ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 3015
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА: «ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ»
Варианты
ТЕМА: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПЕРИФЕРИЧЕСКУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ»
Варианты
Рекомендуемая литература:
а) основная:
б) дополнительная:
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 18
Тема: «Снотворные, противоэпилептические и противопаркинсонические лекарственные средства»
Актуальность темы:
Для нормальной жизнедеятельности организма необходим нормальный сон. Отсутствие сна в течение 5-7 дней может привести к расстройствам психики и соматическим нарушениям. В последние десятилетия в ряду заболеваний ЦНС участились такие как эпилепсия и паркинсонизм. Так, по данным мировой статистики эпилепсией страдает около 1% населения земного шара детского и трудоспособного возраста. У людей пожилого возраста часто диагносцируют другое тяжелое судорожное заболевание – паркинсонизм. С лечением этих заболеваний связано решение ряда проблем социального аспекта. Поэтому вопросу поиска и рационального применения противосудорожных средств уделяется большое внимание.
Цель занятия:
Выработать у студентов умение ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств, проводить анализ выписанных врачом рецептов, оценивать действие препаратов при их применении и их рациональное использование при расстройствах сна, эпилепсии и парксинсонизме.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- принципы классификации снотворных, противоэпилептических и противопарксинсонических лекарственных средств;
- механизмы действия снотворных, противоэпилептических и противопарксинсонических лекарственных средств, основные фармакологические эффекты;
- особенности рационального применения снотворных, противоэпилептических и противопарксинсонических лекарственных средств (режим лечения, дозы, учет несовместимостей) при конкретных заболеваниях.
Уметь:
- оценивать возможности применения снотворных, противоэпилептических и противопарксинсонических лекарственных средств при конкретной форме заболевания с учетом побочных эффектов;
- определять возможность взаимозаменяемости препаратов при их отсутствии в аптеке;
- выписывать и проводить коррекцию рецептов на препараты разных подгрупп снотворных, противоэпилептических и противопарксинсонических лекарственных средств.
Владеть:
- умением классифицировать снотворные, противоэпилептические и противопарксинсонические лекарственные средства по подгруппам;
- знаниями по рациональному применению препаратов данных подгрупп ЛС;
- умением выписывать и корректировать рецепты на лекарственные препараты из групп снотворных, противоэпилептических и противопарксинсонических лекарственных средств;
- навыками определения синонимов ЛС, навыками замены отсутствующего препарата на другой с аналогичной фармакологической активностью;
- способностью подобрать лекарственное средство и путь его введения в зависимости от конкретной ситуации;
- способностью прогнозировать быстроту и длительность наступления фармакологического эффекта;
- методами получения информации о действии ЛС;
- методами получения информации о результатах совместного применения ЛС;
- навыками использования прочитанной информации для решения профессиональных задач.
План изучения темы:
1. Прослушать и законспектировать лекцию по теме: «Снотворные, противоэпилептические и противопаркинсонические лекарственные средства».
2. Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с использованием лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; выполнение письменной домашней работы).
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин), экспресс - опрос (15 мин) студентов по основным вопросам темы.
3. Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин).
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы, с использованием наглядных пособий (70 мин).
5. Письменное решение ситуационных задач в тетрадях. Оценка выполненной работы. Проверка выполнения домашнего задания, конспекта лекций (15 мин).
6. Выполнение студентами письменной итоговой контрольной работы (написание рецептов и фармакологическая характеристика ЛС) (10 мин).
7. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов и проверке домашнего задания. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Домашнее задание к следующему занятию (5 мин).
Контроль исходного уровня знаний:
Компьютерное тестирование
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
1.Что такое сон?
2. Какие известны сомногенные структуры мозга?
3. Какая структура мозга поддерживает уровень бодрствования?
4. Что обеспечивает возникновение и течение медленной фазы сна?
5. Что обеспечивает возникновение и течение быстрой фазы сна?
6. Как осуществляется регуляция сна и бодрствования?
7. Как классифицируют снотворные средства?
