ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 3004
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задача № 6
1. Распределите ЛС по группам:
-
ноотропы -
адаптогены -
биогенные стимуляторы
Аминалон | Фенибут |
Куриозин | Пикамилон |
Кофеин | Сапарал |
Биоженьшень | Пирацетам |
Пантокрин | Аралии настойка |
Пантогам | Родиолы жидкий экстракт |
Мемоплант | Стеркулии настойка |
Натрия оксибутират | Апилак |
Мидантан | Экстракт алоэ жидкий |
Ноотропил | Солкосерил |
Валокармид | Раствор аммиака |
2. Обоснуйте возможность применения препаратов аралии маньчжурской у больных:
- с артериальной гипотензией;
- с артериальной гипертензией;
- с сахарным диабетом;
- с бессонницей;
- с астеническим синдромом;
- с повышенной нервной возбудимостью.
Задача № 7
Продолжите предложение:
Приоритет разработки биогенных стимуляторов принадлежит……………..
В состав хондроксида входят…………………………………………………...
препаратом маточного молочка является……………………………………..
Использование настойки женьшеня во второй половине дня целесообразно так как…………………………………………………………………………….
При миопии принимают биогенные стимуляторы, содержащие……………..
При хронических нарушениях мозгового кровообращения используют растительный ноотроп………
«Семакс» вводят только интраназально, так как……………………………….
Применение пирацетама при терапии алкоголизма обусловлено……………..
Препарат «Биоженьшень» получают……………………………………………
Задача № 8
1. Перечислите фармакологические свойства, характерные для ноотропов.
2. Укажите комбинированные препараты, содержащие пирацетам.
3. Из перечисленных ниже препаратов выберите ноотропы:
Экстракт алоэ жидкий | Солкосерил |
Ноотропил | Фенибут |
Натрия оксибутират | Стеркулии настойка |
Мемоплант | Мидантан |
Куриозин | Родиолы жидкий экстракт |
Кофеин | Валокармид |
Биоженьшень | Пирацетам |
Аралии настойка | Пикамилон |
Апилак | Пантокрин |
Аминалон | Пантогам |
Итоговая контрольная работа (рецепты и фармакологическая характеристика препаратов):
1.Пирацетам (ноотропил, луцетам)
2.Фенотропил
3.Гамма - аминомасляная кислота (аминалон)
4.Никотиноил гамма - аминомасляная кислота (пикамилон)
5.Аминофенилмасляная кислота (фенибут)
6.Гопантеновая кислота (пантогам, пантокальцин)
7.Ноопепт
8.Семакс
9.Гинкго двулопастного листьев экстракт (танакан, мемоплант, билобил)
10.Элеутерококка экстракт жидкий
11.Родиолы экстракт жидкий
12.Женьшеня настойка
13.Экстракт алоэ жидкий
14.Актовегин
15.Солкосерил
16.Маточное молочко (апилак)
17.Пантов благородного оленя экстракт (пантокрин).
Учебно-материальное обеспечение занятия:
1.Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы);
2.Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры);
3.Справочная литература;
4.Индивидуальные задания (ситуационные задачи, варианты заданий для письменной контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
1. Фармакология: учебник/ под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гэотар – Медиа, 2010. - С. 323 - 325.
2. Харкевич, Д. А. Фармакология: учебник/ Д.А. Харкевич. - 10-е изд., испр., перераб. и доп. - М.: Гэотар - Медиа, 2008. - С. 257 - 259.
б) дополнительная:
1.Венгеровский, А. И. Лекции для врачей и провизоров: учеб. пособие/ А.И. Венгеровский. - 3е изд. перераб. и доп. - М.:ИФ «Физико-математическая литература», 2007. - С. 389 - 395.
2.Машковский, М.Д. Лекарственные средства/ Машковский. - 16-е изд., перераб., испр, и доп. — М.: Издатель Умeренков, 2010. — 1216 с.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosтinzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http:/medicstudent.okis.ru/
Занятие № 22
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ:
«Лекарственные средства, влияющие на центральную нервную систему»
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости препаратов одной группы, а также умение оценивать взаимодействие средств и обосновывать их рациональное применение для обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии, контролировать написание и проводить коррекцию рецептов.
В результате изучения темы занятия студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- принципы классификации препаратов;
- механизмы действия препаратов и основные фармакологические эффекты;
- особенности рационального применения (режим лечения, дозы, учет
несовместимостей) при конкретных заболеваниях.
Уметь:
- оценивать возможности применения препарата при конкретной форме
заболевания с учетом побочных эффектов;
- определять возможность взаимозаменяемости препаратов;
- выписывать и проводить коррекцию рецептов.
