ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2843
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Карбапенемы – имипенем/циластатин (тиенам), меропенем (меронем).
4. Монобактамы: азтреонам.
Самостоятельная работа:
Проводится путем письменного решения индивидуального задания (ситуационной задачи) с последующим устным обсуждением.
Ситуационные задачи
Задание № 1
ОПРЕДЕЛИТЬ АНТИБИОТИКИ ГРУППЫ ПЕНИЦИЛЛИНА А-Д
(ампициллин, бензилпенициллина натриевая соль, бициллин-1, бициллин-5, оксациллин)
Ответ:
Задание № 2
ОПРЕДЕЛИТЬ ПОЛУСИНТЕТИЧЕСКИЕ ПЕНИЦИЛЛИНЫ
(ампициллин, оксациллин)
Ответ:
Задание № 3
ОПРЕДЕЛИТЬ АНТИБИОТИКИ А-В (цефепим, цефотаксим, цефаклор)
Ответ:
Задание № 4
ОПРЕДЕЛИТЬ АНТИБИОТИКИ А-В (цефепим, цефотаксим, цефаклор)
Ответ:
Задание № 5
Заполните графу «Название антибиотика» таблицы, выбрав подходящий по основным свойствам препарат из числа нижеперечисленных: бензилпенициллин, оксациллин, ампициллин, пиперациллин, цефтизоксим.
Задание № 6
Распределите антибиотики пенициллинового ряда согласно их групповой принадлежности: бензилпенициллин (бензипенициллина натриевая соль, бензипенициллина калиевая соль и бензипенициллина новокаиновая соль), амоксициллин, оксациллин, аугментин, бициллин-1, бициллин-5, феноксиметилпенициллин, ампициллин, ампиокс, карбенициллин.
Классификация антибиотиков пенициллинового ряда по группам
Природные пенициллины: препарат Форма выпуска:
Полусинтетические пенициллины:
Комбинированные пенициллины:
Ответ:
Классификация антибиотиков пенициллинового ряда по группам
Природные пенициллины: препарат Форма выпуска:
Полусинтетические пенициллины:
Комбинированные пенициллины:
Задание № 7
Обосновать цель комбинирования β-лактамных антибиотиков.
Задание № 8
Распределите по группам перечисленные β-лактамные антибиотики и укажите знаком «+» антибиотики, воздействующие на синегнойную палочку: амоксициллин, оксациллин, цефазолин, цефуроксим, цефтазидим, цефотаксим, цефепим, тиенам, азтреонам.
Задание № 9
Сравнительная характеристика цефалоспоринов по поколениям: цефазолин, цефуроксим, цефаклор, цефотаксим, цефтриаксон, цефепим.
Ответ:
Задание № 10
Сравните спектры противомикробной активности цефалоспоринов разных поколений на примере препаратов, приведенных в таблице (цефазолин, цефуроксим, цефотаксим, цефипим). Занесите наблюдения в таблицу.
Задание № 11
Составьте рациональную комбинацию из приведенных в таблице основных препаратов и перечисленных «комбинируемых средств». Дайте определение ингибиторзащищенного пенициллина (ингибиторы β-лактамаз). Занесите ваши предложения в таблицу.
Предлагаемые комбинируемые средства: натриевая соль оксациллина; клавулановая кислота; сульбактам; тазобактам; циластатин.
Задание № 12
Больному для лечения пневмонии был назначен пенициллин. После инъекции препарата больному стало плохо. У него отмечалось покраснение поверхности кожи в месте инъекции, резко понизилось артериальное давление, возник бронхоспазм. B связи c развившимися симптомами больному был назначен цепорин. Однако замена пенициллина на цепорин не решила возникших проблем. Объясните причины развившегося побочного действия пенициллина. Почему замена его на цепорин не устранила в дальнейшем перечисленных побочных эффектов?
Ответ:
Итоговая контрольная работа (рецептура и характеристика препаратов):
Учебно-материальное обеспечение занятия:
4. Монобактамы: азтреонам.
