ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2869
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Г) Классификация по типу действия: бактерицидные (пенициллины, стрептомицины, аминогликозиды, цефалоспорины, полимиксины, гликопептиды); бактериостатические (тетрациклины, левомицетины, макролиды, оксазолидиноны).
Побочные и токсические эффекты
а) прямые токсические эффекты: нейротоксический, нефротоксический, гепатотоксический, раздражение ЖКТ, тератогенное, курареподобное;
б) аллергические реакции: ограниченного типа (кожный зуд, крапивница.ранит, конъюнктивит); генерализованные (анафилактический шок), поражение кроветворного аппарата (агранулоцитоз, тромбоцитопения, апластическая анемия);
в) эффекты, связанные с биологическим действием антибиотиков: дисбактериозы, реакции бактериолиза, влияние на иммунитет.
Самостоятельная работа:
Проводится путем письменного решения индивидуального задания (ситуационной задачи) с последующим устным обсуждением.
Ситуационные задачи
Задание № 1
Рядом с названием лекарственного средства укажите его фармакологическую группу: А – антибиотик из группы природных пенициллинов, Б – синтетических пенициллинов, В – карбапенемов, Г – аминогликозидов, Д – цефалоспоринов, Е - монобактамов, Ж – тетрациклины, З – Линкозамиды, И –Гликопептиды, К - макролидные антибиотики.
Вариант 1 | Вариант 2 |
Амоксициллин (Б) Цефоперазон (Д) Имипенем (В) Доксициклин (Ж) Амикацин(Г) Клиндамицин (З) Азитромицин (К) Азтреонам (Е) Ванкомицин (И) Бензилпенициллин (А) | Цефатоксим (Д) Меропенем (В) Тобрамицин (Г) Линкомицин (З) Джозамицин (К) Ванкомицин (И) Азтреонам (Е) Феноксиметилпенициллин (А) |
Задание № 2
Сравнительная характеристика антибиотиков по типу действия и спектру действия. Наличие типа действия обозначьте знаком «+», отсутствие – знаком «−».
Группы антибиотиков | Тип действия | Спектр действия | ||
бактери- цидный | бактерио- статический | широкий | узкий | |
Аминогликозиды | | | | |
Тетрациклины | | | | |
Макролиды | | | | |
Оксазолидиноны | | | | |
Левомицетины (фениколы) | | | | |
Ответ:
Группы антибиотиков | Тип действия | Спектр действия | ||
бактери- цидный | бактерио- статический | широкий | узкий | |
Аминогликозиды | + | | + | |
Тетрациклины | | + | + | |
Макролиды | | + | | + |
Оксазолидиноны | | + | | + |
Левомицетины (фениколы) | | + | + | |
Задание № 3
Распределите группы антибиотиков согласно механизму действия и химической структуре: аминогликозиды, карбапенемы, макролиды, монобактамы, пенициллины, полиены, полимиксины, рифампицин, тетрациклины, цефалоспорины.
Ответ:
-
В-лактамные: пенициллины, цефалоспорины, монобактамы, карбопенемы; -
30S: Аминогликозиды, тетрациклины; 50S – макролиды, азалиды, левомицетины, линкозамиды, 30s+50S–можно отнеси аминогликозиды; -
Нарушают проницаемость клеточной стенки: полиены и полимиксины; -
Ингибируют Днк-РНК-полимеразу: рифампицин, и, отчасти, гликопептиды.
Задание № 4
Выберите антибиотики, биодоступность которых существенно зависит от приема пищи, и укажите коррекцию по рациональному применению.
Группа | Антибиотик | Режим дозирования | Информация для пациентов |
Тетрациклины | Доксициклин | | |
Макролиды | Эритромицин | | |
Линкозамиды | Линкомицин | | |
Ответ:
Группа | Антибиотик | Режим дозирования | Информация для пациентов |
Тетрациклины | Доксициклин (вибрамицин) | 200 мг, 1-2 р. в сутки, старше 8 лет.за 1 час до еды, или после еды, 2 часа спустя | Образует комплексы с металлами (антацидами, ЛП железа), содержащий кальций. Поэтому.жирная пища улучшает всасывание. |
Макролиды | Эритромицин | За 30 мин до еды, или натощак | Разрушается в кислом содержимом желудка. Пища уменьшает всасывание. Является прокинетиком, может у детей вызвать пилороспазм. |
Линкозамиды | Линкомицин | За 30 мин до еды, или натощак | Не разрушается в соляной кислоте, но плохо абсорбируется при наличии пищи. |
Учебно-материальное обеспечение занятия:
1. Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы);
2. Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры);
3. Справочная литература;
4. Индивидуальные задания (тесты для компьютерного тестирования, ситуационные задачи для самостоятельной работы, варианты заданий для письменной итоговой контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008, С. 533-545.
