ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2906
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание занятия:
1.Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2.Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин) и экспресс - опрос всех студентов по основным вопросам темы (15 мин).
3.Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин).
4.Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы с использованием наглядных пособий (60 мин).
5.Письменное решение ситуационных задач в тетрадях. Оценка выполненной работы. Проверка выполнения домашнего задания, конспекта лекций (15 мин).
6.Выполнение студентами письменной итоговой контрольной работы (написание рецептов и фармакологической характеристики ЛС). Проверка контрольной работы (20 мин).
7.Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов, проверке внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Выставление оценок. Домашнее задание к следующему занятию (5 мин).
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
1. Наука, изучающая развитие, строение и функцию желез, вырабатывающих гормоны, а также механизм их синтеза, влияния на организм, называется? (эндокринологией)
2. Какими путями происходит регулирование синтеза и секреции гормонов эндокринными железами? (путем нейрогенной регуляции, путем непосредственного влияния на клетки железы)
3. В чем заключается «механизм обратной связи гормональной секреции»? (при избыточном содержании гормона в крови тормозится секреция его физиологических стимуляторов, а при его недостатке она усиливается)
4. От каких факторов зависит выделение гормонов? (от физиологического состояния (беременность, лактация, адаптация к новым условиям среды), от определенных ритмов (суточных, сезонных, возрастных), от патологического процесса (сахарный диабет, гипотиреоз и т.д.)
5. С чего начинается начальный этап действия гормонов? (со связывания со специфическим клеточным рецептором)
6. Назовите главную железу внутренней секреции, вырабатывающую ряд пептидных гормонов, непосредственно регулирующих функцию периферических желез? (гипофиз)
7. Назовите основной природный источник йода? (морские продукты)
8. Какой вид фармакотерапии применяется при лечении всех форм гипотиреоза? (патогенетическая т.е. заместительная терапия)
9. Укажите источник получения препарата тиреоидин? (высушенные щитовидные железы крупного рогатого скота)
10. Назовите комбинированные препараты, применяемые при гипотиреозе? (тиреокомб, тиреотом)
11. Назовите основной синтетический препарат, - гормон щитовидной железы (L-Тироксин)
12. Назовите основные гормоны, которые регулируют метаболизм кальция? (паратгормон и кальцитонин)
13. Из каких типов клеток состоят островки Лангерганса и что они вырабатывают? (альфа-клетки - глюкагон; бета-клетки – инсулин; дельта – соматостатит; F – панкреатический полипептид)
14. Назовите самый мощный стимулятор секреции инсулина? (глюкоза)
15. Назовите инсулинзависимые ткани? (печень, мышцы, жировая ткань)
16. Как влияет инсулин на углеводный обмен? (увеличивает транспорт в клетки инсулинзависимых тканей, стимулирует синтез гликогена в печени, подавляет глюконеогенез и гликогенолиз)
17. Как по химическому составу делят пероральные сахаропонижающие препараты? (производные сульфанилмочевины, бигуаниды и производные тиазолидиндиона)
18. Каков механизм действия производных сульфонилмочевины? (увеличивают высвобождение инсулина из β-клеток поджелудочной железы, повышают чувствительность клеток-мишеней к экзогенному и эндогенному инсулину, подавляют секрецию глюкагона)
19. Назовите препараты группы бигуаниды? (метформин, глиформин, адебит, силибунин, бутформин)
20. Механизм сахаропонижающего действия бигуанидов? (повышение утилизации глюкозы мышечной тканью путем усиления анаэробного гликолиза в присутствии эндогенного или экзогенного инсулина)
21. Какой препарат назначают больным сахарным диабетом при резистентности к пероральным сахароснижающим средствам? (инсулин)
22. Что понимают под абсолютной инсулиновой недостаточностью? (недостаточную секрецию инсулина -клетками островков Лангерганса и, следовательно, значительное снижение содержания инсулина в крови)
23. Что понимают под относительной инсулиновой недостаточностью? (резистентность периферических тканей к инсулину при нормальной или повышенной секреции инсулина)
24. Что понимают под термином «гликомодуляция»? (подход к лечению сахарного диабета путем использования ЛС, нарушающих переваривание и всасывание углеводов в тонком кишечнике и снижающих постпрендиальную гипергликемию).
Основные вопросы темы:
1. Гормональные препараты: определение, классификация, общая фармакологическая характеристика.
2. Препараты гормонов гипофиза и гипоталамуса. Механизм действия. Особенность назначения. Пути введения. Форма выпуска. Побочные эффекты и противопоказания.
3. Препараты гормонов эпифиза: мелатонин (мелаксен). Механизм действия. Особенность назначения как снотворного ЛС. Пути введения. Побочные эффекты и противопоказания.
