ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 3026
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: «Психостимуляторы. Аналептики. Антидепрессанты»
Актуальность темы:
Большое значение препаратов этой группы связано с широкой распространенностью и многообразием форм депрессивных состояний, все ускоряющимся ритмом жизни, усложняющимися условиями микро- и макросоциума. Депрессивные синдромы занимают одно из первых мест среди психических заболеваний. Депрессиями страдает 3-5% населения земного шара (200 млн. человек). Общее число больных, нуждающихся в антидепрессивной терапии, превышает эту цифру в 3-5 раз. Эта группа препаратов должна умело применяться, что требует знания не только принципов психофармакотерапии, но и фармакологии препаратов и общих основ психофармакологии в целом.
Цель занятия:
Выработать у студентов умение ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств, проводить анализ выписанных врачом рецептов, оценивать действие препаратов при их применении и их рациональное использование при различных нервно - психических расстройствах.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- принципы классификации психостимуляторов, аналептиков и антидепрессантов;
- механизмы действия психостимуляторов, аналептиков и антидепрессантов, основные фармакологические эффекты;
- особенности рационального применения психостимуляторов, аналептиков и антидепрессантов (режим лечения, дозы, учет несовместимостей) при конкретных заболеваниях.
Уметь:
- оценивать возможности применения психостимуляторов, аналептиков и антидепрессантов при конкретной форме заболевания с учетом побочных эффектов;
- определять возможность взаимозаменяемости препаратов при их отсутствии в аптеке;
- выписывать и проводить коррекцию рецептов на препараты разных подгрупп психостимуляторов, аналептиков и антидепрессантов.
Владеть:
- умением классифицировать психостимуляторы, аналептики и антидепрессанты по подгруппам;
- знаниями по рациональному применению препаратов данных подгрупп ЛС;
- умением выписывать и корректировать рецепты на лекарственные препараты из групп психостимуляторов, аналептиков и антидепрессантов;
- навыками определения синонимов ЛС, навыками замены отсутствующего препарата на другой с аналогичной фармакологической активностью;
- способностью подобрать лекарственное средство и путь его введения в зависимости от конкретной ситуации;
- способностью прогнозировать быстроту и длительность наступления фармакологического эффекта;
- методами получения информации о действии ЛС;
- методами получения информации о результатах совместного применения ЛС;
- навыками использования прочитанной информации для решения профессиональных задач.
План изучения темы:
План занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин), экспресс - опрос (15 мин) студентов по основным вопросам темы.
3. Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин).
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы, с использованием наглядных пособий (60 мин).
5. Письменное решение ситуационных задач в тетрадях. Оценка выполненной работы. Проверка выполнения домашнего задания, конспекта лекций (15 мин).
6. Выполнение студентами письменной итоговой контрольной работы (написание рецептов и фармакологическая характеристика ЛС) (10 мин).
7. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов и проверке домашнего задания. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Домашнее задание к следующему занятию (5 мин).
Контроль исходного уровня знаний:
Компьютерное тестирование
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
Основные вопросы темы:
Повторить: анатомия и физиология ЦНС.
1. Психостимуляторы. Классификация по химическому строению
Производные метилксантина (пурина). Кофеин (кофеин-бензоат нат-рия).
Комбинированные препараты, содержащие кофеин: цитрамон, вазобрал, седалгин, каффетин, пенталгин, кофицил, кофетамин, панадол, аскофен, саридон, колдрекс, солпадеин.
2. Аналептики. Классификация
а) Прямые стимуляторы центров продолговатого мозга: кофеин (кофеин-бензоат натрия).
б) Рефлекторные: Н – холиномиметики - цититон (0,15% р-р цитизина), аммиака раствор (нашатырный спирт).
в) Смешанного действия: сульфокамфокаин, камфора (каметон, перкамф, сальвисар), никетамид (кордиамин).
3. Антидепрессанты. Классификация
а) Ингибиторы нейронального захвата моноаминов.
1. Неселективные блокаторы захвата моноаминов:
А) Трициклические антидепрессанты
- амитриптилин (триптизол), имипрамин (мелипрамин), кломипрамин (анафранил, клофранил), пипофезин (азафен).
Б) Тетрациклические: миансерин (леривон).
2. Селективные блокаторы захвата серотонина : пароксетин (адепресс, сертралин (золофт, депрефолт, стимулотон), флувоксамин (феварин), флуоксетин (флунисан).
3. Селективные блокаторы захвата норадреналина: мапротилин (людиомил).
4. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина: венлафаксин (велаксин), дулоксетин (симбалта).
б) Ингибиторы моноаминоксидазы – А (МАО-А): моклобемид (аурорикс), пирлиндол (пиразидол).
в) Атипичные антидепрессанты: миртазапин (мирзатен), тианептин (коаксил), адеметионин (гептор, гептрал), тразодон (трит тико).
г) Тимеретики, Тимолептики, Антидепрессанты сбалансированного спектра действия: мапротилин, кломипрамин, пароксетин, сертралин, пиразидол, венлафаксин.
4. Характеристика препаратов: механизмы действия, эффекты, показания к применению, противопоказания, побочные эффекты, осложнения, формы выпуска, особенности применения.
Самостоятельная работа:
Проводится путем письменного решения индивидуального задания (ситуационной задачи) с последующим устным обсуждением.
ЗАДАНИЕ 1
После изложенного провизором доклада на тему: «Психостимули
рующие лекарственные средства», ему были заданы вопросы:
Вопрос: Как проявляются эффекты психостимулирующего действия кофеина?
Ответ: Повышением умственной и физической работоспособности, двигательной активности, укорачиванием времени реакций, уменьшением утомления, снижением потребности во сне.
Вопрос: Отчего, в основном, зависит выраженность действия кофеина на высшую нервную деятельность?
Ответ: В значительной степени выраженность действия кофеина на высшую нервную деятельность зависит от типа нервной системы.
Вопрос: Чем обусловлена аналептическая активность кофеина?
Ответ: Стимуляцией центров продолговатого мозга.
Вопрос: Как кофеин влияет на силу и частоту сердечных сокращений? Изменяется ли при этом его потребность в кислороде?
Ответ: Сила сердечных сокращений повышается и при этом возрастает его потребность в кислороде. Частота сердечных сокращений будет зависеть от того, какие влияния на сердце будут преобладать: симпатические или парасимпатические?
Вопрос: Чем может быть обусловлена активация парасимпатических влияний на сердце под влиянием кофеина?
Ответ: Кофеин возбуждает центр блуждающего нерва.
Вопрос: Вы в своем докладе сказали, что кофеин может оказывать и сосу досуживающее и сосудорасширяющее действие. Объясните, пожалуйста, чем это обусловлено?
Ответ: Стимулируя сосудодвигательный центр, кофеин повышает тонус сосудов, а непосредственное его влияние на гладкие мышцы сосудов приводит к снижению их тонуса.
Вопрос: Чем обусловлено спазмолитическое, сосудорасширяющее действие кофеина?
Ответ: Ингибированием фосфодиэстеразы.
Вопрос: Какое значение имеет фосфодиэстераза в сокращении гладкомышечных волокон?
Ответ: Фосфодиэстераза ингибирует цАМФ, от которого зависит внутриклеточное содержание ионов Са++, влияющего на выраженность сокращений мышечных волокон.
Вопрос: Какая связь между количественным соотношением цАМФ и ионами Са++?
Ответ: При увеличении содержания цАМФ внутриклеточное содержание ионов Са, уменьшается.
Вопрос: Как влияет кофеин на сосуды сердца, мозга, органов брюшной по
Актуальность темы:
Большое значение препаратов этой группы связано с широкой распространенностью и многообразием форм депрессивных состояний, все ускоряющимся ритмом жизни, усложняющимися условиями микро- и макросоциума. Депрессивные синдромы занимают одно из первых мест среди психических заболеваний. Депрессиями страдает 3-5% населения земного шара (200 млн. человек). Общее число больных, нуждающихся в антидепрессивной терапии, превышает эту цифру в 3-5 раз. Эта группа препаратов должна умело применяться, что требует знания не только принципов психофармакотерапии, но и фармакологии препаратов и общих основ психофармакологии в целом.
Цель занятия:
Выработать у студентов умение ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств, проводить анализ выписанных врачом рецептов, оценивать действие препаратов при их применении и их рациональное использование при различных нервно - психических расстройствах.
Для успешного освоения темы студент должен
Освоить:
- перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина: ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-7,ОК-8, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-8, ПК-4, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-21, ПК-22, ПК-23.
Знать:
- принципы классификации психостимуляторов, аналептиков и антидепрессантов;
- механизмы действия психостимуляторов, аналептиков и антидепрессантов, основные фармакологические эффекты;
- особенности рационального применения психостимуляторов, аналептиков и антидепрессантов (режим лечения, дозы, учет несовместимостей) при конкретных заболеваниях.
Уметь:
- оценивать возможности применения психостимуляторов, аналептиков и антидепрессантов при конкретной форме заболевания с учетом побочных эффектов;
- определять возможность взаимозаменяемости препаратов при их отсутствии в аптеке;
- выписывать и проводить коррекцию рецептов на препараты разных подгрупп психостимуляторов, аналептиков и антидепрессантов.
Владеть:
- умением классифицировать психостимуляторы, аналептики и антидепрессанты по подгруппам;
- знаниями по рациональному применению препаратов данных подгрупп ЛС;
- умением выписывать и корректировать рецепты на лекарственные препараты из групп психостимуляторов, аналептиков и антидепрессантов;
- навыками определения синонимов ЛС, навыками замены отсутствующего препарата на другой с аналогичной фармакологической активностью;
- способностью подобрать лекарственное средство и путь его введения в зависимости от конкретной ситуации;
- способностью прогнозировать быстроту и длительность наступления фармакологического эффекта;
- методами получения информации о действии ЛС;
- методами получения информации о результатах совместного применения ЛС;
- навыками использования прочитанной информации для решения профессиональных задач.
План изучения темы:
-
Лекция по теме: «Психостимуляторы. Аналептики. Антидепрессанты». -
Внеаудиторная самоподготовка (теоретическая подготовка к занятию с использованием лекционного материала, учебника, справочной литературы, электронных ресурсов; выполнение письменной домашней работы). -
Лабораторное занятие по теме.
План занятия:
(продолжительность занятия – 3 акад. часа)
1. Вступительное слово преподавателя |
|
2. Контроль исходного уровня знаний: - компьютерное тестирование - экспресс-опрос | 10 мин 15 мин |
3. Результаты контроля исходного уровня знаний
| 5 мин 60 мин |
| 15мин |
| 20 мин 5 мин |
Содержание занятия:
1. Организационная часть: заполнение кафедрального журнала. Во вступительном слове преподаватель говорит о теме занятия, актуальности; указывает цель, задачи и план занятия; проверяет готовность студентов к занятию (5 мин).
2. Для выяснения исходного уровня знаний преподаватель проводит компьютерное тестирование (10 мин), экспресс - опрос (15 мин) студентов по основным вопросам темы.
3. Обсуждение результатов контроля исходного уровня знаний (5 мин).
4. Разбор теоретических вопросов темы в форме беседы, с использованием наглядных пособий (60 мин).
5. Письменное решение ситуационных задач в тетрадях. Оценка выполненной работы. Проверка выполнения домашнего задания, конспекта лекций (15 мин).
6. Выполнение студентами письменной итоговой контрольной работы (написание рецептов и фармакологическая характеристика ЛС) (10 мин).
7. Подведение итогов занятия. Преподаватель отмечает студентов, которые успешно освоили материал занятия, указывает на характерные недостатки и типичные ошибки, которые были выявлены при разборе теоретических вопросов и проверке домашнего задания. Заполнение кафедрального и балльно-рейтингового журналов. Домашнее задание к следующему занятию (5 мин).
Контроль исходного уровня знаний:
Компьютерное тестирование
Вопросы для выяснения исходного уровня знаний (экспресс – опрос):
-
Как называются вещества, снижающие чувство усталости, повышающие психическую и эмоциональную активность, умственную и физическую работоспособность, ослабляющие действие средств, угнетающих ЦНС? (психостимулирующие) -
Какой механизм действия психостимуляторов? (ускоряют выход норадреналина и дофамина из окончаний пресинаптического волокна и блокируют их обратный захват) -
Как влияет кофеин на кору головного мозга? (усиливает и регулирует процессы возбуждения) -
От чего в значительной степени зависит действие кофеина на ЦНС? (от типа высшей нервной деятельности) -
Каким действием на ЦНС кроме психостимулирующего обладает кофеин? (аналептическим) -
Чем объясняют сосудорасширяющее действие кофеина? (ингибирование фермента фосфодиэстеразы и накопление внутриклеточного цАМФ) -
Как влияет кофеин на сосуды органов брюшной полости (суживает); скелетных мышц, сердца, мозга, почек, кожи (расширяет) -
Как называются вещества, повышающие возбудимость жизненно важных центров – дыхательного и сосудодвигательного? (аналептики). -
Какой механизм пробуждающего действия аналептиков? (повышают процессы возбуждения и одновременно понижают процессы торможения в различных отделах ЦНС) -
Чем объясняют ослабление тормозных процессов в ЦНС под влиянием аналептиков? (ГАМК-, глицино-литическим действием) -
Какой симптом наблюдается при действии больших доз аналептиков? (судороги) -
Какой механизм действия цититона на дыхательный центр? (рефлекторный) -
Чем объясняют механизм аналептического действия камфоры? (прямым возбуждением дыхательного центра и рефлекторным с хеморецепторов сосудов) -
Какими эффектами кроме аналептического обладает камфора? (кардиотоническим, сосудорасширяющим, антиаритмическим, отхаркивающим, противовоспалительным, раздражающим, антисептическим) -
Антагонистами каких лекарственных средств являются аналептики? (угнетающих ЦНС) -
Какие заболевания сопровождаются отрицательными эмоциями, чувством тоски, подавленности, безнадежности, безвыходности? (психические депрессии) -
Как называются вещества, устраняющие явления психической депрессии? (антидепрессанты) -
Какое действие на психическую активность могут оказывать антидепрессанты? (психостимулирующее и психоседативное) -
Как классифицируют антидепрессанты? (по химическому строению и по механизму действия) -
Какими видами действия обладают ингибиторы нейронального захвата моноаминов? (неизбирательным и избирательным) -
Какими видами действия обладают ингибиторы моноаминоксидазы? (необратимым и обратимым) -
Какие препараты относятся к трициклическим антидепрессантам? (имипрамин, амитриптилин) -
Какое средство относится к четырехциклическим антидепрессантам? ((миансерин (леривон)) -
Какое влияние оказывает мапротилин на психоэмоциональную деятельность? (седативное на фоне тревоги и беспокойства; стимулирующее на фоне угнетения) -
Какой механизм действия трициклических антидепрессантов? (увеличиваютсодержание моноаминов в ЦНС).
Основные вопросы темы:
Повторить: анатомия и физиология ЦНС.
1. Психостимуляторы. Классификация по химическому строению
Производные метилксантина (пурина). Кофеин (кофеин-бензоат нат-рия).
Комбинированные препараты, содержащие кофеин: цитрамон, вазобрал, седалгин, каффетин, пенталгин, кофицил, кофетамин, панадол, аскофен, саридон, колдрекс, солпадеин.
2. Аналептики. Классификация
а) Прямые стимуляторы центров продолговатого мозга: кофеин (кофеин-бензоат натрия).
б) Рефлекторные: Н – холиномиметики - цититон (0,15% р-р цитизина), аммиака раствор (нашатырный спирт).
в) Смешанного действия: сульфокамфокаин, камфора (каметон, перкамф, сальвисар), никетамид (кордиамин).
3. Антидепрессанты. Классификация
а) Ингибиторы нейронального захвата моноаминов.
1. Неселективные блокаторы захвата моноаминов:
А) Трициклические антидепрессанты
- амитриптилин (триптизол), имипрамин (мелипрамин), кломипрамин (анафранил, клофранил), пипофезин (азафен).
Б) Тетрациклические: миансерин (леривон).
2. Селективные блокаторы захвата серотонина : пароксетин (адепресс, сертралин (золофт, депрефолт, стимулотон), флувоксамин (феварин), флуоксетин (флунисан).
3. Селективные блокаторы захвата норадреналина: мапротилин (людиомил).
4. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина: венлафаксин (велаксин), дулоксетин (симбалта).
б) Ингибиторы моноаминоксидазы – А (МАО-А): моклобемид (аурорикс), пирлиндол (пиразидол).
в) Атипичные антидепрессанты: миртазапин (мирзатен), тианептин (коаксил), адеметионин (гептор, гептрал), тразодон (трит тико).
г) Тимеретики, Тимолептики, Антидепрессанты сбалансированного спектра действия: мапротилин, кломипрамин, пароксетин, сертралин, пиразидол, венлафаксин.
4. Характеристика препаратов: механизмы действия, эффекты, показания к применению, противопоказания, побочные эффекты, осложнения, формы выпуска, особенности применения.
Самостоятельная работа:
Проводится путем письменного решения индивидуального задания (ситуационной задачи) с последующим устным обсуждением.
ЗАДАНИЕ 1
После изложенного провизором доклада на тему: «Психостимули
рующие лекарственные средства», ему были заданы вопросы:
Вопрос: Как проявляются эффекты психостимулирующего действия кофеина?
Ответ: Повышением умственной и физической работоспособности, двигательной активности, укорачиванием времени реакций, уменьшением утомления, снижением потребности во сне.
Вопрос: Отчего, в основном, зависит выраженность действия кофеина на высшую нервную деятельность?
Ответ: В значительной степени выраженность действия кофеина на высшую нервную деятельность зависит от типа нервной системы.
Вопрос: Чем обусловлена аналептическая активность кофеина?
Ответ: Стимуляцией центров продолговатого мозга.
Вопрос: Как кофеин влияет на силу и частоту сердечных сокращений? Изменяется ли при этом его потребность в кислороде?
Ответ: Сила сердечных сокращений повышается и при этом возрастает его потребность в кислороде. Частота сердечных сокращений будет зависеть от того, какие влияния на сердце будут преобладать: симпатические или парасимпатические?
Вопрос: Чем может быть обусловлена активация парасимпатических влияний на сердце под влиянием кофеина?
Ответ: Кофеин возбуждает центр блуждающего нерва.
Вопрос: Вы в своем докладе сказали, что кофеин может оказывать и сосу досуживающее и сосудорасширяющее действие. Объясните, пожалуйста, чем это обусловлено?
Ответ: Стимулируя сосудодвигательный центр, кофеин повышает тонус сосудов, а непосредственное его влияние на гладкие мышцы сосудов приводит к снижению их тонуса.
Вопрос: Чем обусловлено спазмолитическое, сосудорасширяющее действие кофеина?
Ответ: Ингибированием фосфодиэстеразы.
Вопрос: Какое значение имеет фосфодиэстераза в сокращении гладкомышечных волокон?
Ответ: Фосфодиэстераза ингибирует цАМФ, от которого зависит внутриклеточное содержание ионов Са++, влияющего на выраженность сокращений мышечных волокон.
Вопрос: Какая связь между количественным соотношением цАМФ и ионами Са++?
Ответ: При увеличении содержания цАМФ внутриклеточное содержание ионов Са, уменьшается.
Вопрос: Как влияет кофеин на сосуды сердца, мозга, органов брюшной по