ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2864
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
О т в е т:
В о п р о с: Какое влияние на стенку сосудов оказывают «статины», помимо гиполипидемического?
О т в е т:
В о п р о с: Чем обусловлено гиполипидемическое действие секвестрантов желчных кислот?
О т в е т:
В о п р о с: Приведите примеры препаратов этой фармакологической группы, каков их механизм действия?
О т в е т:
В о п р о с: Каков механизм гиполипидемического действия пробукола?
О т в е т:
В о п р о с: Каким недостатком обладает пробукол?
О т в е т:
ВАРИАНТ ХV
ЗАДАНИЕ 1
Ответьте на вопросы:
В о п р о с: В какой последовательности располагаются сосуды по чувствительности к нитроглицерину?
О т в е т:
В о п р о с: Чем обусловлено прямое миотропное действие нитроглицерина на стенку сосудов?
О т в е т:
В о п р о с: Какова в этом случае её роль?
О т в е т:
В о п р о с: Какое основное показание к применению имеет нитроглицерин?
О т в е т:
В о п р о с: К какой фармакологической группе по механизму действия относится нифедипин?
О т в е т:
В о п р о с: Чем обусловлен его антиангинальный эффект?
О т в е т:
В о п р о с: Какое основное применение имеет нифедипин?
О т в е т:
ЗАДАНИЕ 2
На студенческом конкурсе, предшествующем Олимпиаде среди медико-биологических дисциплин (секция фармакологии) её участникам были заданы вопросы:
В о п р о с: Каким фармакологическим свойством обладают ангиопротекторы?
О т в е т:
В о п р о с: Чем обусловлена гиполипидемическая активность производных фиброевой кислоты?
О т в е т:
В о п р о с: Какие витаминные препараты эффективны при атеросклерозе?
О т в е т:
В о п р о с: Чем обусловлено гиполипидемическое действие гемфиброзила?
О т в е т:
В о п р о с: Чем обусловлено применение пентоксифиллина при нарушении мозгового кровообращения?
О т в е т:
В о п р о с: Каков механизм этого действия?
О т в е т:
В о п р о с: Какими ещё свойствами обладает пентоксифиллин помимо эффектов влияния на микроциркуляцию?
О т в е т:
В о п р о с: В каких лекарственных формах выпускают пентоксифиллин?
О т в е т:
ВАРИАНТ ХVI
ЗАДАНИЕ 1
Ответьте на вопросы:
В о п р о с: Какие сосуды кроме коронарных расширяет нитроглицерин?
О т в е т:
В о п р о с: Как влияет нитроглицерин на иннервацию коронарных сосудов?
О т в е т:
В о п р о с: Какое влияние на частоту сердечных сокращений оказывает нитроглицерин?
О т в е т:
В о п р ос : Чем это обусловлено?
О т в е т:
В о п р о с: Каков механизм действия препарата никорандил?
О т в е т:
В о п р о с: Чем обусловлено антиангинальное действие никорандила?
О т в е т:
В о п р о с: Какие фармакологические эффекты β-адреноблокаторов способствуют разгрузке сердца?
О т в е т:
ЗАДАНИЕ 2
В аптеку поступил рецепт:
Rp: Tab. Cavintoni 0,05 № 10
D. S.: По 1 таб. 2 раза в день.
Проведите коррекцию рецепта. Отметьте механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные действия.
Эталон ответа:
Учебно-материальное обеспечение занятия:
-
Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы). -
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры). -
Справочная литература. -
Индивидуальные задания (тесты, ситуационные задачи, варианты заданий для письменной контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
-
Фармакология: учебник / под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 832 с.
2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства/ М.Д. Машковский. - М., 2010. – 1216 с.
3. Харкевич, Д.А. Фармакология: учебник для студентов вузов/Д.А. Харкевич. - М., 2008. – 742 с.
б) дополнительная:
1. Харкевич, Д.А. Фармакология / Д.А. Харкевич. - М., ГЭОТАР-Медиа, 2008.
2. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии с основами фармакотерапии / Под редакцией М.Д. Гаевого и В.И. Петрова. - Ростов-на-Дону, «МарТ», 2010.
3. Государственный реестр лекарственных средств. – М., 2008.
4. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). - М., 2008.
Электронные базы данных:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 29
Тема: «Анальгетики и противовоспалительные средства»
Актуальность темы:
Болевой синдром сопровождает многие заболевания. Длительная и чрезмерно сильная боль может при вести к нарушению жизнедеятельности организма и стать источником опасных для жизни состояний.
Комплексное - противовоспалительное, жаропонижающее, анальгетическое действие, а также гипосенсибилизирующее действие оказывают лекарственные средства из группы ненаркотических анальгетиков. По своему эффекту эта группа существенно отличается от наркотических анальгетиков. Их анальгезирующее действие не сопровождается снотворным эффектом
, не вызывает выраженных явлений эйфории, болезненного пристрастия. Они активны в отношении головной, зубной, мышечной и нервной боли. В отличие от морфина они не проявляют угнетающего действия на дыхательный и кашлевой центры, не оказывают влияния на кишечник.
