ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2953
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию.
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование и экспресс-опрос всех студентов по узловым вопросам темы.
3. Анализ результатов выяснения исходного уровня знаний.
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме собеседования с использованием наглядных пособий.
5. Письменное решение ситуационных задач в тетради для аудиторных контрольных работ.
6. Выполнение студентами письменной контрольной работы по ЛС (в тетради для аудиторных контрольных работ студент должен выписать рецепты на предлагаемые ЛС, указать их фармакологическую группу, механизм действия, показания и противопоказания к применению, возможные нежелательные побочные действия). Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (домашнего задания) студентов и лекционного материала проводится в момент написания контрольной работы.
7. Проверка и анализ письменной контрольной работы.
8. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, и указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены в домашнем задании и в ответах у доски и озвучивает тему следующего занятия. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов.
Контроль исходного уровня знаний
Компьютерное тестирование
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
1. Как называются запоры, связанные с нарушением тонуса кишечника? (атонический, спастический)
2. Какие показания к назначению слабительных средств? (атонический, тонико-спастический запор)
3. Какие биологически активные вещества содержатся в сенне, крушине, ревене? (антрагликозиды)
4. Из чего получают ламинарид? (из морской капусты)
5. Какое действующее вещество образуется в кишечнике при расщеплении касторового масла? (рицинолевая кислота)
6. Какой механизм действия касторового масла? (химический)
7. Какая группа слабительных средств стимулирует моторику всего кишечника? (осмотические)
8. К какой подгруппе слабительных средств относится магния сульфат? (осмотические)
9. Какой механизм действия магния сульфата? макроголя? лактулозы? (физический)
10. Чем по химической структуре является лактулоза? (дисахарид)
11. Какие синонимы лактулозы? (дюфалак, нормазе)
12. К какой группе средств относится макроголь? (слабительные)
13. Синоним макроголя? (форлакс)
14. Какое слабительное средство оказывает гипоазотемическое действие? (латулоза)
15. Какое слабительное средство оказывает пребиотический эффект? (лактулоза)
16. Какие группы средств применяются при диарее? (антидиарейные, обстипационные)
17. К какой группе относится лоперамид? (обстипационные)
18. Синонимы лоперамида? (имодиум, энтеробене)
19. Какие запирательные средства являются основными при бактериальной диарее? (антибактериальные)
20. К какой подгруппе антидиарейных средств относятся уголь активированный, полифепан? (адсорбирующие)
21. МНН смектита диоктаэдрического? (белая глина)
22. Состав лактофильтрума? (лактулоза + полифепан)
23. Какие средства назначаются при дисбактериозе? (эубиотические)
24. К какой подгруппе эубиотиков относится бифиформ? (бифидосодержащие пробиотики)
25. К какой подгруппе относится симетикон? (пеногасители)
26. Синонимы симетикона? (эспумизан, саб-симплекс).
Основные вопросы темы:
1. Анатомия и физиология системы пищеварения (обратить внимание на функции и патологию кишечника).
2. СЛАБИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. Классификация:
-
по механизму действия:
- вызывающие химическое раздражение рецепторов кишечника: растительные препараты, содержащие антрагликозиды - ревень, крушина, сенна, жостер, сенаде, регулакс; синтетические - бисакодил (дульколакс), натрия пикосульфат (гутталакс); касторовое масло;
- вызывающие физическое (механическое) раздражение рецепторов кишечника: осмотические - магния сульфат, макроголь (форлакс), лактулоза (лактусан, дюфалак); ламинарид, мукофальк, метилцеллюлоза;
- способствующие размягчению и продвижению содержимого кишечника – растительные масла (оливковое, миндальное, подсолнечное); вазелиновое масло (жидкий парафин), глицерол (свечи с глицерином), семя льна.
Классификация слабительных средств по силе эффекта и локализации эффекта.
3. АНТИДИАРЕЙНЫЕ СРЕДСТВА
-
обстипационные (запирательные): лоперамид (имодиум), нуфеноксол; -
вяжущие: зверобой, черника, танин, шалфей; -
обволакивающие: слизь из семян льна, крахмальная слизь; -
адсорбирующие: уголь активированный, смектит диоктаэдрический, полифепан, лактофильтрум; -
антибактериальные: антибиотики – левомицетин, тетрациклины, полимиксины, рифаксимин и др.; нитрофураны – фуразолидон, нифуроксазид (эрсефурил); сульфаниламиды – сульгин, фталазол; противогрибковые – флуконазол, фторхинолоны, противопротозойные средства; -
ферментные препараты: панкреатин, креон, мезим; -
эубиотические средства: пре- и пробиотики; -
спазмолитики: дротаверин, мебеверин.
4. ЛС, ВОССТАНАВЛИВАЮЩИЕ НОРМАЛЬНУЮ МИКРОФЛОРУ КИШЕЧНИКА
-
пробиотики: бифидосодержащие (бифидумбактерии бифидум) - бифидумбактерин, бифиформ, бифилиз, пробифор, бифидумбактерин форте, примадофилус бифидус; лактосодержащие – лактобактерин сухой, ацилакт, аципол, гастрофарм, флорин форте, линекс, нормофлорины Б1, Д, Л; колисодержащие – колибактерин, бификол; из непатогенных представителей рода Bacillus – бактисубтил, биоспорин, споробактерин, энтерол, хилак форте; -
пребиотики: лактулоза (нормазе), лизоцим; -
синбиотики: биовестин-лакто, бифидо-бак, ламинолакт, нормобакт, максилак.
