ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2914
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина:
ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8,
ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию химиотерапевтических лекарственных средств (пенициллины, цефалоспорины, карбапенемы);
- механизмы, типы, спектры действия антибиотиков (пенициллины, цефалоспорины, карбапенемы, монобактамы);
- рациональное применение антибиотиков(пенициллины, цефалоспорины, карбапенемы, монобактамы) с учетом времени приема пищи;
- сравнительную характеристику антибиотиков (пенициллины, цефалоспорины, карбапенемы, монобактамы) по скорости и интенсивности действия отдельных лекарственных средств;
- побочные эффекты, показания и противопоказания к применению антибиотиков (пенициллины, цефалоспорины, карбапенемы, монобактамы).
Уметь:
- обосновывать рациональное применение антибиотиков (пенициллины, цефалоспорины, карбапенемы,монобактамы) с учетом фармакокинетических и фармакодинамических особенностей ЛС;
- проводить необходимую коррекцию фармакотерапии антибиотиками (пенициллинами, цефалоспоринами, карбапенемами, монобактамами), (регулирование режима дозировки с учетом степени и продолжительности эффектов ЛС, приема пищи);
- квалифицированно решать вопрос о замене одного лекарственного средства другим, давать рекомендации врачу по вопросу комбинирования ЛС и сообщать о новых поступлениях лекарственных препаратов в аптеку;
- выписывать рецепты на основные лекарственные формы изучаемых антибиотиков.
Владеть:
- навыками сбора и анализа информации ЛС по теме занятия;
- умением классифицировать ЛС изучаемых групп;
- знаниями по рациональному применению ЛС данных подгрупп;
- умением написания и коррекции рецептов;
- умение замены одного препарата на другой при его отсутствии.
План изучения темы:
1. Лекция по теме «Введение в химиотерапию. Фармакологическая характеристика антибиотиков. β-Лактамные антибиотики».
2. Внеаудиторная самоподготовка
2.1. Теоретическая подготовка по теме занятия с использованием материала лекции «Введение в химиотерапию. Фармакологическая характеристика антибиотиков.β-Лактамные антибиотики.», учебника, справочной литературы, электронных ресурсов.
2.2. Письменное выполнение в тетради задания для внеаудиторной работы (фармакологическое описание предлагаемых лекарственных средств по схеме).
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 2 акад. часа)
| 5 мин |
- экспресс-опрос | 10 мин |
| 30 мин 20 мин |
Итоговая контрольная работа по ЛС | 5 мин |
6. Проверка и анализ письменной контрольной работы | 15 мин |
7. Итоговое обсуждение, выставление оценок | 5 мин |
Содержание занятия:
-
Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию. -
Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит экспресс-опрос всех студентов по узловым вопросам темы. -
Анализ результатов исходного уровня знаний. -
Разбор теоретических вопросов темы в форме собеседования с использованием наглядных пособий. -
Письменное решение ситуационных задач в тетради для аудиторных контрольных работ. -
Выполнение студентами письменной контрольной работы по ЛС (студент должен выписать рецепт на предлагаемое ЛС, указать его фармакологическую группу, механизм действия, показания и противопоказания к применению, возможные нежелательные побочные действия). Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (домашнего задания) студентов и лекционного материала проводится в момент написания контрольной работы. -
Проверка и анализ письменной контрольной работы. -
Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, и указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены в домашнем задании и в ответах у доски и озвучивает тему следующего занятия. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов.