Самостоятельная работа:
Проводится путем письменного решения индивидуального задания (ситуационной задачи) с последующим устным обсуждением.
Ситуационные задачи
Задание № 1
ОПРЕДЕЛИТЬ АНТИБИОТИКИ ГРУППЫ ПЕНИЦИЛЛИНА А-Д
(ампициллин, бензилпенициллина натриевая соль, бициллин-1, бициллин-5, оксациллин)
| Препараты | ||||||||||
А | Б | В | Г | Д | |||||||
Спектр действия | Преимущественно грамположительные микроорганизмы | + | + | | + | + | |||||
Широкий | | | + | | | ||||||
Устойчивость грамположительных микроорганизмов к β-лактамазам | − | + | − | − | − | ||||||
Кислотоустойчивость | − | + | + | − | − | ||||||
Длительность действия | 3-4 ч | 4-6 ч | 4-6 ч | 5-7 дней | 28 дней |
Ответ:
Задание № 2
ОПРЕДЕЛИТЬ ПОЛУСИНТЕТИЧЕСКИЕ ПЕНИЦИЛЛИНЫ
(ампициллин, оксациллин)
| Препараты | ||||
А | Б | ||||
Спектр действия | Широкий | + | | ||
Преимущественно грамположительныемикроорганизмы | | + | |||
| Активность в отношении Pseudomonasaeruginosa | − | + | ||
Устойчивость в кислой среде желудка | + | + | |||
Устойчивость грамположительныхмикроорганизмов кβ-лактамазам | − | + |
Ответ:
Задание № 3
ОПРЕДЕЛИТЬ АНТИБИОТИКИ А-В (цефепим, цефотаксим, цефаклор)
Препараты | Активность в отношении микроорганизмов | Устойчивость грамотрицательных микроорганизмов к β-лактамазам | |
Грамположи- тельных | Грамотрица- тельных | ||
А | ++ | − | − |
Б | + | ++ | + |
В | ++ | ++ | ++ |
Ответ:
Задание № 4
ОПРЕДЕЛИТЬ АНТИБИОТИКИ А-В (цефепим, цефотаксим, цефаклор)
| Препараты | ||
А | Б | В | |
Устойчивость грамотрицательныхмикроорганизмов к β-лактамазам | + | − | +++ |
Активность в отношении Pseudomonasaeruginosa | + | − | ++ |
Активность в отношении Proteus mirabilis | + | + | ++ |
Нефротоксичность | − | + | − |
Путь введения | Паренте- рально | Внутрь | Паренте- рально |
Ответ:
Задание № 5
Заполните графу «Название антибиотика» таблицы, выбрав подходящий по основным свойствам препарат из числа нижеперечисленных: бензилпенициллин, оксациллин, ампициллин, пиперациллин, цефтизоксим.
Название антибиотика | Основные свойства |
Бензилпенициллин | |
Феноксиметил- пенициллин | |
Оксациллин | |
Ампициллин | |
Цефтизоксим | |
Пиперациллин | |
Задание № 6
Распределите антибиотики пенициллинового ряда согласно их групповой принадлежности: бензилпенициллин (бензипенициллина натриевая соль, бензипенициллина калиевая соль и бензипенициллина новокаиновая соль), амоксициллин, оксациллин, аугментин, бициллин-1, бициллин-5, феноксиметилпенициллин, ампициллин, ампиокс, карбенициллин.
Классификация антибиотиков пенициллинового ряда по группам
Природные пенициллины: препарат Форма выпуска:
-
короткого действия________________ _________________; -
длительного действия______________ _________________; -
кислотоустойчивые________________ _________________.
Полусинтетические пенициллины:
-
антистафилококковый пенициллин_____ _________________; -
широкого спектра действия___________ _________________; -
антисинегнойные пенициллины_______ _________________.
Комбинированные пенициллины:
-
расширенного спектра действия_______ _________________; -
пролонгированные___________________ _________________; -
ингибиторозащищенные______________ _________________.
Ответ:
Классификация антибиотиков пенициллинового ряда по группам
Природные пенициллины: препарат Форма выпуска:
Полусинтетические пенициллины:
Комбинированные пенициллины:
Задание № 7
Обосновать цель комбинирования β-лактамных антибиотиков.
