ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2985
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: «Адреномиметики. Симпатомиметики»
Актуальность темы:
Адренергические средства широко применяются в медицинской практике, особенно в кардиологии, так как стимулирующее влияние симпатической иннервации наиболее отчетливо проявляется на функции сердечно-сосудистой системы. Они назначаются при коллапсе, шоках, хронической гипотонии, брадикардии. Селективные β2-адреномиметики наиболее часто применяются для купирования приступа бронхиальной астмы, а также в акушерстве в качестве токолитиков. Некоторые адреномиметические средства стимулируют ЦНС, оказывают антидепрессивный и антигипертензивный эффекты.
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости препаратов из одной группы, а также умение оценивать взаимодействие средств и обосновывать их рациональное применение для обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, в формирование которых осуществляет вклад дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- принципы классификации адренергических средств;
- механизмы действия и основные фармакологические эффекты адренергических ЛС;
- особенности рационального применения (режим лечения, дозы, учет
несовместимостей) адренергических ЛС при конкретных заболеваниях.
Уметь:
- оценивать возможности применения адренергических препаратов при конкретной форме заболевания с учетом побочных эффектов;
- определять возможность взаимозаменяемости препаратов при их отсутствии в аптеке;
- выписывать и проводить коррекцию рецептов на препараты разных подгрупп адренергических средств.
Владеть:
- умением классифицировать адренергические ЛС по подгруппам;
- знаниями по рациональному применению препаратов данных подгрупп ЛС;
- умением выписывать и корректировать рецепты на лекарственные препараты из группы адреномиметических ЛС;
- навыками определения синонимов ЛС, навыками замены отсутствующего препарата на другой с аналогичной фармакологической активностью;
- способностью подобрать лекарственное средство и путь его введения в зависимости от конкретной ситуации;
- способностью прогнозировать быстроту и длительность наступления фармакологического эффекта;
- методами получения информации о действии ЛС;
- методами получения информации о результатах совместного применения ЛС;
- навыками использования прочитанной информации для решения профессиональных задач.
План изучения темы:
1. Прослушать и законспектировать лекцию по теме: «Адреномиметики. Симпатомиметики».
2. Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с использованием лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; выполнение письменной домашней работы).
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин), экспресс - опрос (15 мин) студентов по основным вопросам темы.
3. Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин).
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы, с использованием наглядных пособий (70 мин).
5. Письменное решение ситуационных задач в тетрадях. Оценка выполненной работы. Проверка выполнения домашнего задания, конспекта лекций (15 мин).
6. Выполнение студентами письменной итоговой контрольной работы (написание рецептов и фармакологическая характеристика ЛС) (10 мин).
7. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов и проверке домашнего задания. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Домашнее задание к следующему занятию (5 мин).
Контроль исходного уровня знаний:
Компьютерное тестирование
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
1. Какие нервы называются адренергическими?
2. На какие рецепторы делятся адренорецепторы?
3. Где в синапсе локализуются α- и β-адренорецепторы?
4. Какие адренорецепторы находятся в сердце?
5. Какие адренорецепторы находятся в гладкой мускулатуре бронхов?
6. Какие адренорецепторы в сосудах кожи?
7. Какие ферменты инактивируют норадреналин?
8. Как адреналин влияет на величину зрачка?
9. Как эфедрин влияет на просвет бронхов?
10. Как адреналин влияет на частоту и силу сердечных сокращений?
11. Как адреналин влияет на содержание сахара в крови?
12. Какой механизм действия эфедрина?
13. Основное показание к назначению нафазолина?
14. Синоним нафазолина?
15. Основной эффект норадреналина?
16. Как эфедрин влияет на ЦНС?
17. Концентрация нафтизина для детей старше 1 года?
18. Какие рецепторы возбуждает изопреналин?
19. Основной эффект добутамина?
20. Основное показание к назначению сальбутамола?
21. Какими препаратами можно заменить сальбутамол при бронхоспазме?
22. Синонимы орципреналина?
23. Как называются средства из группы адреномиметиков, прекращающие или предупреждающие роды?
24. Какие токолитики вы знаете? Какие рецепторы в матке они возбуждают?
25. Какие средства входят в состав беродуала?
26. Синонимы фенотерола?
27. Какой механизм действия у ниаламида?
28. Основной эффект ниаламида?
29. Что является предшественником норадреналина в организме?
30. Основные показания к применению дофамина?
31. Назовите агонист дофамина
32. Основное показание к применению парлодела?
Основные вопросы темы:
1. Анатомия и физиология симпатического отдела вегетативной нервной системы.
