ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2868
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Д. Вызывают запор
-
К пребиотикам относятся
А. Бактисубтил
Б. Энтерол
В. Бификол
Г. Лизоцим
Д. Лактулоза
-
Эубиотики, содержащие лактобактерии
А. Пробифор
Б. Бифиформ
В. Бактисубтил
Г. Лактобактерин
Д. Лактофильтрум
-
ЛС, уменьшающие метеоризм
А. Дротаверин
Б. Симетикон
В. Магния сульфат
Г. Лоперамид
Д. Плантекс
-
Лактулоза
А. Вызывает гиперкалиемию
Б. Вызывает аллергию
В. Снижает образование и всасывание аммиака
Г. Улучшает психическое состояние
Д. Увеличивает размножение сальмонелл
-
При бактериальной диарее применяются
А. Нитрофураны
Б. Антрагликозиды
В. Вазелиновое масло
Г. Смектит диоктаэдрический
Д. Настой травы сенны
-
Механизмы действия антидиарейных средств
А. Снижают моторику кишечника
Б. Улучшают физико-химические свойства химуса
В. Повышают тонус кишечника
Г. Угнетают опиоидные рецепторы кишечника
Д. Увеличивают выделение ацетилхолина
-
Эубиотики, содержащие колибактерии
А. Хилак форте
Б. Бификол
В. Колибактерин
Г. Бифилиз
Д. Линекс
-
Локализация слабительного действия растительных масел
А. Все отделы кишечника
Б. Тонкий кишечник
В. Толстый кишечник
Г. Прямая кишка
Д. Ободочная кишка
-
Отметить основной эффект препаратов сены
А. Послабляющий
Б. Слабительный
В. Проносный
Г. Желчегонный
Д. Запирательный
ОТВЕТЫ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ
ОТВЕТЫ К СИТУАЦИОННЫМ ЗАДАЧАМ
(в методических указаниях для студентов)
Итоговая контрольная работа (рецептура и характеристика препаратов):
МАГНИЯ СУЛЬФАТ РЕГУЛАКС АЦИЛАКТ
ЛАКТУЛОЗА ЭНТЕРОЛ БАКТИСУБТИЛ
СЕНАДЕ ГАСТРОФАРМ СИМЕТИКОН
ГУТТАЛАКС ЛОПЕРАМИД УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ
ХИЛАК-ФОРТЕ БИСАКОДИЛ СМЕКТИТ ДИОКТАЭДРИЧЕСКИЙ
БИФИДУМБАКТЕРИН ЛАКТОФИЛЬТРУМ МАКРОГОЛЬ
ПОЛИФЕПАН
Учебно-материальное обеспечение занятия:
-
Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы); -
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры); -
Справочная литература; -
Индивидуальные задания (тесты для компьютерного тестирования, ситуационные задачи для самостоятельной работы, варианты заданий для письменной итоговой контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008, С. 133-136; 555-559;
2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 16 изд., 2010, С. 160; 317-322; 343-345; 516-525; 651-653; 657-658; 746-748.
б) дополнительная:
1. Харкевич Д.А. Фармакология. М., ГЭОТАР-Медиа, 2008.
2. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии с основами фармакотерапии. Под редакцией М.Д. Гаевого и В.И. Петрова. Ростов-на-Дону, «МарТ», 2010.
3. Государственный реестр лекарственных средств, 2000.
4. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). М., 2008.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 42
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ:
«СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФУНКЦИИ ПИЩЕВАРЕНИЯ»
Актуальность темы:
Отмечается рост заболеваний органов системы пищеварения, связанный с нарушением режима и качества питания, гиподинамией, вредными привычками. Среди них выделяются гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, холециститы, гепатиты, панкреатиты, острые и хронические энтероколиты, синдром раздраженного кишечника, как у взрослых, так и у детей.
Довольно часто больные с этими проблемами обращаются непосредственно в аптеку, где имеется большой ассортимент средств для коррекции симптомов и лечения патологии органов системы пищеварения. Это требует от провизора четкой ориентации в номенклатуре ЛС, понимания механизмов действия, особенностей рационального применения и возможного отрицательного влияния препаратов на организм больного, так как многие лекарственные средства, влияющие на функции органов системы пищеварения, отпускаются без рецептов.