8. Какие препараты относятся к барбитуровому ряду?
9. Какие препараты бензодиазепиновой структуры обладают снотворным действием?
10. Какой механизм действия снотворных средств?
11. Какими эффектами обладают барбитураты?
12. Почему фенобарбитал не используют для наркоза?
13. Какой основной признак отмечается при отравлении снотворными средствами?
14. Какие меры помощи при отравлении снотворными?
15. Как называется хроническое нервно-психическое заболевание, проявляющееся периодически повторяющимися припадками, сопровождающееся нередко изменением психики больного?
16. Что является определяющим фактором в развитии эпилепсии?
17. Перечислите виды эпилептических припадков?
18. Симптомом каких заболеваний могут являться эпилептические припадки?
19. Какие средства применяют при генерализованных тонико-клонических припадках (больших)?
20. Какие средства применяют при генерализованных малых эпилептических припадках?
21. Какой основной механизм действия противоэпилептических средств?
22. Что является основной причиной клинических проявлений болезни Паркинсона?
23. Какие заболевания могут вызвать нарушение функций экстрапирамидной системы?
24. Какие основные проявления паркинсонизма?
25. Где секретируется дофамин, его значение?
26. Какие вещества угнетают холинергические структуры экстрапирамидной системы?
29. Какие вещества оказывают активирующее воздействие на дофаминергические процессы в экстрапирамидной системе?
Основные вопросы темы:
Снотворные средства (гипнотики).
1) Природа сна. Роль гипногенных зон и ретикулярной формации в физиологии сна. Медленноволновой и быстроволновой сон. Физиологическая значимость сна. Фазы сна. Физиологический, гипнотический и медикаментозный сны.
2) Нарушения сна и причины их возникновения. Клинические аспекты применения снотворных и успокаивающих средств при нарушении сна.
3) Классификация снотворных средств:
1. Производные бензодиазепина: нитразепам (радедорм), флунитразепам (рогипнол), мидазолам (дормикум).
2. Производные имидазопиридина и циклопирролона: золпидем (ивадал), зопиклон (имован).
3. Производные барбитуровой кислоты: фенобарбитал, гексобарбитал (гексенал), реладорм (циклобарбитал + диазепам).
4. Производные этаноламина: доксиламин (донормил).
5. Алифатические соединения: бромизовал + кальция глюконат + кофеин + папаверин + фенобарбитал (паглюферал).
Комбинированное применение снотворных средств с другими препаратами.
2. Понятие об эпилепсии. Генерализованные припадки (большие, малые, миоклонус-эпилепсия) и парциальные припадки (простые, психомоторные эквиваленты). Понятие о судорогах. Виды судорожных проявлений. Причины их возникновения.
Классификация противоэпилептических ЛС:
А) ПО МЕХАНИЗМУ ДЕЙСТВИЯ
Угнетают патологическую импульсацию в ЦНС
Б) ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ
Варианты
ТЕМА: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПЕРИФЕРИЧЕСКУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ»
Варианты
Рекомендуемая литература:
а) основная:
-
Аляутдин, Р.Н. Фармакология / Р.Н. Аляутдин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - С. 81 – 155. -
Фармакология / Под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 13-80, 164-183, 559-572. -
Машковский, М.Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский. - М., 2010, С. 158 – 278; 309-343.
б) дополнительная:
-
Харкевич, Д.А. Фармакология / Д.А. Харкевич. - М., ГЭОТАР-Медиа, 2008. -
Основы фармакотерапии и клинической фармакологии с основами фармакотерапии / Под редакцией М.Д. Гаевого и В.И. Петрова. - Ростов-на-Дону, «МарТ», 2010. -
Государственный реестр лекарственных средств. – М., 2008. -
Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). - М., 2008.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 18
Тема: «Снотворные, противоэпилептические и противопаркинсонические лекарственные средства»
Актуальность темы:
Для нормальной жизнедеятельности организма необходим нормальный сон. Отсутствие сна в течение 5-7 дней может привести к расстройствам психики и соматическим нарушениям. В последние десятилетия в ряду заболеваний ЦНС участились такие как эпилепсия и паркинсонизм. Так, по данным мировой статистики эпилепсией страдает около 1% населения земного шара детского и трудоспособного возраста. У людей пожилого возраста часто диагносцируют другое тяжелое судорожное заболевание – паркинсонизм. С лечением этих заболеваний связано решение ряда проблем социального аспекта. Поэтому вопросу поиска и рационального применения противосудорожных средств уделяется большое внимание.
Цель занятия:
Выработать у студентов умение ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств, проводить анализ выписанных врачом рецептов, оценивать действие препаратов при их применении и их рациональное использование при расстройствах сна, эпилепсии и парксинсонизме.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- принципы классификации снотворных, противоэпилептических и противопарксинсонических лекарственных средств;
- механизмы действия снотворных, противоэпилептических и противопарксинсонических лекарственных средств, основные фармакологические эффекты;
- особенности рационального применения снотворных, противоэпилептических и противопарксинсонических лекарственных средств (режим лечения, дозы, учет несовместимостей) при конкретных заболеваниях.
Уметь:
- оценивать возможности применения снотворных, противоэпилептических и противопарксинсонических лекарственных средств при конкретной форме заболевания с учетом побочных эффектов;
- определять возможность взаимозаменяемости препаратов при их отсутствии в аптеке;
- выписывать и проводить коррекцию рецептов на препараты разных подгрупп снотворных, противоэпилептических и противопарксинсонических лекарственных средств.
Владеть:
- умением классифицировать снотворные, противоэпилептические и противопарксинсонические лекарственные средства по подгруппам;
- знаниями по рациональному применению препаратов данных подгрупп ЛС;
- умением выписывать и корректировать рецепты на лекарственные препараты из групп снотворных, противоэпилептических и противопарксинсонических лекарственных средств;
- навыками определения синонимов ЛС, навыками замены отсутствующего препарата на другой с аналогичной фармакологической активностью;
- способностью подобрать лекарственное средство и путь его введения в зависимости от конкретной ситуации;
- способностью прогнозировать быстроту и длительность наступления фармакологического эффекта;
- методами получения информации о действии ЛС;
- методами получения информации о результатах совместного применения ЛС;
- навыками использования прочитанной информации для решения профессиональных задач.
План изучения темы:
1. Прослушать и законспектировать лекцию по теме: «Снотворные, противоэпилептические и противопаркинсонические лекарственные средства».
2. Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с использованием лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; выполнение письменной домашней работы).
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
| 5 мин |
- компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин 15 мин |
Разбор теоретических вопросов темы | 5 мин 70 мин |
| 15мин |
| 10 мин 5 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин), экспресс - опрос (15 мин) студентов по основным вопросам темы.
3. Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин).
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы, с использованием наглядных пособий (70 мин).
5. Письменное решение ситуационных задач в тетрадях. Оценка выполненной работы. Проверка выполнения домашнего задания, конспекта лекций (15 мин).
6. Выполнение студентами письменной итоговой контрольной работы (написание рецептов и фармакологическая характеристика ЛС) (10 мин).
7. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов и проверке домашнего задания. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Домашнее задание к следующему занятию (5 мин).
Контроль исходного уровня знаний:
Компьютерное тестирование
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
1.Что такое сон?
2. Какие известны сомногенные структуры мозга?
3. Какая структура мозга поддерживает уровень бодрствования?
4. Что обеспечивает возникновение и течение медленной фазы сна?
5. Что обеспечивает возникновение и течение быстрой фазы сна?
6. Как осуществляется регуляция сна и бодрствования?
7. Как классифицируют снотворные средства?
8. Какие препараты относятся к барбитуровому ряду?
9. Какие препараты бензодиазепиновой структуры обладают снотворным действием?
10. Какой механизм действия снотворных средств?
11. Какими эффектами обладают барбитураты?
12. Почему фенобарбитал не используют для наркоза?
