ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 3005
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- особенности рационального применения (режим лечения, дозы, учет
несовместимостей) при конкретных заболеваниях.
Уметь:
- оценивать возможности применения препарата при конкретной форме
заболевания с учетом побочных эффектов;
- определять возможность взаимозаменяемости препаратов;
- выписывать и проводить коррекцию рецептов.
Владеть:
- методами получения информации о действии ЛС;
- методами получения информации о результатах совместного применения ЛС;
- навыками использования прочитанной информации для решения про-фессиональных задач;
- способностью подобрать лекарственное средство и путь его введения в зависимости от конкретной ситуации;
- навыками подбора препарата аналогичного действия;
- навыками определения синонимов ЛС, навыками замены отсутствующего препарата на другой с аналогичной фармакологической активностью;
- способностью прогнозировать быстроту и длительность наступления фармакологического эффекта.
Самоподготовка к занятию:
(план самоподготовки)
1. Прослушать и законспектировать лекции по теме: «Лекарственные средства, влияющие на периферическую нервную систему».
2. Прочитать по учебнику разделы частной фармакологии «Нейротропные средства. Средства, влияющие на периферическую нервную систему.
А. Средства, действующие на афферентную иннервацию.
Б. Средства, действующие на эфферентную иннервацию».
Ответить на вопросы самоконтроля.
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
1. Организационная часть | 5 мин |
2. Контроль исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - итоговая контрольная работа (рецепты и фармакологическая характеристика препаратов) | 15 мин 15 мин |
3. Анализ результатов контроля исходного уровня знаний 4. Собеседование по основным теоретическим вопросам темы | 10 мин 60 мин |
5. Самостоятельная работа (решение ситуационных задач) | 20 мин |
6. Подведение итогов занятия. Проверка конспекта лекций | 10 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование и проводит письменную контрольную работу по рецептуре и фармакологической характеристике препаратов (30 мин).
3. Анализ результатов контроля исходного уровня знаний (10 мин).
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме собеседования (60 мин).
5. Письменное решение ситуационных задач в тетради. Оценка выполненной работы (20 мин).
6. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при выполнении контрольных заданий. Проверка конспекта лекций. Заполнение балльно-рейтингового и кафедрального журналов (10 мин).
Проверка исходного уровня знаний:
Компьютерное тестирование
Итоговая рецептурная контрольная работа
(рецепты и характеристика препаратов)Анестезин
-
Финалгон -
Прокаин -
Лигнин гидролизный -
Лидокаин -
Валидол -
Протаргол -
Зверобоя трава -
Аммиака р-р -
Перцовый пластырь -
Дуба кора -
Артикаин -
Тальк -
Горчичники -
Апизартрон -
Меновазин -
Уголь активированный -
Смектит -
диоктаэдрический -
Пилокарпин -
Ипидакрин -
Дистигмин -
Галантамин -
Дипироксим -
Никоретте -
Пиридостигмин -
Неостигмин -
Табекс -
Атропин -
Ипратропий -
Тиотропий -
Пирензепин -
Азаметоний -
Бутилскополамин -
Тропикамид -
Суксаметоний -
Платифиллин -
Пипекуроний -
Эпинефрин -
Допамин -
Сальбутамол -
Оксиметазолин -
Беродуал -
Фенилэфрин -
Добутамин -
Формотерол -
Кленбутерол -
Гексопреналин -
Ксилометазолин -
Метилдопа -
Салметерол -
Нафазолин -
Фенотерол -
Норэпинэфрин -
Ритодрин -
Эфедрин -
Ницерголин -
Метопролол -
Целипролол -
Бопиндолол -
Небиволол -
Вазобрал -
Бисопролол -
Тамсулозин -
Тимолол -
Проксодолол -
Пропранолол -
Карведилол -
Норматенс -
Доксазозин -
Атенолол -
Альфузозин.
Основные теоретические вопросы темы:
А. «Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию»
1. Анатомо-физиологические элементы рефлекторной дуги. Виды чувствительности, виды боли. Понятие о местной и общей анестезии.
2. Классификация лекарственных средств, влияющих на афферентную иннервацию.
3. Средства, понижающие чувствительность окончаний афферентных нервов или препятствующие их возбуждению: местноанестезирующие, вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие, смягчающие, пленкообразующие.
4. Лекарственные средства, стимулирующие окончания афферентных нервов: раздражающие.
5. Определение местной анестезии. Виды местной анестезии.
6. Механизм действия местных анестетиков. Требования, предъявляемые к местноанестезирующим веществам.
7. Кокаин.
8. Химическая классификация местных анестетиков (МА).
9. Клиническая классификация МА.
10. Сравнительная характеристика МА.
11. Вяжущие ЛС. Характеристика.
12. Обволакивающие и смягчающие ЛС. Характеристика.
13. Адсорбирующие ЛС. Характеристика.
14. Пленкообразующие ЛС. Характеристика.
15. Раздражающие ЛС. Характеристика.
Б. Средства, действующие на эфферентную иннервацию
1. Анатомические и физиологические особенности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы (ВНС) и соматического отдела периферической нервной системы.
