ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2918
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
;
- Возможные побочные эффекты;
- Выписать пример рецепта.
Учебно-материальное обеспечение занятия:
1. Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы).
2. Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры.
3. Индивидуальные задания (тесты для компьютерного тестирования, варианты заданий для письменной итоговой контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
1. Аляутдин Р.Н. Фармакология: учеб. ГЭОТАР-Медиа, 2008-2010.
б) дополнительная:
1. Аляутдин Р.Н. [и др.] Фармакология: руководство к лаб.занятиям: [Э.И.] "Консультант студента" М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
2. Харкевич Д.А. [и др.] Фармакология: руководство к лаб. занятиям [Э.И.] "Консультант студента" М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.
3. Государственный регистр лекарственных средств М.: РЛС, 2010-2013.
4. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии: учеб. пособие под ред. Гаевого М.Д., Петрова В.И., Ростов н/Д.: МарТ, 2010.
5. Машковский М.Д. Лекарственные средства М.: Новая волна, 2010-2014.
6.Прикладная фармакоэпидемиология: [Э.И.] под ред. Петрова В.И. "Консультант студента" М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
Электронные ресурсы:
www.pharma.studmedlib.ru
www.science direct.ru
www.window.edu.ru
www.medbusiness.ru/5.php
Занятие № 43
Тема: «Введение в химиотерапию. Фармакологическая характеристика
антибиотиков»
Актуальность темы:
Большое количество противомикробных средств существенно расширяет возможности лечения разнообразных инфекций. Однако до сих пор выбор эффективного и безопасного антимикробного средства остается сложным, что обусловлено, прежде всего, ростом устойчивости бактериальной флоры и, зачастую, невозможностью выделения возбудителя заболевания, определения его чувствительности к противомикробным средствам, а также увеличением количества пожилых людей с хронической патологией, больных с различными иммунодефицитами.
Провизор должен уметь ориентироваться в номенклатуре антибиотиков и знать механизмы действия препаратов, принципы рациональнойдозировки.
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости препаратов из одной группы, а также умение оценивать взаимодействие средств и обосновывать их рациональное применение для обеспечения
эффективной и безопасной лекарственной терапии, умение правильно выписывать рецепты на препараты, применяемые при инфекционных заболеваниях.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию химиотерапевтических лекарственных средств;
- механизмы, типы, спектры действия антибиотиков;
- рациональное применение антибиотиков с учетом времени приема пищи;
- сравнительную характеристику антибиотиков по скорости и интенсивности действия отдельных лекарственных средств;
- побочные эффекты, показания и противопоказания к применению антибиотиков).
Уметь:
- обосновывать рациональное применение антибиотиков с учетом фармакокинетических и фармакодинамических особенностей ЛС;
- проводить необходимую коррекцию фармакотерапии антибиотиками, (регулирование режима дозировки с учетом степени и продолжительности эффектов ЛС, приема пищи);
- квалифицированно решать вопрос о замене одного лекарственного средства другим, давать рекомендации врачу по вопросу комбинирования ЛС и сообщать о новых поступлениях лекарственных препаратов в аптеку;
- выписывать рецепты на основные лекарственные формы изучаемых антибиотиков.
Владеть:
- навыками сбора и анализа информации ЛС по теме занятия;
- умением классифицировать ЛС изучаемых групп;
- знаниями по рациональному применению ЛС данных подгрупп;
- умением написания и коррекции рецептов;
- умение замены одного препарата на другой при его отсутствии.
План изучения темы:
1. Лекции по темам «Принципы химиотерапии. Общая фармакологическая характеристика химиотерапевтических средств».
1.1. Теоретическая подготовка по теме занятия с использованием материала лекции, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов.
1.2. Письменное выполнение в тетради задания для внеаудиторной работы (фармакологическое описание предлагаемых лекарственных средств по схеме).
2. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 2 акад. часа)
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию.
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование и экспресс-опрос всех студентов по узловым вопросам темы.
3. Анализ результатов исходного уровня знаний.
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме собеседования с использованием наглядных пособий.
5. Письменное решение ситуационных задач в тетради для аудиторных контрольных работ.
6. Выполнение студентами письменной контрольной работы по ЛС (студент должен выписать рецепт на предлагаемое ЛС, указать его фармакологическую группу, механизм действия, показания и противопоказания к применению, возможные нежелательные побочные действия). Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (домашнего задания) студентов и лекционного материала проводится в момент написания контрольной работы.
7. Проверка и анализ письменной контрольной работы.
8. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, и указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены в домашнем задании и в ответах у доски и озвучивает тему следующего занятия. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов.
Вопросы для контроля исходного уровня знаний
Компьютерное тестирование
Экспресс-опрос:
1. В каком году был впервые получен пенициллин? (1940)
2. Кто в нашей стране разработал промышленный выпуск пенициллина? (З.В. Ермольева и Т.И. Балезина)
3. Укажите принципы классификации антибиотиков? (по химическому строению, по механизму, спектру, типу действия)
4. Назвать антибиотики, нарушающие синтез стенки микробной клетки? (пенициллины, цефалоспорины, циклосерин, ристомицин, ванкомицин)
5. Назвать антибиотики, нарушающие проницаемость оболочки микробной клетки? (полимиксины, грамицидин, нистатин, леворин, амфотерицин В)
6. Назвать антибиотики, ингибирующие синтез белков микробной клетки? (тетрациклины, левомицетин, макролиды, аминогликозиды)
7. Назвать антибиотики, нарушающие синтез нуклеиновых кислот? (рифампицин, гризеофульвин, противоопухолевые антибиотики)
8. Для каких антибиотиков характерно быстрое нарастание устойчивости? (стрептомицины, макролиды).
Основные вопросы темы:
1. Понятие о химиотерапии. Основные принципы химиотерапии.
2. Классификация препаратов по избирательности действия: антисептики, дезинфицирующие и химиотерапевтические средства.
3. Меры профилактики инфекционных заболеваний.
4. Классификация различных химиотерапевтических средств:
- химическая;
- по механизму действия;
- по типу действия;
- по специфичности действия;
- клиническая;
- по спектру действия.
5. Антибиотики. История открытия. Способы получения антибиотиков
6. Резистентность микроорганизмов к антибиотикам. Причины возникновения. Типы резистентности. Понятие об основных и резервных антибиотиках.
7. Побочные действия при применении химиотерапевтических ЛС:
- нейротоксичность;
-снижение иммунитета;
-дисбактериоз;
-аллергические реакции;
- токсические реакции.
А) Классификация антибиотиков по химическому строению группы:
пенициллина, пр. б-аминопенициллановой к-ты; цефалоспорины - пр. 7аминоцефалоспорановой к-ты; тетрациклины - конденсированная четырехцикличная система; левомицетина - пр. хлорамфеникола; стрептомицина - пр. стрептидина, стрептозы; метилглюкозамина; макролиды - содержат макроциклическое лактамное кольцо; полимиксины,оксазолидиноны.
Б) Классификация антибиотиков по спектру и клиническому применению:
- с преимущественным действием на грамположительную флору: пенициллины, макролиды, линкомицин;оксазолидиноны, гликопептиды
- с преимущественным действием на грамотрицательную флору: стрептомицины, рифампицины, аминогликозиды, цефалоспорины;
- широкого спектра действия: тетрациклины, левомицетины.
В) Классификация по механизму действия:
нарушение синтеза стенки микробной клетки: пенициллины, цефалоспорины, карбапенемы, монобактамы, циклосерины, гликопептиды;
- нарушающие проницаемость оболочки микробной клетки: полимиксины, гликопептиды, полиены;
- нарушающие синтез белков микроорганизмов: тетрациклины, левомицетин, макролиды, аминогликозиды, стрептомицины; оксазолидиноны;
- нарушающие синтез нуклеиновых кислот: рифампицины;
- нарушение матричной активности ДНК: противоопухолевые антибиотики.
- Возможные побочные эффекты;
- Выписать пример рецепта.
Учебно-материальное обеспечение занятия:
1. Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы).
2. Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры.
