ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 3000
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Выписать 16 пастилок Доктор МОМ (Doctor MOM). Назначить по 1 шт. каждые 2 ч, при фарингите, держа во рту до полного растворения.
Текущий контроль успеваемости по теме 1.3:
«Рецептура жидких лекарственных форм»
Вопросы входного контроля:
Билет № 1
1. Какие лекарственные формы относятся к жидким?
2. В виде чего используют растворы для наружного применения?
3. В каких случаях возможна только развернутая пропись в растворах?
Ситуационные задачи:
Вариант 1
1. Выписать 20 мл 10% масляного раствора камфоры (Camphora). Назначить для растирания суставов.
2. Выписать 200 мл эмульсии из масла миндального (Oleum Amygdalarum) с прибавлением 0,2 кодеина фосфата (Codeinum phosphas). Назначить по 1 ст. л. 3 раза в день.
Выписать этот же рецепт в полусокращенной форме и развернутой прописи.
3. Выписать 200 мл отвара коры дуба (Cortex Quercus) в соотношении 1:10 для полоскания полости рта.
4. Выписать 40 мл экстракта левзеи жидкого (Leuzea fluidum). Назначить по 20 капель 2 раза в день не позже 16 часов.
Текущий контроль успеваемости по теме 1.4:
«Рецептура мягких лекарственных форм»:
Вопросы входного контроля:
Билет № 1
1. Какие лекарственные формы относятся к мягким?
2. Что добавляют при необходимости в качестве индифферентного порошка в пасты?
3.Что используют в качестве основы в суппозитории?
Ситуационные задачи:
ВАРИАНТ 1
1. Выписать 10 ректальных суппозиториев, содержащих 0,5 (общее количество) барбитала натрия (Ваrbitalum natrium). Назначить по 1 суп. на ночь.
2. Выписать 50,0 пасты на нафталановой мази (Unguentum Naphthalani), содержащей 3% ихтиола (Ichthyolum). В качестве индефферентного порошка использовать окись цинка (Zinci oxydum). Нанесение на пораженные участки кожи.
3. Выписать 50,0 мази, содержащей 0,5 бриллиантового зеленого (Viride nitens) и 10,0 висмута нитрата основного (Bismuthi subnitras). Намазывать на марлю и прикладывать к пораженному участку.
Текущий контроль успеваемости по теме 1.5:
«КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:
«Правила выписывания рецептов»
Вопросы входного контроля:
Билет № 1
1. Предмет, задачи и методология фармакологии.
2. Классификация лекарственных средств.
3. Работа провизора по контролю написания и коррекции рецепта.
Ситуационные задачи:
ВАРИАНТ 1
1. Выписать 20 мл 10% масляного раствора камфоры (Camphora). Назначить для растирания суставов.
2. Выписать 200 мл микстуры, состоящей из настоя термопсиса (Herba Thermopsidis) 1:400 с добавлением 4,0 гидрокарбоната натрия и 3 мл нашатырно-анисовых капель (Liquor Ammonii anisatis). Назначить по 1 ст. л. 3 раза в день.
3. Выписать 50,0 мази на вазелине, содержащей 1% эритромицина (Erynhromycinum), для нанесения на пораженные участки кожи.
4. Выписать пластырь эпилиновый (Epilinum) в количестве 20 г для намазывания на очаг поражения с целью удаления волос.
5. Выписать 10 таблеток, содержащих по 0,5 ацетилсалициловой кислоты (Acidum acetylsalicylicum). Назначить по 1 таблетке 3 раза в день после еды.
РАЗДЕЛ 2. «Общая фармакология»
№ | Вопросы для текущего контроля успеваемости студента | Проверяемые компетенции |
2.1 | Фармакокинетика. Пути введения лекарственных средств. Всасывание. Распределение. Депонирование. | ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23 |
2.2 | Фармакокинетика. Метаболизм. Выведение. | ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23 |
2.3 | Фармакодинамика. Механизмы и виды действия. Дозология. Факторы, влияющие на эффекты ЛС. | ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23 |
2.4 | Фармакодинамика. Эффекты ЛС при повторном и совместном применении. Виды фармакотерапии. Побочное действие ЛС. | ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23 |
2.5 | Итоговое занятие по разделу: «Общая фармакология» | ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23 |
Примеры типовых контрольных заданий или иных материалов, необходимых для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в ходе текущего контроля успеваемости студентов.
