ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2880
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- особенности использования слабительных средств;
- классификацию и особенности действия антидиарейных средств;
- особенности применения лекарственных средств, восстанавливающих нормальную микрофлору кишечника (эубиотических средств);
- рациональное применение средств, регулирующих пищеварение (с учетом времени приема пищи);
- сравнительную характеристику по скорости и интенсивности действия отдельных средств;
- побочное действие, показания и противопоказания к применению средств, регулирующих функции органов системы пищеварения.
Уметь:
- обосновывать рациональное применение средств, регулирующих пищеварение;
- проводить необходимую коррекцию рационального применения средств, используемых в гастроэнтерологии (регулирование режима приема и дозировки с учетом степени и продолжительности эффектов ЛС, приема пищи);
- контролировать взаимодействия между препаратами в назначенном больному комплексе;
- квалифицированно решать вопрос о замене одного лекарственного средства другим;
- выписывать рецепты на основные лекарственные формы средств, регулирующих функции органов системы пищеварения.
Владеть:
- навыками сбора и анализа информации ЛС по теме занятия;
- умением классифицировать ЛС изучаемых групп;
- знаниями по рациональному применению ЛС данных подгрупп;
- умением написания и коррекции рецептов;
- умением замены одного препарата на другой при его отсутствии.
План изучения темы:
1. Лекция по теме «Слабительные лекарственные средства. Антидиарейные средства. Лекарственные средства, восстанавливающие нормальную микрофлору кишечника».
2. Внеаудиторная самоподготовка
2.1. Теоретическая подготовка по теме занятия с использованием материала лекции «Слабительные лекарственные средства. Антидиарейные средства. Лекарственные средства, восстанавливающие нормальную микрофлору кишечника», учебника, справочной литературы, электронных ресурсов.
2.2. Письменное выполнение в тетради задания для внеаудиторной работы (фармакологическое описание предлагаемых лекарственных средств по схеме).
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 2 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя |
|
2. Выяснение исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин
|
3. Разбор теоретических вопросов темы 4. Решение индивидуальных заданий (решение ситуационных задач) | 30 мин
|
5. Итоговая контрольная работа по ЛС Проверка домашнего задания и конспекта лекций (рецептура, характеристика препаратов) | 5 мин |
6. Проверка и анализ письменной контрольной работы | 15 мин |
7. Итоговое обсуждение, выставление оценок | 5 мин |
Содержание занятия:
-
Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию. -
Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование и экспресс-опрос всех студентов по узловым вопросам темы.
Анализ результатов выяснения исходного уровня знаний.
-
Разбор теоретических вопросов темы в форме собеседования с использованием наглядных пособий. -
Письменное решение ситуационных задач в тетради для аудиторных контрольных работ. -
Выполнение студентами письменной контрольной работы по ЛС (в тетради для аудиторных контрольных работ студент должен выписать рецепты на предлагаемые ЛС, указать их фармакологическую группу, механизм действия, показания и противопоказания к применению, возможные нежелательные побочные действия). Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (домашнего задания) студентов и лекционного материала проводится в момент написания контрольной работы. -
Проверка и анализ письменной контрольной работы. -
Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, и указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены в домашнем задании и в ответах у доски и озвучивает тему следующего занятия. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов.
Контроль исходного уровня знаний
Компьютерное тестирование
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
-
Как называются запоры, связанные с нарушением тонуса кишечника? -
Какие показания к назначению слабительных средств? -
Какие биологически активные вещества содержатся в сенне, крушине, ревене? -
Из чего получают ламинарид? -
Какое действующее вещество образуется в кишечнике при расщеплении касторового масла? -
Какой механизм действия касторового масла? -
Какая группа слабительных средств стимулирует моторику всего кишечника? -
К какой подгруппе слабительных средств относится магния сульфат? -
Какой механизм действия магния сульфата? макроголя? лактулозы? -
Чем по химической структуре является лактулоза? -
Какие синонимы лактулозы? -
К какой группе средств относится макроголь? -
Синоним макроголя? -
Какое слабительное средство оказывает гипоазотемическое действие? -
Какое слабительное средство оказывает пребиотический эффект? -
Какие группы средств применяются при диарее? -
К какой группе относится лоперамид? -
Синонимы лоперамида? -
Какие запирательные средства являются основными при бактериальной диарее? -
К какой подгруппе антидиарейных средств относятся уголь активированный, полифепан? -
МНН смектита диоктаэдрического? -
Состав лактофильтрума? -
Какие средства назначаются при дисбактериозе? -
К какой подгруппе эубиотиков относится бифиформ? -
К какой подгруппе относится симетикон? -
Синонимы симетикона?
