ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2983
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя |
|
2. Контроль исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин 15 мин |
3. Результаты контроля исходного уровня знаний 4. Разбор теоретических вопросов темы | 5 мин
|
5. Решение индивидуальных заданий (решение ситуационных задач). Проверка домашнего задания. Проверка конспекта лекции. | 15мин |
6. Итоговая контрольная работа (рецептура, характеристика препаратов), проверка результатов 7. Подведение итогов занятия. | 20 мин 5 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин) и экспресс - опрос всех студентов по основным вопросам темы (15 мин).
3. Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин).
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы с использованием наглядных пособий (60 мин).
5. Письменное решение ситуационных задач в тетрадях. Оценка выполненной работы. Проверка выполнения домашнего задания, конспекта лекций (15 мин).
6. Выполнение студентами письменной итоговой контрольной работы (написание рецептов и фармакологическая характеристика ЛС) (10 мин).
7. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов, проверке домашнего и аудиторного задания. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Домашнее задание к следующему занятию (5 мин).
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
1. Латинское название сердца (cor)
2. Греческое название сердца (cardia)
3. Частота сердечных сокращений в норме у взрослого человека (60-90 ударов в мин)
4. Частота сердечных сокращений у новорожденных (140 ударов в минуту)
5. Название поперечно-полосатой специализированной мышечной клетки сердца (кардиомиоцит)
6. Способность сердца ритмически сокращаться независимо от раздражений, поступающих в него извне (автоматизм)
7. Название узла-водителя ритма сердца (синусовый или Киса-Флека)
8. Название узла, находящегося в стенке сердца на границе правого пред-сердия и желудочка (атриовентрикулярный или Ашоффа-Тавара)
9. Какой ион играет основную роль в фазу реполяризации? (калий)
10. Невосприимчивость клетки миокарда к действию раздражителей7 (рефрактерность)
11. Какие зубцы различают на ЭКГ? (P, Q, R, S, T)
12. Каким термином обозначают урежение сокращений сердца? (брадикардия)
13. Каким термином обозначают ускорение сокращений сердца? (тахикардия)
14. Каким термином обозначают внеочередное сокращение сердца? (экстрасистола)
15. Какие медиаторы, циркулирующие в крови, увеличивают силу и частоту сердечных сокращений? (катехоламины – норадреналин, адреналин, дофамин)
16. Активацию какого внутриклеточного фермента вызывают катехоламины? (аденилатциклазы)
17. Какие рецепторы сердца стимулируют катехоламины? (β1-адренорецепто-ры)
18. Препараты, какой группы являются антагонистами норадреналина? (адреноблокаторы)
19. Какие препараты ослабляют холинергические влияния на сердце? (М-холиноблокаторы)
20. Как влияет на ЧСС блуждающий нерв? (уменьшает), к какой нервной системе он относится? (парасимпатической)
21. К какому классу антиаритмиков относятся прокаинамид, хинидин? (IА класс)
22. К какому классу антиаритмиков относятся лидокаин, мексилетин, дифенин? (IВ класс), β-адреноблокаторы? (II класс)
23. Какие ионы учащают сердечные сокращения? (Na+, Ca+2)
24. Какие ионы урежают сердечные сокращения? (К+, Mg+2).
Основные вопросы темы:
1. Строение и функции сердца. Проводящая система сердца. Основные физиологические свойства сердечной мышцы.
2. Представление об аритмиях сердца. Этиология аритмий. Классификация аритмий. Аритмии, связанные с нарушением возбудимости миокарда: синусовая, экстрасистолия (предсердная, желудочковая), пароксизмальная тахикардия. Аритмии, связанные с нарушением проводимости: синоаурикулярная блокада, атриовентрикулярная, внутрижелудочковая блокады. Аритмии, связанные с нарушением функции проводимости и автоматизма: мерцательная аритмия.
3. Классификация антиаритмических средств.
I класс.Мембраностабилизирующие средства.
Класс IА. Хинидин (хинипэк), прокаинамид (новокаинамид), дизопирамид (ритмодан);
Класс IВ. Лидокаин,фенитоин (дифенин), мексилетин;
Класс IС. Морацизин (этмозин), этацизин, лаппаконитина гидробромид (аллапинин), пропафенон (ритмонорм).
II класс. β-адреноблокирующие средства.
-
β1,2-адреноблокаторы (кардионеселективные):
а) без ВСА - пропранолол (анаприлин), соталол (соталекс);
б) с ВСА - окспренолол (тразикор), пиндолол (вискен),
2. β1-адреноблокаторы (кардиоселективные):
а) без ВСА - атенолол (тенормин), метопролол (беталок), талинолол (корданум), бетаксолол (локрен), бисопролол (конкор), небиволол (небилет);
б) с ВСА - ацебутолол (сектраль).