Цель занятия:
Проверить знания и умения студентов классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаме-
няемости препаратов из одной группы, а также умение оценить взаимодействие средств и обосновать их рациональное применение для обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии, умение правильно выписывать рецепты на препараты, применяемые при заболеваниях органов системы пищеварения.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию и особенности использования ЛС, применяемых при заболеваниях органов системы пищеварения;
- механизмы действия, эффекты ЛС, применяемых при нарушениях функций системы пищеварения;
- сравнительную характеристику ЛС по скорости и силе действия;
- побочные эффекты, показания и противопоказания к применению средств, используемых при заболеваниях органов системы пищеварения.
Уметь:
- обосновывать рациональное применение ЛС, используемых при нарушениях функций системы пищеварения;
- проводить необходимую коррекцию в назначении средств, влияющих на функции органов системы пищеварения;
- квалифицированно решать вопрос о замене одного лекарственного средства другим;
- выписывать рецепты на основные лекарственные формы средств, применяемых при нарушениях функций системы пищеварения.
Владеть:
- навыками сбора и анализа информации ЛС по теме занятия;
- умением классифицировать ЛС изучаемых групп;
- знаниями по рациональному применению ЛС данных подгрупп;
- умением написания и коррекции рецептов;
- умением замены одного препарата на другой при его отсутствии.
План подготовки к итоговому занятию:
-
Повторение материала по темам «Лекарственные средства, влияющие на аппетит. Рвотные и противорвотные ЛС. Средства, влияющие на кислотность желудка. Гастропротекторы. Ферментные и антиферментные средства. Гепатотропные лекарственные средства. Слабительные лекарственные средства. Антидиарейные средства. Лекарственные средства, восстанавливающие нормальную микрофлору кишечника», используя лекционный материал, учебник, справочную литературу, электронные ресурсы. -
Повторение фармакологической характеристики ЛС, описанных в тетради при подготовке к занятиям №№ 5-7.
План изучения темы:
-
Лекции по темам: «Лекарственные средства, влияющие на аппетит. Рвотные и противорвотные средства. Средства, влияющие на кислотность желудка. Гастропротекторы. Ферментные и антиферментные средства. Гепатотропные лекарственные средства. Слабительные лекарственные средства. Антидиарейные средства. Лекарственные средства, восстанавливающие нормальную микрофлору кишечника». -
Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов). -
Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 2 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя |
|
2. Тестирование |
|
3. Анализ результатов тестирования | 10 мин |
4. Письменная контрольная работа по ЛС | 15 мин |
5. Собеседование по основным вопросам занятия | 35 мин |
6. Итоговое обсуждение, выставление оценок | 5 мин |
Содержание занятия:
-
Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию. -
Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование всех студентов, раздает индивидуальные задания по написанию рецептов и фармакологической характеристике ЛС. -
Анализ результатов контроля исходного уровня знаний. -
Собеседование по теоретическим вопросам темы. -
Подведение итогов занятия. Заполнение балльно-рейтингового и кафедрального журналов. Домашнее задание к следующему занятию.
КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
- Компьютерное тестирование
- Итоговая контрольная работа
Выписать рецепт и дать фармакологическую характеристику ЛС:
-
Ранитидин -
Пирензепин -
Абомин -
Фамотидин -
Фосфалюгель -
Фестал -
Ацидин-пепсин -
Омепразол -
Викалин -
Окись магния -
Де-нол -
Панкреатин -
Даларгин -
Сукралфат -
Платифиллин -
Трописетрон -
Альмагель -
Мезим-форте -
Метоклопрамид -
Ондансетрон -
Домперидон -
Маалокс -
Апоморфин -
Креон -
Аллохол -
Дротаверин -
Адеметионин -
Силибор -
Фламин -
Холосас -
Эссенциале-форте -
Магния сульфат -
Апротинин -
Гимекромон -
Урсофалк -
Холензим -
Карсил -
Сорбит -
Тиоктацид -
Лактулоза -
Сенаде -
Гутталакс -
Хилак – форте -
Ацилакт -
Энтерол -
Гастрофарм -
Лоперамид -
Бисакодил -
Бактисубтил -
Симетикон -
Макроголь -
Лактрофильтрум -
Уголь активированный -
Смектит диоктаэдрический -
Бифидумбактерин -
Полифепан.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ:
1. Анатомо-физиологические особенности системы пищеварения.
