ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2921
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные вопросы темы:
1. Анатомические и физиологические особенности симпатического и парасимпатического отделов ВНС. Особенности локализации мускариновых (ЦНС, бронхи, желудок и др. внутренние органы) и никотиновых (ЦНС, ганглии, нервно-мышечный синапс) рецепторов в различных тканях. Селективное действие ЛС на функции отдельных органов.
2. Классификация М-холиноблокаторов (М-холинолитиков):
а) неизбирательного действия:
- группа атропина (природные): атропин, препараты красавки
(экстракты, комбинированные таблетки, свечи), скополамин, платифиллин, аэрон;
- синтетические: метоциния йодид (метацин), бутилскополамина бромид
(бускопан), тропикамид (мидриацил);
- полусинтетические: гоматропин;
б) избирательного действия (синтетические):
- М1-холиноблокаторы: пирензепин (гастроцепин);
- М3-холиноблокаторы: ипратропия бромид (атровент), тиотропия бромид (спирива), тровентол (трувент), толтеродин (детрузитол), оксибутинин (дриптан), троспия хлорид (спазмекс).
Механизм действия препаратов. Сравнительная характеристика с атропином (по силе и по соотношению центрального и периферического действия). Влияние на функции органов и систем организма. Показания к применению. Клиника отравлений атропином (нарушение функций ЦНС, дыхания, сердечно-сосудистой системы, зрения). Помощь при отравлении атропином (выведение яда из ЖКТ, аналептики, жаропонижающие и другие симптоматические средства).
3. Классификация ганглиоблокаторов:
а) по химическому строению:
- четвертичные аммониевые соединения (амины) – гексаметония бензосульфонат (бензогексоний), трепириум йодид (гигроний), азаметония бромид (пентамин);
- третичные амины - пахикарпина гидройодид (пахикарпин);
б) по продолжительности действия:
- продолжительного действия – бензогексоний , пахикарпин, пентамин;
- короткого действия – гигроний;
Основные фармакологические эффекты денервации симпатических и парасимпатических путей. Показания и противопоказания к назначению. Управляемая гипотония. Побочные эффекты. Отравление (угнетение дыхания, тахикардия, гипотензия, цианоз). Помощь (прозерин, АТФ, витамин В1, кардиотоники, искусственное дыхание и др.)
4. Классификация миорелаксантов:
а) по механизму действия:
- недеполяризующие (антидеполяризующие) - тубокурарина хлорид (курарин), пипекурония бромид (аперомид, ардуан), векурония бромид (норкурон), атракурия безилат (тракриум), цисатракурия безилат (нимбекс), рокурония бромид (эсмерон);
- деполяризующие - суксаметония йодид (дитилин);
- смешанного действия – диоксоний.
б) по продолжительности действия:
- короткого действия – суксаметония йодид;
- среднего действия – векуроний, цисатракурий, атракурий, рокуроний;
- продолжительного действия – тубокурарин, пипекуроний.
Принцип функционирования нервно-мышечного синапса. Особенности миопаралитического действия. Показания и противопоказания к назначению. Побочные эффекты. Антагонисты миорелаксантов.
5. Центральные холинолитики - тригексифенидил (циклодол), бипериден (акинетон). Понятие о болезни Паркинсона и паркинсонизме. Фармакологическая характеристика препаратов.
6. Средства, уменьшающие выделение ацетилхолина - препарат ботулинистического токсина (диспорт, ботокс).
7. Характеристика препаратов: механизмы действия, эффекты, показания к применению, противопоказания, побочные эффекты, осложнения, формы выпуска, особенности применения.
Самостоятельная работа:
Проводится путем письменного решения индивидуального задания (ситуационной задачи) с последующим устным обсуждением.
ЗАДАНИЕ 1
В приемное отделение поступил ребенок 8 лет в возбужденном состоянии со следующими симптомами отравления: зрачки расширены, губы сухие, тело горячее, тахикардия. Отравление наступило во время прогулки по лесу. Предположите причину отравления, и предложите препараты для оказания скорой помощи.
Ответ:
ЗАДАНИЕ 2
Бригада «Скорой помощи» приехала на вызов к больному с сильным
болевым синдромом. Боль локализовалась в правом подреберье. Из анамнеза: больной в течение 5 лет страдает желчнокаменной болезнью, а в последнее время боли участились и усилились. С чем связано появление ощущения боли, и какими лекарственными средствами его можно снять?
Ответ:
ЗАДАНИЕ 3
Лечение язвы желудка бензогексонием у больного К. привело к развитию головокружения, шуму в ушах, потемнению в глазах при переходе в вертикальное положение. Объясните причину этих явлений и предложите
способ их коррекции.
Ответ:
ЗАДАНИЕ 4
Больная К., 22 лет, поступила в клинику с маточным кровотечением, резкими болями в животе, выраженной гипотонией, мидриазом, угнетением дыхания. Для прерывания беременности (криминальный аборт) больная приняла какие-то таблетки.
Какой препарат вызвал такие симптомы? Меры помощи.
Ответ:
ЗАДАНИЕ 5
С целью подключения аппарата ИВЛ (искусственная вентиляция легких) оперируемому больному ввели дитилин. По окончании операции, которая длилась 2 часа, у больного отсутствовало самостоятельное дыхание. Объясните причину увеличения продолжительности действия дитилина. Предложите меры помощи.
Ответ:
ЗАДАНИЕ 6
Больному С., 60 лет, страдающему глаукомой, для купирования почечной колики был введен под кожу препарат. Через 15 мин у него появились сухость во рту, тахикардия, резкие боли в глазах.
