ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2888
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин), экспресс - опрос (15 мин) студентов по основным вопросам темы.
3. Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин).
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы, с использованием наглядных пособий (70 мин).
5. Письменное решение ситуационных задач в тетрадях. Оценка выполненной работы. Проверка выполнения домашнего задания, конспекта лекций (15 мин).
6. Выполнение студентами письменной итоговой контрольной работы (написание рецептов и фармакологическая характеристика ЛС) (10 мин).
7. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов и проверке домашнего задания. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Домашнее задание к следующему занятию (5 мин).
Контроль исходного уровня знаний:
Компьютерное тестирование
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
1. К каким нервам относятся эфферентные нервы?
2. Какие нервы включает в себя эфферентная иннервация?
3. На какие нервы делится вегетативная нервная система?
4. Как называется место передачи импульса с нерва на орган?
5. Как называется химический посредник передачи нервного импульса в синапсах?
6. Как называются макромолекулы биологических субстратов в органах, с которыми взаимодействуют медиаторы?
7. Какой медиатор выделяется в симпатических ганглиях?
8. Как называется фермент, инактивирующий ацетилхолин?
9. Какие рецепторы возбуждают ацетилхолин?
10.Какой медиатор передает возбуждение с постганглионарных волокон симпатической нервной системы?
11. С какими рецепторами взаимодействуют: ацетилхолин? (холинорецепторами); норадреналин?
12. Какие рецепторы находятся в скелетных мышцах?
13. При возбуждении симпатических нервов как изменяются частота и сила сердечных сокращений?
14. Как влияет ацетилхолин на секрецию в желудочно-кишечном тракте?
15. Почему ацетилхолин редко применяется в качестве препарата?
16. Как влияет пилокарпин на зрачок?
17. Как влияет на тонус кишечника прозерин?
18. В какой области медицины применяется пилокарпин?
19. Какое показание к применению пилокарпина?
20. Назовите антагонисты М-холиномиметиков
21. Какие препараты применяют при отравлении фосфорорганическими средствами?
22. Как никотин влияет на продукцию адреналина в надпочечниках?
23. Как цититон влияет на дыхание?
24. Какое сосудистое заболевание часто встречается у курильщиков?
25. С какой целью применяют табекс?
Основные вопросы темы:
1. Анатомические и физиологические особенности симпатического и парасимпатического отделов ВНС и соматического отдела эфферентной нервной системы.
Эффекты возбуждения эфферентных нервов в организме. Понятие о рецепторах, их локализация в ганглиях, постганглионарных волокнах и в органах. Понятие о медиаторах. Медиаторы эфферентных нервов. Строение холинергического синапса. Передача возбуждения в синапсе. Анатомическое расположение центров ВНС.
2. Этапы передачи импульсов в синапсе вегетативной и соматической нервной системы (в холинергическом). Известные принципы и типы воздействия на передачу импульсов в синапсах. Физиологическая роль холинэстеразы. Эффекты возбуждения эфферентных нервов.
3. Классификация и номенклатура холинергических средств.
4. Строение и оптические функции глаза. Реакции мышц глаза на возбуждение ПНС и СНС.
5. М-холиномиметики: пилокарпин (пилокар), цизаприд (координакс). Фармакологические эффекты, механизм действия, показания и противопоказания к назначению. Симптомы острого отравления мускарином, пилокарпином. Меры помощи при отравлении.
6. Н-ХОЛИНОМИМЕТИКИ: никотин, цититон, табекс, анабазина гидрохлорид, никоретте, никотинелл.
Никотин. Источник получения. Двухфазность действия никотина на Н-холинорецепторы. Показания к применению цититона. Особенности. Препараты, применяемые для облегчения отвыкания от курения: табекс, анабазин, никоретте, никотинелл.
7. М-, Н-ХОЛИНОМИМЕТИКИ:
- Прямые: ацетилхолин (ацетилхолин-хлорид).
Химическая структура и основные эффекты ацетилхолина (мускарино- и никотиноподобное действие). Показания к применению. Побочные эффекты.
- Непрямые: (АНТИХОЛИНЭСТЕРАЗНЫЕ СРЕДСТВА):
а) обратимого действия:
-
четвертичные амины – прозерин (неостигмина метилсульфат); пиридостигмина бромид (калимин), дистигмина бромид (убретид); -
третичные амины – физостигмин (эзерина салицилат), галантамин (нивалин), ривастигмин (экселон), ипидакрин (нейромидин);
б) необратимого действия: армин.
Особенности действия фосфорорганических соединений (антихолинэстеразные необратимого действия), (армин, дихлофос, хлорофос) и антихолинэстеразных обратимых средств. Меры помощи при отравлении ФОС. Реактиваторы холинэстеразы (дипироксим, изонитрозин).
Характеристика препаратов: механизмы действия, эффекты, показания к применению, противопоказания, побочные эффекты, осложнения, формы выпуска.
Самостоятельная работа:
Проводится путем письменного решения индивидуального задания (ситуационной задачи) с последующим устным обсуждением.
Ситуационные задачи
ЗАДАНИЕ 1
Проведите анализ рецептов, определите групповую принадлежность, обратите внимание на лекарственную форму, концентрацию растворов.
Корректируйте рецепты, заполните сигнатуру, укажите средства с наибольшей силой и длительностью миотического действия. Пользуйтесь таблицей и справочником.
Rp.: Sol. Pilocarpini hydrochloridi 10% - 10 ml
D.S.: По 1-2 капле в глаз 2-4 раза в день в оба глаза.
#
Rp.: Sol. Armini 0,001% - 10 ml
D.S.: По 1-2 капле в глаз 1 раз в день в оба глаза.
