ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2866
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эталон ответа:
Подгруппа | Препарат |
М, Н-холиномиметик | |
Н-холиномиметик | |
М-холиномиметик | |
Антихолинэстеразный | |
Реактиватор ацетилхолинэстеразы | |
ЗАДАНИЕ 14
Разделите антихолинэстеразные средства на две группы:
А – плохо проникающие в ЦНС
Б – хорошо проникающие в ЦНС.
Препараты: галантамин, неостигмин, пиридостигмин, физостигмин, ипидакрин, дистигмин.
Эталон ответа:
ЗАДАНИЕ 15
Отметить показания к применению холиномиметиков:
Показания к применению | Пилокарпин | Неостигмин | Ипидакрин |
Глаукома | + | | |
Атония кишечника и мочевого пузыря | | + | + |
Миастения | | + | + |
Передозировка миорелаксантов антидеполяризующего действия | | + | |
Болезнь Альцгеймера | | | + |
Эталон ответа:
Показания к применению | Пилокарпин | Неостигмин | Ипидакрин |
Глаукома | | | |
Атония кишечника и мочевого пузыря | | | |
Миастения | | | |
Передозировка миорелаксантов антидеполяризующего действия | | | |
Болезнь Альцгеймера | | | |
ЗАДАНИЕ 16
Определите, верны ли следующие пары утверждений и есть ли связь между ними:
1. Пилокарпин снижает внутриглазное давление, потому что он вызывает миоз.
2. Пилокарпин снижает внутриглазное давление, потому что он вызывает спазм аккомодации.
3. Ипидакрин применяют при болезни Альцгеймера, потому что он хорошо проникает в ЦНС.
Эталон ответа:
Итоговая контрольная работа (рецептура и характеристика препаратов):
-
Пилокарпин -
Пиридостигмина бромид -
Неостигмина метилсульфат -
Дистигмина бромид -
Галантамин -
Ипидакрин -
Цитизин (цититон) -
Никотин -
Дипироксим. -
Табекс.
Учебно-материальное обеспечение занятия:
-
Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы). -
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры). -
Справочная литература. -
Индивидуальные задания (тесты для компьютерного тестирования, ситуационные задачи для самостоятельной работы, варианты заданий для письменной итоговой контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007, С. 95-114.
2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 2010, С. 198-213.
б) дополнительная:
1. Харкевич Д.А. Фармакология. М., ГЭОТАР-Медиа, 2008.
2. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии с основами фармакотерапии. Под редакцией М.Д. Гаевого и В.И. Петрова. Ростов-на-Дону, «МарТ», 2010.
3. Государственный реестр лекарственных средств, 2000.
4. Энциклопедия лекарств. (Регистр лекарственных средств России). М., 2008.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/.
Занятие № 13
Тема: «Холиноблокаторы»
Актуальность темы:
Препараты этой группы применяются для лечения и диагностики многих заболеваний внутренних органов (бронхов, сердца, сосудов, желудочно-кишечного тракта), а также в хирургии и офтальмологии. Кроме положительного действия препараты оказывают немало отрицательных эффектов. Отсюда их применение имеет противопоказания. Среди группы М-холинолитиков все большее значение имеют препараты избирательного действия, например, атровент, пирензепин. Ганглиоблокаторы, несмотря на многогранность их действия в организме, из-за побочных эффектов последние годы применяются ограниченно. Миорелаксанты, кроме хирургии, назначаются при различных судорожных состояниях. Для будущего провизора важным является знание классификации холиноблокаторов, механизмов действия, побочных эффектов, способов их предупреждения, а также умение дать своевременные рекомендации по рациональному применению ЛС.
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости препаратов из одной группы, а также умение оценивать взаимодействие средств и обосновывать их рациональное применение для обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, в формирование которых осуществляет вклад дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- принципы классификации холиноблокаторов;
- механизмы действия препаратов разных подгрупп холиноблокаторов, основные фармакологические эффекты;
- особенности рационального применения холиноблокаторов (режим лечения, дозы, учет несовместимостей) при конкретных заболеваниях.
Уметь:
- оценивать возможности применения холиноблокаторов при конкретной форме заболевания с учетом побочных эффектов;
- определять возможность взаимозаменяемости препаратов при их отсутствии в аптеке;
- выписывать и проводить коррекцию рецептов на препараты разных подгрупп холиноблокаторов.
Владеть:
- умением классифицировать холиноблокаторы по подгруппам;
- знаниями по рациональному применению препаратов данных подгрупп ЛС;
- умением выписывать и корректировать рецепты на лекарственные препараты из группы холиноблокаторов;
- навыками определения синонимов ЛС, навыками замены отсутствующего препарата на другой с аналогичной фармакологической активностью;
- способностью подобрать лекарственное средство и путь его введения в зависимости от конкретной ситуации;
- способностью прогнозировать быстроту и длительность наступления фармакологического эффекта.
- методами получения информации о действии ЛС;
- методами получения информации о результатах совместного применения ЛС;
- навыками использования прочитанной информации для решения профессиональных задач.
План изучения темы:
1. Прослушать и законспектировать лекцию по теме: «Холиноблокаторы».
2. Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с использованием лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; выполнение письменной домашней работы).
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
| 5 мин |
- компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин 15 мин |
| 5 мин 70 мин |
| 15мин |
| 10 мин 5 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин), экспресс - опрос (15 мин) студентов по основным вопросам темы.
3. Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин).
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы, с использованием наглядных пособий (70 мин).
5. Письменное решение ситуационных задач в тетрадях. Оценка выполненной работы. Проверка выполнения домашнего задания, конспекта лекций (15 мин).
6. Выполнение студентами письменной итоговой контрольной работы (написание рецептов и фармакологическая характеристика ЛС) (10 мин).
7. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов, проверке домашнего и аудиторного задания. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Домашнее задание к следующему занятию (5 мин).
Контроль исходного уровня знаний:
Компьютерное тестирование
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
1. Какие холинорецепторы находятся в мембранах внутренних гладкомышечных органов?
2. Какие холинорецепторы находятся в нейронах вегетативных ганглиев?
3. Какие холинорецепторы находятся в скелетных мышцах?
4. Как называется группа препаратов, угнетающих передачу возбуждения в ганглиях?
5. Как называется группа препаратов, блокирующих нервно-мышечную передачу возбуждения?
6. К какой группе вегетотропных препаратов относится атропин?
7. Как влияет атропин на тонус гладких мышц внутренних органов?
8. Что такое мидриаз?
9. Как влияет атропин на зрачок?
10. Какая продолжительность действия атропина на глаз?
тропикамида?
11. Из какого растения получают платифиллин?
12. Какой синоним тропикамида?
13. К каким вегетотропным средствам относится азаметония бромид?
14. Какой синоним азаметония?
15. Как пентамин влияет на САД?
16. Какое осложнение встречается наиболее часто при применении ганглиоблокаторов?
17. К каким миорелаксантам по механизму действия относится тубокурарин?
18. К каким миорелаксантам относится дитилин?
19. Основная область медицины, требующая применения миорелаксантов?
20. Помощь при передозировке антидеполяризующих миорелаксантов?