Воспалительные заболевания имеют широкое распространение. Они сопровождаются повышением температуры и болью, приносящей людям страдания, поэтому будущий провизор должен хорошо знать фармакологическую характеристику противовоспалительным средствам.
Цель занятия:
Сформировать умение у студентов классифицировать анальгетики и противовоспалительные средства, проводить коррекцию выписанных рецептов, оценивать и обосновывать рациональное применение препаратов данных фармакологических групп.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- принцип анальгетического действия наркотических и ненаркотических анальгетиков;
- показания к назначению анальгетиков и противовоспалительных ЛС;
- побочные эффекты наркотических и ненаркотических анальгетиков;
- сравнительную характеристику отдельных препаратов;
- классификацию анальгетиков и противовоспалительных средств;
- основные фармакодинамические свойства ненаркотических анальгетиков и механизмы этих эффектов: противовоспалительное, жаропонижающее, болеутоляющее;
- показания и побочные эффекты, которые могут возникнуть при применении анальгетиков и противовоспалительных ЛС;
- клинику острых отравлений салицилатами и др. НПВС, меры помощи.
Уметь:
- выбрать наиболее эффективный препарат при определенной форме болевого синдрома и воспалении;
- осуществить замену препарата в случае отсутствия его в аптеке;
- выявить несовместимости лекарственных веществ препарата с другими лекарственными средствами.
Владеть:
- умением классифицировать анальгетические и противовоспалительные средства;
- знаниями по рациональному применению ЛС изучаемых групп с учетом особенностей препаратов и индивидуальных особенностей пациента;
- методами получения информации по анальгетическим и противо-воспалительным средствам.
План изучения темы:
-
Прослушать и законспектировать лекцию по теме «Анальгетики и противовоспалительные лекарственные средства». -
Внеаудиторная самоподготовка: теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; выполнение письменной домашней работы. -
Лабораторное занятие по теме.
План лабораторного занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
| 5 мин |
- компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин 15 мин |
| 5 мин |
| 60 мин |
Проверка домашнего задания и конспекта лекций | 15 мин |
| 20 мин |
| 5 мин |
Содержание занятия:
-
Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин). -
Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин) и экспресс - опрос всех студентов по основным вопросам темы (15 мин). -
Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин). -
Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы с использованием наглядных пособий (60 мин). -
Письменное решение ситуационных задач в тетрадях. Оценка выполненной работы. Проверка выполнения домашнего задания, конспекта лекций (15 мин). -
Выполнение студентами письменной итоговой контрольной работы (написание рецептов и фармакологической характеристики ЛС). Проверка контрольной работы (20 мин). -
Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов, проверке внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Выставление оценок. Домашнее задание к следующему занятию (5 мин).
Компьютерное тестирование
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
-
Что такое боль? -
Какое значение имеет боль? -
Какие различают виды боли? -
Что такое энкефалины и эндорфины? -
Какую роль играют энкефалины и эндорфины? -
Как называется противоболевая система? -
Дайте определение наркотическим анальгетикам? -
Какой механизм действия наркотических анальгетиков? -
Какие средства относятся к наркотическим анальгетикам? -
Какие центры угнетает морфин? -
В каких случаях используют морфин? -
Какие недостатки имеет морфин? -
В чем опасность острого отравления морфином? -
Какие средства применяют при отравлении морфином? -
Что такое морфинизм? -
В чем существенное отличие промедола от морфина? -
Какой препарат из наркотических анальгетиков обладает наибольшей анальгезирующей активностью? -
Назвать 3 основных медиатора боли и воспаления? -
Из чего в организме образуется простагландин Е? -
Откуда выделяется гистамин? -
Назвать три стадии воспаления? -
Назовите виды воспаления? -
Что такое ноцицептор? -
Где находится центр терморегуляции? -
Что такое пирогенны? -
Какова природа ревматизма? -
Перечислите виды лихорадки? -
Какие 3 основных эффекта оказывают ненаркотические анальгетики? -
Кислоту ацетилсалициловую принимают до или после еды? -
К какой химической группе относится бутадион? -
Как называется комбинированный препарат бутадиона и амидопирина? -
Назовите комбинированные препараты ацетилсалициловой кислоты? -
Какие нарушения со стороны кроветворения вызывает анальгин? -
Назовите синонимы парацетамола? -
Какой основной эффект у индометацина? -
Какие ненаркотические анальгетики выводят мочевую кислоту? -
Назовите синонимы ортофена? -
К какой химической группе относится пироксикам? -
К какой группе противовоспалительных средств относится