ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 3016
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ответ:
ЗАДАНИЕ 3
Объясните механизм антигипертензивного де йствия резерпина, расположив нижеприведенные утверждения в логической последовательности:
1. Истощение запасов норадреналина в окончаниях постганглионарных симпатических волокон.
2. Снижение работы сердца и расширение сосудов.
3. Симпатическая «денервация» сердца и сосудов.
4. Снижение артериального давления.
Ответ:
БИЛЕТ № 13
ЗАДАНИЕ 1
Объясните механизм развития спазма аккомодации под действием М-холиномиметиков, расположив приведенные ниже утверждения в логической последовательности.
1. Стимуляция М3-холинорецепторов ресничной мышцы.
2. Установление глаза на ближнюю точку видения.
3. Увеличение кривизны хрусталика.
4. Расслабление цинновой связки.
5. Сокращение ресничной мышцы.
Ответ:
ЗАДАНИЕ 2
| Влияние адреномиметиков (А) и (Б) на АД и тонус бронхов |
АД Бронхи | | |
| препарат А | препарат Б |
Назовите препараты А и Б. К каким группам средств они относятся? Какие механизмы лежат в основе повышения АД при введении данных препаратов? Объясните, почему в отличие от препарата Б препарат А понижает тонус бронхов?
Ответ:
ЗАДАНИЕ 3
Укажите фармакологические эффекты β-адреноблокаторов.
Фармакологические эффекты β-адреноблокаторов
Подтипы рецепторов | Локализация | Эффекты |
β1-адренорецепторы | 1. Сердце | 1. 2. 3. 4. |
2. Юкстагломерулярные клетки почек | 1. | |
β2-адренорецепторы | 1. Бронхи | 1. |
2. Сосуды | 1. | |
3. Миометрий | 1. |
Ответ:
Подтипы | Локализация | Эффекты |
β1-адренорецепторы | 1. Сердце | 1. ↓ ЧСС 2. ↓ ССС 3. ↓ проводимость 4. ↓ автоматизм |
| 2. Юкстагломерулярные клетки почек | 1. ↓ выброс ренина |
β2-адренорецепторы | 1. Бронхи | 1. сужение |
| 2. Сосуды | 1. сужение |
| 3. Миометрий | 1. ↑ тонус |
БИЛЕТ № 14
ЗАДАНИЕ 1
Объясните механизм снижения внутриглазного давления под действием М-холиномиметиков, расположив приведенные утверждения в логической последовательности.
1. Стимуляция М3-холинорецепторов круговой мышцы радужной оболочки.
2. Открытие угла передней камеры глаза.
3. Сокращение круговой мышцы радужной оболочки.
4. Улучшение оттока внутриглазной жидкости через фонтановы пространства в шлеммов канал.
5 Сужение зрачка (миоз).
Ответ:
ЗАДАНИЕ 2
Для устранения приступа бронхиальной астмы пациенту введен препарат. Бронхоспазм купирован, но появились тахикардия, боли в области сердца, тремор. Какой адреномиметик был назначен больному? К какой группе препаратов он относится? Какие препараты предпочтительнее использовать, чтобы уменьшить риск развития подобных осложнений и почему?
Ответ:
ЗАДАНИЕ 3
Больной С. поступил в клинику с диагнозом «Тахикардия». Из анамнеза выяснилось, что он также страдает бронхиальной астмой. Какие антиадренергические препараты, снижающие ритм сердечных сокращений, противопоказаны этому пациенту?
Ответ:
БИЛЕТ № 15
ЗАДАНИЕ 1
Объясните механизм действия антихолинэстеразных средств, расположив нижеприведенные утверждения в логической последовательности.
1. Ингибирование ацетилхолинэстеразы.
2. Накопление эндогенного ацетилхолина с синаптической щели.
3. Уменьшение гидролиза ацетилхолина в синаптической щели.
4. Стимуляция постсинаптических холинорецепторов эндогенным ацетилхолином.
Ответ:
ЗАДАНИЕ 2
Больному с бронхоспазмом было назначено лекарство. Приступы бронхоспазма исчезли, но появились беспокойство, возбуждение, головные боли. Увеличение артериального давления. При повторных введениях бронхолитический эффект препарата ослабевал.
Какой препарат был назначен больному? Механизм возникших осложнений и их предупреждение.
Ответ:
ЗАДАНИЕ 3
Нарисуйте схему адренергического синапса с постсинаптическими, пресинаптическими, внесинаптическими адренорецепторами и укажите действие: празозина, резерпина, атенолола и пропранолола.
Ответ:
БИЛЕТ № 16
ЗАДАНИЕ 1
Разделите антихолинэстеразные средства на две группы:
А – плохо проникающие в ЦНС;
Б – хорошо проникающие в ЦНС.