Владеть:
- методами получения информации о действии ЛС;
- методами получения информации о результатах совместного применения ЛС;
- навыками использования прочитанной информации для решения профессио-нальных задач;
- способностью подобрать лекарственное средство и путь его введения в зависимости от конкретной ситуации;
- навыками подбора препарата аналогичного действия;
- навыками определения синонимов ЛС, навыками замены отсутствующего препарата на другой с аналогичной фармакологической активностью;
- способностью прогнозировать быстроту и длительность наступления фармакологического эффекта.
Самоподготовка к занятию (план самоподготовки)
1. Прослушать и законспектировать лекции по теме: «Лекарственные средства, влияющие на центральную нервную систему».
2. Прочитать по учебнику разделы частной фармакологии «Лекарственные средства, влияющие на центральную нервную систему».
Ответить на вопросы самоконтроля.
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
1. Организационная часть | 5 мин |
2. Контроль исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - итоговая контрольная работа (рецепты и фармакологическая характеристика препаратов) | 15 мин 15 мин |
3. Анализ результатов контроля исходного уровня знаний 4. Собеседование по основным теоретическим вопросам темы | 10 мин 60 мин |
5. Самостоятельная работа (решение ситуационных задач) | 20 мин |
6. Подведение итогов занятия. Проверка конспекта лекций. | 10 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование и проводит письменную контрольную работу по рецептуре и фармакологической характеристике препаратов (30 мин).
3. Анализ результатов контроля исходного уровня знаний (10 мин).
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме собеседования (60 мин).
5. Письменное решение ситуационных задач в тетради. Оценка выполненной работы (20 мин).
6. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при выполнении контрольных заданий. Проверка конспекта лекций. Заполнение балльно-рейтингового и кафедрального журналов (10 мин).
Проверка исходного уровня знаний
Компьютерное тестирование
Итоговая рецептурная контрольная работа
(рецепты и фармакологическая характеристика препаратов)
Снотворные: 1.фенобарбитал 2.мидазолам (дормикум) 3.зопиклон (имован) 4.золпидем (ивадал) 5.доксиламин (донормил) | Транквилизаторы: 1.гидроксизин (атаракс) 2.тофизопам (грандаксин) 3.фенибут | Нормотимики: 1. лития карбонат (седалит) |
Противоэпилептические: 1.вальпроевая кислота (конвулекс) 2.ламотриджин (ламиктал) 3.леветирацетам (кеппра) 4.этосуксимид (суксилеп) 5.топирамат (топамакс) 6.габапентин (нейронтин) | Антидепрессанты: 1.имипрамин (мелипрамин) 2.моклобемид (аурорикс) 3.амитриптилин 4.дулоксетин (интрив, симбалта) 5.миртазапин (миртазен) 6.флуоксетин (прозак) 7.мапротилин (людиомил) 8.пипофезин (азафен) 9.тианептин (коаксил) 10.адеметионин (гептрал, гептор) 11.пирлиндол (пиразидол) 12.сертралин (стимулотон) 13.пароксетин (адепресс) | Ноотропы: 1.фенотропил 2.гамма-аминомасляная кислота (аминалон) 3.никотиноил гамма-аминомаляная кислота (пикамилон) 4.аминофенилмасляная кислота (фенибут) 5.гопантеновая кислота (пантогам, пантокальцин) 6.семакс 7.гинкго двулопастного листьев экстракт (танакан, билобил) 8.пирацетам (ноотропил) |
Противопаркинсонические: 1.бромокрептин (парлодел, бромэргон) 2.леводопа+карбидопа (наком) 3.амантадин (мидантан, ПК-Мерц) 4.селегилин (юмекс) | Аналептики: 1.никетамид (кордиамин) 2.кофеин (кофеин-бензоат натрия) 3.камфора 4.сульфокамфокаин | Адаптогены: 1.элеутерококка экстракт жидкий 2.родиолы экстракт жидкий 3.женьшеня настойка 4.пантокрин |
Нейролептики: 1.хлорпромазин (аминазин) 2.галоперидол (сенорм) 3.сульпирид (эглонил) 4.рисперидон (рисполепт) | Седативные: 1.пустырника настойка 2.корвалол 3.валокордин | Биогенные стимуляторы: 1.алоэ эстракт жидкий 2.актовегин 3.солкосерил 4.маточное молочко (апилак) |
Основные теоретические вопросы темы:
I. Снотворные средства (гипнотики)
1) Природа сна. Роль гипногенных зон и ретикулярной формации в физиологии сна. Медленноволновой и быстроволновой сон. Физиологическая значимость сна. Фазы сна. Физиологический, гипнотический и медикаментозный сны.
