Файл: Пятигорский медикофармацевтический институт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 2972

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Факторы, влияющие на всасывание и действие инсулина

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

Содержание занятия

10. Выписать 50 г мази «Бом-Бенге» («Bom-Benge»). Назначать для втирания в область суставов.

Содержание занятия

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

Содержание занятия:

4 ЛЕКЦИЯ № 4Фармакодинамика. Эффекты ЛС при повторном и совместном применении. Виды фармакотерапии. Побочное действие ЛС.Повторное применение ЛВ. Эффекты, наблюдаемые при повторном приеме ЛВ:Возможные эффекты лекарственных средств: ожидаемая фармакологическая реакция; гиперчувствительность; идиосинкразия; толерантность; тахифилаксия.«МИШЕНИ» ДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ: Рецепторы Ионные каналы Ферменты Транспортные системы Гены ВИДЫ ДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ: Резорбтивное: прямое (первичное, вторичное); рефлекторное. Местное: прямое (первичное, вторичное); рефлекторное. Основное действие Побочное действие Токсическое действие Обратимое действие Необратимое действие Избирательное действие Неизбирательное действие Центральное действие Периферическое действие ВИДЫ РЕЦЕПТОРОВI. Ионотропные рецепторы – рецепторы, сопряженные с ионными каналами: Н-холинорецепторы, ГАМКА-рецепторы, глутаматные рецепторы, глициновые, 5-НТ3-рецепторы.Эффект реализуется через изменение активности ионных каналов (Na+, K+, Cl-, Ca2+ и т.д.). II. Метаботропные рецепторы.1. Рецепторы, взаимодействующие с G-белками (80% всех рецепторов): адренорецепторы, М-холинорецепторы, опиоидные, 5-НТ2,4,5, дофаминовые, гистаминовые.Эффект реализуется через активацию G-белками аденилатциклазы, инозитолфосфатазной системы, ионных каналов.2. Рецепторы, сопряженные с ферментами: рецепторы ферменты (инсулиновые рецепторы, некоторых факторов роста, цитокинов и т.д.).Эффект реализуется, чаще всего, через активацию тирозинкиназы, которая фосфорилирует внутриклеточные белки и изменяет их активность. 3. Рецепторы, регулирующие транскрипцию ДНК (стероидные рецепторы, рецепторы витаминов А и D, рецепторы тиреоидных гормонов).Эффект реализуется через изменение синтеза функционально активных белков.Виды внутренней активности биологически активных веществ (как правило, обладающие аффинитетом к рецепторам): Агонисты: полные и частичные; конкурентные и неконкурентные; Антагонисты (или блокаторы): конкурентные; неконкурентные; Агонисты-антагонисты.ЭФФЕКТЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПОВТОРНОМ ПРИМЕНЕНИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВI. Кумуляция: материальная; функциональная.II. Сенсибилизация.III. Привыкание (толерантность): прямое привыкание; перекрестное привыкание; тахифилаксия; митридатизм.IV. Лекарственная зависимость: опьянение (эйфория); психическая зависимость; физическая зависимость; абстинентный синдром.КОМБИНИРОВАННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЛВ.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.Синергизм: суммирование (аддитивное действие); потенцирование.Антагонизм: прямой функциональный антагонизм; косвенный функциональный антагонизм; физический; химический (антидотизм).ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ1. Фармацевтическое взаимодействие.2. Фармакологическое взаимодействие: фармакокинетическое; фармакодинамическое.Токсическое действие лекарственных средств: Гонадотоксичность; Эмбриотоксическое действие; Тератогенное действие; Фетотоксическое действие; Мутагенное действие; Канцерогенность; Дисбактериоз; Органотропное токсическое действие (гепатотоксичность, нефротоксичность, нейротоксичность и т.д.); Аллергические реакции; Иммунотоксичность.ТИПЫ АЛЛЕРГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ Немедленный тип аллергической реакции (анафилаксия) (IgE – антитела связываются с гаптенами, дегрануляция тучных клеток и выделение гистамина). Цитолитический тип реакции (IgG и IgM – антитела взаимодействуют с гаптеном и вызывают лизис эритроцитов и других элементов крови). Иммунокомплексный тип реакций (IgE взаимодействует с гаптеном и повреждают эндотелий сосудов и развивается сывороточная болезнь – крапивница, артрит, лихорадка, зуд, лимфоаденопатия). Замедленный тип аллергической реакции (вовлечены клеточные механизмы иммунитета – развивается контактный дерматит). ВИДЫ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ТЕРАПИИ1. Фармакопрофилактика.2. Фармакотерапия (лекарственная терапия): этиотропная (каузальная) терапия; патогенетическая терапия; заместительная терапия; симптоматическая терапия; генотерапия.ХРОНОФАРМАКОЛОГИЯХронофармакокинетика - ритмическое изменение фармакокинетики препаратов.Хроностезия - ритмическое изменение чувствительности и реактивности организма к лекарственному веществу в течение суток.Хронергия – совокупное влияние хронокинетики и хроностезии на величину фармакологического эффекта.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЕБАНИЙ БИОЛОГИЧЕСКИХ РИТМОВ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОБОЧНЫХ ЭФФЕКТОВ ЛС:1. Связанные с фарм. свойствами: нейротоксичность, нефротоксичность, гепатотоксичность, панкреотоксичность, ульцерогенность, дисбактериоз, кардиотоксичность, гематотоксичность, ототоксичность, поражение дыхательной системы, поражение кожи, поражение эндокринной системы.2. Аллергические реакции (АР). Типы и виды АР. 3. Изменение иммунобиологических свойств организма.4. Синдром отмены.5. Нежелательное действие ЛС на плод: мутагенное, эмбриотоксическое, тератогенное, фетотоксическое.6. Атипичные реакции на лекарственные вещества при наследственных энзимопатиях. Идиосинкразия.7. Канцерогенное действие ЛС. 2 5 ЛЕКЦИЯ № 5Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию.НЕЙРОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА. КЛАССИФИКАЦИЯ ЛС. Влияющие на периферическую нервную систему II. Влияющие на ЦНС. Средства, влияющие на периферическую нервную систему 1. Влияющие на афферентную иннервацию. 2. Влияющие на эфферентную иннервациюI. Влияющие на периферическую нервную систему1. Влияющие на афферентную иннервацию (АИ)А) Средства, угнетающие афферентную иннервацию;Б) Средства, стимулирующие окончания афферентных нервов. Средства, влияющие на АИ А) Угнетающие АИ: обволакивающие; смягчающие; вяжущие; адсорбирующие; анестезирующие. Б) Стимулирующие АИ: раздражающие средства; средства преимущественно рефлекторного механизма действия.А) Угнетающие АИ. ОБВОЛАКИВАЮЩИЕ И СМЯГЧАЮЩИЕ СРЕДСТВА.Слизь из крахмала (картофеля, риса, кукурузы, пшеницы). Слизь из семян льна. Растительные масла (оливковое, кукурузное, персиковое). Жироподобные вещества (ланолин, вазелин).Антациды (сукралфат, гевискон, альмагель, фосфалюгель).МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Образуют с водой коллоидные растворы (гели). Защищают чувствительные нервные окончания (болевые). Препятствуют действию на них раздражающих веществ.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Воспалительные процессы в ЖКТ. Профилактика раздражающего действия некоторых ЛС.Вяжущие средства: а) Органические - танин, отвар коры дуба, настои и отвары - зверобоя, шалфея, ромашки, кровохлебки, черники, черемухи;б) Неорганические анузол, цинка окись, квасцы (алюминиево-калиевые, жженые), серебра нитрат, протаргол.МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Денатурируют белки слизи или раневого экссудата. Образуют плёнку. Защищают чувствительные нервные окончания от раздражающих веществ. Уменьшают чувство боли. Местно сужают сосуды. Снижают проницаемость сосудов. Уменьшают экссудацию. Уменьшают воспаление.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Воспалительные процессы кожи слизистых ЖКТ:ожоги, язвы, трещины, пролежни.АДСОРБИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА: уголь активированный, смектит диоктаэдрический, тальк, полифепан.МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Защищают чувствительные нервные окончания кожи и слизистых оболочек от раздражения, адсорбируют на своей поверхности химические, токсические вещества, газы.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ: отравления, диспепсия, метеоризм, диарея.ПЛЁНКООБРАЗУЮЩИЕ СРЕДСТВА: а) медицинские клеи: клеол, БФ-6; б) препараты смол: фурапласт; в) препараты на основе коллагена - «облекол»: плёнка коллагеновая.МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. При нанесении на поврежденные участки кожи образуют эластичную плёнку, защищающую раневую поверхность.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. Воспалительные процессы кожи, ссадины, трещины, порезы, небольшие послеоперационные раны, пролежни, ожоги, дерматиты.Б) Средства, стимулирующие АИ. Раздражающие средства. Средства преимущественно рефлекторного механизма действия. Раздражающие средства: горчичники, скипидар, плоды перца стручкового (пластырь перцовый, настойка перца стручкового, никофлекс), ментол (ментоловое масло, меновазин, валидол, эфкамон), раствор аммиака (нашатырный спирт). Препараты на основе пчелиного и змеиного яда (апизартрон, випросал). Финалгон. Они содержат БАВ. Горчичники → гликозид синигрин фермент мирозин; образуется аллилизотиоцианат. Скипидар → α-пинен; Перец горький → гликозид капсаицин.Масло мяты перечной → ментол (спирт терпенового ряда).МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. - Вызывают деполяризацию чувствительных нервных окончаний. Оказывают местное раздражающее действие. Улучшают кровообращение. Улучшают трофику тканей. Уменьшают чувство боли. Бронхит. Пневмония. Травмы мышц. Эндартериит.ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ. НЕВРАЛГИЯ, АРТРИТ, РАДИКУЛИТ, ИОЗИТ, ЛЮМБАГО.2. СРЕДСТВА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО РЕФЛЕКТОРНОГО МЕХАНИЗМА ДЕЙСТВИЯ. Горечи (одуванчик и др.). Жёлчегонные (аллохол и др.). Слабительные (сенаде и др.). Отхаркивающие (термопсис и др.). Рвотные (меди сульфат).МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ. Раздражают чувствительные рецепторы слизистых дыхательных путей и ЖКТ, что рефлекторно приводит к стимуляции нервных центров и соответствующих органов. 2 6 ЛЕКЦИЯ № 6Классификация вегетотропных лекарственных средств. М-холиномиметики. М, Н-холиномиметики, Н-холиномиметики. Центральные нейротропные средства (ЛС, действующие на ЦНС). 2. Средства, действующие на периферическую НС.а) ЛС, влияющие на афферентную иннервацию; б) ЛС, влияющие на эфферентную иннервацию (синаптотропные средства) ЛС, влияющие на холинергические синапсы. ЛС, влияющие на адренергические синапсы. Средства, влияющие на холинергические синапсы. Холиномиметики. 2. Холинолитики (холиноблокаторы). Холиномиметики (агонисты) воспроизводят эффекты активации ПНС. Холинолитики (антагонисты) блокируют эффекты активации ПНС. Почему средства называются синаптотропные? Потому что их биофазой (мишенью) является синапс (место локализации действия).СИНАПС – место передачи нервного импульса с нерва на нерв или с нерва на исполни- тельный орган с помощью химического посредника – медиатора.СТРОЕНИЕ СИНАПСА: пресинаптическая мембрана аксона; постсинаптическая мембрана (нервная клетка или клетка рабочего органа); между ними синаптическая щель 20 - 40 нм.Основные медиаторы: эфферентной нервной системы – ацетилхолин (Ац/Х); норадреналин (Н/А).Функционально химическая передача нервного импульса в синапсе осуществляется в несколько этапов: (на примере холинергического синапса); синтез Ац/х в цитоплазме аксона из ацетил-КоА и холина при участии фермента холинацетилтрансферазы; депонирование медиатора в везикулах (синаптических пузырьках). В каждом пузырьке депонируется от 1000 до 50.000 молекул Ац/х, связанного с АТФ и нейропептидами. Ац/х выделяется при деполяризации в синапс квантами.