5. УМЕНЬШАЮЩИЕ ГАЗООБРАЗОВАНИЕ В КИШЕЧНИКЕ
-
пеногасители: семена укропа, тмина, фенхеля, симетикон (симекон, саб-симплекс, эспумизан), плантекс, цветки ромашки.
6. Классификация ЛС, фармакологическая характеристика, механизмы действия лекарственных средств, сравнительная характеристика фармакокинетических показателей ЛС, показания и противопоказания к применению, побочное действие, формы выпуска.
Самостоятельная работа:
Проводится путем письменного решения индивидуального задания (ситуационной задачи) с последующим устным обсуждением.
Задание № 1
Объясните механизм действия сеннозидов, расположив приведенные ниже утверждения в логической последовательности.
1. Повышение перистальтики кишечника на всем его протяжении.
2. Расщепление микрофлорой толстого кишечника до активных метаболитов.
3. Стимуляция хеморецепторов слизистой оболочки толстого отдела кишечника.
Задание № 2
Объясните механизм действия касторового масла, расположив приведенные ниже утверждения в логической последовательности.
1 .Повышение перистальтики кишечника на всем его протяжении.
2. Стимуляция хеморецепторов слизистой оболочки кишечника.
3. Расщепление в двенадцатиперстной кишке с образованием рициноловой кислоты.
Задание № 3
Заполните таблицу, указав в соответствующем месте знаком «+» начало послабляющего действия приведенных слабительных средств.
Лекарственное средство | Время начала эффекта | ||
2 – 6 ч. | 6 – 8 ч. | 8 – 12 ч. | |
Касторовое масло | | | |
Вазелиновое масло | | | |
Сенаде | | | |
Магния сульфат | | | |
Лактулоза | | | |
Корень ревеня | | | |
Бисакодил | | | |
Задание № 4
Больной 23 лет проводилась длительная антибиотикотерапия, в результате чего у неё развился кишечный дисбактериоз.
Разделите предложенные препараты по фармакологическим группам.
Укажите их локализацию действия, фармакологическую активность и механизм действия, режим дозирования и возможность использования при дисбактериозе.
Препараты: мезим-форте, отвар из цветков ромашки, лактобактерин, имодиум, дротаверина гидрохлорид (но-шпа), смекта, ретинола ацетат, тиамина хлорид, бифидумбактерин.
Задание № 5
Объясните механизм действия лоперамида, расположив приведенные ниже утверждения в логической последовательности.
1. Уменьшение выделения ацетилхолина из окончаний холинергических волокон в кишечнике.
2. Стимуляция опиоидных µ-рецепторов на окончаниях холинергических нейронов в кишечнике.
3. Снижение моторики кишечника.
Задание № 6
Определите лекарственный препарат.
Препарат стимулирует опиоидные µ-рецепторы на окончаниях холинергических нейронов, уменьшает выделение ацетилхолина. Применяется при острой и хронической диарее.
1. Диосмектит. 2 Дротаверин. 3. Лоперамид. 4. Атропин. 5. Ацеклидин.
Задание № 7
Определите, верны ли следующие пары утверждений и есть ли связь между ними?
1. Солевые слабительные нельзя применять систематически, потому что солевые слабительные нарушают всасывание питательных веществ, витаминов, минералов в тонком кишечнике.
2. Препараты сенны применяют на ночь, потому что их эффект развивается через 8-12 часов.
3. Пробиотические препараты нужно защищать кишечнорастворимой оболочкой, так как они не разрушаются в кислой среде желудка.
Задание № 8
В аптеку поступили лекарственные препараты: Фамотидин, Гутталакс, Лактулоза, Холензим, Лансопразол, Де-нол, Апротинин, Лоперамид, Урсофалк, Креон, Карсил, Бифидумбактерин, Бактисубтил, Аллохол, Фламин, Эзомепразол, Эссенциале.
Определите фармакологическую принадлежность препаратов (раздел, класс, группа), механизм действия, фармакологические эффекты и показания к применению.
Задание № 9
Объясните механизм действия магния сульфата, расположив приведенные ниже утверждения в логической последовательности.
1. Задержка всасывания воды в кишечнике.
2. Повышение осмотического давления в просвете кишечника.
3. Стимуляция механорецепторов кишечника.
4. Увеличение объема содержимого кишечника.
5. Повышение перистальтики кишечника на всем его протяжении.
Задание № 10
Объясните механизм слабительного действия лактулозы, расположив приведенные ниже утверждения в логической последовательности.
1. Увеличение объема содержимого толстого отдела кишечника.
2. Повышение осмотического давления в кишечнике.
3. Расщепление в кишечнике с образованием низкомолекулярных органических кислот.
4. Повышение перистальтики толстого отдела кишечника.
5. Стимуляция механорецепторов слизистой оболочки толстого отдела кишечника.
Задание № 11
Дайте сравнительную характеристику слабительных средств.
Препараты | Время наступления эффекта (часы) | Локализация действия | Показания к применению | ||||
| Толстый отдел кишечника | На всем протяже-нии кишечника | Хронические запоры | Острые запоры | Отравле-ния | ||
Сеннозиды А+В | | | | | | | |
Бисакодил | | | | | | | |
Масло касторовое | | | | | | | |
Магния сульфат | | | | | | | |
Лактулоза | | | | | | |
Задание № 12
Провести коррекцию рецептов. Указать групповую принадлежность и показания к применению.
Rp.: Senade № 30
D.S.: По 1-2 таб. до завтрака.
Rp.: Lactulosae 400 ml
D.S.: По 100 мл на ночь.
Rp.: Carbo activates 0,5
D.S.: По 2 таб. 3 раза в сутки.
Задание № 13
Провести коррекцию рецептов. Указать групповую принадлежность и показания к применению.
Rp.: Polyphepanum 10,0