2. Понятие о рецепторах, классификация, локализация. Понятие о медиаторах. Медиаторы эфферентных нервов. Строение холинергического и адренергического синапса. Передача возбуждения в синапсе вегетативной и соматической нервной системы (в холинергическом и адренергическом). Известные принципы и типы воздействия на передачу импульсов в синапсах. Физиологическая роль холинэстеразы, моноаминоксидазы, КОМТ. Эффекты возбуждения и блокады холино- и адренорецепторов. Анатомическое расположение центров ВНС.
4. Классификация, номенклатура, характеристика вегетотропных средств.
4.1. Н-холиномиметики, М-холиномиметики, М-, Н-холиномиметики, антихолинэстеразные лекарственные средства
1. Классификация лекарственных средств, действующих в области холинергических синапсов (холинергических средств).
2. Строение и оптические функции глаза. Реакции мышц глаза на возбуждение ПСНС и СНС.
3. М-холиномиметики. Характеристика.
4. М-, Н-холиномиметики. Характеристика.
5. Н-холиномиметики. Характеристика.
6. Отравление никотином и мускарином. Помощь.
6. Антихолинэстеразные средства обратимого действия, проникающие через ГЭБ. Характеристика.
7. Антихолинэстеразные средства обратимого действия, не проникающие через ГЭБ. Характеристика.
8. Антихолинэстеразные вещества необратимого действия. Характеристика.
9. Картина отравления ФОС. Помощь.
4.2. «Холиноблокаторы»
1. Классификация холиноблокаторов.
2. Классификация М-холиноблокаторов.
3. М-холиноблокаторы неизбирательного действия. Характеристика.
4. М-холиноблокаторы избирательного действия. Характеристика.
5. Классификация ганглиоблокаторов по химическому строению и продолжительности действия. Характеристика.
6. Классификация миорелаксантов по механизму и продолжительности действия. Характеристика.
7. Антагонисты миорелаксантов.
8. Центральные холинолитики. Характеристика. Понятие о болезни Паркинсона и паркинсонизме.
9. Средства, уменьшающие выделение ацетилхолина.
10. Картина отравления источниками атропина. Помощь.
4.3. «Адреномиметики. Симпатомиметики»
1. Классификация адренергических средств.
2. Номенклатура и характеристика α-, β-адреномиметиков.
3. Сравнительная характеристика адреналина и эфедрина.
4. α1-адреномиметики. Характеристика.
5. α2-адреномиметики. Деконгестанты. Характеристика.
6. Центральные α2-адреномиметики. Характеристика.
7. β1, β2-адреномиметики. Характеристика.
8. β1- адреномиметики. Характеристика.
9. β2-адреномиметики короткого действия. Характеристика.
10. β2-адреномиметики пролонгированного действия. Характеристика.
11. Понятие о бронхолитиках, токолитиках.
12. Комбинированные препараты адреномиметиков.
13. Ингибиторы МАО.
14. Дофаминергические препараты.
4.4. «Адреноблокаторы. Симпатолитики»
1. Классификация антиадренергических средств.
2. Номенклатура и характеристика α-адреноблокаторов.
3. Классификация и номенклатура β-адреноблокаторов.
4. Сравнительная характеристика кардиоселективных и кардионеселективных β-адреноблокаторов.
5. Механизмы антигипертензивного действия β-адреноблокаторов.
6. β-адреноблокаторы с внутренней симпатомиметической активностью. Особенности действия.
7. Неизбирательные («гибридные») адреноблокаторы.
8. Комбинированные препараты адреноблокаторов.
9. Адреноблокаторы для лечения открытоугольной и смешанной глаукомы.
Самостоятельная работа:
Проводится путем письменного решения индивидуального задания
(ситуационной задачи)
БИЛЕТ № 1
ЗАДАНИЕ 1
В стоматологическую клинику обратился больной С., 37 лет, с жалобами на сильную зубную боль. Для удаления зуба была проведена проводниковая анестезия 5 мл 0,5% раствора новокаина. Через 10 мин проводимая больному манипуляция была затруднена из-за сильной боли в области зуба.
Объяснить причину отсутствия обезболивающего эффекта.
Ответ:
ЗАДАНИЕ 2
В приемное отделение поступил ребенок 8 лет в возбужденном состоянии со следующими симптомами отравления: зрачки расширены, губы сухие, тело горячее, тахикардия. Отравление наступило во время прогулки по лесу. Предположите причину отравления и предложите препараты для оказания скорой помощи.
Ответ:
ЗАДАНИЕ 3
Дайте сравнительную характеристику эфедрина и адреналина
Параметры сравнения | Эфедрин | Адреналин |
Эффективен только при парентеральном введении | | |
Эффективен при приеме внутрь | | |
Продолжительность действия (мин, час) | | |
Основной механизм действия | | |
Влияние на тонус кровеносных сосудов | | |
Влияние на тонус денервированных сосудов | | |
Ответ:
Параметры сравнения | Эфедрин | Адреналин |
Эффективен только при парентеральном введении | | + |
Эффективен при приеме внутрь | + | |
Продолжительность действия (мин, час) | 6 -8 часов | 5 – 30 мин |
Основной механизм действия | Симпатомиметик | Адреномиметик |
Влияние на тонус кровеносных сосудов | ↑ | ↑ |
Влияние на тонус денервированных сосудов | __ | ↑ |