Примеры заданий текущего контроля успеваемости по разделу 2:
«Общая фармакология»
(теоретические вопросы)
-
Предмет, задачи и методология фармакологии. -
Источники получения лекарственных средств. -
Этапы создания новых лекарственных средств.
3.1. Доклинические испытания.
3.2. Клинические испытания.
3.3. Фазы клинических испытаний.
3.4. Исследование биоэквивалентности лекарственных препаратов.
3.5. Регистрация лекарственного препарата.
3.6. Постмаркетинговые испытания.
-
История отечественной фармакологии -
Названия лекарственных средств. -
Классификация лекарственных средств. -
Рецептура. Рецепт. Правила выписывания рецептов. Требования к написанию рецептов. Структура рецепта. -
Понятия о сокращенной и развернутой прописи рецептов. -
Дозированные и недозированные рецептурные прописи. -
Дать определение официальным (в том числе имеющим специальные названия), магистральным прописям. -
Работа провизора по контролю написания и коррекции рецепта. -
Твердые лекарственные формы: классификация, понятие, характеристика. -
Варианты рецептурных прописей на таблетки, порошки, гранулы, капсулы, драже. -
Жидкие лекарственные формы: классификация, понятие, характеристика. -
Способы обозначения концентрации для растворов. -
Правила выписывания рецептов на растворы (водные, спиртовые, мапсляные). -
Варианты выписывания рецептов на эмульсии. -
Знать латинское название анатомических частей растений: кора, корень, корневище, лист, трава, плод. -
Правила выписывания рецептов на жидкие лекарственные формы (эмульсии, суспензии, настои, микстуры, сиропы, слизи, экстракты, соки, масла). -
Мягкие лекарственные формы: классификация, понятие, характеристика. -
Понятие о простых и сложных мазях. Виды прописей. -
Суппозитории. Вещества, входящие в состав суппозиториев. -
Правила выписывания рецептов на другие мягкие лекарственные формы (пасты, суппозитории, шарики, овули, пессарии, бужи, линименты, пластыри, кремы, гели).
Текущий контроль успеваемости по теме 2.1:
«Фармакокинетика. Пути введения лекарственных средств. Всасывание. Распределение. Депонирование»
Задание 1
Заполните таблицу. На основании данных таблицы определите. Какие из препаратов могут применяться как средства:
А. Для купирования приступов стенокардии;
В. Для профилактики и лечения стенокардии.
Препараты | Путь введения (доза) | Время наступления эффекта | Продолжительность эффекта | Интервалы между введениями |
Нитроглицерин (сублингвальные таблетки) | | | | |
Сустак | | | | |
Нитросорбид (таблетки для перорального применения) | | | | |
Тринитролонг (Полимерные пластинки) | | | | |
Эринит Таб. для перор. Прим. | | | | |
Задание 2
Дайте сравнительную характеристику препаратов, указав путь введения, начало и продолжительность эффекта.
Заполните таблицу.
Препарат | Путь введения | Начало эффекта | Продолжительность эффекта |
Строфантин К | | | |
Бициллин-5 | | | |
Текущий контроль успеваемости по теме 2.2:
«Фармакокинетика. Метаболизм. Выведение»
Самостоятельная работа
Задание 1
На основании фармакокинетических показателей препаратов, указанных в таблице, проведите сравнительный анализ полноты их всасывания, времени наступления и продолжительности эффекта, скорости выведения.
Фармакологический показатель | Дигитоксин | Дигоксин |
Всасывание из ЖКТ в кровь, % | 90 | 50 |
Связывание с белками плазмы крови, % | 90 | 30 |
Т1/2, ч | 165 | 44 |
Общий клиренс, л (ч 70 кг) | 0,17 | 12 |
Примечание. Дигитоксин выводится преимущественно печенью, дигоксин – почками.