Основные вопросы темы:
-
Анатомия и физиология системы пищеварения (обратить внимание на функции и патологию кишечника).
2. СЛАБИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. Классификация:
-
по механизму действия:
- вызывающие химическое раздражение рецепторов кишечника: растительные препараты, содержащие антрагликозиды - ревень, крушина, сенна, жостер, сенаде, регулакс; синтетические - бисакодил (дульколакс), натрия пикосульфат (гутталакс); касторовое масло;
- вызывающие физическое (механическое) раздражение рецепторов кишечника: осмотические - магния сульфат, макроголь (форлакс), лактулоза (лактусан, дюфалак); ламинарид, мукофальк, метилцеллюлоза;
- способствующие размягчению и продвижению содержимого кишечника – растительные масла (оливковое, миндальное, подсолнечное); вазелиновое масло (жидкий парафин), глицерол (свечи с глицерином), семя льна.
Классификация слабительных средств по силе эффекта и локализации эффекта.
3. АНТИДИАРЕЙНЫЕ СРЕДСТВА
-
обстипационные (запирательные): лоперамид (имодиум), нуфеноксол; -
вяжущие: зверобой, черника, танин, шалфей; -
обволакивающие: слизь из семян льна, крахмальная слизь; -
адсорбирующие: уголь активированный, смектит диоктаэдрический, полифепан, лактофильтрум; -
антибактериальные: антибиотики – левомицетин, тетрациклины, полимиксины, рифаксимин и др.; нитрофураны – фуразолидон, нифуроксазид (эрсефурил); сульфаниламиды – сульгин, фталазол; противогрибковые – флуконазол, фторхинолоны, противопротозойные средства; -
ферментные препараты: панкреатин, креон, мезим; -
эубиотические средства: пре- и пробиотики; -
спазмолитики: дротаверин, мебеверин.
4. ЛС, ВОССТАНАВЛИВАЮЩИЕ НОРМАЛЬНУЮ МИКРОФЛОРУ КИШЕЧНИКА
-
пробиотики: бифидосодержащие (бифидумбактерии бифидум) - бифидумбактерин, бифиформ, бифилиз, пробифор, бифидумбактерин форте, примадофилус бифидус; лактосодержащие – лактобактерин сухой, ацилакт, аципол, гастрофарм, флорин форте, линекс, нормофлорины Б1, Д, Л; колисодержащие – колибактерин, бификол; из непатогенных представителей рода Bacillus – бактисубтил, биоспорин, споробактерин, энтерол, хилак форте; -
пребиотики: лактулоза (нормазе), лизоцим; -
синбиотики: биовестин-лакто, бифидо-бак, ламинолакт, нормобакт, максилак.
5. УМЕНЬШАЮЩИЕ ГАЗООБРАЗОВАНИЕ В КИШЕЧНИКЕ
-
пеногасители: семена укропа, тмина, фенхеля, симетикон (симекон, саб-симплекс, эспумизан), плантекс, цветки ромашки.
6. Классификация ЛС, фармакологическая характеристика, механизмы действия лекарственных средств, сравнительная характеристика фармакокинетических показателей ЛС, показания и противопоказания к применению, побочное действие, формы выпуска.
Самостоятельная работа:
Проводится путем письменного решения индивидуального задания (ситуационной задачи) с последующим устным обсуждением.
Задание № 1
Объясните механизм действия сеннозидов, расположив приведенные ниже утверждения в логической последовательности.
-
Повышение перистальтики кишечника на всем его протяжении. -
Расщепление микрофлорой толстого кишечника до активных метаболитов. -
Стимуляция хеморецепторов слизистой оболочки толстого отдела кишечника.
Задание № 2
Объясните механизм действия касторового масла, расположив приведенные ниже утверждения в логической последовательности.
-
Повышение перистальтики кишечника на всем его протяжении. -
Стимуляция хеморецепторов слизистой оболочки кишечника. -
Расщепление в двенадцатиперстной кишке с образованием рициноловой кислоты.
Задание № 3
Заполните таблицу, указав в соответствующем месте знаком «+» начало послабляющего действия приведенных слабительных средств.
Лекарственное средство | Время начала эффекта | ||
2 – 6 ч. | 6 – 8 ч. | 8 – 12 ч. | |
Касторовое масло | | | |
Вазелиновое масло | | | |
Сенаде | | | |
Магния сульфат | | | |
Лактулоза | | | |
Корень ревеня | | | |
Бисакодил | | | |
Задание № 4
Больной 23 лет проводилась длительная антибиотикотерапия, в результате чего у неё развился кишечный дисбактериоз.
Разделите предложенные препараты по фармакологическим группам.