ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 3023
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
П р о в и з о р:
С л у ш а те л ь: Выпускают ли фенобарбитал как седативное средство?
П р о в и з о р:
С л у ш а т е л ь: Помимо этих перечисленных лекарственных средств, имеются ли еще препараты, в состав которых входит фенобарбитал?
П р о в и з о р:
С л у ш а т е л ь: Чем обусловлено ограниченное применение фенобарби-тала как снотворного средства?
П р о в и з о р:
С л у ш а т е л ь: Какие недостатки имеет фенобарбитал и чем они могут быть обусловлены?
П р о в и з о р:
С л у ш а т е л ь: Из Вашего доклада следует, что при одновременном применении фенобарбитала с препаратами других групп может ослабляться их действие. Объясните, почему?
П р о в и з о р:
С л у ш а т е л ь: Повторите, пожалуйста, название комбинированных противоэпилептических средств, в состав которых вхо-дит фенобарбитал.
П р о в и з о р:
С л у ш а т е л ь: Спасибо.
ЗАДАНИЕ 13
После изложенного провизором доклада на тему: «Противоэпилептические лекарственные средства» несколько слушателей обратились к докладчику с вопросами:
С л у ш а т е л ь: Скажите, пожалуйста, к какой группе по механизму действия относится ацедипрол?
П р о в и з о р:
С л у ш а т е л ь: Уточните, пожалуйста, ацедипрол эффективен только при больших эпилептических припадках?
П р о в и з о р:
С л у ш а т е л ь: Чем обусловлен эффект препарата при психомоторных припадках?
П р о в и з о р:
С л у ш а т е л ь: Можно ли ацедипрол применять самостоятельно, т.е. не комбинировать его с другими противоэпилептиче-скими, транквилизирующими и нейролептическими средствами?
П р о в и з о р:
С л у ш а т е л ь: Какие побочные эффекты имеет ацедипрол?
П р о в и з о р:
С л у ш а т е л ь: Повторите, пожалуйста, существующие лекарственные формы ацедипрола.
П р о в и з о р:
ЗАДАНИЕ 14
В аптеку обратился посетитель с рецептом:
Rp: Tab. Cyclodoli 0,1 № 50
D. S.: по 1 таб.2 раза в день.
При отпуске лекарства посетитель обратился к провизору с вопросом о возможности одновременного применения с циклодолом препарата адельфан (содержит симпатолитик резерпин), который он применяет длительное время в связи с повышенным артериальным давлением.
Обоснуйте возможность сочетания этих препаратов.
Проведите коррекцию выписанного рецепта.
ОТВЕТ:
ЗАДАНИЕ 15
На студенческой конференции, по теме: «Центральные холинолитики и их применение в медицине» докладчикам были заданы следующие вопросы:
В о п р о с: В каких лекарственных формах выпускают циклодол?
О т в е т:
В о п р о с: Чем обусловлена противопаркинсоническая активность циклодола?
О т в е т:
В о п р о с: Почему циклодол вызывает сухость во рту, обстипацию, нарушение аккомодации?
О т в е т:
В о п р о с: Можно ли применять циклодол при стойкой брадикардии?
О т в е т:
В о п р о с: Можно ли сочетать циклодол с антигипертензивным средством адельфаном, (содержит резерпин) обладающим и нейролептическим действием?
О т в е т:
В о п р о с: Как длительно можно применять циклодол, соблюдая дозировку? Объясните.
О т в е т:
В о п р о с: Какие клинические проявления со стороны ЦНС могут возникнуть при передозировке циклодола?
О т в е т:
ЗАДАНИЕ 16
Проведите коррекцию рецепта.
Rp: Tab. Midantani 0,02 № 100.
D. S.: по 2 таб.3 раза в день за 1 час до еды.
А. Отметьте механизм противопаркинсонического действия мидантана:
1. Уменьшает холинергические влияния в экстрапирамидной системе, за счет блокады NMDA-рецепторов.
2. Тормозит синтез ацетилхолина в ЦНС.
3. Активирует синтез дофамина в экстрапирамидной системе и повышает чувствительность к нему дофаминергических рецепторов.
4. Возбуждает D2-рецепторы экстрапирамидной системы.
5. Стимулирует выделение дофамина из нейрональных депо и повышает чувствительность к нему дофаминергических рецепторов.
Rp: Tab. Midantani 0,02 № 100.
