ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2992
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
15. Адельфан-эзидрекс
16. Целипролол
17. Карведилол
18. Тенорик
19. Вазобрал
20. Норматенс.
Самостоятельная работа:
Проводится путем письменного решения индивидуального задания
(ситуационной задачи) с последующим устным обсуждением.
ЗАДАНИЕ 1
Нарисуйте схему симпатической части эфферентной иннервации. Укажите локализацию действия адреноблокаторов и симпатолитиков.
Ответ:
ЗАДАНИЕ 2
| Влияние адреноблокаторов (А) и (Б) на ЧСС и тонус бронхов | |
ЧСС Бронхи | | |
| препарат А | препарат Б |
Назовите препараты А и Б. Почему препараты А и Б вызывают брадикардию? Какие еще эффекты со стороны сердца возможны при введении этих препаратов? Чем объясняется отсутствие эффекта на бронхи при использовании препарата Б? Какие адренорецепторы функционально доминируют в миокарде и бронхах?
Ответ:
ЗАДАНИЕ 3
При обследовании 30-летнего пациента выявлены: гипертензия, тахикардия, потеря веса, гипергликемия, повышенная экскреция катехоламинов с мочой. Установлен диагноз: феохромоцитома. В плане лечения - хирургическая операция. Какие препараты необходимо назначить для лечения артериальной гипертензии и тахикардии при подготовке к удалению опухоли? К каким группам препаратов они относятся? Обоснуйте механизмы их действия.
Ответ:
ЗАДАНИЕ 4
Больной С. поступил в клинику с диагнозом «Тахикардия». Из анамнеза выяснилось, что он также страдает бронхиальной астмой. Какие антиадренергические препараты, снижающие ритм сердечных сокращений, противопоказаны этому пациенту?
Ответ:
ЗАДАНИЕ 5
Больному с жалобами на приступы тахикардии и с астматическим бронхитом был назначен препарат. Тахикардия исчезла, снизилось артериальное давление, но появились приступы удушья.
Какой препарат был назначен больному? Какова причина возникновения осложнений? Какой группе препаратов необходимо отдать предпочтение и почему?
Ответ:
ЗАДАНИЕ 6
Больная гипертонической болезнью поступила в терапевтическое отделение с тахиаритмией. В арсенале лекарственных средств имеются: празозин, ницерголин.
Выберите необходимый препарат и обоснуйте ваш выбор.
Ответ:
ЗАДАНИЕ 7
Больной, длительно принимающий при гипертонической болезни препарат, пожаловался врачу на появившиеся боли в области желудка, саливацию, отечность слизистой носа. После обследования у больного была выявлена язвенная болезнь желудка.
Какой препарат с гипотензивным действием мог вызвать язвенную болезнь желудка? Каковы механизмы его антигипертензивного и побочного действия? Как можно предупредить развитие язвенного процесса? Какие ещё побочные эффекты он вызывает?
Ответ:
ЗАДАНИЕ 8
Больному Н., 65 лет, страдающему глаукомой и поступившему в больницу с высоким артериальным давлением, поставлен диагноз «гипертоническая болезнь» и назначен препарат для снижения АД. Через некоторое время у больного Н. усилилась боль в глазах.
Из какой группы был назначен препарат? Каков механизм развития побочного действия?
Ответ:
ЗАДАНИЕ 9
Больной О., 59 лет, по поводу гипертонической болезни длительное время принимал октадин. Однажды, при быстром вставании с постели, он потерял сознание. Врач «Скорой помощи» констатировал ортостатический коллапс. Для повышения АД врач ввел больному раствор эфедрина гидрохлорида. Однако это не дало желаемого эффекта.
Объяснить причину отсутствия эффекта. Назначить препарат для выведения больного из коллапса.
Ответ:
ЗАДАНИЕ 10
Нарисуйте схему адренергического синапса с постсинаптическими, пресинаптическими, внесинаптическими адренорецепторами и укажите действие: празозина, ницерголина, атенолола и пропранолола.
Ответ:
ЗАДАНИЕ 11
Укажите фармакологические эффекты фентоламина. Используя данные, приведенные в таблице, объясните, почему пророксан вызывает выраженную тахикардию?
