ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2911
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(в методических указаниях для студентов)
ВАРИАНТ 1 | Натрия гидрокарбонат. |
ВАРИАНТ 2 | 1, 4, 5, 3, 2. |
ВАРИАНТ 3 | 1,2,4,3. |
ВАРИАНТ 4 | У больных язвенной болезнью выброс хлористоводородной кислоты наблюдается дважды: через час и через три часа после приема пищи, поэтому антацидные препараты для связывания НСl (базальная секреция) назначают через час после еды, а при необходимости (при выраженных болях) и через три часа после еды для связывания стимулированной HCl. |
ВАРИАНТ 5 | Сукралфат. |
ВАРИАНТ 6 | Мизопростол. |
Итоговая контрольная работа (рецептура и характеристика препаратов):
1. Ранитидин 2. Пирензепин 3. Абомин 4. Фамотидин 5. Фосфалюгель 6. Ацидин-пепсин 7. Омепразол 8. Викалин 9. Окись магния 10. Де-нол 11. Даларгин 12. Сукралфат 13. Платифиллин 14. Трописетрон 15. Альмагель 16. Метоклопрамид 17. Ондансетрон 18. Домперидон 19. Маалокс 20. Апоморфин. | |
Литература:
а) основная:
1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008, С. 533-545; 554-555.
2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 16 изд., 2010, С. 191-197; 302-308, 322-330, 337-338, 650-651.
б) дополнительная:
1. Харкевич Д.А. Фармакология. М., ГЭОТАР-Медиа, 2008.
2. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии с основами фармакотерапии. Под редакцией М.Д. Гаевого и В.И. Петрова. Ростов-на-Дону, «МарТ», 2010.
3. Государственный реестр лекарственных средств, 2000.
4. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). М., 2008.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 40
Тема: «Ферментные и антиферментные средства. Гепатотропные лекарственные средства»
Актуальность темы:
Наряду с другими заболеваниями последние годы отмечается рост печеночной и панкреатической патологии, а также болезней желчных путей. Высокоцивилизованный образ жизни, сочетающийся с гиподинамией, вредными социальными явлениями, такими как алкоголизм и наркомания, способствует
росту числа гепатитов и циррозов печени, поджелудочной железы. Несоблюдение режима питания приводит также к холециститам, панкреатитам и к нарушению функций кишечника. Снижение моторики кишечника часто встречается у лиц пожилого возраста. В связи с данными проблемами растет число лекарственных средств, применяемых при холециститах, гепатитах, циррозах, панкреатитах. Задача будущего провизора приобрести умения и навыки в плане ориентации в номенклатуре данных средств, понимании их механизмов действия и побочных эффектов, умении обосновать замену препарата.
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости препаратов из одной группы, а также умение оценить взаимодействие средств и обосновать их рациональное применение для обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии, умение правильно выписывать рецепты на препараты, применяемые при заболеваниях органов системы пищеварения.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию лекарственных средств, применяемых при заболеваниях органов системы пищеварения;
- номенклатуру основных групп лекарственных средств, регулирующих пищеварение (МНН и синонимы);
- механизмы действия, эффекты лекарственных средств, применяемых при нарушении функций органов системы пищеварения;
- принципы действия средств, усиливающих образование желчи и веществ, способствующих ее выведению;
- принципы действия средств, влияющих на экскреторную функцию поджелудочной железы;
- рациональное применение средств
, регулирующих пищеварение (с учетом времени приема пищи);
- сравнительную характеристику по скорости и интенсивности действия;
- побочное действие, показания и противопоказания к применению средств, регулирующих функции системы пищеварения.
Уметь:
- обосновывать рациональное применение средств, регулирующих пищеварение;
- проводить необходимую коррекцию рационального применения средств, используемых в гастроэнтерологии (регулирование режима дозировки с учетом степени и продолжительности эффектов ЛС, приема пищи);
- контролировать взаимодействия между препаратами в назначенном больному комплексе;
- квалифицированно решать вопрос о замене одного лекарственного средства другим;
- выписывать рецепты на основные лекарственные формы средств, регулирующих пищеварение.
Владеть:
- навыками сбора и анализа информации ЛС по теме занятия;
- умением классифицировать ЛС изучаемых групп;
- знаниями по рациональному применению ЛС данных подгрупп;
- умением написания и коррекции рецептов;
- умением замены одного препарата на другой при его отсутствии.
План изучения темы:
1. Лекция по теме «Лекарственные средства, влияющие на аппетит. Рвотные и противорвотные ЛС. Средства, влияющие на кислотность желудка. Гастропротекторы. Гепатотропные лекарственные средства. Ферментные и антиферментные средства».
2. Внеаудиторная самоподготовка
2.1. Теоретическая подготовка по теме занятия с использованием материала лекции «Лекарственные средства, влияющие на аппетит. Рвотные и противорвотные ЛС. Средства, влияющие на кислотность желудка. Гастропротекторы. Гепатотропные лекарственные средства. Ферментные и антиферментные средства», учебника, справочной литературы, электронных ресурсов.
2.2. Письменное выполнение в тетради задания для внеаудиторной работы (фармакологическое описание предлагаемых лекарственных средств по схеме).
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 2 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя |
|
2. Выяснение исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин
|
3. Разбор теоретических вопросов темы 4. Решение индивидуальных заданий (решение ситуационных задач) | 30 мин
|
5. Проверка домашнего задания и конспекта лекций (рецептура, характеристика препаратов). Итоговая контрольная работа по ЛС | 5 мин |
6. Проверка и анализ письменной контрольной работы | 15 мин |
7. Итоговое обсуждение, выставление оценок | 5 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию.
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование и экспресс-опрос всех студентов по узловым вопросам темы.
3. Анализ результатов исходного уровня знаний.
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме собеседования с использованием наглядных пособий.
5. Письменное решение ситуационных задач в тетради для аудиторных контрольных работ.
6. Выполнение студентами письменной контрольной работы по ЛС (студент должен выписать рецепт на предлагаемое ЛС, указать его фармакологическую группу, механизм действия, показания и противопоказания к применению, возможные нежелательные побочные действия). Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (домашнего задания) студентов и лекционного материала проводится в момент написания контрольной работы.
7. Проверка и анализ письменной контрольной работы.
8. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, и указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены в домашнем задании и в ответах у доски и озвучивает тему следующего занятия. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов.
Вопросы для контроля исходного уровня знаний
Компьютерное тестирование
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
1. Латинское название печени? (Hepar)
2. Основные функции печени? (обменная, барьерная)
3. Название клеток печени? (гепатоциты)
4. Как называют резервуар желчи? (желчный пузырь)
5. Ацетилхолин выделение желчи? (увеличивает)
6. Назовите главные компоненты желчи? (желчные кислоты, желчные пигменты, холестерин, фосфолипиды и др.)
7. Как влияют на выделение желчи секретин, холецистокинин, гастрин? (стимулируют)
8. Как влияет желчь на тонус и перистальтику кишечника? (повышает)
9. Как называется воспалительный процесс в печени? (гепатит)
10. Воспаление желчных протоков печени называется…..(холангитом)
11. Воспаление желчного пузыря называется….(холециститом)
12. Заболевание, сопровождающееся образованием камней в желчном пузыре и желчевыводящих протоках, называется….(холелитиазом – желчнокаменной болезнью)