Какой препарат был введен больному? Меры помощи.
Ответ:
ЗАДАНИЕ 7
Больному с язвенной болезнью желудка назначен препарат. Вскоре после регулярного приема у него появились сухость во рту, нарушение зрения, сердцебиение, затруднения при мочеиспускании, запоры. Какой препарат применял больной? Почему возникли нежелательные эффекты? Предложите варианты коррекции побочного действия.
Ответ:
ЗАДАНИЕ 8
У ребенка 6 лет появились тошнота, сухость во рту, гипертермия, частый пульс, одышка, зрачки резко расширены. Позже возникли речевое и двигательное возбуждение, бред, неадекватный смех и плач, зрительные галлюцинации. За час до появления этих симптомов ребенок ел какие-то плоды в саду. Предположите, чем отравился ребенок? Какие препараты необходимо применить в качестве антидота?
Ответ:
ЗАДАНИЕ 9
Объясните механизм развития паралича аккомодации под влиянием М-холиноблокаторов, расположив нижеприведенные утверждения в логической последовательности:
1. Установление глаза на дальнюю точку видения.
2. Уменьшение кривизны хрусталика.
3. Натяжение цинновой связки.
4. Расслабление ресничной мышцы.
5. Блокада М3 – холинорецепторов ресничной мышцы глаза.
Ответ:
ЗАДАНИЕ10
Объясните механизм повышения внутриглазного давления под влиянием М-холиноблокаторов, расположив нижеприведенные утверждения в логической последовательности:
1. Блокада М3 – холинорецепторов круговой мышцы радужной оболочки.
2. Расслабление круговой мышцы радужной оболочки.
3. Нарушение оттока внутриглазной жидкости через фонтановы пространства.
4. Расширение зрачка (мидриаз).
5. Закрытие угла передней камеры глаза.
Ответ:
ЗАДАНИЕ 11
Объясните механизм снижения секреции желез желудка под действием пирензепина, расположив нижеприведенные утверждения в логической последовательности:
1. Уменьшение стимулирующего влияния гистамина на Н2 – рецепторы париетальных клеток.
2. Снижение секреции хлористоводородной кислоты париетальными клетками желудка.
3. Блокада М1 – холинорецепторов энтерохромаффиноподобных клеток желудка.
4. Уменьшение выделения энтерохромаффиноподобными клетками гистамина.
Ответ:
ЗАДАНИЕ 12
Пациенту во время кратковременной операции ввели терапевтическую дозу миорелаксанта, который против ожидания вызвал длительное апноэ. Какова возможная причина развившегося состояния? Назовите введенный препарат, вызвавший идиосинкразию? Какие меры помощи можно использовать в данной ситуации?
Ответ:
ЗАДАНИЕ 13
Больному с приступом почечной колики врач скорой помощи ввел препарат. Так как болевой синдром не прекратился, препарат был введен повторно. Через некоторое время боли уменьшились, но появились головная боль, головокружение, осиплость голоса, затрудненность глотания, учащение пульса, покраснение лица. Какой препарат был введен больному? К какой группе средств он относится?
Ответ:
ЗАДАНИЕ 14
С целью исследования глазного дна пациенту в конъюнктивальный мешок введен препарат из группы М – холиноблокаторов. Врач предупредил пациента, что он в течение недели не сможет читать и писать. Какой препарат был введен больному? К какой группе ЛС он относится? Объясните механизм его действия на глаз. Предложите замену препарата.
Ответ:
ЗАДАНИЕ 15
Больному с гипертоническим кризом врач скорой помощи ввел антигипертензивное средство. Артериальное давление быстро снизилось. Больной встал с постели, но сразу побледнел, у него закружилась голова, и он потерял сознание. Пациента уложили в постель. Через 2 часа неблагоприятные симптомы исчезли. Какова причина возникшего осложнения? Предположите, препарат какой группы был введен больному.
Ответ:
ЗАДАНИЕ 16
Больному проведена длительная хирургическая операция под эндотрахеальным наркозом с введением миорелаксанта. Операция прошла успешно, однако, самостоятельное дыхание восстановилось лишь после введения неостигмина. Каким механизмом действия обладает введенный миорелаксант? Назовите другие препараты этой группы. С какой целью был введен неостигмин?
Ответ:
Итоговая контрольная работа (рецепты и характеристика препаратов):
-
Скополамин (аэрон) -
Платифиллин -
Бутилскополамина бромид (бускопан) -
Тропикамид (мидриацил) -
Пирензепин (гастроцепеин) -
Ипратропия бромид (атровент) -
Тиотропия бромид (спирива) -
Атропин -
Азаметония бромид (пентамин) -
Суксаметоний (дитиллин) -
Пипекурония бромид (ардуан) -
Панкурония бромид (павулон) -
Тровентол -
Ботокс (диспорт) -
Атракурий (тракриум).
Учебно-материальное обеспечение занятия:
-
Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы). -
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры). -
Справочная литература. -
Индивидуальные задания (тесты для компьютерного тестирования, ситуационные задачи для самостоятельной работы, варианты заданий для письменной итоговой контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
1. Фармакология / Под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - С. 164-183.
2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства/ М.Д. Машковский. - М., 2010. -
С. 214-227.
б) дополнительная:
1. Харкевич, Д.А. Фармакология./ Д.А. Харкевич. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.
2. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии с основами фармакотерапии. Под редакцией М.Д. Гаевого и В.И. Петрова. - Ростов-на-Дону: «МарТ», 2010.
3. Государственный реестр лекарственных средств. – М., 2008.
4. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). - М., 2008.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 14