#
Rp.: Sol. Proserini 5% - 10 ml
D.S.: По 1-2 капле 3-4 раза в день в оба глаза.
Таблица для анализа действия
Средство | Концентрация раствора, % | Сила действия | Число инстилляций в сутки |
Пилокарпин | | | |
Армин | | | |
Прозерин | | | |
Эталон ответа:
Рецепты:
Rp.: Sol. Pilocarpini hydrochloridi 1% - 10 ml
D.S.: По 1-2 капле в оба глаза 2-4 раза в день.
#
Rp.: Sol. Armini 0,01% - 10 ml
D.S.: по 1-2 капле 2-3 раза в день в оба глаза.
#
Rp.: Sol. Proserini 5% % - 10 ml
D.S.: По 1-2 капле 3-4 раза в день.
ЗАДАНИЕ 2
В приемное отделение больницы поступил больной с симптомами острого отравления.
Симптомы: сильное потоотделение и слюноотделение, сужение зрачков, громкое урчание в животе, частый стул, сумеречное сознание, выраженная брадикардия. Из анамнеза: съел суп из грибов, купленных на рынке.
Предложите и обоснуйте способ лечения.
Эталон ответа:
ЗАДАНИЕ 3
У больного на фоне приема прозерина по поводу постоперационного пареза кишечника развились побочные симптомы: сильное слюноотделение, сужение зрачков, брадикардия, потливость.
Укажите способ купирования побочных симптомов.
Эталон ответа:
ЗАДАНИЕ 4
Какие препараты можно использовать для профилактики осложнений у человека, резко бросившего курить?
Эталон ответа:
ЗАДАНИЕ 5
При работе с пестицидами у фермера появились следующие симптомы: слюнотечение, потливость, тошнота, боли в животе, частое мочеиспускание, брадикардия. Определить механизм развившихся симптомов и назначить средства лечения.
Эталон ответа:
ЗАДАНИЕ 6
Больному с атонией мочевого пузыря врачом было назначено лекарственное средство, дозу которого пациент самостоятельно превысил. Мочеотделение нормализовалось, но появились повышенная потливость, обильное слюноотделение, частый стул, мышечные спазмы. Препарат какой группы был назначен больному? Какова причина и механизм возникших осложнений? Перечислите препараты этой группы.
Эталон ответа:
ЗАДАНИЕ 7
Мужчина, 50 лет, обрабатывал садовый участок инсектицидом. Вскоре почувствовал ухудшение самочувствия. Пациент доставлен в клинику в тяжелом состоянии, с жалобами на головную боль, головокружение, чувство страха, боли в животе. В течение дня несколько раз были рвота, жидкий стул. При обследовании выявлены следующие симптомы: резкое сужение зрачков, брадикардия, приглушенные тоны сердца, понижение АД, затруднение дыхания, мышечные подергивания, галлюцинации. К какой группе веществ относится данный инсектицид по механизму действия? Какова причина возникновения указанных симптомов отравления? Какие меры помощи применяются в данном случае?
Эталон ответа:
ЗАДАНИЕ 8
Больной В., 60 лет, поступил в клинику с симптомами отравления снотворными средствами. Для возбуждения дыхания был введен холиномиметический препарат. Улучшения дыхания не наблюдалось.
Определить, какой был введен препарат, и объяснить причину отсутствия эффекта.
Эталон ответа:
ЗАДАНИЕ 9
Мальчик В., 14 лет, поступил в клинику с психомоторным возбуждением, судорогами. У него наблюдались рвота, слюнотечение, одышка, подъем АД, экстрасистолия. После перечисленных симптомов у него возникло головокружение и резко понизилось АД. Врач установил, что мальчик вместе с взрослыми выкурил 2 сигареты.
Объяснить механизм двухфазного действия никотина.
Меры помощи.
Эталон ответа:
ЗАДАНИЕ 10
Объясните механизм развития спазма аккомодации под действием М-холиномиметиков, расположив приведенные ниже утверждения в логической последовательности.
1. Стимуляция М3-холинорецепторов ресничной мышцы.
2. Установление глаза на ближнюю точку видения.
3. Увеличение кривизны хрусталика.
4. Расслабление цинновой связки.
5. Сокращение ресничной мышцы.
Эталон ответа:
ЗАДАНИЕ 11
Объясните механизм снижения внутриглазного давления под действием М-холиномиметиков, расположив приведенные утверждения в логической последовательности.
1. Стимуляция М3-холинорецепторов круговой мышцы радужной оболочки.
2. Открытие угла передней камеры глаза.
3. Сокращение круговой мышцы радужной оболочки.
4. Улучшение оттока внутриглазной жидкости через фонтановы пространства в шлеммов канал.
5 Сужение зрачка (миоз).
Эталон ответа:
ЗАДАНИЕ 12
Объясните механизм действия антихолинэстеразных средств, расположив нижеприведенные утверждения в логической последовательности.
1. Ингибирование ацетилхолинэстеразы.
2. Накопление эндогенного ацетилхолина в синаптической щели.
3. Уменьшение гидролиза ацетилхолина в синаптической щели.
4. Стимуляция постсинаптических холинорецепторов эндогенным ацетилхолином.
Эталон ответа:
ЗАДАНИЕ 13
Распределите препараты по подгруппам: пилокарпин, цититон, неостигмин, дипироксим, ацетилхолин.
Подгруппа | Препарат |
М, Н-холиномиметик | Ацетилхолин |
Н-холиномиметик | Цититон |
М-холиномиметик | Пилокарпин |
Антихолинэстеразный | Неостигмин |
Реактиватор ацетилхолинэстеразы | Дипироксим |