2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 16 изд., 2010
б) дополнительная:
1. Харкевич Д.А. Фармакология. М., ГЭОТАР-Медиа, 2008.
2. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии с основами фармакотерапии. Под редакцией М.Д. Гаевого и В.И. Петрова. Ростов-на-Дону, «МарТ», 2010.
3. Государственный реестр лекарственных средств, 2000.
4. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). М., 2008.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/.
Занятие № 44
Тема: «β-лактамные антибиотики. (пенициллины, цефалоспорины, карбапенемы, монобактамы)»
Актуальность темы:
Большое количество противомикробных средств существенно расширяет возможности лечения разнообразных инфекций. Однако до сих пор выбор эффективного и безопасного антимикробного средства остается сложным, что обусловлено, прежде всего, ростом устойчивости бактериальной флоры и, зачастую, невозможностью выделения возбудителя заболевания, определения его чувствительности к противомикробным средствам, а также увеличением количества пожилых людей с хронической патологией, больных с различными иммунодефицитами.
Провизор должен уметь ориентироваться в номенклатуре антибиотиков и знать механизмы действия препаратов, принципы рациональной дозировки.
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости препаратов из одной группы, а также умение оценивать взаимодействие средств и обосновывать их рациональное применение для обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии, умение правильно выписывать рецепты на препараты, применяемые при инфекционных заболеваниях.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию химиотерапевтических лекарственных средств (пенициллины, цефалоспорины, карбапенемы);
- механизмы, типы, спектры действия антибиотиков (пенициллины, цефалоспорины, карбапенемы, монобактамы);
- рациональное применение антибиотиков(пенициллины, цефалоспорины, карбапенемы, монобактамы) с учетом времени приема пищи;
- сравнительную характеристику антибиотиков (пенициллины, цефалоспорины, карбапенемы, монобактамы) по скорости и интенсивности действия отдельных лекарственных средств;
- побочные эффекты, показания и противопоказания к применению антибиотиков (пенициллины, цефалоспорины, карбапенемы, монобактамы).
Уметь:
- обосновывать рациональное применение антибиотиков (пенициллины, цефалоспорины, карбапенемы,монобактамы) с учетом фармакокинетических и фармакодинамических особенностей ЛС;
- проводить необходимую коррекцию фармакотерапии антибиотиками (пенициллинами, цефалоспоринами, карбапенемами, монобактамами), (регулирование режима дозировки с учетом степени и продолжительности эффектов ЛС, приема пищи);
- квалифицированно решать вопрос о замене одного лекарственного средства другим, давать рекомендации врачу по вопросу комбинирования ЛС и сообщать о новых поступлениях лекарственных препаратов в аптеку;
- выписывать рецепты на основные лекарственные формы изучаемых антибиотиков.
Владеть:
- навыками сбора и анализа информации ЛС по теме занятия;
- умением классифицировать ЛС изучаемых групп;
- знаниями по рациональному применению ЛС данных подгрупп;
- умением написания и коррекции рецептов;
- умение замены одного препарата на другой при его отсутствии.
План изучения темы:
1. Лекция по теме «Введение в химиотерапию. Фармакологическая характеристика антибиотиков. β-Лактамные антибиотики».
2. Внеаудиторная самоподготовка
2.1. Теоретическая подготовка по теме занятия с использованием материала лекции «Введение в химиотерапию. Фармакологическая характеристика антибиотиков.β-Лактамные антибиотики.», учебника, справочной литературы, электронных ресурсов.
2.2. Письменное выполнение в тетради задания для внеаудиторной работы (фармакологическое описание предлагаемых лекарственных средств по схеме).
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 2 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя |
|
2. Выяснение исходного уровня знаний: - экспресс-опрос |
|
3. Разбор теоретических вопросов темы 4. Решение индивидуальных заданий (решение ситуационных задач) | 30 мин
|
5. Проверка домашнего задания и конспекта лекций (рецептура, характеристика препаратов). Итоговая контрольная работа по ЛС | 5 мин |
6. Проверка и анализ письменной контрольной работы | 15 мин |
7. Итоговое обсуждение, выставление оценок | 5 мин |