2. Виды расстройств функций органов пищеварения.
3. Понятия об основных заболеваниях системы пищеварения. Основные симптомы, характеризующие патологические расстройства функций системы пищеварения: боль, рвота, тошнота, изжога, анорексия, булимия, метеоризм, диарея, запор, дисбактериоз и др.
4. Средства, влияющие на аппетит. Классификация и номенклатура:
а) повышающие аппетит (карминативные): горечи, содержащие эфирные масла;
б) снижающие аппетит (анорексигенные).
Характеристика препаратов, механизмы действия, индивидуальные особенности, показания, противопоказания, осложнения и побочное действие.
5. Рвотные средства. Определение. Классификация и номенклатура.
Механизмы действия, показания и противопоказания к применению, осложнения, побочные эффекты.
6. Противорвотные средства. Определение. Классификация и номенклатура. Механизмы действия. Характеристика и особенности действия, показания к применению, побочные эффекты.
7. Понятие о прокинетиках. Препараты. Показания.
8. Средства, влияющие на кислотность желудка.
Классификация и номенклатура ЛС.
А) Повышающие кислотность желудка: диагностические средства, стимуляторы желудочной секреции, средства заместительной терапии.
Механизмы действия. Сравнительная характеристика ЛС. Рациональная фармакотерапия. Особенности действия. Показания, противопоказания, побочные эффекты.
Б) Понижающие кислотность желудка:
а) антисекреторные средства: М-холиноблокаторы, блокаторы Н2-гистаминовых рецепторов, ингибиторы протонового насоса.
Механизмы действия. Сравнительная характеристика ЛС. Особенности действия. Показания, противопоказания, побочные эффекты.
б) связывающие свободную кислоту в желудке (антацидные средства).
Определение. Механизмы, эффекты. Характеристика и особенности ЛС. Рациональная фармакотерапия при различных заболеваниях органов системы пищеварения. Показания, противопоказания, побочные эффекты.
9. Гастропротекторы. Классификация и номенклатура. Механизмы действия, характеристика препаратов. Показания к применению.
10. Средства, применяемые для эрадикации Helicobacter pyloridis
(антигеликобактерные средства).
Сочетанное применение антигеликобактерных средств с ингибиторами протоновой помпы, антацидами, блокаторами Н2-рецепторов гистамина в виде тройной или квадротерапии.
11. Понятие о гепатотропных средствах. Классификация.
12. Желчегонные средства. Классификация и номенклатура: холеретики, холекинетики. Определение. Сравнительная фармакологическая характеристика, механизмы действия, источники получения. Показания к применению, возможные осложнения, противопоказания, побочные эффекты.
13.Гепатопротекторные средства.Определение. Классификация и номенклатура: антиоксиданты, репаранты мембран гепатоцитов, стимуляторы регенерации паренхимы печени. Фармакологическая характеристика, показания к применению, побочные эффекты.
14.Холелитолитические средства.Определение. Препараты. Характеристика, показания, особенности применения.
15. Средства, влияющие на внешнесекреторную функцию поджелудочной железы. Определение. Классификация и номенклатура: ферментные препараты, ингибиторы протеолитических ферментов.
Механизмы действия лекарственных средств, характеристика, показания к применению, противопоказания, побочные эффекты.
16. Слабительные средства. Определение. Классификация и номенклатура. Характеристика по механизму действия, локализации действия, силе действия. Показания к применению, противопоказания, побочные эффекты.
17. Антидиарейные средства. Определение. Классификация и номенклатура: обстипационные, вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие, антибактериальные, ферментные препараты, эубиотические средства.
Механизмы действия лекарственных средств, характеристика, показания к применению, противопоказания, побочные эффекты.
18. ЛС, восстанавливающие нормальную микрофлору кишечника. Определение. Классификация и номенклатура: пробиотики, пребиотики, синбиотики. Роль эубиотиков в организме. Факторы, приводящие к развитию дисбактериоза. Особенности фармакотерапии эубиотическими средствами. Характеристика ЛС, показания к применению.
19. Уменьшающие газообразование в кишечнике. Определение. Номенклатура пеногасителей. Механизмы действия и характеристика лекарственных средств. Показания к применению.