Ответьте на вопросы:
1. Какой из препаратов лучше всасывается из ЖКТ в кровь?
2. У какого препарата выше уровень свободных молекул в крови?
3. От какого препарата быстрее развивается фармакологический эффект?
4. У какого препарата фармакологический эффект длится дольше?
5. Какой препарат быстрее выводится из организма?
6. Для какого препарата следует проводить коррекцию дозирования, если он назначен больному с нарушением функции печени?
Задание 2
Используя таблицу, выберите фармакологические параметры, характеризующие процессы:
А. Всасывания
Б. Распределения
В. Выведения.
Фармакокинетический показатель | Условное обозначение; единицы измерения |
Константа скорости всасывания (абсорбции); характеризует скорость поступления лекарственного вещества из места введения в системный кровоток при внесосудистом способе введения. | К01 мин-1, ч-1 |
Максимальная концентрация лекарственного вещества в крови. | СМАКС мкг/мл, мг/л |
Время достижения максимальной концентрации в крови. | tмакс мин, ч |
Равновесная концентрация лекарственного вещества - концентрация, которая устанавливается в плазме крови в условии, когда количество всасывающегося в кровь лекарственного вещества равно количеству выводимого. | СSS ммол/л, мкг/мл, нг/мл |
Кажущийся объем распределения – условный объем жидкости, в котором нужно растворить введенную в организм дозу лекарственного вещества, чтобы получилась концентрация, равная концентрации препарата в плазме крови. | Vd л, мл |
Период полуэлиминации (полужизни) – время снижения концентрации лекарственного вещества в крови на 50%. | Т1/2 мин, ч |
Константа скорости элиминации – характеризует скорость элиминации препарата из организма путем метаболизма и экскреции. | КЭЛ мин-1, ч-1 |
Общий клиренс – объем плазмы крови, очищающийся от лекарственного вещества путем метаболизма и экскреции почками, печенью, железами за единицу времени. | ClОБЩ мл/мин, л/ч |
Площадь под кривой «концентрация – время» - площадь фигуры, ограниченной фармакокинетической кривой и осями координат. | AUC мкг (нг) • мин (ч) • мл-1 |
Биодоступность – часть введенной дозы лекарственного вещества, поступившая в системное кровообращение в неизмененном виде. | F % |
Текущий контроль успеваемости по теме 2.3:
«Фармакодинамика. Механизмы и виды действия. Дозология.
Факторы, влияющие на эффекты ЛС»
Вопросы входного контроля:
Билет № 1
1. Изменения функций органов и систем организма, вызываемые применением ЛВ называется?
2. Перечислите типы действия ЛВ?
3. Как называется область фармакологии, изучающая особенности действия ЛС на детский организм?
Ситуационные задачи:
Задание 1
Используя справочную литературу, определите «мишени» для действия следующих препаратов:
Препарат | «Мишень» |
1. Пилокарпин | А. Транспортная система |
2. Каптоприл | Б. Рецептор |
3. Омепразол | В. Ионный канал |
4. Амлодипин | Г. Фермент |
Задание 2
Используя справочную литературу, соотнесите препараты и виды действия:
Препарат | Действие |
1. Лидокаин | А. Рефлекторное |
2. Анальгин | Б. Местное |
3. Перцовый пластырь | В. Резорбтивное |
4. Кофеин | Г. Центральное |
Задание 3
Используя справочную литературу, соотнесите препараты и виды действия:
Препарат (влияние на) | Действие |
1. Суксаметоний и диазепам (скелетные мышцы) | А. Прямое и непрямое |
2. Гепарин и аценокумарол (свертывание крови) | Б. Резорбтивное и рефлекторное |
3. Кордиамин и раствор аммиака (дыхание) | В. Центральное и рефлекторное |
Текущий контроль успеваемости по теме 2.4:
«Фармакодинамика. Эффекты ЛС при повторном и совместном применении. Виды фармакотерапии. Побочное действие ЛС»
Вопросы входного контроля: