ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2897
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
О т в е т:
В о п р о с: Как влияет дифенин на функции сердца?
О т в е т:
ЗАДАНИЕ 15
На студенческом конкурсе, предшествующем Олимпиаде среди медико-биологических дисциплин (секция фармакологии) её участникам были заданы вопросы:
В о п р о с: Как влияет вегетативный отдел нервной системы на ритм сердечных сокращений?
О т в е т:
В о п р о с: Какие рецепторы симпатической нервной системы локализуется в сердце?
О т в е т:
В о п р о с: К какой группе лекарственных средств по механизму действия в ряду антиаритмиков относится дизопирамид?
О т в е т:
В о п р о с: Как влияет дизопирамид на функции сердца?
О т в е т:
В о п р о с: Какова продолжительность действия дизопирамида?
О т в е т:
В о п р о с: К какой фармакологической группе относится лидокаин?
О т в е т:
В о п р о с: Чем обусловлен механизм его антиаритмического действия?
О т в е т:
В о п р о с: Как влияет лидокаин на функции сердца?
О т в е т:
ЗАДАНИЕ 16
На студенческом конкурсе, предшествующем Олимпиаде среди медико-биологических дисциплин (секция фармакологии) её участникам были заданы вопросы:
В о п р о с: Какое влияние оказывает хинидин на уровень артериального давления?
О т в е т:
В о п р о с: Чем это обусловлено?
О т в е т:
В о п р о с: К какой фармакологической группе относятся антиаритмические лекарственные средства: атенолол и метопролол?
О т в е т:
В о п р о с: Какие показания к применению имеет дизопирамид?
О т в е т:
В о п р о с: Какими побочными эффектами обладает дизопирамид?
О т в е т:
В о п р о с: Чем обусловлено применение дифенина при интоксикации сердечными ликозидами?
О т в е т:
В о п р о с: Какие побочные эффекты со стороны сердечно-сосудистой системы могут возникнуть при внутривенном введении препарата?
О т в е т:
Итоговая контрольная работа (рецептура и фармакологическая характеристика препаратов):
Хинидин (хинипэк) | Пропранолол (анаприлин) |
Прокаинамид (новокаинамид) | Добутамин (добутрекс) |
Фенитоин (дифенин) | Верапамил (изоптин) |
Лидокаин | Атропин |
Бисопролол (бипрол, конкор) | Метопролол (беталок, эгилок) |
Пропафенон (ритмонорм) | Дилтиазем (дилзем) |
Эпинефрин (адреналин) | Амиодарон (кордарон) |
Атенолол (тенормин) | Панангин (аспаркам) |
Лаппаконитин (аллапинин) | Калия хлорид |
Небиволол (небилет) | |
Учебно-материальное обеспечение занятия:
1. Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы);
2. Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры);
3. Справочная литература;
4. Индивидуальные задания (тесты для компьютерного тестирования, ситуационные задачи для самостоятельной работы, варианты заданий для письменной итоговой контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
-
Фармакология: учебник/ под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. – 4 – е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2010. -
Харкевич, Д. А. Фармакология: учебник/ Д.А. Харкевич. – 10-е изд., испр., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. -
Машковский, М. Д. Лекарственные средства/ М. Д. Машковский. – М., 2010. – 1216 с.
б) дополнительная:
-
Венгеровский, А. И. Лекции для врачей и провизоров: учеб. пособие/ А.И. Венгеровский. – 3-е изд. перераб. и доп. - М.:ИФ «Физико-матема-тическая литература», 2007. -
Основы фармакотерапии и клинической фармакологии: учебник для вузов/ под ред. проф. М.Д. Гаевого и проф. В.И. Петрова. – 3-е изд., испр. и доп. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ» «Феникс», 2010.
Электронные базы данных:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 25
Тема: «Антиангинальные средства»
Актуальность темы:
Среди заболеваний сердечно-сосудистой системы наибольшее распространение имеет ишемическая болезнь сердца (ИБС). ИБС представляет собой острую или хроническую дисфункцию, возникающую вследствие уменьшения снабжения миокарда артериальной кровью. Основными формами ИБС являются различные формы стенокардии и инфаркта миокарда, который осложняется до кардиогенного шока и приводит к летальному исходу. Своевременное начало лечения с использованием необходимых противоишемических (антиангинальных) средств позволяет предотвращать возникновение тяжелых осложнений у больных.
Возникшее при ишемической болезни сердца несоответствие между доставкой и потреблением кислорода устраняется ЛС с разными механизмами действия, приводящими к снижению потребления кислорода и увеличению его доставки к миокарду.
Важным для будущего провизора является знание классификации антиангинальных средств, механизмов действия, побочных явлений, способов их предупреждения, а также умение дать своевременные рекомендации по рациональному применению препаратов этой группы.
Цель занятия:
Выработать у студентов умение ориентироваться в номенклатуре антиангинальных лекарственных средств, проводить анализ выписанных врачом рецептов, оценивать действие препаратов при их применении и их рациональное использование при ишемической болезни сердца.
Для успешного изучения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию антиангинальных средств;
- принципы антиангинального действия ЛС;
- сравнительную характеристику препаратов, применяемых для профилактики и купирования приступов стенокардии;
- показания и противопоказания к применению антиангинальных ЛС;
- побочные эффекты изучаемых ЛС.
Уметь:
- проводить контроль написания и коррекцию рецепта на ЛС;
- определить оптимальность выписанной лекарственной формы;
- объяснить несовместимость выписанного антиангинального лекарственного препарата с препаратами других фармакологических групп;
- осуществить адекватную замену препарата в случае его отсутствия в аптеке.
Владеть:
- умением классифицировать антиангинальные ЛС;
- знаниями по рациональному применению ЛС с учетом особенностей препаратов и индивидуальных особенностей пациента;
- умением выписывать и корректировать рецепты на антиангинальные препараты;
- методами получения информации по препаратам антиангинальных средств.
План изучения темы:
-
Прослушать и законспектировать лекцию по теме «Антиангинальные лекарственные средства». -
Внеаудиторная самоподготовка: теоретическая подготовка к занятию с помощью лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; выполнение письменной домашней работы. -
Лабораторное занятие по теме.
План лабораторного занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
| 5 мин |
- компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин 15 мин |
| 5 мин |
| 60 мин |
Проверка домашнего задания и конспекта лекций | 15 мин |
| 20 мин |
| 5 мин |
Содержание занятия:
-
Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин). -
Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин) и экспресс - опрос всех студентов по основным вопросам темы (15 мин). -
Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин). -
Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы с использованием наглядных пособий (60 мин). -
Письменное решение ситуационных задач в тетрадях. Оценка выполненной работы. Проверка выполнения домашнего задания, конспекта лекций (15 мин). -
Выполнение студентами письменной итоговой контрольной работы (написание рецептов и фармакологической характеристики ЛС). Проверка контрольной работы (20 мин). -
Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов, проверке внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Выставление оценок. Домашнее задание к следующему занятию (5 мин).
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
-
Латинское название стенокардии? -
В какую фазу сердечного цикла осуществляется приток крови в коронарные артерии? -
Как влияет парасимпатическая иннервация на коронарный кровоток? -
Как изменяется коронарный кровоток под влиянием симпато-адреналовой
системы?
-
Какие метаболиты участвуют в регуляции коронарного кровотока? -
Как влияет на просвет коронарных сосудов перечисленные метаболиты? -
Как изменяют потребление кислорода катехоламины? -
Как называется очаговая ишемия и некроз сердечной мышцы, возникающие после длительного спазма или закупорки коронарной артерии или ее ветвей? -
Укажите путь введения таблеток нитроглицерина? -
Назовите препараты, рефлекторно устраняющие коронароспазм? -
Какие антиангинальные препараты применяют для купирования приступов стенокардии? -
Синоним дипиридамола? -
Синоним фенигидина? -
Синоним амиодарона? -
Синоним верапамила? -
Укажите группы препаратов, применяемых дополнительно в качестве антиангинальных средств? -
Укажите пролонгированные лекарственные формы нитроглицерина? -
Какой путь помощи при стенокардии преобладает у миотропных спазмолитиков?