Нервный импульс. Вызывает деполяризацию пресинаптической мембраны. Открывает потенциалозависимые Са+2 – каналы. Увеличивает концентрацию. Са+2 в цитоплазме холинергического нерва. Происходит слияние мембраны везикул с пресинаптической мембраной. Происходит экзоцитоз (выброс Ац/х).А что же в синапсе? Часть Ац/х взаимодействует с М- и Н-холинорецепторами. 2. Часть Ац/х метаболизируется ацетилхолинэстеразой до холина и уксусной кислоты. 3. 50% холина захватывается пресинаптической мембраной (нейрональный захват). 4. Уксусная кислота окисляется в цикле трикарбоновых кислот (Кребса); восстановление исходного состояния рецептора; медиаторные циторецепторы прямо регулируют проницаемость ионных каналов; посредством G-белков открывают ионные каналы; изменяют активность мембрано-связанных ферментов (аденилатциклазы и фосфолипаз); ферменты катализируют синтез вторичных клеточных мессенджеров (цАМФ, инозитолтрифосфата, диацилглицерола).Нервное волокно, синтезирующее и высвобождающее ацетилхолин – называется холинергическим. Синапс, в котором высвобождается ацетилхолин, называется холинергическим. Рецептор, на который действует ацетилхолин, называется холинергическим.Холинорецепторы делятся на М- и Н-холинорецепторы.Эфферентные соматические нервы: выходят из ствола головного мозга (черепно-мозговые); из передних рогов спинного мозга (спинно - мозговые); идут непрерывно до скелетных мышц; выделяют медиатор Ац/х; Ац/х возбуждает Н-холинорецепторы скелетных мышц.ЭФФЕРЕНТНЫЕ ВЕГЕТАТИВНЫЕ НЕРВЫ: иннервируют внутренние органы: прерываются в ганглии; состоят из преганглионарного и постганглионарного нервного волокна; делятся на парасимпатические (ПНС) и симпатические (СНС).Особенности ПН: длинное преганглионарное волокно; короткое постганглионарное волокно; ганглии находятся в рабочем органе или вблизи него.ПС нервы выходят из: а) среднего мозга; б) продолговатого мозга; в) нижних сегментов поясничного отдела; г) крестцового отдела; в ганглии и синапсе ПНС выделяется Ац/х.ЛОКАЛИЗАЦИЯ ХОЛИНОРЕЦЕПТОРОВ. М-холинорецепторы (М1, М2, М3, М4, М5) - чувствительны к мускарину; в ЦНС: лимбическая система, гипоталамус, ретикулярная формация; в рабочих органах у окончаний постганглионарных волокон ПНС; в потовых железах (постганглионарные симпатические холинергические волокна).2. Н-холинорецепторы (чувствительны к никотину): а) Нн – холинорецепторы: в ганглиях ПНС; в ганглиях СНС; мозговой слой надпочечников; каротидный клубочек; в ЦНС; б) Нм – холинорецепторы: в скелетных мышцах; освобождение медиатора; в синаптическую щель (Na+, Са2+ - зависимое из 300-2000 синаптических пузырьков); взаимодействие медиатора с рецепторами постсинаптичес-кой мембраны.Содержание Ац/х в синапсе снижается при: параличах; миастении; атонии кишечника; глаукоме; парезе мочевого пузыря; деменции.Стимуляция холинергической передачи может быть достигнута: 1. Прямой стимуляцией постсинаптических холинорецепторов агонистами. 2. Подавлением гидролиза Ац/х в синаптической щели. 3. Увеличением выделения Ац/х из пресинаптической мембраны.КЛАССИФИКАЦИЯ И НОМЕНКЛАТУРАХОЛИНОМИМЕТИКОВ1. М- холиномиметики: Пилокарпина гидрохлорид (пилокар). Комбинированные препараты: Фотил (пилокарпин + тимолол).2. Н- холиномиметики: Никотин; Цитизин (табекс); Никоретте; Никотинел.3. ЛС, повышающие выделение Ац/х: Цисаприд (координакс, перистил).4. М-, Н- холиномиметики: А) прямого действия: Ацетилхолин-хлорид; Б) непрямого действия: (антихолинэстеразные).ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕПАРАТОВ: ПИЛОКАРПИН: алкалоид пилокарпуса перистолистного; сужает зрачок; снижает ВГД; применяется при глаукоме; вызывает спазм аккомодации. Глаукома – заболевание глаза, проявляется ↑ ВГД. Для лечения применяют:ЛС, увеличивающие отток внутриглазной жидкости (водянистой влаги). ЛС, уменьшающие продукцию внутриглазной жидкости.1   ...   116   117   118   119   120   121   122   123   ...   144

Геморрагии.



Освоить:

- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.

Знать:

- классификацию лекарственных средств, применяемых при заболеваниях органов системы пищеварения;

- механизмы действия, эффекты лекарственных средств, применяемых при нарушении функций системы пищеварения;

- принципы действия препаратов, влияющих на аппетит; рвотных и противорвотных средств;

- принципы действия средств, повышающих и понижающих секрецию желез желудка, а также средств заместительной терапии;

- рациональное применение лекарственных средств, регулирующих пищеварение (с учетом времени приема пищи);

- сравнительную характеристику по скорости и интенсивности действия отдельных лекарственных средств;

- побочные эффекты, показания и противопоказания к применению ЛС, регулирующих функции органов системы пищеварения.

Уметь:

- обосновывать рациональное применение средств, регулирующих пищеварение, с учетом фармакокинетических и фармакодинамических особенностей ЛС;

- проводить необходимую коррекцию фармакотерапии средствами, используемыми в гастроэнтерологии (регулирование режима дозировки с учетом степени и продолжительности эффектов ЛС, приема пищи);

- квалифицированно решать вопрос о замене одного лекарственного средства другим, дать рекомендации врачу по вопросу комбинирования ЛС и новых поступлениях лекарственных препаратов;

- выписывать рецепты на основные лекарственные формы средств, регулирующих функции органов системы пищеварения.

Владеть:

- навыками сбора и анализа информации ЛС по теме занятия;

- умением классифицировать ЛС изучаемых групп;

- знаниями по рациональному применению ЛС данных подгрупп;

- умением написания и коррекции рецептов;

- умение замены одного препарата на другой при его отсутствии.

План изучения темы:

1. Лекция по теме «Лекарственные средства, влияющие на аппетит. Рвотные и противорвотные ЛС. Средства, влияющие на кислотность желудка. Гастропротекторы. Гепатотропные лекарственные средства. Ферментные и антиферментные средства».

2. Внеаудиторная самоподготовка

2.1. Теоретическая подготовка по теме занятия с использованием материала лекции ««Лекарственные средства, влияющие на аппетит. Рвотные и противорвотные ЛС. Средства, влияющие на кислотность желудка. Гастропротекторы. Гепатотропные лекарственные средства. Ферментные и антиферментные средства», учебника, справочной литературы, электронных ресурсов.


2.2. Письменное выполнение в тетради задания для внеаудиторной работы (фармакологическое описание предлагаемых лекарственных средств по схеме).

3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:

(продолжительность занятия – 2 акад. часа)

  1. Вступительное слово преподавателя

5 мин

  1. Выяснение исходного уровня знаний:

- компьютерное тестирование

- экспресс-опрос


10 мин

10 мин

  1. Разбор теоретических вопросов темы

  2. Решение индивидуальных заданий (решение ситуационных задач)

30 мин

10 мин

  1. Проверка домашнего задания и конспекта лекций (рецептура, характеристика препаратов).

Итоговая контрольная работа по ЛС


5 мин

6. Проверка и анализ письменной контрольной работы

15 мин

7. Итоговое обсуждение, выставление оценок

5 мин

Содержание занятия:


  1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию.

  2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование и экспресс-опрос всех студентов по узловым вопросам темы.

  3. Анализ результатов исходного уровня знаний.

  4. Разбор теоретических вопросов темы в форме собеседования с использованием наглядных пособий.

  5. Письменное решение ситуационных задач в тетради для аудиторных контрольных работ.

  6. Выполнение студентами письменной контрольной работы по ЛС (студент должен выписать рецепт на предлагаемое ЛС, указать его фармакологическую группу, механизм действия, показания и противопоказания к применению, возможные нежелательные побочные действия). Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (домашнего задания) студентов и лекционного материала проводится в момент написания контрольной работы.

  7. Проверка и анализ письменной контрольной работы.

  8. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, и указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены в домашнем задании и в ответах у доски и озвучивает тему следующего занятия. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов.

Вопросы для контроля исходного уровня знаний

Компьютерное тестирование

Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):

1. Какие органы относятся к системе пищеварения?

2. Перечислить отделы ЖКТ?

3. Назовите основные функции ЖКТ?

4. Назовите ферменты ротовой полости?

5. Какой основной фермент желудка?

6. Какое значение рН в ротовой полости?

7. рН в желудке во время приема пищи?

8. Как называется состояние полной атрофии секреторных желез желудка?

9. Основное назначение пепсина?

10. рН в 12-перстной кишке?

11. В каком отделе ЖКТ всасывается большинство ЛС?

12. Как влияет Vagus на секрецию ЖКТ?........................., на перистальтику ЖКТ?............................

13. Какие нервы тормозят функции ЖКТ?

14. Как влияет на секрецию соляной кислоты гистамин?

15. Что такое анорексия?

16. Что такое булимия?

17. Что такое метеоризм?

18. Что такое диарея?


19. Что такое обстипация, констипация?

20. Механизм действия горечей?

21. Как горечи изменяют аппетит?..........................., содержание HCl в желудке?...................................

22. Из чего получают плантаглюцид?

23. Как влияют на аппетит дезопимон, фенфлурамин?

24. Что такое гипосекреторный гастрит?

25. Какие показания к применению пепсина, ацидин-пепсина, желудочного сока?

26. К какой группе относится пирензепин? (гастроцепин)?

27. Что такое ульцерогенное действие?

28. Какие рецепторы блокирует циметидин?

29. Чем заменить циметидин?

30. Продолжительность действия циметидина?

31. Синонимы омепразола?

32. Назовите синонимы фамотидина?

33. Механизм действия омепразола?

34. Назовите всасывающиеся антациды?

35. Что входит в состав альмагеля?

36. Чем заменить альмагель?

37. Как называются средства, защищающие слизистую оболочку ЖКТ и способствующие ее регенерации?

38. Синоним сукралфата?

39. Какие бактерии способствуют развитию язвы желудка?

40. Основной эффект апоморфина?

41. Показания к назначению метоклопрамида?

42. Синоним метоклопрамида?

43. Какие рецепторы в ЦНС блокирует домперидон?
Основные вопросы темы:

  1. Анатомо-физиологические особенности системы пищеварения.