2) Нарушения сна и причины их возникновения. Клинические аспекты применения снотворных и успокаивающих средств при нарушении сна.
3) Классификация снотворных средств:
1. Производные бензодиазепина: нитразепам (радедорм), флунитразепам (рогипнол), мидазолам (дормикум).
2. Производные имидазопиридина и циклопирролона: золпидем (ивадал), зопиклон (имован).
3. Производные барбитуровой кислоты: фенобарбитал, гексобарбитал (гексенал), реладорм (циклобарбитал + диазепам).
4. Производные этаноламина: доксиламин (донормил).
5. Алифатические соединения: бромизовал + кальция глюконат + кофеин + папаверин + фенобарбитал (паглюферал).
6. Комбинированное применение снотворных средств с другими препаратами.
II. Противоэпилептические лекарственные средства (ПЭЛС)
Понятие об эпилепсии. Генерализованные притадки (большие, малые, миоклонус-эпилепсия и парциальные припадки (простые, психомоторные эквиваленты). Понятие о судорогах. Виды судорожных проявлений. Причины их возникновения.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЭЛС:
А) ПО МЕХАНИЗМУ ДЕЙСТВИЯ
Угнетают патологическую импульсацию в ЦНС
-
БЛОКАДА Na+-каналов: вальпроевая кислота (вальпроат натрия, депакин, конвулекс), фенитоин (дифенин), карбамазепин (финлепсин, тегретол), габапентин (нейронтин), ламотриджин (ламиктал, конвульсан), топирамат (топимакс, топсавер).
-
БЛОКАДА потенциалозависимых Ca++-каналов: вальпроевая кислота, этосуксимид (суксилен), габапентин, ламотриджин, топирамат.
-
АКТИВАЦИЯ ГАМК-ергического торможения: вальпроат натрия, фенобарбитал, бензобарбитал (бензонал), габапентин, топирамат.
-
УГНЕТЕНИЕ ГЛУТАМАТ- ергического возбуждения: ламотриджин, топирамат.
-
УМЕНЬШЕНИЕ образования тетрагидрофолата: фенитоин (дифенин), фенобарбитал
Знать классификацию противоэпилептических средств по эффективности действия и химической структуре.
III. Протипаркинсонические лекарственные средства (ППЛС)
Экстрапирамидная система и ее роль в развитии паркинсонизма.
КЛАССИФИКАЦИЯ ППЛС:
I. Вещества, активирующие дофаминергические влияния:
1) Предшественник дофамина: леводопа. Комбинированные ЛС с леводопой: мадопар (леводопа+бенсеразид), наком (леводопа+карбидопа)
2) Средства, стимулирующие дофаминовые рецепторы (дофаминомиметики): бромокриптин (парлодел), пирибедил (проноран), прамипексол (мирапекс).
3) Ингибиторы моноаминоксидазы В: селегилин (юмекс), разагилин (азилект)
4) Ингибиторы катехол-О-метилтрансферазы:
леводопа+карбидопа+энтакапон (комтан).
II. Вещества, угнетающие глутаматергические влияния:
амантадин (мидантан, пк-мерц), мемантин (акатинол).
III. Вещества, угнетающие холинергические влияния:
тригексифенидил (циклодол), бипериден (акинетон).
1. Характеристика препаратов: механизмы действия, эффекты, показания к применению, противопоказания, побочные эффекты, осложнения, формы выпуска, особенности применения.
IV. Нейролептики. Понятие о «типичных» и «атипичных» нейролептиках. Классификация нейролептиков.
«Типичные» нейролептики: производные фенотиазина: хлорпромазин (аминазин), левомепромазин (тизерцин), алимемазин (тералиджен); производные пиперазина: трифлуоперазин (трифтазин) и перфеназин (этаперазин); производные пиперидина: перициазин (неулептил) и тиоридазин (сонапакс, тисон).
Производные тиоксантена: хлорпротиксен (труксал).
Производные бутирофенона: галоперидол (сенорм), дроперидол. Понятие о нейролептанальгезии.
Производные индола: резерпин, карбидин.
«Атипичные» нейролептики: производные дибензодиазепина: клозапин (азалептин, лепонекс), оланзапин (зипрекса); производные бензизоксазола: рисперидон (рисполепт); производные бензамида: сульпирид (эглонил, эглек). Сопоставление активности и побочных эффектов с «типичными» нейролептиками.
