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов и проверке домашнего задания. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Домашнее задание к следующему занятию (5 мин).

Контроль исходного уровня знаний:

Компьютерное тестирование

Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):


  1. Как называются вещества, снижающие чувство усталости, повышающие психическую и эмоциональную активность, умственную и физическую работоспособность, ослабляющие действие средств, угнетающих ЦНС?

  2. Какой механизм действия психостимуляторов?

  3. Как влияет кофеин на кору головного мозга?

  4. От чего в значительной степени зависит действие кофеина на ЦНС?

  5. Каким действием на ЦНС кроме психостимулирующего обладает кофеин?

  6. Чем объясняют сосудорасширяющее действие кофеина?

  7. Как влияет кофеин на сосуды органов брюшной полости…………………..; скелетных мышц, сердца, мозга, почек, кожи……………………..

  8. Как называются вещества, повышающие возбудимость жизненно важных центров – дыхательного и сосудодвигательного?

  9. Какой механизм пробуждающего действия аналептиков?

  10. Чем объясняют ослабление тормозных процессов в ЦНС под влиянием аналептиков?

  11. Какой симптом наблюдается при действии больших доз аналептиков?

  12. Какой механизм действия цититона на дыхательный центр?

  13. Чем объясняют механизм аналептического действия камфоры?

  14. Какими эффектами кроме аналептического обладает камфора?

  15. Антагонистами каких лекарственных средств являются аналептики?

  16. Какие заболевания сопровождаются отрицательными эмоциями, чувством тоски, подавленности, безнадежности, безвыходности?

  17. Как называются вещества, устраняющие явления психической депрессии?

  18. Какое действие на психическую активность могут оказывать антидепрессанты?

  19. Как классифицируют антидепрессанты?

  20. Какими видами действия обладают ингибиторы нейронального захвата моноаминов?

  21. Какими видами действия обладают ингибиторы моноаминоксидазы?

  22. Какие препараты относятся к трициклическим антидепрессантам?

  23. Какое средство относится к четырехциклическим антидепрессантам?

  24. Какое влияние оказывает мапротилин на психоэмоциональную деятельность?

  25. Какой механизм действия трициклических антидепрессантов?


Основные вопросы темы:

Повторить: анатомия и физиология ЦНС.

1. Психостимуляторы. Классификация по химическому строению

Производные метилксантина (пурина). Кофеин (кофеин-бензоат нат-рия).

Комбинированные препараты, содержащие кофеин: цитрамон, вазобрал, седалгин, каффетин, пенталгин, кофицил, кофетамин, панадол, аскофен, саридон, колдрекс, солпадеин.

2. Аналептики. Классификация

а) Прямые стимуляторы центров продолговатого мозга: кофеин (кофеин-бензоат натрия).

б) Рефлекторные: Н – холиномиметики - цититон (0,15% р-р цитизина), аммиака раствор (нашатырный спирт).

в) Смешанного действия: сульфокамфокаин, камфора (каметон, перкамф, сальвисар), никетамид (кордиамин).

3. Антидепрессанты. Классификация

а) Ингибиторы нейронального захвата моноаминов.

1. Неселективные блокаторы захвата моноаминов:

А) Трициклические антидепрессанты

- амитриптилин (триптизол), имипрамин (мелипрамин), кломипрамин (анафранил, клофранил), пипофезин (азафен).

Б) Тетрациклические: миансерин (леривон).

2. Селективные блокаторы захвата серотонина : пароксетин (адепресс, сертралин (золофт, депрефолт, стимулотон), флувоксамин (феварин), флуоксетин (флунисан).

3. Селективные блокаторы захвата норадреналина: мапротилин (людиомил).

4. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина: венлафаксин (велаксин), дулоксетин (симбалта).

б) Ингибиторы моноаминоксидазы – А (МАО-А): моклобемид (аурорикс), пирлиндол (пиразидол).

в) Атипичные антидепрессанты: миртазапин (мирзатен), тианептин (коаксил), адеметионин (гептор, гептрал), тразодон (трит тико).

г) Тимеретики, Тимолептики, Антидепрессанты сбалансированного спектра действия: мапротилин, кломипрамин, пароксетин, сертралин, пиразидол, венлафаксин.

4. Характеристика препаратов: механизмы действия, эффекты, показания к применению, противопоказания, побочные эффекты, осложнения, формы выпуска, особенности применения.

Самостоятельная работа:

Проводится путем письменного решения индивидуального задания (ситуационной задачи) с последующим устным обсуждением.

ЗАДАНИЕ 1

После изложенного провизором доклада на тему: «Психостимули
рующие лекарственные средства», ему были заданы вопросы:

Вопрос: Как проявляются эффекты психостимулирующего действия кофеина?

Ответ:

Вопрос: Отчего, в основном, зависит выраженность действия кофеина на высшую нервную деятельность?

Ответ:

Вопрос: Чем обусловлена аналептическая активность кофеина?

Ответ:

Вопрос: Как кофеин влияет на силу и частоту сердечных сокращений? Изменяется ли при этом его потребность в кислороде?

Ответ:

Вопрос: Чем может быть обусловлена активация парасимпатических влияний на сердце под влиянием кофеина?

Ответ:

Вопрос: Вы в своем докладе сказали, что кофеин может оказывать и сосу досуживающее и сосудорасширяющее действие. Объясните, пожалуйста, чем это обусловлено?

Ответ:

Вопрос: Чем обусловлено спазмолитическое, сосудорасширяющее действие кофеина?

Ответ:

Вопрос: Какое значение имеет фосфодиэстераза в сокращении гладкомышечных волокон?

Ответ:

Вопрос: Какая связь между количественным соотношением цАМФ и ионами Са++?

Ответ:

Вопрос: Как влияет кофеин на сосуды сердца, мозга, органов брюшной полости, скелетных мышц?

Ответ:

ЗАДАНИЕ 2

На студенческом конкурсе, предшествующем Олимпиаде среди медико-биологических дисциплин (секция фармакологии) её участникам были заданы вопросы:

Вопрос: Какие лекарственные препараты относятся к «сбалансиро­ванным» антидепрессантам?

Ответ:

Вопрос: Каким механизмом действия обладает миртазапин?

Ответ:

Вопрос: Что при этом происходит на уровне синапсов?

Ответ:

Вопрос: Какими эффектами по влиянию на ЦНС, кроме антидепрессивного, обладают «сбалансированные» антидепрессанты?

Ответ:

Вопрос: Кроме адрено- и серотониновых рецепторов, какие еще рецепторы блокирует миртазапин?

Ответ:

Вопрос: Учитывая механизм действия и фармакологические эффекты мир-

тазапина, тианептина, каким термином их ещё обозначают?

Ответ:

Вопрос: Какие Вы знаете нормотимические препараты?