Фармакологические эффекты фентоламина
Блокада рецепторов | Эффект |
α1 постсинаптические | |
α2 внесинаптические | |
α2 пресинаптические | |
Ответ:
Блокада рецепторов | Эффект |
α1 постсинаптические | расширение сосудов |
α2 внесинаптические | расширение сосудов |
α2 пресинаптические | тахикардия |
В связи с блокадой пресинаптических α2-адренорецепторов фентоламин вызывает тахикардию.
ЗАДАНИЕ 12
Укажите фармакологические эффекты β-адреноблокаторов.
Фармакологические эффекты β-адреноблокаторов
Подтипы | Локализация | Эффекты |
β1-адренорецепторы | 1. Сердце | 1. 2. 3. 4. |
| 2. Юкстагломерулярные клетки почек | 1. |
β2-адренорецепторы | 1. Бронхи | 1. |
| 2. Сосуды | 1. |
| 3. Миометрий | 1. |
Ответ:
Подтипы | Локализация | Эффекты |
β1-адренорецепторы | 1. Сердце | 1. ↓ ЧСС 2. ↓ ССС 3. ↓ проводимость 4. ↓ автоматизм |
| 2. Юкстагломерулярные клетки почек | 1. ↓ выброс ренина |
β2-адренорецепторы | 1. Бронхи | 1. сужение |
| 2. Сосуды | 1. сужение |
| 3. Миометрий | 1. ↑ тонус |
ЗАДАНИЕ 13
Укажите механизм снижения внутриглазного давления под действием тимолола, расположив приведенные ниже утверждения в логической последовательности:
1. Блокирует β2-АР ресничного тела и сосудов.
2. Применяется при открытоугольной глаукоме.
3. Уменьшает продукцию внутриглазной жидкости.
4. Уменьшает секрецию и фильтрацию.
Ответ:
ЗАДАНИЕ 14
Укажите кардиальные и эстракардиальные побочные эффекты β-адреноблокаторов и противопоказания к их применению. Укажите, в чем преимущества селективных блокаторов β1-адренорецепторов.
Ответ:
ЗАДАНИЕ 15
Объясните механизм антигипертензивного де йствия резерпина, расположив нижеприведенные утверждения в логической последовательности:
1. Истощение запасов норадреналина в окончаниях постганглионарных симпатических волокон.
2. Снижение работы сердца и расширение сосудов.
3. Симпатическая «денервация» сердца и сосудов.
4. Снижение артериального давления.
Ответ:
ЗАДАНИЕ 16
При обследовании 30-летнего пациента выявлены: гипертензия, тахикардия, потеря веса, гипергликемия, повышенная экскреция катехоламинов с мочой. Установлен диагноз: феохромоцитома. В плане лечения - хирургическая операция. Какие препараты необходимо назначить для лечения артериальной гипертензии и тахикардии при подготовке к удалению опухоли? К каким группам препаратов они относятся? Обоснуйте механизмы их действия.
Ответ:
Учебно-материальное обеспечение занятия:
-
Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы). -
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры). -
Справочная литература. -
Индивидуальные задания (тесты для компьютерного тестирования, ситуационные задачи для самостоятельной работы, варианты заданий для письменной итоговой контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
1. Фармакология / Под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. ГЭОТАР-Медиа, 2008. - С. 95-114.
2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства/ М.Д. Машковский. - М., 2010. - С. 198-213.
3. Харкевич Д.А. Фармакология./Д.А. Харкевич. - М., ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 147-159.
б) дополнительная:
1. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии с основами фармакотерапии. Под редакцией М.Д. Гаевого и В.И. Петрова. Ростов-на-Дону, «МарТ», 2010.
2. Государственный реестр лекарственных средств. – М., 2008.
3. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). - М., 2008.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 16
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ:
«Лекарственные средства, влияющие на периферическую нервную систему»
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости препаратов одной группы, а также умение оценивать взаимодействие средств и обосновывать их рациональное применение для обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии, контролировать написание и проводить коррекцию рецептов.
В результате изучения темы занятия студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- принципы классификации препаратов;
- механизмы действия препаратов и основные фармакологические эффекты;