3. Индивидуальные задания (тесты для компьютерного тестирования, варианты заданий для письменной итоговой контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
1. Аляутдин Р.Н. Фармакология: учеб. ГЭОТАР-Медиа, 2008-2010.
б) дополнительная:
1. Аляутдин Р.Н. [и др.] Фармакология: руководство к лаб.занятиям: [Э.И.] "Консультант студента" М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
2. Харкевич Д.А. [и др.] Фармакология: руководство к лаб. занятиям [Э.И.] "Консультант студента" М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.
3. Государственный регистр лекарственных средств М.: РЛС, 2010-2013.
4. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии: учеб. пособие под ред. Гаевого М.Д., Петрова В.И., Ростов н/Д.: МарТ, 2010.
5. Машковский М.Д. Лекарственные средства М.: Новая волна, 2010-2014.
6.Прикладная фармакоэпидемиология: [Э.И.] под ред. Петрова В.И. "Консультант студента" М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
Электронные ресурсы:
www.pharma.studmedlib.ru
www.science direct.ru
www.window.edu.ru
www.medbusiness.ru/5.php
Занятие № 43
Тема: «Введение в химиотерапию. Фармакологическая характеристика
антибиотиков»
Актуальность темы:
Большое количество противомикробных средств существенно расширяет возможности лечения разнообразных инфекций. Однако до сих пор выбор эффективного и безопасного антимикробного средства остается сложным, что обусловлено, прежде всего, ростом устойчивости бактериальной флоры и, зачастую, невозможностью выделения возбудителя заболевания, определения его чувствительности к противомикробным средствам, а также увеличением количества пожилых людей с хронической патологией, больных с различными иммунодефицитами.
Провизор должен уметь ориентироваться в номенклатуре антибиотиков и знать механизмы действия препаратов, принципы рациональнойдозировки.
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости препаратов из одной группы, а также умение оценивать взаимодействие средств и обосновывать их рациональное применение для обеспечения
эффективной и безопасной лекарственной терапии, умение правильно выписывать рецепты на препараты, применяемые при инфекционных заболеваниях.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию химиотерапевтических лекарственных средств;
- механизмы, типы, спектры действия антибиотиков;
- рациональное применение антибиотиков с учетом времени приема пищи;
- сравнительную характеристику антибиотиков по скорости и интенсивности действия отдельных лекарственных средств;
- побочные эффекты, показания и противопоказания к применению антибиотиков).
Уметь:
- обосновывать рациональное применение антибиотиков с учетом фармакокинетических и фармакодинамических особенностей ЛС;
- проводить необходимую коррекцию фармакотерапии антибиотиками, (регулирование режима дозировки с учетом степени и продолжительности эффектов ЛС, приема пищи);
- квалифицированно решать вопрос о замене одного лекарственного средства другим, давать рекомендации врачу по вопросу комбинирования ЛС и сообщать о новых поступлениях лекарственных препаратов в аптеку;
- выписывать рецепты на основные лекарственные формы изучаемых антибиотиков.
Владеть:
- навыками сбора и анализа информации ЛС по теме занятия;
- умением классифицировать ЛС изучаемых групп;
- знаниями по рациональному применению ЛС данных подгрупп;
- умением написания и коррекции рецептов;
- умение замены одного препарата на другой при его отсутствии.
План изучения темы:
1. Лекции по темам «Принципы химиотерапии. Общая фармакологическая характеристика химиотерапевтических средств».
1.1. Теоретическая подготовка по теме занятия с использованием материала лекции, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов.
1.2. Письменное выполнение в тетради задания для внеаудиторной работы (фармакологическое описание предлагаемых лекарственных средств по схеме).
2. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 2 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя |
|
2. Выяснение исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин
|
3. Разбор теоретических вопросов темы 4. Решение индивидуальных заданий (решение ситуационных задач) | 30 мин
|
5. Проверка домашнего задания и конспекта лекций (характеристика терминов). | 5 мин |
6. Проверка и анализ письменной контрольной работы | 15 мин |
7. Итоговое обсуждение, выставление оценок | 5 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию.
