ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 2870
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Литература:
а) основная:
1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008, С. 533-545;
554-555.
2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 16 изд., 2010, С. 191-197; 302-308, 322-330, 337-338, 650-651.
б) дополнительная:
1. Харкевич Д.А. Фармакология. М., ГЭОТАР-Медиа, 2008.
2. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии с основами фармакотерапии. Под редакцией М.Д. Гаевого и В.И. Петрова. Ростов-на-Дону, «МарТ», 2010.
3. Государственный реестр лекарственных средств, 2000.
4. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). М., 2008.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/.
Занятие № 45
Тема: «Антибиотики группы аминогликозидов, тетрациклинов, макролидов и азалидов, левомицетина»
Актуальность темы:
Большое количество противомикробных средств существенно расширяет возможности лечения разнообразных инфекций. Однако до сих пор выбор эффективного и безопасного антимикробного средства остается сложным, что обусловлено прежде всего ростом устойчивости бактериальной флоры и, зачастую, невозможностью выделения возбудителя заболевания, определения его чувствительности к противомикробным средствам, а также увеличением количества пожилых людей с хронической патологией, больных с различными иммунодефицитами.
Провизор должен уметь ориентироваться в номенклатуре антибиотиков и знать механизмы действия препаратов, принципы рационального применения.
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости препаратов из одной группы, а также умение оценивать взаимодействие средств и обосновывать их рациональное применение для обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии, умение правильно выписывать рецепты на препараты, применяемые при инфекционных заболеваниях.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина:
ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8,
ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- классификацию антибиотико групп аминогликозидов, тетрациклинов, макролидов и азалидов, левомицетина;
- механизмы, типы, спектры действия антибиотиков групп аминогликозидов, тетрациклинов, макролидов и азалидов, левомицетина;
- рациональное применение антибиотики групп аминогликозидов, тетрациклинов, макролидов и азалидов, левомицетина с учетом времени приема пищи;
- сравнительную характеристику антибиотиков групп аминогликозидов, тетрациклинов, макролидов и азалидов, левомицетина по скорости и интенсивности действия отдельных лекарственных препаратов;
- побочные эффекты, показания и противопоказания к применению антибиотиков групп аминогликозидов, тетрациклинов, макролидов и азалидов, левомицетина.
Уметь:
- обосновывать рациональное применение антибиотиков групп аминогликозидов, тетрациклинов, макролидов и азалидов, левомицетина с учетом фармакокинетических и фармакодинамических особенностей ЛС;
- проводить необходимую коррекцию фармакотерапии антибиотиками групп аминогликозидов, тетрациклинов, макролидов и азалидов, левомицетина, (регулирование режима дозировки с учетом степени и продолжительности эффектов ЛС, приема пищи);
- квалифицированно решать вопрос о замене одного лекарственного средства другим, давать рекомендации врачу по вопросу комбинирования ЛС и сообщать о новых поступлениях лекарственных препаратов в аптеку;
- выписывать рецепты на основные лекарственные формы изучаемых антибиотиков.
Владеть:
- навыками сбора и анализа информации ЛС по теме занятия;
- умением классифицировать ЛС изучаемых групп;
- знаниями по рациональному применению ЛС данных подгрупп;
- умением написания и коррекции рецептов;
- умение замены одного препарата на другой при его отсутствии.
План изучения темы:
1. Лекции по темам: «Антибиотики группы аминогликозидов, тетрациклинов, макролидов и азалидов, левомицетина».
2. Внеаудиторная самоподготовка
2.1. Теоретическая подготовка по теме занятия с использованием материала лекции «Введение в химиотерапию. Фармакологическая характеристика антибиотиков.β-Лактамные антибиотики.», учебника, справочной литературы, электронных ресурсов.
2.2. Письменное выполнение в тетради задания для внеаудиторной работы (фармакологическое описание предлагаемых лекарственных средств по схеме).