  2. Понятие о видах расстройств функций органов системы пищеварения:

а) нарушение центральной регуляции аппетита;

б) нарушение секреторной функции желудка;

в) нарушение двигательной функции желудка;

г) нарушение желчеобразования и желчеотделения;

д) нарушение экскреторной функции поджелудочной железы;

е) нарушение двигательной функции кишечника.

3. Понятия об основных заболеваниях системы пищеварения. Основные симптомы, характеризующие патологические расстройства функций системы пищеварения: боль, рвота, тошнота, изжога, анорексия, булимия, метеоризм, диарея, запор и др.

4. Классификация ЛС, применяемых при нарушении функций органов системы пищеварения:

А) Лекарственные средства, влияющие на аппетит:

а) повышающие аппетит (карминативные):

- горечи – корень одуванчика, лист трифоли, полынь горькая, настойка горькая, плантаглюцид и др.;

- содержащие эфирные масла – алталекс, персен.

Механизм действия (рефлекторный). Показания и противопоказания к применению.

б) понижающие аппетит (анорексигенные):

- стимулирующие норадренергическую передачу в ЦНС: фенилпропаноламин, дезопимон;

- стимулирующие серотонинергическую передачу в ЦНС: флуоксетин (прозак);


- стимулирующие норадренергическую и серотонинергическую передачу в ЦНС: сибутрамин (меридиа, редуксин).

Б) Рвотные средства:

а) рвотные средства:

- центрального действия: апоморфин;

- периферического действия: трава термопсиса, трава баранца, препараты меди, цинка. Механизм их действия. Показания к применению.

В) Противорвотные средства:

а) средства, угнетающие ЦНС:

- седативные (валериана);

- снотворные (фенобарбитал);

- нейролептики: тиэтилперазин (торекан), перфеназин (этаперазин);

б) М-холиноблокаторы: (скополамин, аэрон);

в) блокаторы центральных Н1-рецепторов гистамина: дифенгидрамин (димедрол), циннаризин (стугерон), дименгидринат (драмина), меклозин;

г) блокаторы Д2- рецепторов дофамина: метоклопрамид (церукал), домперидон (мотилиум), итоприд (ганатон);

д) блокаторы 5-НТ3-серотониновых рецепторов: трописетрон (навобан), ондансетрон (зофран), гранизетрон (китрил).

Механизмы действия. Показания к применению. Побочные эффекты.

5. Понятие о прокинетиках:

метоклопрамид (церукал), домперидон (мотилиум).

А) Средства, влияющие на кислотность желудка:

а) средства, повышающие кислотность желудка:

- диагностические средства: кофеин, пентагастрин;

- стимуляторы желудочной секреции: горечи (трава золототысячника, трава полыни горькой, сок подорожника, плантаглюцид, настойка горькая, корень одуванчика, лист трифоли, корневище аира, аппетитный сбор), лимонтар, цитохром С;

- средства заместительной терапии: сок желудочный натуральный, кислота хлористоводородная разведенная, пепсин, ацидин-пепсин, абомин, пепсидил.

б) средства, снижающие кислотность желудка:

- М-холиноблокаторы: атропин, платифиллин, пирензепин;

- блокаторы Н2-гистаминовых рецепторов: ранитидин (гистак, зантак), фамотидин (ульфамид, квамател), низатидин (аксид), роксатидин (роксан);

- ингибиторы протонового насоса: омепразол (омез, омепрол, лосек), лансопразол (ланзап), пантопразол (контролок), рабепразол (париет), эзомепразол (нексиум);

в) средства, связывающие свободную соляную кислоту (антацидные средства):

- всасывающиеся: натрия гидрокарбонат, кальция карбонат;

- невсасывающиеся: алюминия гидроокись, альмагель, алюминия фосфат (фосфалюгель), маалокс, гастал, сукралфат (вентер, алсукрал), висмута трикалия дицитрат (де-нол), магния окись, магния карбонат, висмута нитрат основной