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование и экспресс-опрос всех студентов по узловым вопросам темы.
3. Анализ результатов исходного уровня знаний.
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме собеседования с использованием наглядных пособий.
5. Письменное решение ситуационных задач в тетради для аудиторных контрольных работ.
6. Выполнение студентами письменной контрольной работы по ЛС (студент должен выписать рецепт на предлагаемое ЛС, указать его фармакологическую группу, механизм действия, показания и противопоказания к применению, возможные нежелательные побочные действия). Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (домашнего задания) студентов и лекционного материала проводится в момент написания контрольной работы.
7. Проверка и анализ письменной контрольной работы.
8. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, и указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены в домашнем задании и в ответах у доски и озвучивает тему следующего занятия. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов.
Вопросы для контроля исходного уровня знаний
Компьютерное тестирование
Экспресс-опрос:
1. В каком году был впервые получен пенициллин? (1940)
2. Кто в нашей стране разработал промышленный выпуск пенициллина? (З.В. Ермольева и Т.И. Балезина)
3. Укажите принципы классификации антибиотиков? (по химическому строению, по механизму, спектру, типу действия)
4. Назвать антибиотики, нарушающие синтез стенки микробной клетки? (пенициллины, цефалоспорины, циклосерин, ристомицин, ванкомицин)
5. Назвать антибиотики, нарушающие проницаемость оболочки микробной клетки? (полимиксины, грамицидин, нистатин, леворин, амфотерицин В)
6. Назвать антибиотики, ингибирующие синтез белков микробной клетки? (тетрациклины, левомицетин, макролиды, аминогликозиды)
7. Назвать антибиотики, нарушающие синтез нуклеиновых кислот? (рифампицин, гризеофульвин, противоопухолевые антибиотики)
8. Для каких антибиотиков характерно быстрое нарастание устойчивости? (стрептомицины, макролиды).
Основные вопросы темы:
1. Понятие о химиотерапии. Основные принципы химиотерапии.
2. Классификация препаратов по избирательности действия: антисептики, дезинфицирующие и химиотерапевтические средства.
3. Меры профилактики инфекционных заболеваний.
4. Классификация различных химиотерапевтических средств:
- химическая;
- по механизму действия;
- по типу действия;
- по специфичности действия;
- клиническая;
- по спектру действия.
5. Антибиотики. История открытия. Способы получения антибиотиков
6. Резистентность микроорганизмов к антибиотикам. Причины возникновения. Типы резистентности. Понятие об основных и резервных антибиотиках.
7. Побочные действия при применении химиотерапевтических ЛС:
- нейротоксичность;
-снижение иммунитета;
-дисбактериоз;
-аллергические реакции;
- токсические реакции.
А) Классификация антибиотиков по химическому строению группы:
пенициллина, пр. б-аминопенициллановой к-ты; цефалоспорины - пр. 7аминоцефалоспорановой к-ты; тетрациклины - конденсированная четырехцикличная система; левомицетина - пр. хлорамфеникола; стрептомицина - пр. стрептидина, стрептозы; метилглюкозамина; макролиды - содержат макроциклическое лактамное кольцо; полимиксины,оксазолидиноны.
Б) Классификация антибиотиков по спектру и клиническому применению:
- с преимущественным действием на грамположительную флору: пенициллины, макролиды, линкомицин;оксазолидиноны, гликопептиды
- с преимущественным действием на грамотрицательную флору: стрептомицины, рифампицины, аминогликозиды, цефалоспорины;
- широкого спектра действия: тетрациклины, левомицетины.
В) Классификация по механизму действия:
нарушение синтеза стенки микробной клетки: пенициллины, цефалоспорины, карбапенемы, монобактамы, циклосерины, гликопептиды;
- нарушающие проницаемость оболочки микробной клетки: полимиксины, гликопептиды, полиены;
- нарушающие синтез белков микроорганизмов: тетрациклины, левомицетин, макролиды, аминогликозиды, стрептомицины; оксазолидиноны;
- нарушающие синтез нуклеиновых кислот: рифампицины;
- нарушение матричной активности ДНК: противоопухолевые антибиотики.