2. Строение адренергического синапса. Синтез, депонирование и выделение медиатора. Типы адренорецепторов, локализация, эффекты их возбуждения
и блокады.
3. Классификация адренергических средств:
а) α-, β-адреномиметики:
- прямые – эпинефрин (адреналин α1,2; β1,2), норэпинефрин (норадреналин α1,2; β1);
- непрямые (симпатомиметики) – эфедрин (эфедрина гидрохлорид).
б) α-адреномиметики:
- периферические:
- α1-адреномиметики – фенилэфрин (мезатон, ирифрин);
- α2-адреномиметики – нафазолин (нафтизин, санорин), ксилометазолин (галазолин, ксимелин, отривин), оксиметазолин (назол), тетризолин (тизин, визин);
- центральные α2-адреномиметики: клонидин (клофелин), метилдофа (альдомет, допегит), гуанфацин (эстулик).
в) β-адреномиметики:
- β1-,β2-адреномиметики – изопреналина гидрохлорид (изадрин, изопротеренол), орципреналина сульфат (алупент);
- β1-адреномиметики – добутамин (добутрекс);
- β2-адреномиметики – короткого действия – сальбутамол (сальбупарт, вентолин), фенотерол (беротек), тербуталин (бриканил), гексопреналин (гинипрал), ритодрин (премпар);
- пролонгированного действия – салметерол (серевент), кленбутерол (контраспазмин, спиропент), формотерол (форадил, оксис-турбухалер).
г) комбинированные препараты:
- адрианол (фенилэфрин+трамазолин);
- беродуал (беротек + атровент), дитэк (фенотерол + кромолин-натрий), комбипэк (сальбутамол + теофиллин), симбикорт (формотерол + будесонид), серетид (серевент + флутиказон); бронхолитин (эфедрин + глауцин).
Функциональные изменения в органах при применении препаратов перечисленных подгрупп. Основные показания к применению: шоки, коллапс, бронхиальная астма, преждевременные роды (токолитики – ритодрин, гинипрал, сальбупарт). Побочные эффекты, противопоказания.
Итоговая контрольная работа (рецептура и характеристика препаратов):1. Нафазолин
2. Ксилометазолин
3. Оксиметазолин
4. Фенотерол
5. Беродуал
6. Сальбутамол
7. Фенилэфрин
8. Изопреналин
9. Мезатон
10. Метилдофа
11. Гексопреналин
12. Эпинефрин
13. Норэпинефрин
14. Эфедрин
15. Добутамин
16. Дофамин
17. Ритодрин
18 Формотерол
19. Сальметерол
20. Кленбутерол.
Самостоятельная работа:
Проводится путем письменного решения индивидуального задания (ситуационной задачи) с последующим устным обсуждением.
Ситуационные задачи
ЗАДАНИЕ 1
Нарисуйте схему симпатического отдела эфферентной нервной системы. Укажите локализацию действия адреномиметиков и симпатомиметиков.
Ответ:
Назовите препараты А и Б. К каким группам средств они относятся? Какие механизмы лежат в основе повышения АД при введении данных препаратов? Объясните, почему в отличие от препарата Б препарат А понижает тонус бронхов?
Ответ:
ЗАДАНИЕ 3
Для устранения приступа бронхиальной астмы пациенту введен препарат. Бронхоспазм купирован, но появились тахикардия, боли в области сердца, тремор. Какой адреномиметик был назначен больному? Какие препараты предпочтительнее использовать, чтобы уменьшить риск развития подобных осложнений и почему?
Ответ:
ЗАДАНИЕ 4
Больному с бронхоспазмом было назначено лекарство. Приступы бронхоспазма исчезли, но появились беспокойство, возбуждение, головные боли. Увеличение артериального давления. При повторных введениях бронхолитический эффект препарата ослабевал.
Какой препарат был назначен больному? Объясните механизм возникших осложнений и меры их предупреждения.
Актуальность темы:
Адренергические средства широко применяются в медицинской практике, особенно в кардиологии, так как стимулирующее влияние симпатической иннервации наиболее отчетливо проявляется на функции сердечно-сосудистой системы. Они назначаются при коллапсе, шоках, хронической гипотонии, брадикардии. Селективные β2-адреномиметики наиболее часто применяются для купирования приступа бронхиальной астмы, а также в акушерстве в качестве токолитиков. Некоторые адреномиметические средства стимулируют ЦНС, оказывают антидепрессивный и антигипертензивный эффекты.