Письменная работа по теме:
- Указать фармакологическую группу препарата;
- Механизм действия;
- Показания к применению;
- Возможные побочные эффекты;
- Выписать пример рецепта.
Учебно-материальное обеспечение занятия:
-
Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы). -
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры. -
Индивидуальные задания (тесты для компьютерного тестирования, варианты заданий для письменной итоговой контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
1. Аляутдин Р.Н. Фармакология: учеб. ГЭОТАР-Медиа, 2008-2010.
б) дополнительная:
-
Аляутдин Р.Н. [и др.] Фармакология: руководство к лаб.занятиям: [Э.И.] "Консультант студента" М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -
Харкевич Д.А. [и др.] Фармакология: руководство к лаб. занятиям [Э.И.] "Консультант студента" М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. -
Государственный регистр лекарственных средств М.: РЛС, 2010-2013. -
Основы фармакотерапии и клинической фармакологии: учеб. пособие под ред. Гаевого М.Д., Петрова В.И., Ростов н/Д.: МарТ, 2010. -
Машковский М.Д. Лекарственные средства М.: Новая волна, 2010-2014. -
Прикладная фармакоэпидемиология: [Э.И.] под ред. Петрова В.И. "Консультант студента" М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
Электронные ресурсы:
www.pharma.studmedlib.ru
www.science direct.ru
www.window.edu.ru
www.medbusiness.ru/5.php
Занятие № 43
Тема: «Введение в химиотерапию. Фармакологическая характеристика
антибиотиков»
Актуальность темы:
Большое количество противомикробных средств существенно расширяет возможности лечения разнообразных инфекций. Однако до сих пор выбор эффективного и безопасного антимикробного средства остается сложным, что обусловлено, прежде всего, ростом устойчивости бактериальной флоры и, зачастую, невозможностью выделения возбудителя заболевания, определения его чувствительности к противомикробным средствам, а также увеличением количества пожилых людей с хронической патологией, больных с различными иммунодефицитами.
Провизор должен уметь ориентироваться в номенклатуре антибиотиков и знать механизмы действия препаратов, принципы рациональнойдозировки.
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости препаратов из одной группы, а также умение оценивать взаимодействие средств и обосновывать их рациональное применение для обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии, умение правильно выписывать рецепты на препараты, применяемые при инфекционных заболеваниях.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина:
ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8,
ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию химиотерапевтических лекарственных средств;
- механизмы, типы, спектры действия антибиотиков;
- рациональное применение антибиотиков с учетом времени приема пищи;
- сравнительную характеристику антибиотиков по скорости и интенсивности действия отдельных лекарственных средств;
- побочные эффекты, показания и противопоказания к применению антибиотиков).
Уметь:
- обосновывать рациональное применение антибиотиков с учетом фармакокинетических и фармакодинамических особенностей ЛС;
- проводить необходимую коррекцию фармакотерапии антибиотиками, (регулирование режима дозировки с учетом степени и продолжительности эффектов ЛС, приема пищи);
- квалифицированно решать вопрос о замене одного лекарственного средства другим, давать рекомендации врачу по вопросу комбинирования ЛС и сообщать о новых поступлениях лекарственных препаратов в аптеку;
- выписывать рецепты на основные лекарственные формы изучаемых антибиотиков.
Владеть:
- навыками сбора и анализа информации ЛС по теме занятия;
- умением классифицировать ЛС изучаемых групп;
- знаниями по рациональному применению ЛС данных подгрупп;
- умением написания и коррекции рецептов;
- умение замены одного препарата на другой при его отсутствии.
План изучения темы:
1. Лекции по темам «Принципы химиотерапии. Общая фармакологическая характеристика химиотерапевтических средств».
1.1. Теоретическая подготовка по теме занятия с использованием материала лекции, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов.
1.2. Письменное выполнение в тетради задания для внеаудиторной работы (фармакологическое описание предлагаемых лекарственных средств по схеме).
2. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 2 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя |
|
2. Выяснение исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин
|
3. Разбор теоретических вопросов темы 4. Решение индивидуальных заданий (решение ситуационных задач) | 30 мин
|
5. Проверка домашнего задания и конспекта лекций (характеристика терминов). | 5 мин |
6. Проверка и анализ письменной контрольной работы | 15 мин |
7. Итоговое обсуждение, выставление оценок | 5 мин |