ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 3001
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЗАДАНИЕ 11
Укажите фармакологические эффекты фентоламина. Используя данные, приведенные в таблице, объясните, почему пророксан вызывает выраженную тахикардию?
Фармакологические эффекты фентоламина
Блокада рецепторов | Эффект |
α1 постсинаптические | |
α2 внесинаптические | |
α2 пресинаптические | |
Ответ:
Блокада рецепторов | Эффект |
α1 постсинаптические | расширение сосудов |
α2 внесинаптические | расширение сосудов |
α2 пресинаптические | тахикардия |
В связи с блокадой пресинаптических α2-адренорецепторов фентоламин вызывает тахикардию.
ЗАДАНИЕ 12
Укажите фармакологические эффекты β-адреноблокаторов.
Фармакологические эффекты β-адреноблокаторов
Подтипы | Локализация | Эффекты |
β1-адренорецепторы | 1. Сердце | 1. 2. 3. 4. |
| 2. Юкстагломерулярные клетки почек | 1. |
β2-адренорецепторы | 1. Бронхи | 1. |
| 2. Сосуды | 1. |
| 3. Миометрий | 1. |
Ответ:
Подтипы | Локализация | Эффекты |
β1-адренорецепторы | 1. Сердце | 1. ↓ ЧСС 2. ↓ ССС 3. ↓ проводимость 4. ↓ автоматизм |
| 2. Юкстагломерулярные клетки почек | 1. ↓ выброс ренина |
β2-адренорецепторы | 1. Бронхи | 1. сужение |
| 2. Сосуды | 1. сужение |
| 3. Миометрий | 1. ↑ тонус |
ЗАДАНИЕ 13
Укажите механизм снижения внутриглазного давления под действием тимолола, расположив приведенные ниже утверждения в логической последовательности:
1. Блокирует β2-АР ресничного тела и сосудов.
2. Применяется при открытоугольной глаукоме.
3. Уменьшает продукцию внутриглазной жидкости.
4. Уменьшает секрецию и фильтрацию.
Ответ: 1, 4, 3, 2.
ЗАДАНИЕ 14
Укажите кардиальные и эстракардиальные побочные эффекты β-адреноблокаторов и противопоказания к их применению. Укажите, в чем преимущества селективных блокаторов β1-адренорецепторов.
Ответ: Кардиальные ПЭ: сердечная недостаточность, сердечный блок.
Экстракардиальные ПЭ: бронхоспазм, повышение тонуса периферических сосудов, повышение преднагрузки на сердце, депрессия, нарушение сна.
Бета-адреноблокаторы противопоказаны при БА, блокаде сердца, синусовой брадикардии, выраженной СН, острой гипотензии, беременности. Селективные (β1) адренолитики в меньшей степени вызывают побочные эффекты.
ЗАДАНИЕ 15
Объясните механизм антигипертензивного де йствия резерпина, расположив нижеприведенные утверждения в логической последовательности:
1. Истощение запасов норадреналина в окончаниях постганглионарных симпатических волокон.
2. Снижение работы сердца и расширение сосудов.
3. Симпатическая «денервация» сердца и сосудов.
4. Снижение артериального давления.
Ответ: 1, 3, 2, 4.
ЗАДАНИЕ 16
При обследовании 30-летнего пациента выявлены: гипертензия, тахикардия, потеря веса, гипергликемия, повышенная экскреция катехоламинов с мочой. Установлен диагноз: феохромоцитома. В плане лечения - хирургическая операция. Какие препараты необходимо назначить для лечения артериальной гипертензии и тахикардии при подготовке к удалению опухоли? К каким группам препаратов они относятся? Обоснуйте механизмы их действия.
Ответ:
Пациенту с феохромоцитомой можно назначить α-адренолитики (празозин, доксазозин); α,β-адренолитики (лабетолол, проксодолол); β-адренолитики (пропранолол, атенолол). При феохромоцитоме значительно увеличивается выброс адреналина надпочечниками; его влияния убирают препараты перечисленных групп ЛС.
Учебно-материальное обеспечение занятия:
-
Наглядные пособия (макеты препаратов, таблицы). -
Технические средства обучения (мультимедийный проектор, компьютеры). -
Справочная литература. -
Индивидуальные задания (тесты для компьютерного тестирования, ситуационные задачи для самостоятельной работы, варианты заданий для письменной итоговой контрольной работы по лекарственным средствам).
Литература:
а) основная:
1. Фармакология / Под ред. проф. Р.Н. Аляутдина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. ГЭОТАР-Медиа, 2008. - С. 95-114.
2. Машковский, М.Д. Лекарственные средства/ М.Д. Машковский. - М., 2010. - С. 198-213.
3. Харкевич Д.А. Фармакология./Д.А. Харкевич. - М., ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 147-159.