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости препаратов из одной группы, а также умение оценивать взаимодействие средств и обосновывать их рациональное применение для обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, в формирование которых осуществляет вклад дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- принципы классификации адренергических средств;
- механизмы действия и основные фармакологические эффекты адренергических ЛС;
- особенности рационального применения (режим лечения, дозы, учет
несовместимостей) адренергических ЛС при конкретных заболеваниях.
Уметь:
- оценивать возможности применения адренергических препаратов при конкретной форме заболевания с учетом побочных эффектов;
- определять возможность взаимозаменяемости препаратов при их отсутствии в аптеке;
- выписывать и проводить коррекцию рецептов на препараты разных подгрупп адренергических средств.
Владеть:
- умением классифицировать адренергические ЛС по подгруппам;
- знаниями по рациональному применению препаратов данных подгрупп ЛС;
- умением выписывать и корректировать рецепты на лекарственные препараты из группы адреномиметических ЛС;
- навыками определения синонимов ЛС, навыками замены отсутствующего препарата на другой с аналогичной фармакологической активностью;
- способностью подобрать лекарственное средство и путь его введения в зависимости от конкретной ситуации;
- способностью прогнозировать быстроту и длительность наступления фармакологического эффекта;
- методами получения информации о действии ЛС;
- методами получения информации о результатах совместного применения ЛС;
- навыками использования прочитанной информации для решения профессиональных задач.
План изучения темы:
1. Прослушать и законспектировать лекцию по теме: «Адреномиметики. Симпатомиметики».
2. Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с использованием лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; выполнение письменной домашней работы).
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
| 5 мин |
- компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин 15 мин |
| 5 мин 70 мин |
| 15мин |
| 10 мин 5 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин), экспресс - опрос (15 мин) студентов по основным вопросам темы.
3. Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин).
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы, с использованием наглядных пособий (70 мин).
5. Письменное решение ситуационных задач в тетрадях. Оценка выполненной работы. Проверка выполнения домашнего задания, конспекта лекций (15 мин).
6. Выполнение студентами письменной итоговой контрольной работы (написание рецептов и фармакологическая характеристика ЛС) (10 мин).
7. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов и проверке домашнего задания. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Домашнее задание к следующему занятию (5 мин).
Контроль исходного уровня знаний:
Компьютерное тестирование
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
1. Какие нервы называются адренергическими?
2. На какие рецепторы делятся адренорецепторы?
3. Где в синапсе локализуются α- и β-адренорецепторы?
4. Какие адренорецепторы находятся в сердце?
5. Какие адренорецепторы находятся в гладкой мускулатуре бронхов?
6. Какие адренорецепторы в сосудах кожи?
7. Какие ферменты инактивируют норадреналин?
8. Как адреналин влияет на величину зрачка?
9. Как эфедрин влияет на просвет бронхов?
10. Как адреналин влияет на частоту и силу сердечных сокращений?
11. Как адреналин влияет на содержание сахара в крови?
12. Какой механизм действия эфедрина?
13. Основное показание к назначению нафазолина?
14. Синоним нафазолина?
15. Основной эффект норадреналина?
16. Как эфедрин влияет на ЦНС?
17. Концентрация нафтизина для детей старше 1 года?
18. Какие рецепторы возбуждает изопреналин?
19. Основной эффект добутамина?
20. Основное показание к назначению сальбутамола?
21. Какими препаратами можно заменить сальбутамол при бронхоспазме?
22. Синонимы орципреналина?
23. Как называются средства из группы адреномиметиков, прекращающие или предупреждающие роды?
24. Какие токолитики вы знаете? Какие рецепторы в матке они возбуждают?
25. Какие средства входят в состав беродуала?
26. Синонимы фенотерола?
27. Какой механизм действия у ниаламида?
28. Основной эффект ниаламида?
29. Что является предшественником норадреналина в организме?
30. Основные показания к применению дофамина?
31. Назовите агонист дофамина
32. Основное показание к применению парлодела?
Основные вопросы темы:
1. Анатомия и физиология симпатического отдела вегетативной нервной системы.
2. Строение адренергического синапса. Синтез, депонирование и выделение медиатора. Типы адренорецепторов, локализация, эффекты их возбуждения
и блокады.
3. Классификация адренергических средств:
а) α-, β-адреномиметики:
- прямые – эпинефрин (адреналин α1,2; β1,2), норэпинефрин (норадреналин α1,2; β1);
- непрямые (симпатомиметики) – эфедрин (эфедрина гидрохлорид).