4. Препараты гормона паращитовидных желез: кальцитрин и миокальцик. Источники получения. Механизм действия. Особенность назначения. Пути введения. Форма выпуска. Побочные эффекты и противопоказания.
5. Препараты гормонов щитовидной железы природного и синтетического происхождения. Их сравнительная характеристика. Фармакологические эффекты препаратов. Показания к назначению. Выбор дозы. Форма выпуска. Побочные эффекты и противопоказания.
6. Антитиреоидные средства: сравнительная фармакологическая характеристика.
7. Классификация антидиабетических ЛС. Понятие о сахарном диабете I и II типа. Препараты инсулина. Классификация по видовому признаку, степени очистки и фармакокинетическим параметрам. Фармакологические эффекты инсулина, механизм действия. Особенности назначения. Осложнения инсулинотерапии, меры помощи и профилактики. Фармакокинетические и фармакодинамические достоинства прандиальных и постабсорбционных инсулинов (на примере инсулина аспарта и инсулина гларгина).
8. Классификация пероральных сахароснижающих средств по химической структуре,основные представители каждой подгруппы и механизм реализации гипогликемического действия. Показания к применению. Достоинства производных сульфонилмочевины (ПСМ) II - III поколений по сравнению с ПСМ I поколения. Фармакологическая характеристика основных пероральных гипогликемических ЛС: глибенкламид (манинил, глюкобене), гликлазид (диабетон), натеглинид (старликс) метформин (глюкофаж, глюкофаг, глиформин, сиофор), пиоглитазон (актос), акарбоза (глюкобай), механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочное действие.
Растительные гипогликемические ЛС побеги черники, сбор «Арфазетин».
Самостоятельная работа:
Проводится путем письменного решения индивидуального задания
(ситуационной задачи) с последующим устным обсуждением.
Задача № 1
Женщине, больной 15 лет сахарным диабетом 2 типа, назначен актрапид НМ 3 раза в день перед едой.
1. Объясните рациональность инсулинотерапии при данной патологии? (При длительном течении сахарного диабета 2 типа развивается недостаточность инсулярного аппарата и дефицит инсулина).
2. Укажите, к какой группе инсулинов по продолжительности действия относится актрапид НМ?
(Актрапид® НМ является инсулином короткого действия и может использоваться в комбинации с инсулинами пролонгированного действия).
3. Укажите путь введения, время наступления эффекта и его длительность при применении актрапида НМ
(Эффект развивается через 30 мин после п/к введения, достигает максимума через 1–3 ч и продолжается 8 ч).
4. Перечислите преимущества актрапид НМ перед инсулинами животного происхождения (на примере препарата «актрапид НМ», ответ обоснуйте).
При лечении пациента человеческим инсулином характерны следующие особенности:
1) Аллергия, антитела. Изначально предполагалось, что лечение человеческим инсулином не будет провоцировать развитие аллергии и образование антител, но позже выяснилось, что антитела возникают, в том числе и во время беременности, при употреблении человеческого инсулина.
2) Гипогликемия. Признаки приближающейся гипогликемии проявляются в нарушении координации больного, при применении лечения человеческим (синтетическим) инсулином эти симптомы запаздывают, гипогликемию в этом случае предвидеть сложно. Приступ гипогликемии начинается внезапно.
3) Терапия и оздоровительная польза. Лечение человеческим инсулином в большинстве случаев хорошо переносится больными сахарным диабетом.
4) Профиль действия. Скорость воздействия человеческого инсулина на организм больного выше, чем скорость действия животного инсулина. Действие человеческого инсулина продолжительно по времени.
При лечении пациента инсулином животного происхождения отмечаются следующие факторы:
1) Аллергия, антитела. Так как животный инсулин подвергается тщательной очистке, то вопрос об аллергии и образовании антител при лечении больных инсулином животного происхождения отпадает сам собой.
2) Гипогликемия. При лечении инсулином животного происхождения пациент узнает о приближающейся гипогликемии благодаря испытываемым признакам (свойственным для гипогликемии): дрожи, головокружению, голоду (так называемые адреналиновые симптомы). Поэтому пациент может вовремя принять необходимые меры и избежать угрозы развития тяжелой формы гипогликемии).
3) Терапия и оздоровительная польза. Лечение животным инсулином не имеет отрицательных последствий и дает положительные терапевтические результаты. Инсулин животного происхождения в отличие от человеческого инсулина начинает оказывать влияние на организм больного постепенно. Свою активность также сохраняет в течение долгого времени, в редких случаях является инициатором приступов гипогликемии. Особенно хорошие результаты дает свиной инсулин, кроме этого, его можно без боязни инъецировать на ночь, перед сном.
5. Перечислите факторы, влияющие на эффективность инсулинотерапии.