13. Какой основной признак отмечается при отравлении снотворными средствами?
14. Какие меры помощи при отравлении снотворными?
15. Как называется хроническое нервно-психическое заболевание, проявляющееся периодически повторяющимися припадками, сопровождающееся нередко изменением психики больного?
16. Что является определяющим фактором в развитии эпилепсии?
17. Перечислите виды эпилептических припадков?
18. Симптомом каких заболеваний могут являться эпилептические припадки?
19. Какие средства применяют при генерализованных тонико-клонических припадках (больших)?
20. Какие средства применяют при генерализованных малых эпилептических припадках?
21. Какой основной механизм действия противоэпилептических средств?
22. Что является основной причиной клинических проявлений болезни Паркинсона?
23. Какие заболевания могут вызвать нарушение функций экстрапирамидной системы?
24. Какие основные проявления паркинсонизма?
25. Где секретируется дофамин, его значение?
26. Какие вещества угнетают холинергические структуры экстрапирамидной системы?
29. Какие вещества оказывают активирующее воздействие на дофаминергические процессы в экстрапирамидной системе?
Основные вопросы темы:
Снотворные средства (гипнотики).
1) Природа сна. Роль гипногенных зон и ретикулярной формации в физиологии сна. Медленноволновой и быстроволновой сон. Физиологическая значимость сна. Фазы сна. Физиологический, гипнотический и медикаментозный сны.
2) Нарушения сна и причины их возникновения. Клинические аспекты применения снотворных и успокаивающих средств при нарушении сна.
3) Классификация снотворных средств:
1. Производные бензодиазепина: нитразепам (радедорм), флунитразепам (рогипнол), мидазолам (дормикум).
2. Производные имидазопиридина и циклопирролона: золпидем (ивадал), зопиклон (имован).
3. Производные барбитуровой кислоты: фенобарбитал, гексобарбитал (гексенал), реладорм (циклобарбитал + диазепам).
4. Производные этаноламина: доксиламин (донормил).
5. Алифатические соединения: бромизовал + кальция глюконат + кофеин + папаверин + фенобарбитал (паглюферал).
Комбинированное применение снотворных средств с другими препаратами.
2. Понятие об эпилепсии. Генерализованные припадки (большие, малые, миоклонус-эпилепсия) и парциальные припадки (простые, психомоторные эквиваленты). Понятие о судорогах. Виды судорожных проявлений. Причины их возникновения.
Классификация противоэпилептических ЛС:
А) ПО МЕХАНИЗМУ ДЕЙСТВИЯ
Угнетают патологическую импульсацию в ЦНС
-
БЛОКАДА Na+-каналов
-
вальпроевая кислота (вальпроат натрия, депакин, конвулекс) -
фенитоин (дифенин) -
карбамазепин (финлепсин, тегретол) -
габапентин (нейронтин) -
ламотриджин (ламиктал, конвульсан) -
топирамат (топамакс, топсавер)
-
БЛОКАДА потенциалозависимых Ca++-каналов
-
вальпроевая кислота -
этосуксимид (суксилеп) -
габапентин -
ламотриджин -
топирамат
-
АКТИВАЦИЯ ГАМК-ергического торможения
-
вальпроат натрия -
фенобарбитал -
бензобарбитал (бензонал) -
габапентин -
клоназепам -
топирамат
-
УГНЕТЕНИЕ ГЛУТАМАТ-ергического возбуждения
-
ламотриджин -
топирамат
-
УМЕНЬШЕНИЕ образования тетрагидрофолата
-
фенитоин (дифенин) -
фенобарбитал
Б) ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ
-
Профилактика больших припадков
-
вальпроат натрия (депакин, конвулекс) -
ламотриджин (ламиктал) -
карбамазепин (финлепсин) -
примидон (гексамидин) -
фенитоин (дифенин) -
бензобарбитал (бензонал) -
фенобарбитал (люминал) -
леветирацетам (кеппра)
-
Профилактика малых приступов
-
вальпроат натрия -
ламотриджин -
этосуксимид -
габапентин