б) α-адреномиметики:
- периферические:
- α1-адреномиметики – фенилэфрин (мезатон, ирифрин);
- α2-адреномиметики – нафазолин (нафтизин, санорин), ксилометазолин (галазолин, ксимелин, отривин), оксиметазолин (назол), тетризолин (тизин, визин);
- центральные α2-адреномиметики: клонидин (клофелин), метилдофа (альдомет, допегит), гуанфацин (эстулик).
в) β-адреномиметики:
- β1-,β2-адреномиметики – изопреналина гидрохлорид (изадрин, изопротеренол), орципреналина сульфат (алупент);
- β1-адреномиметики – добутамин (добутрекс);
- β2-адреномиметики – короткого действия – сальбутамол (сальбупарт, вентолин), фенотерол (беротек), тербуталин (бриканил), гексопреналин (гинипрал), ритодрин (премпар);
- пролонгированного действия – салметерол (серевент), кленбутерол (контраспазмин, спиропент), формотерол (форадил, оксис-турбухалер).
г) комбинированные препараты:
- адрианол (фенилэфрин+трамазолин);
- беродуал (беротек + атровент), дитэк (фенотерол + кромолин-натрий), комбипэк (сальбутамол + теофиллин), симбикорт (формотерол + будесонид), серетид (серевент + флутиказон); бронхолитин (эфедрин + глауцин).
Функциональные изменения в органах при применении препаратов перечисленных подгрупп. Основные показания к применению: шоки, коллапс, бронхиальная астма, преждевременные роды (токолитики – ритодрин, гинипрал, сальбупарт). Побочные эффекты, противопоказания.
-
Ингибиторы МАО: необратимого действия – ниаламид; обратимого действия – пирлиндол (пиразидол), тетриндол. Показания: депрессивные состояния, стенокардия. Несовместимость с резерпином (возбуждение ЦНС), барбитуратами, местными анестетиками, анальгетиками и пищевыми продуктами, содержащими тирамин (сыр, кофе, сливки, пиво) (потенцирование действия). -
Дофаминергические средства: допамин (дофамин, допмин). Показания: острая сердечно-сосудистая недостаточность. Специфические агонисты Д2-дофаминовых рецепторов – бромокриптин (парлодел), каберголин (достинекс). Применение: в акушерской и гинекологической практике, для лечения акромегалии и болезни Иценко-Кушинга. -
Классификация, номенклатура и характеристика препаратов: механизмы действия, эффекты, показания к применению, противопоказания, побочные эффекты, осложнения, особенности применения, формы выпуска, рецептура.
Итоговая контрольная работа (рецептура и характеристика препаратов):1. Нафазолин
2. Ксилометазолин
3. Оксиметазолин
4. Фенотерол
5. Беродуал
6. Сальбутамол
7. Фенилэфрин
8. Изопреналин
9. Мезатон
10. Метилдофа
11. Гексопреналин
12. Эпинефрин
13. Норэпинефрин
14. Эфедрин
15. Добутамин
16. Дофамин
17. Ритодрин
18 Формотерол
19. Сальметерол
20. Кленбутерол.
Самостоятельная работа:
Проводится путем письменного решения индивидуального задания (ситуационной задачи) с последующим устным обсуждением.
Ситуационные задачи
ЗАДАНИЕ 1
Нарисуйте схему симпатического отдела эфферентной нервной системы. Укажите локализацию действия адреномиметиков и симпатомиметиков.
Ответ:
| ЗАДАНИЕ 2 Влияние адреномиметиков (А) и (Б) на АД и тонус бронхов |
АД Бронхи | | |
| препарат А | препарат Б |
Назовите препараты А и Б. К каким группам средств они относятся? Какие механизмы лежат в основе повышения АД при введении данных препаратов? Объясните, почему в отличие от препарата Б препарат А понижает тонус бронхов?
Ответ:
ЗАДАНИЕ 3
Для устранения приступа бронхиальной астмы пациенту введен препарат. Бронхоспазм купирован, но появились тахикардия, боли в области сердца, тремор. Какой адреномиметик был назначен больному? Какие препараты предпочтительнее использовать, чтобы уменьшить риск развития подобных осложнений и почему?
Ответ:
ЗАДАНИЕ 4
Больному с бронхоспазмом было назначено лекарство. Приступы бронхоспазма исчезли, но появились беспокойство, возбуждение, головные боли. Увеличение артериального давления. При повторных введениях бронхолитический эффект препарата ослабевал.
Какой препарат был назначен больному? Объясните механизм возникших осложнений и меры их предупреждения.