Комбинированные препараты (МНН и торговое название) | Состав комбинаций | Цель комбинирования |
Ампиокс | Ампициллин, оксациллин | |
Уназин | Ампициллин, сульбактам | |
Аугментин | Амоксициллин, клавулановая кислота | |
Тиенам | Имипинем, циластатин | |
Задание № 8
Распределите по группам перечисленные β-лактамные антибиотики и укажите знаком «+» антибиотики, воздействующие на синегнойную палочку: амоксициллин, оксациллин, цефазолин, цефуроксим, цефтазидим, цефотаксим, цефепим, тиенам, азтреонам.
Группа антибиотиков | Лекарственные препараты | Антисинегнойная активность |
Пенициллины | Амоксициллин, оксациллин | |
Цефалоспорины | 1) Цефазолин 2) Цефуроксим 3) Цефтазидим 4) Цефепим | |
Карбапенемы | Тиенам | |
Монобактамы | Азтреонам | |
Задание № 9
Сравнительная характеристика цефалоспоринов по поколениям: цефазолин, цефуроксим, цефаклор, цефотаксим, цефтриаксон, цефепим.
Классификация цефалоспоринов | Пути введения | Отличительные особенности | |||
| внутрь | парентерально | Гр+ | Гр- | устойчивость к β-лактамазам |
I поколение | | | | | |
II поколение | | | | | |
III поколение | | | | | |
IV поколение | | | | | |
Ответ:
Задание № 10
Сравните спектры противомикробной активности цефалоспоринов разных поколений на примере препаратов, приведенных в таблице (цефазолин, цефуроксим, цефотаксим, цефипим). Занесите наблюдения в таблицу.
Название | По- ко- ле- ние | Пути введения | Резистентность грамположительных микробов к β-лактамазам | Резистентность грамотрицательных микробов к β-лактамазам | Действие на синегнойную палочку |
Цефазолин | | | | | |
Цефуроксим | | | | | |
Цефиксим | | | | | |
Цефепим | | | | | |
Задание № 11
Составьте рациональную комбинацию из приведенных в таблице основных препаратов и перечисленных «комбинируемых средств». Дайте определение ингибиторзащищенного пенициллина (ингибиторы β-лактамаз). Занесите ваши предложения в таблицу.
Основной препарат | Комбинируемое средство | Торговое название комбинации | Результат взаимодействия | Механизм взаимодействия |
Ампициллин | | | | |
Амоксициллин | | | | |
Пиперациллин | | | | |
Имипенем | | | | |
Предлагаемые комбинируемые средства: натриевая соль оксациллина; клавулановая кислота; сульбактам; тазобактам; циластатин.
Задание № 12
Больному для лечения пневмонии был назначен пенициллин. После инъекции препарата больному стало плохо. У него отмечалось покраснение поверхности кожи в месте инъекции, резко понизилось артериальное давление, возник бронхоспазм. B связи c развившимися симптомами больному был назначен цепорин. Однако замена пенициллина на цепорин не решила возникших проблем. Объясните причины развившегося побочного действия пенициллина. Почему замена его на цепорин не устранила в дальнейшем перечисленных побочных эффектов?
Ответ:
Итоговая контрольная работа (рецептура и характеристика препаратов):
-
Бензилпенициллина калиевая (натриевая) соль -
Бициллин – 5 -
Ампициллин -
Амоксициллин + клавулановая кислота (амоксиклав, аугментин) -
Ампиокс -
Цефотаксим (клафоран) -
Меропенем (меронем) -
Цефазолин Азтренам (азтреабол) -
Азтренам (азтреабол) -
Тиенам (имипенем + циластатин).
Учебно-материальное обеспечение занятия:
-
Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы); -
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры); -
Справочная литература; -
Индивидуальные задания (тесты для компьютерного тестирования, ситуационные задачи для самостоятельной работы, варианты заданий для письменной итоговой контрольной работы по лекарственным средствам).