ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2853
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
О т в е т: β1-адреноблокаторы (кардиоселективные).
В о п р о с: Какие показания к применению имеет дизопирамид?
О т в е т: Различные формы мерцательной аритмии, пароксизмальная тахикардия, экстрасистолия.
В о п р о с: Какими побочными эффектами обладает дизопирамид?
О т в е т: Препарат вызывает значительное снижение сократимости сердца, антриовентрикулярный блок, оказывает аритмогенное действие, проявляет побочные эффекты М-холиноблокаторов.
В о п р о с: Чем обусловлено применение дифенина при интоксикации сердечными ликозидами?
О т в е т: Дифенин устраняет или уменьшает нарушение ритма благодаря подавлению автоматизма, не оказывая при этом влияния на проводимость и положительный инотропный эффект.
В о п р о с: Какие побочные эффекты со стороны сердечно-сосудистой системы могут возникнуть при внутривенном введении препарата?
О т в е т: Аритмии, гипотензия.
Итоговая контрольная работа (рецептура и фармакологическая характеристика препаратов):
Хинидин (хинипэк) | Пропранолол (анаприлин) |
Прокаинамид (новокаинамид) | Добутамин (добутрекс) |
Фенитоин (дифенин) | Верапамил (изоптин) |
Лидокаин | Атропин |
Бисопролол (бипрол, конкор) | Метопролол (беталок, эгилок) |
Пропафенон (ритмонорм) | Дилтиазем (дилзем) |
Эпинефрин (адреналин) | Амиодарон (кордарон) |
Атенолол (тенормин) | Панангин (аспаркам) |
Лаппаконитин (аллапинин) | Калия хлорид |
Небиволол (небилет) | |
Учебно-материальное обеспечение занятия:
1. Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы);
2. Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры);
3. Справочная литература;
4. Индивидуальные задания (тесты для компьютерного тестирования, ситуационные задачи для самостоятельной работы, варианты заданий для письменной итоговой контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
1.Фармакология: учебник/ под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. – 4 – е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2010.
2.Харкевич, Д. А. Фармакология: учебник/ Д.А. Харкевич. – 10-е изд., испр., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.
3.Машковский, М. Д. Лекарственные средства/ М. Д. Машковский. – М., 2010. – 1216 с.
б) дополнительная:
1.Венгеровский, А. И. Лекции для врачей и провизоров: учеб. пособие/ А.И. Венгеровский. – 3-е изд. перераб. и доп. - М.:ИФ «Физико-матема-тическая литература», 2007.
2.Основы фармакотерапии и клинической фармакологии: учебник для вузов/ под ред. проф. М.Д. Гаевого и проф. В.И. Петрова. – 3-е изд., испр. и доп. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ» «Феникс», 2010.
Электронные базы данных:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 25
Тема: «Антиангинальные средства»
Актуальность темы:
Среди заболеваний сердечно-сосудистой системы наибольшее распространение имеет ишемическая болезнь сердца (ИБС). ИБС представляет собой острую или хроническую дисфункцию, возникающую вследствие уменьшения снабжения миокарда артериальной кровью. Основными формами ИБС являются различные формы стенокардии и инфаркта миокарда, который осложняется до кардиогенного шока и приводит к летальному исходу. Своевременное начало лечения с использованием необходимых противоишемических (антиангинальных) средств позволяет предотвращать возникновение тяжелых осложнений у больных.
Возникшее при ишемической болезни сердца несоответствие между доставкой и потреблением кислорода устраняется ЛС с разными механизмами действия, приводящими к снижению потребления кислорода и увеличению его доставки к миокарду.
Важным для будущего провизора является знание классификации антиангинальных средств, механизмов действия, побочных явлений, способов их предупреждения, а также умение дать своевременные рекомендации по рациональному применению препаратов этой группы.
Цель занятия:
Выработать у студентов умение ориентироваться в номенклатуре антиангинальных лекарственных средств, проводить анализ выписанных врачом рецептов, оценивать действие препаратов при их применении и их рациональное использование при ишемической болезни сердца.
Для успешного изучения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию антиангинальных средств;
- принципы антиангинального действия ЛС;
- сравнительную характеристику препаратов, применяемых для профилактики и купирования приступов стенокардии;
- показания и противопоказания к применению антиангинальных ЛС;
- побочные эффекты изучаемых ЛС.
Уметь:
- проводить контроль написания и коррекцию рецепта на ЛС;
- определить оптимальность выписанной лекарственной формы;
- объяснить несовместимость выписанного антиангинального лекарственного препарата с препаратами других фармакологических групп;
- осуществить адекватную замену препарата в случае его отсутствия в аптеке.
Владеть:
- умением классифицировать антиангинальные ЛС;
- знаниями по рациональному применению ЛС с учетом особенностей препаратов и индивидуальных особенностей пациента;
- умением выписывать и корректировать рецепты на антиангинальные препараты;
- методами получения информации по препаратам антиангинальных средств.
План изучения темы:
1. Прослушать и законспектировать лекцию по теме «Антиангинальные лекарственные средства».
2. Внеаудиторная самоподготовка: теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; выполнение письменной домашней работы.
3. Лабораторное занятие по теме.
План лабораторного занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя |
|
2. Выяснение и анализ исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин
|
3. Анализ входного контроля знаний |
|
4. Разбор теоретических вопросов темы |
|
5. Самостоятельная работа. Индивидуальное выполнение ситуационных задач и их проверка. Проверка домашнего задания и конспекта лекций |
|
6. Итоговая контрольная работа (рецептура и характеристика препаратов) |
|
7. Подведение итогов занятия. Домашнее задание к следующему занятию | 5 мин |
Содержание занятия:
1.Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2.Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин) и экспресс - опрос всех студентов по основным вопросам темы (15 мин).
3.Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин).
4.Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы с использованием наглядных пособий (60 мин).
5.Письменное решение ситуационных задач в тетрадях. Оценка выполненной работы. Проверка выполнения домашнего задания, конспекта лекций (15 мин).
6.Выполнение студентами письменной итоговой контрольной работы (написание рецептов и фармакологической характеристики ЛС). Проверка контрольной работы (20 мин).
7.Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов, проверке внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Выставление оценок. Домашнее задание к следующему занятию (5 мин).
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
1. Латинское название стенокардии (angina peсtoris)
2. В какую фазу сердечного цикла осуществляется приток крови в коронарные артерии? (диастолы)
3. Как влияет парасимпатическая иннервация на коронарный кровоток? (уменьшает)
4. Как изменяется коронарный кровоток под влиянием симпато-адреналовой
системы? (неоднозначно)
5. Какие метаболиты участвуют в регуляции коронарного кровотока? (аденозин, молочная кислота, пировиноградная кислота, СО2 и др.)
6. Как влияет на просвет коронарных сосудов перечисленные метаболиты? (расширяют)
7. Как изменяют потребление кислорода катехоламины? (увеличивают)
8. Как называется очаговая ишемия и некроз сердечной мышцы, возникающие после длительного спазма или закупорки коронарной артерии или ее ветвей? (инфаркт миокарда)
9. Укажите путь введения таблеток нитроглицерина (сублингвальный)
10. Назовите препараты, рефлекторно устраняющие коронароспазм? (валидол, корвалол)