D. S.: по 1- 2 таб. 2-3 раза в день за 1 час до еды.
Б. Укажите, каким еще действием обладает мидантан кроме противопаркинсо-нического:
ОТВЕТ:
Итоговая контрольная работа (рецепты и фармакологическая характеристика препаратов):
-
Фенобарбитал -
Мидазолам (дормикум, фулсед) -
Зопиклон (имован) -
Золпидем (ивадал, нитрест) -
Доксиламин (донормил) -
Вальпроевая кислота (конвулекс) -
Ламотриджин (ламиктал, конвульсан) -
Леветирацетам (кеппра) -
Этосуксимид (суксилеп) -
Бромокриптин (парлодел, бромэргон) -
Леводопа + карбидопа (наком) -
Амантадин (мидантан, ПК-Мерц) -
Топирамат (топамакс) -
Габапентин (нейронтин, лепситин) -
Селегилин (юмекс).
Учебно-материальное обеспечение занятия:
-
Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы). -
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры). -
Справочная литература. -
Индивидуальные задания (тесты для компьютерного тестирования, ситуационные задачи для самостоятельной работы, варианты заданий для письменной итоговой контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
-
Фармакология: учебник/ под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. – 4 – е изд., перераб. и доп. - М.: Гэотар – Медиа, 2010. – С. 237 - 266. -
Харкевич, Д. А. Фармакология: учебник/ Д.А. Харкевич. – 10-е изд., испр., перераб. и доп. - М.: Гэотар – Медиа, 2008. – С. 182 – 191; 212 - 227.
б) дополнительная:
-
Венгеровский, А. И. Лекции для врачей и провизоров: учеб. пособие/ А.И. Венгеровский. – 3-е изд. перераб. и доп. - М.:ИФ «Физико - математическая литература», 2007. – С. 224 - 266. -
Машковский, М.Д. Лекарственные средства/ М.Д. Машковский. – 16-е изд., перераб., испр. и доп. – М.: Издатель Умеренков, 2010. – 1216с.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 19
Тема: «Нейролептики. Транквилизаторы. Седативные лекарственные средства»
Актуальность темы:
Нейролептики, транквилизаторы и седативные лекарственные широко используются в лечении неврологических, психических и соматических заболеваний. Как самостоятельно, так и в сочетании с другими препаратами (анальгетиками, снотворными, миорелаксантами, М-холиноблокаторами) они используются в терапии, педиатрии, акушерстве и гинекологии, хирургии, эндокринологии, гастроэнтерологии. Кроме того, седативные лекарственные средства являются средствами безрецептурного отпуска. В связи с этим тема занятия актуальна.
Цель занятия:
Выработать у студентов умение ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств, проводить анализ выписанных врачом рецептов, оценивать действие препаратов при их применении и их рациональное использование при различных нервно - психических расстройствах.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- принципы классификации нейролептиков, транквилизаторов, седативных лекарственных средств;
- механизмы действия нейролептиков, транквилизаторов, седативных лекарственных средств лекарственных средств, основные фармакологические эффекты;
- особенности рационального применения нейролептиков, транквилизаторов, седативных лекарственных средств лекарственных средств (режим лечения, дозы, учет несовместимостей) при конкретных заболеваниях.
Уметь:
- оценивать возможности применения нейролептиков, транквилизаторов, седативных лекарственных средств лекарственных средств при конкретной форме заболевания с учетом побочных эффектов;
- определять возможность взаимозаменяемости препаратов при их отсутствии в аптеке;
- выписывать и проводить коррекцию рецептов на препараты разных подгрупп нейролептиков, транквилизаторов, седативных лекарственных средств лекарственных средств.
Владеть:
- умением классифицировать нейролептики, транквилизаторы, седативные лекарственные средства по подгруппам;
- знаниями по рациональному применению препаратов данных подгрупп ЛС;
- умением выписывать и корректировать рецепты на лекарственные препараты из групп нейролептиков, транквилизаторов, седативных лекарственных средств;
- навыками определения синонимов ЛС, навыками замены отсутствующего препарата на другой с аналогичной фармакологической активностью;
- способностью подобрать лекарственное средство и путь его введения в зависимости от конкретной ситуации;
- способностью прогнозировать быстроту и длительность наступления фармакологического эффекта;
- методами получения информации о действии ЛС;
- методами получения информации о результатах совместного применения ЛС;
- навыками использования прочитанной информации для решения профессиональных задач.
План изучения темы:
-
Лекции по темам: «Нейролептики», «Транквилизаторы. Седативные лекарственные средства»;
2. Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с использованием лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; выполнение письменной домашней работы).
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
| 5 мин |
- компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин 15 мин |
| 5 мин 70 мин |
| 15мин |
| 10 мин 5 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).