Вопросы для контроля исходного уровня знаний
Экспресс-опрос:
-
Что является основой всех пенициллинов? -
Что лежит в основе структуры цефалоспоринов? -
Частота введения бициллина-1……………. -
Путь введения бициллина-1……………….. -
Побочные эффекты препаратов бензилпенициллина? -
Совместное применение амоксициллина и клавулановой кислоты приводит к…………………… -
Перечислите биосинтетические пенициллины? -
Пенициллины в бактериальной клетке нарушают……………………….. -
Ингибиторами β- лактамаз, применяемые совместно с пенициллинами являются…………………………… -
Цефалоспорины в бактериальной клетке нарушают…………………….. -
Спектр действия имепенема? -
Тип действия меропенема? -
Путь введения азтреонама? -
К ампициллину чувствительны………………… -
Полусинтетический пенициллин, устойчивый к β-лактамазам грамположительный бактерий…………………………………………………………. -
Механизм действия циластатина, входящего в состав препарата тиенам…..…………………
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
-
Классификация антибиотиков по происхождению, химическому строению, механизму, спектру и типу действия. Бета-лактамные антибиотики. -
Пенициллины. Классификация, особенности назначения и применения. Спектр действия. Факторы, влияющие на эффективность перорального и парентерального применения. Выбор лекарственной формы при патологии ЖКТ. Причины неэффективности лечения. Побочные эффекты. Сравнительная фармакологическая характеристика препаратов. Фармакокинетика, показания, противопоказания, особенности дозирования, побочное действие, взаимодействие. -
Комбинированное применение антибиотиков. Цель комбинирования антибиотиков с ингибиторами β-лактамаз. Препараты, защищенных пенициллинов: амоксициллина с клавулановой кислотой (Аугментин, Амоксиклав), ампициллина с сульбактамом (Уназин), пиперациллина с тазобактамом (Тазоцин). -
Цефалоспорины. Классификация. Спектр действия. Сравнительная характеристика. Фармакокинетика, показания, противопоказания, особенности дозирования, побочное действие, взаимодействие. Тетурамоподобное действие цефоперазона и др. препаратов. -
Карбапенемы. Спектр действия. Цель комбинирования имипенема с циластатином (Тиенам). Сравнительная фармакологическая характеристика с антибиотиками других групп. Фармакокинетика, показания, противопоказания, особенности дозирования, побочное действие, взаимодействие. -
Монобактамы. Спектр, тип действия. Фармакокинетика, показания, противопоказания, особенности дозирования, перекрестная резистентность с аминогликозидами, побочное действие.
А) Классификация антибиотиков по химическому строению группы:
пенициллина, пр. б-аминопенициллановой к-ты; цефалоспорины - пр. 7аминоцефалоспорановой к-ты; тетрациклины - конденсированная четырехцикличная система; левомицетина - пр. хлорамфеникола; стрептомицина - пр. стрептидина, стрептозы; метилглюкозамина; макролиды - содержат макроциклическое лактамное кольцо; полимиксины,оксазолидиноны.
Б) Классификация антибиотиков по спектру и клиническому применению:
- с преимущественным действием на грамположительную флору: пенициллины, макролиды, линкомицин;оксазолидиноны, гликопептиды
- с преимущественным действием на грамотрицательную флору: стрептомицины, рифампицины, аминогликозиды, цефалоспорины;
- широкого спектра действия: тетрациклины, левомицетины.
В) Классификация по механизму действия:
нарушение синтеза стенки микробной клетки: пенициллины, цефалоспорины, карбапенемы, монобактамы, циклосерины, гликопептиды;
- нарушающие проницаемость оболочки микробной клетки: полимиксины, гликопептиды, полиены;
- нарушающие синтез белков микроорганизмов: тетрациклины, левомицетин, макролиды, аминогликозиды, стрептомицины; оксазолидиноны;
- нарушающие синтез нуклеиновых кислот: рифампицины;
- нарушение матричной активности ДНК: противоопухолевые антибиотики.
Г) Классификация по типу действия: бактерицидные (пенициллины, стрептомицины, аминогликозиды, цефалоспорины, полимиксины, гликопептиды); бактериостатические (тетрациклины, левомицетины, макролиды, оксазолидиноны).
Побочные и токсические эффекты:
а) прямые токсические эффекты: нейротоксический, нефротоксический, гепатотоксический, раздражение ЖКТ, тератогенное, курареподобное;
б) аллергические реакции: ограниченного типа (кожный зуд, крапивница, ринит, конъюнктивит); генерализованные (анафилактический шок), поражение кроветворного аппарата (агранулоцитоз, тромбоцитопения, апластическая анемия);
в) эффекты, связанные с биологическим действием антибиотиков: дисбактериозы, реакции бактериолиза, влияние на иммунитет.
7. Классификация антибиотиков по химическому строению:
-
Пенициллины:
А. Природные: бензилпенициллин натриевая и калиевая соли, феноксиметилпенициллин.
Б. Полусинтетические:
а) изоксазолилпенициллины (антистафилококковые) – оксациллин;
б) аминопенициллины – ампициллин, амоксициллин;
в) карбоксипенициллины –тикарциллин;
г) уреидопенициллины – пиперациллин;
д) ингибиторозащищенные – амоксициллин с клавулановой кислотой (аугментин, амоксиклав), ампициллин с сульбактамом (уназин), пиперациллин с тазобактамом (тазоцин), тикарциллин с клавулановой кислотой (тиментин).
2. Цефалоспорины.
I поколение: парентеральные– цефазолин, пероральные – цефалексин,
II поколение: парентеральные– цефуроксим, пероральные – цефуроксимаксетил (зиннат), цефаклор.
III поколение: парентеральные – цефотаксим (клафоран, цефабол), цефтриаксон (роцефин), цефтазидим (фортум), цефоперазон, пероральное–цефиксим (супракс).
IV поколение: парентеральные– цефепим (максицеф), цефпиром (изодепом).
3.