ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 3018
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ответ:
Рецепт выписан правильно.
Rp: Tab. Pirazidoli 0,05 № 100
D. S.: По 1 таб. 1 раз в день.
Антидепрессант.
Препарат является ингибитором МАО обратимого действия. При глаукоме применять можно, т.к. пиразидол не обладает М-холинолитическим действием.
ЗАДАНИЕ 15
Вы работник аптеки и Вам необходимо оформить витрину вновь поступившими аналептическими лекарственными средствами: цититон, кофеин, сульфокамфокаин, камфора, никетамид, аммиак (спирт нашатырый).
По какому признаку их можно разделить на три группы? Отметьте. Какой механизм аналептического действия кофеина, цититона?
Почему при тяжелом отравлении барбитуратами цититон может быть неэффективным? Объясните.
В аптеку поступил рецепт:
Rp: Tab. Sertralini 0,25 № 28
D. S.: По 1 таб. 2 раза в день.
Проведите коррекцию выписанного рецепта.
К какой фармакологической группе относится выписанный препарат, механизм его действия?
Ответ: Аналептики.
По механизму действия.
-
Кофеин - прямого действия. -
Цититон, аммиак - рефлекторного действия.
-
Сульфокамфокаин, камфора, никетамид - смешанного действия.
Механизм аналептического действия кофеина: повышает чувствительность дыхательного центра к углекислоте.
Механизм аналептического действия цититона: стимуляция Н-холинорецепторов каротидного синуса (каротидные клубочки).
При тяжелом отравлении барбитуратами, наркозными, анальгетиками и др. средствами цититон может быть неэффективным в связи со снижением рефлекторной возбудимости центра дыхания, что обусловлено сильным угнетением ЦНС.
Rp: Tab. Sertralini 0,05 № 28
D. S.: По 1 таб. 1 раз в день.
Антидепрессант. Избирательно ингибирует обратный нейрональный захват серотонина.
ЗАДАНИЕ 16
На студенческом конкурсе, предшествующем Олимпиаде среди медико-биологических дисциплин (секция фармакологии) её участникам были заданы вопросы:
Вопрос: Какие лекарственные препараты относятся к «сбалансированным» антидепрессантам?
Ответ: Мапротилин, кломипрамин, пароксетин, сертралин, пиразидол, венлафаксин
.
Вопрос: Каким механизмом действия обладает миртазапин?
Ответ: Блокируют центральные пресинаптические α2-адренорецепторы и постсинаптические 5-НТ2 и 5-НТ3-серотониновые рецепторы.
Вопрос: Что при этом происходит на уровне синапсов?
Ответ: Улучшается адренергическая и серотонинергическая передача.
Вопрос: Какими эффектами по влиянию на ЦНС, кроме антидепрессивного, обладают «сбалансированные» антидепрессанты?
Ответ: Анксиолитическим и седативным.
Вопрос: Кроме адрено- и серотониновых рецепторов, какие еще рецепторы блокирует миртазапин?
Ответ: Н1-гистаминовые и М-холинорецепторы.
Вопрос: Учитывая механизм действия и фармакологические эффекты мир-
тазапина, тианептина, каким термином их ещё обозначают?
Ответ: «Атипичные» антидепрессанты.
Вопрос: Какие Вы знаете нормотимические препараты?
Ответ: Препараты лития (лития карбонат: седалит).
Вопрос: Какой механизм действия препаратов лития?
Ответ: Ионы лития, являясь антагонистами ионов натрия, блокируют их транспорт в нервных и мышечных клетках. Под влиянием лития усиливается внутриклеточное дезаминирование норадреналина, в связи с чем, снижается свободное количество норадреналина, действующего на адренорецепторы мозга, при этом возрастает серотонинергическая активность.
Ответ:
Рецепт выписан правильно.
Rp: Tab. Coffeini-natrii benzoatis 0,1 № 10
D. S.: Пo 1 таб. 1-2 раза, в первой половине дня.
Препарат относится к группе психостимуляторов. Показания к применению те же, что и для кофеина, (неврастения, повышенная умственная и физическая утомляемость, сонливость и др.).
Итоговая контрольная работа (рецепты и фармакологическая характеристика препаратов):
1. Никетамид (кордиамин) | 10. Флуоксетин (прозак) |
2. Кофеин (кофеин-бензоат натрия) | 11. Мапротилин (людиомил) |
3. Камфора (каметон, перкамф, салвисар) | 12. Пипофезин (азафен) |
4. Сульфокамфокаин | 13. Тианептин (коаксил) |
5. Имипрамин (мелипрамин) | 14. Адеметионин (гептрал, гептор) |
6. Моклобемид (аурорикс) | 15. Пирлиндол (пиразидол) |
7. Амитриптилин | 16. Сертралин (стимулотон) |
8. Дулоксетин (интрив, симбалта) | 17. Пароксетин (адепресс) |
9. Миртазапин (миртазен) | |
Учебно-материальное обеспечение занятия:
-
Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы). -
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры). -
Справочная литература. -
Индивидуальные задания (тесты для компьютерного тестирования, ситуационные задачи для самостоятельной работы, варианты заданий для письменной итоговой контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
1. Фармакология: учебник/ под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. – 4 – е изд., перераб. и доп. - М.: Гэотар - Медиа, 2010. – С. 300 – 312; 319 – 323; 325 - 329.
2. Харкевич, Д. А. Фармакология: учебник/ Д.А. Харкевич. – 10 - е изд., испр., перераб. и доп. - М.: Гэотар – Медиа, 2008. – С. 237 – 243; 252 – 257; 259 - 261.
б) дополнительная:
1. Венгеровский, А. И. Лекции для врачей и провизоров: учеб. пособие/ А.И. Венгеровский. – 3-е изд. перераб. и доп. - М.:ИФ «Физико - математическая литература», 2007. – С. 360 – 374; 379 – 388; 396 – 402.
2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства/ М.Д. Машковский. – 16-е изд., перераб., испр. и доп. – М.: Издатель Умеренков, 2010. – 1216 с.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
-http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 21
Тема: «Ноотропы. Адаптогены. Биогенные стимуляторы»
Актуальность темы:
Огромное значение изучаемых групп лекарственных средств связано с достаточной распространенностью заболеваний, при которых они показаны к применению. Знание фармакологии лекарственных средств этих групп позволит провизору давать правильные рекомендации врачам в случае необходимости замены отсутствующих препаратов, рациональному сочетанию между собой и с другими ЛС, что обеспечит успешно осуществлять фармакотерапию гипоксических состояний стабилизировать нарушенные биоритмы, улучшать обменные процессы при различных патологиях, повышать резистентность организма.
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение классифицировать препараты по механизму действия и химическому строению, умение выписывать препараты в рецептах и проводить коррекцию выписанных рецептов, оценивать взаимодействие препаратов при их сочетанном применении и обосновывать их рациональное применение.
Для успешного освоения темы студент должен:
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию препаратов в зависимости от групповой принадлежности.
- показания к применению, противопоказания к назначению и меры устранения побочных эффектов.
- сравнительную характеристику препаратов в пределах каждой группы.
Уметь:
- установить принадлежность лекарственного препарата к различным группам средств.
- проводить коррекцию врачебного рецепта на указанные в задании препараты.
Владеть:
- умением классифицировать ноотропы, адаптогены, биогенные стимуляторы;
- знаниями по рациональному применению препаратов данных подгрупп ЛС;
- умением выписывать и корректировать рецепты на лекарственные препараты из групп ноотропов, адаптогенов, биогенных стимуляторов;
- навыками определения синонимов ЛС, навыками замены отсутствующего препарата на другой с аналогичной фармакологической активностью;
- способностью подобрать лекарственное средство и путь его введения в зависимости от конкретной ситуации;
- способностью прогнозировать быстроту и длительность наступления фармакологического эффекта;
- методами получения информации о действии ЛС;
- методами получения информации о результатах совместного применения ЛС;
- навыками использования прочитанной информации для решения профессиональных задач.
План изучения темы:
-
Лекция по теме «Ноотропы. Адаптогены. Биогенные стимуляторы»; -
Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; письменная домашняя работа); -
Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя |
|
2. Контроль исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин 15 мин |
3. Результаты контроля исходного уровня знаний
| 5 мин 70 мин |
| 15мин |
| 10 мин 5 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин), экспресс - опрос (15 мин) студентов по основным вопросам темы.
3. Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин).
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы, с использованием наглядных пособий (70 мин).
5. Письменное решение ситуационных задач в тетрадях. Оценка выполненной работы. Проверка выполнения домашнего задания, конспекта лекций (15 мин).