III класс. Средства, увеличивающие продолжительность потенциала действия: амиодарон (кордарон), соталол (соталекс).
IV класс. Блокаторы кальциевых каналов: верапамил (изоптин), дилтиазем (кардил).
4. Лекарственные средства других фармакологических групп, применяемые при аритмиях:
А. При тахиаритмиях
1. Сердечные гликозиды: строфантин, коргликон, целанид.
2. Препараты, содержащие ионы магния и калия: панангин, аспаркам, калия хлорид.
3. Транквилизаторы, седативные средства.
Б. При брадиаритмиях
1. Средства, усиливающие адренергические влияния на сердце: адреналин (эпинефрин), добутамин (добутрекс), эфедрин.
2. Средства, ослабляющие холинергические влияния на сердце: атропин.
В. ЛС, влияющие на метаболизм миокарда: инозин (рибоксин), триметазидин (предуктал), кокарбоксилаза, АТФ, витамин В1.
5. Фармакологическа характеристика ЛС:
Механизмы действия, сравнительная характеристика, показания и противопоказания к применению, побочное действие, осложнения, формы выпуска, рецепты.
Самостоятельная работа:
Проводится путем письменного решения индивидуального задания (ситуационной задачи) с последующим устным обсуждением.
ЗАДАНИЕ 1
На студенческом конкурсе, предшествующем Олимпиаде среди медико-биологических дисциплин (секция фармакологии) её участникам были заданы вопросы:
В о п р о с: Как влияет вегетативный отдел нервной системы на ритм сердечных сокращений?
О т в е т: Симпатический отдел учащает сердечный ритм, парасимпатический – урежает.
В о п р о с: Какие рецепторы симпатической нервной системы локализуются в сердце?
О т в е т: β1-адренорецепторы.
В о п р о с: К какой группе антиаритмических средств относится новокаинамид по механизму действия?
О т в е т: Блокаторы натриевых каналов (мембраностабилизирующие).
В о п р о с: Как влияет новокаинамид на ритм сердечных сокращений, чем это обусловлено?
О т в е т: Урежает, т.к. угнетает проводимость в проводящей системе сердца.
В о п р о с: Каков путь введения новокаинамида?
О т в е т: Внутрь, внутримышечно и внутривенно.
В о п р о с: Как влияет новокаинамид на симпатическую иннервацию сердца?
О т в е т: Уменьшает.
В о п р о с: Какой из лекарственных препаратов в большей степени угнетает проводящую систему сердца: новокаинамид или хинидин?
О т в е т: Хинидин.
ЗАДАНИЕ 2
На студенческом конкурсе, предшествующем Олимпиаде среди медико-биологических дисциплин (секция фармакологии) её участникам были заданы вопросы:
В о п р о с: Каков механизм противоаритмического действия хинидина?
О т в е т: Блокирует натриевые каналы.
В о п р о с: Как влияет хинидин на адренергическую и холинергическую иннервацию сердца?
О т в е т: Уменьшает.
В о п р о с: Какое влияние оказывает хинидин на уровень артериального давления?
О т в е т: Понижает.
В о п р о с: Чем это обусловлено?
О т в е т: Понижением общего периферического сопротивления сосудов.
В о п р о с: Каков механизм этого эффекта?
О т в е т: Препарат оказывает α-адреноблокирующее действие на периферические сосуды.
В о п р о с: Как влияет хинидин на автоматизм сердца?
О т в е т: Снижает.
В о п р о с: К какой фармакологической группе относятся антиаритмические лекарственные средства: атенолол и метопролол?
О т в е т: β1-адреноблокаторы (кардиоселективные адреноблокаторы).
ЗАДАНИЕ 3
На студенческом конкурсе, предшествующем Олимпиаде среди медико-биологических дисциплин (секция фармакологии) её участникам были заданы вопросы:
В о п р о с: К какой группе лекарственных средств по механизму действия в ряду антиаритмиков относится дизопирамид?
О т в е т: Блокаторы натриевых каналов (мембраностабилизирующие).
В о п р о с: Как влияет дизопирамид на функции сердца?
О т в е т: Снижает автоматизм, замедляет проводимость, пролонгирует реполяризацию и увеличивает эффективный рефрактерный период.
В о п р о с: Какова продолжительность действия дизопирамида?
О т в е т: 6 – 7 часов.
В о п р о с: Можно ли применять дизопирамид при глаукоме?
О т в е т: Нет, т.к. препарат обладает выраженным М-холиноблокирующим действием.
В о п р о с: Какова всасываемость дизоприрамида при приеме внутрь и его биодоступность?
О т в е т: Всасываемость хорошая, биодоступность составляет 80%.
В о п р о с: Какие показания к применению имеет препарат?