Препараты: галантамин, неостигмин, пиридостигмин, физостигмин, ипидакрин, ривастигмин, дистигмин.
Ответ:
ЗАДАНИЕ 2
Больной С. с диагнозом острый аллергический ринит применял ксилометазолин по 3-5 капель 3-5 раз в сутки. Через несколько дней от начала применения опять появился насморк и болезненность слизистой. Объясните причину этих явлений.
К какой группе относится препарат? Дайте указания по рациональному применению этих средств.
Ответ:
ЗАДАНИЕ 3
Провизору необходимо выбрать препараты, которые можно применять для лечения гипертонической болезни и стенокардии у больных, одновременно страдающих (А) и не страдающих (Б) бронхиальной астмой.
В аптеке имеются: атенолол, бетаксолол, пропранолол, метопролол, надолол, небиволол, пиндолол, талинолол, бисопролол.
Ответ:
Рекомендуемая литература:
а) основная:
1. Аляутдин, Р.Н. Фармакология / Р.Н. Аляутдин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - С. 81 – 155.
2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский. - М., 2010, С. 158 – 278; 309-343.
б) дополнительная:
1. Харкевич, Д.А. Фармакология / Д.А. Харкевич. - М., ГЭОТАР-Медиа, 2008.
2. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии с основами фармакотерапии / Под редакцией М.Д. Гаевого и В.И. Петрова. - Ростов-на-Дону, «МарТ», 2010.
3. Государственный реестр лекарственных средств. – М., 2008.
4. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). - М., 2008.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 17
«ЗАЧЕТНОЕ»
Цель занятия:
Контроль усвоения знаний по разделам программы С3.Б.1 «Фармакология»:
-
«Правила выписывания рецептов»; -
«Общая фармакология»; -
«Лекарственные средства, влияющие на периферическую нервную систему».
Контроль умений и навыков, приобретенных в процессе изучения разделов фармакологии, запланированных на 5 семестр.
Контроль знаний показывает, что:
Студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
-
принципы классификации и номенклатуру препаратов; -
механизмы действия препаратов и основные фармакологические эффекты; -
особенности рационального применения (режим лечения, дозы, учет -
несовместимостей) при конкретных заболеваниях.
Уметь:
-
оценивать возможности применения препарата при конкретной форме; -
заболевания с учетом побочных эффектов; -
определять возможность взаимозаменяемости препаратов; -
выписывать и проводить коррекцию рецептов.
Владеть:
-
методами получения информации о действии ЛС; -
методами получения информации о результатах совместного применения ЛС; -
навыками использования прочитанной информации для решения про-фессиональных задач; -
способностью подобрать лекарственное средство и путь его введения в зависимости от конкретной ситуации; -
навыками подбора препарата аналогичного действия; -
навыками определения синонимов ЛС, навыками замены отсутствующего препарата на другой с аналогичной фармакологической активностью; -
способностью прогнозировать быстроту и длительность наступления фармакологического эффекта; -
умением выписывать и проводить коррекцию рецептов.
Самоподготовка к занятию:
(план самоподготовки)
-
Прослушать и законспектировать лекции по темам: «Общая фармакология»; «Лекарственные средства, влияющие на периферическую нервную систему». -
Повторить по учебнику разделы общей и частной фармакологии «Рецептура», «Общая фармакология»; «Нейротропные средства. Средства, влияющие на периферическую нервную систему» с целью выполнения компьютерного тестового контроля.
Ответить на вопросы самоконтроля.
План занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
1. Организационная часть | 10 мин |
2. Контроль уровня полученных знаний: - компьютерное тестирование | 20 мин |
3. Анализ результатов контроля уровня знаний 4. Проверка конспекта лекций | 10 мин 10 мин |
5. Подведение итогов семестра по балльно-рейтинговой системе (подсчет баллов) | 50 мин |
6. Заполнение зачетных книжек студентов | 35 мин |
7. Подведение итогов семестра | 10 мин |
Содержание занятия:
-
Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин). -
Для выяснения уровня усвоения знаний по пройденным разделам дисциплины преподаватель проводит компьютерное тестирование (20 мин). -
Анализ результатов контроля полученных знаний (10 мин). -
Проверка конспекта лекций с занесением баллов в балльно-рейтинговый журнал (10 мин). -
Подсчет баллов по результатам успеваемости каждого студента группы, заполнение балльно-рейтингового и кафедрального журналов (50 мин). -
Заполнение зачетных книжек (35 мин). -
Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, на качество приобретенных умений и навыков, сообщает о баллах, полученных каждым студентом при изучении разделов дисциплины С3.Б.1 «Фармакология», запланированных на 5 семестр (10 мин).
Проверка исходного уровня знаний:
ИТОГОВОЕ КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