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 2 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя |
|
2. Выяснение исходного уровня знаний: - экспресс-опрос |
|
3. Разбор теоретических вопросов темы 4. Решение индивидуальных заданий (решение ситуационных задач) | 30 мин
|
5. Проверка домашнего задания и конспекта лекций (рецептура, характеристика препаратов) Итоговая контрольная работа по ЛС | 5 мин |
6. Проверка и анализ письменной контрольной работы | 15 мин |
7. Итоговое обсуждение, выставление оценок | 5 мин |
Содержание занятия:
-
Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию. -
Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит экспресс-опрос всех студентов по узловым вопросам темы. -
Анализ результатов исходного уровня знаний. -
Разбор теоретических вопросов темы в форме собеседования с использованием наглядных пособий. -
Письменное решение ситуационных задач в тетради для аудиторных контрольных работ. -
Выполнение студентами письменной контрольной работы по ЛС (студент должен выписать рецепт на предлагаемое ЛС, указать его фармакологическую группу, механизм действия, показания и противопоказания к применению, возможные нежелательные побочные действия). Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (домашнего задания) студентов и лекционного материала проводится в момент написания контрольной работы. -
Проверка и анализ письменной контрольной работы. -
Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, и указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены в домашнем задании и в ответах у доски и озвучивает тему следующего занятия. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов.
Вопросы для контроля исходного уровня знаний
Компьютерное тестирование
Экспресс-опрос:
-
Назвать антибиотики, ингибирующие синтез белков? -
Для каких антибиотиков характерно быстрое нарастание устойчивости? -
Побочное действие для препаратов левомицетина? -
Назвать препараты левомицетина для местного применения? -
Спектр действия антибиотиков группы тетрациклина? -
Назвать естественные (природные) тетрациклины? -
Назвать полусинтетические тетрациклины? -
Какие побочные эффекты могут возникнуть при терапии тетрациклинами? -
Комбинированный препарат олеандомицина и тетрациклина? -
Комбинированный препарат грамицидина? -
Какие антибиотики группы макролидов и азалидов назначают для эрадикации Helicobacter pylori? -
Под какими торговыми названиями выпускается азитромицин? -
«Серый синдром новорожденного» возникает при применении? -
Во избежании кандидамикоза тетрациклин комбинируют с ……………… -
В костной ткани депонируются антибиотики из группы………………….
Основные вопросы темы:
-
Аминогликозиды. Классификация. Общая характеристика. Сравнительная характеристика по активности, спектру действия, выраженности побочных эффектов и устойчивости микроорганизмов. Показания, противопоказания, особенности дозирования, побочное действие. Причины ограниченного применения аминогликозидов I поколения. Местное применение фрамицетина (изофра, софрамицин) Комбинированные препараты фрамицетина: софрадекс (грамицидин С, дексаметазон, фрамицетин), полидекса, полижинакс. Аминогликозиды при лечении туберкулеза.
Группа аминогликозидов.
I поколение – стрептомицин, канамицин.
II поколение – гентамицин, тобрамицин.
III поколение – амикацин.
Местное применение фрамицетина (изофра, софрамицин). Комбинированные препараты фрамицетина: софрадекс (грамицидин С, дексаметазон, фрамицетин), полидекса (дексаметазон, неомицин, полимксин В), полижинакс.
-
Макролиды, азалиды.
Классификация:
14-членные: природные – эритромицин, полусинтетические – кларитромицин (клацид), рокситромицин (рулид).
15-членные (азалиды): полусинтетические – азитромицин (сумамед, азитрал, хемомицин).
16-членные: природные – спирамицин (ровамицин), джозамицин (вильпрафен), мидекамицин (макропен).
Применение кларитромицина и азитромицина для эрадикации Helicobacter pylori. Комбинированный препарат олеандомицина и тетрациклина (олететрин), эритромицина и тетрациклина (эрициклин)
-
Тетрациклины. Классификация: природные – тетрациклин, полусинтетические – доксициклин (юнидокс), миноциклин (минолексин). Комбинированные препараты окситетрациклина (оксикорт и др). -
Антибиотики группы левомицетина. Природный – хлорамфеникол (левомицетин). Препараты левомицетина для местного применения (линимент синтомицина, левомеколь и др.).
Самостоятельная работа:
Проводится путем письменного решения индивидуального задания (ситуационной задачи) с последующим устным обсуждением.
Задание № 1
Молодой женщине был назначен доксициклин. Во время приема препарата она продолжала посещать солярий. Неожиданно у неё возник ожог, что вынудило её прекратить инсоляцию. На 2-й неделе от начала приёма у неё появились белые творожистые выделения из половых органов, что она связала с приёмом солнечных ванн. Объясните причину возникновения ожога и появления выделений. Какими профилактическими медикаментозными методами эти осложнения можно было бы предотвратить?