V. Нормотимические средства: лития карбонат (седалит).
VI. Транквилизаторы (анксиолитики):
Классификация транквилизаторов: производные бензодиазепина: диазепам (сибазон, седуксен, реланиум), хлордиазепоксид (амиксид, элениум), феназепам, медазепам (мезапам, рудотель)). Специфический антагонист бензодиазепинов- флумазенил (анексат). Атипичное производное бензодиазепина тофизопам (грандаксин). Производные дифенилметана: гидроксизин (атаракс) и производные ГАМК: фенибут, афобазол.
Дневные транквилизаторы: медазепам, тофизопам, фенибут, мебикар, афобазол.
VII. Седативные средства. Влияние на ЦНС. Отличие от транквилизаторов. Роль работ И.П. Павлова в установлении седативного действия бромидов.
Растительные препараты:
корневище с корнями валерианы, трава пустырника, душицы, мяты, мелиссы, пассифлоры, хмель.
1. Препараты брома: механизм действия, показания, побочные эффекты. Бромизм, его проявления, профилактика и помощь при хроническом отравлении бромидами. Комбинированные препараты, содержащие бром:
-
Броменвал (боярышника плодов настойка+валерианы лекарственной корневищ с корнями настойка+натрия бромид+рацементол); -
Валокормид (белладонны настойка+валерианы лекарственной корневищ с корнями настойка+ландыша травы настойка+натрия бромид+рацементол) -
Кардиовален (адонизид+боярышника плодов экстракт+валерианы лекарственной корневищ с корнями настойка+желтушника серого сок+камфора+натрия бромид) -
Корневище с корнями валерианы, трава пустырника.
Комбинированные седативные ЛС:
-
Валокордин (мяты перечной листьев масло+фенобарбитал+хмеля соплодий масло+этилбромизовалерианат). -
Корвалол(мяты перечной листьев масло+фенобарбитал+этилбромизовалерианат) -
Валосердин (душицы обыкновенной травы масло+мяты перечной листьев масло+фенобарбитал+этилбромизовалерианат) -
Ново-Пассит (боярышника плодов экстракт+бузины черной цветков экстракт+валерианы лекарственной корневищ с корнями экстракт+зверобоя продырявленного травы экстракт) -
Персен (валерианы корневищ экстракт+мелиссы лекарственной травы экстракт+мяты экстракт).
VIII. Психостимуляторы. Классификация по химическому строению
1. Производные метилксантина (пурина). Кофеин (кофеин-бензоат натрия)
2. Комбинированные препараты, содержащие кофеин: цитрамон, вазобрал, седалгин, каффетин, пенталгин, кофицил, кофетамин, панадол, аскофен, саридон, колдрекс, солпадеин.
IX. Аналептики. Классификация
а) Прямые стимуляторы центров продолговатого мозга: кофеин (кофеин-бензоат натрия).
б) Рефлекторные: Н – холиномиметики - цититон (0,15% р-р цитизина), аммиака раствор (нашатырный спирт).
в) Смешанного действия: сульфокамфокаин, камфора (каметон, перкамф, сальвисар), никетамид (кордиамин).
X. Антидепрессанты. Классификация
а) Ингибиторы нейронального захвата моноаминов.
1. Неселективные блокаторы захвата моноаминов:
А) Трициклические антидепрессанты:
амитриптилин (триптизол); имипрамин (мелипрамин); кломипрамин (анафранил, клофранил); пипофезин (азафен).
Б) Тетрациклические:
миансерин (леривон).
2. Селективные блокаторы захвата серотонина (СИОЗС): пароксетин (адепресс, сертралин (золофт, депрефолт, стимулотон), флувоксамин (феварин), флуоксетин (флунисан).
3. Селективные блокаторы захвата норадреналина: мапротилин (людиомил).
4. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина (СИОЗСН): венлафаксин (велаксин), дулоксетин (симбалта).
б) Ингибиторы моноаминоксидазы – А (МАО-А): моклобемид (аурорикс), пирлиндол (пиразидол).
в) Атипичные антидепрессанты: миртазапин (мирзатен), тианептин (коаксил), адеметионин (гептор, гептрал), тразодон (трит тико).
г) Тимеретики, Тимолептики, Антидепрессанты сбалансированного спектра действия:
мапротилин, кломипрамин, пароксетин, сертралин, пиразидол, венлафаксин.
XI. Знать: характеристику препаратов: механизмы действия, эффекты, показания к применению, противопоказания, побочные эффекты, осложнения, формы выпуска, особенности применения.
XII.Ноотропные средства. История внедрения их в медицинскую практику. Классификация и общая характеристика ноотропных средств. Основные механизмы терапевтического действия и фармакологические эффекты ноотропов. Влияние химического строения ноотропа на фармакологический эффект. Области применения ноотропов Основные показания, побочные эффекты и противопоказания к назначению ноотропов. Сравнительная характеристика ноотропов.