б) дополнительная:
1. Основы фармакотерапии и клинической фармакологии с основами фармакотерапии. Под редакцией М.Д. Гаевого и В.И. Петрова. Ростов-на-Дону, «МарТ», 2010.
2. Государственный реестр лекарственных средств. – М., 2008.
3. Энциклопедия лекарств (Регистр лекарственных средств России). - М., 2008.
Электронные ресурсы:
- http://grls.rosminzdrav.ru/
- http://www.vidal.ru/
- http://www.med-edu.ru/
- http://medicstudent.okis.ru/
Занятие № 16
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ:
«Лекарственные средства, влияющие на периферическую нервную систему»
Цель занятия:
Сформировать у студентов умение классифицировать препараты по механизму действия и умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости препаратов одной группы, а также умение оценивать взаимодействие средств и обосновывать их рациональное применение для обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии, контролировать написание и проводить коррекцию рецептов.
В результате изучения темы занятия студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина:
ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8,
ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- принципы классификации препаратов;
- механизмы действия препаратов и основные фармакологические эффекты;
- особенности рационального применения (режим лечения, дозы, учет
несовместимостей) при конкретных заболеваниях.
Уметь:
- оценивать возможности применения препарата при конкретной форме
заболевания с учетом побочных эффектов;
- определять возможность взаимозаменяемости препаратов;
- выписывать и проводить коррекцию рецептов.
Владеть:
- методами получения информации о действии ЛС;
- методами получения информации о результатах совместного применения ЛС;
- навыками использования прочитанной информации для решения про-фессиональных задач;
- способностью подобрать лекарственное средство и путь его введения в зависимости от конкретной ситуации;
- навыками подбора препарата аналогичного действия;
- навыками определения синонимов ЛС, навыками замены отсутствующего препарата на другой с аналогичной фармакологической активностью;
- способностью прогнозировать быстроту и длительность наступления фармакологического эффекта.
Самоподготовка к занятию:
(план самоподготовки)
1. Прослушать и законспектировать лекции по теме: «Лекарственные средства, влияющие на периферическую нервную систему».
2. Прочитать по учебнику разделы частной фармакологии «Нейротропные средства. Средства, влияющие на периферическую нервную систему.
А. Средства, действующие на афферентную иннервацию.
Б. Средства, действующие на эфферентную иннервацию».
Ответить на вопросы самоконтроля.
3. Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
1. Организационная часть | 5 мин |
2. Контроль исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - итоговая контрольная работа (рецепты и фармакологическая характеристика препаратов) | 15 мин 15 мин |
3. Анализ результатов контроля исходного уровня знаний 4. Собеседование по основным теоретическим вопросам темы | 10 мин 60 мин |
5. Самостоятельная работа (решение ситуационных задач) | 20 мин |
6. Подведение итогов занятия. Проверка конспекта лекций | 10 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование и проводит письменную контрольную работу по рецептуре и фармакологической характеристике препаратов (30 мин).
3. Анализ результатов контроля исходного уровня знаний (10 мин).
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме собеседования (60 мин).
5. Письменное решение ситуационных задач в тетради. Оценка выполненной работы (20 мин).
6. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно усвоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при выполнении контрольных заданий. Проверка конспекта лекций. Заполнение балльно-рейтингового и кафедрального журналов (10 мин).
Проверка исходного уровня знаний:
Компьютерное тестирование
Итоговая рецептурная контрольная работа
(рецепты и характеристика препаратов)
Анестезин
Финалгон
Прокаин
Лигнин гидролизный
Лидокаин
Валидол
Протаргол
Зверобоя трава
Аммиака р-р
Перцовый пластырь
Дуба кора
Артикаин
Тальк
Горчичники
Апизартрон
Меновазин
Уголь активированный
Смектит
диоктаэдрический
Пилокарпин
Ипидакрин
Дистигмин
Галантамин
Дипироксим
Никоретте
Пиридостигмин
Неостигмин
Табекс
Атропин
Ипратропий
Тиотропий
Пирензепин
Азаметоний
Бутилскополамин
Тропикамид
Суксаметоний
Платифиллин
Пипекуроний
Эпинефрин
Допамин
Сальбутамол
Оксиметазолин
Беродуал
Фенилэфрин
Добутамин
Формотерол
Кленбутерол
Гексопреналин
Ксилометазолин
Метилдопа
Салметерол
Нафазолин
Фенотерол
Норэпинэфрин
Ритодрин
Эфедрин
Ницерголин
Метопролол
Целипролол
Бопиндолол
Небиволол
Вазобрал
Бисопролол
Тамсулозин
Тимолол
Проксодолол
Пропранолол
Карведилол
Норматенс
Доксазозин
Атенолол
Альфузозин.
Основные теоретические вопросы темы:
А. «Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию»